Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2022 году: схемы процедур
С 1 января 2022 года количество способов закупок сократится. Изменятся формы и сроки самих процедур. Разберём алгоритмы их проведения.
С 1 января 2022 года количество способов закупок сократится. Изменятся формы и сроки самих процедур. Разберём алгоритмы их проведения.
Электронный аукцион
Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.
После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).
Рисунок 1. Как провести электронный аукцион заказчику в 2022 году
Электронный конкурс
Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.
Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства
Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.
Рисунок 2. Как провести электронный конкурс заказчику в 2022 году
Электронный запрос котировок
Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:
- лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
- услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
- товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
- спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
- товаров после одностороннего расторжения контракта;
- изделий народных художественных промыслов;
- жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.
Заявки рассматриваются и оцениваются в один этап. Через четыре рабочих дня после размещения извещения заканчивается срок приёма заявок. В течение одного часа с даты и времени срока подачи заявок заказчик получает доступ к поданным заявкам.
На подготовку итогового протокола отводится два рабочих дня после даты окончания подачи заявок. Разместить проект контрактов в ЕИС и на ЭТП нужно не позднее, чем через три часа после размещения протокола закупки (рисунок 3).
Контракт заключается через два рабочих дня после размещения итогового протокола закупки в ЕИС.
Рисунок 3. Как провести электронный запрос котировок в 2022 году
Всё о новых электронных процедурах по закону № 44-ФЗ и других важных изменениях в регламентированных закупках в 2021-2022 годах за один день, в доступной форме расскажем на семинаре: «Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021-22 годах».
Критерии оценки открытого конкурса 44-ФЗ
.png)
Открытый конкурс — один из способов определения поставщика по 44-ФЗ. Этот способ предполагает выбор победителя не только по наименьшей цене контракта, но и по ряду других критериев. Соответственно, победителем в конкурсе становится тот, кто предложил наилучшие условия. В этой статье мы подробно расскажем об открытом конкурсе, критериях оценки предложений поставщиков, а также приведём примеры оценок конкурсных заявок.
Что такое открытый конкурс
Открытый конкурс по 44-ФЗ — это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. В этом случае на выбор победителя влияет не только самое низкое предложение цены, но и другие факторы. Квалификация и опыт поставщика, качественные, функциональные и экологические качества товара, условия жизненного цикла товара — всё это критерии, по которым заказчик выбирает исполнителя контракта. Критерии, по которым оценивается участник и порядок оценки указаны в приложении к извещению «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».
Другими словами, чтобы участник стал победителем, он должен выполнить три требования.
- Заявка должна полностью соответствовать всем условиям, указанным в документации к закупке.
- Заявка должна полностью соответствовать всем нормам, указанным в законе о контрактной системе.
- Участник должен предложить лучшие условия исполнения контракта.
Заявка участника состоит из трёх частей: информации об условиях контракта, сведениях о поставщике и информации о цене.
Как проводят открытый конкурс
Заказчик указывает в закупочной документации не менее двух критериев, по которым он выбирает исполнителя. При этом цена контракта обязательно должна присутствовать в этом списке. Указывается и их процентное соотношение и значимость.
Пример: влияние цены контракта может составлять 20%, влияние квалификации поставщика — 30%, влияние качества товара — 50%.
Информация о закупке размещается в ЕИС (Единая информационная система) и к ней имеет доступ неограниченный круг лиц. Соответственно, заявку может оставить любой поставщик.
15 дней — такой минимальный срок размещения информации об открытом электронном конкурсе в ЕИС. Заказчик может внести изменения в извещение о закупке не позднее чем за один рабочий день до срока окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок продлевают ещё минимум на 10 дней.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Заказчик обязан оформить порядок рассмотрения и оценки заявок по форме, утверждённой Постановлением № 2604, которая состоит из трёх разделов:
- в первом разделе указываются данные о заказчике;
- во втором – критерии и их значимость, а также формула или шкала расчёта;
- в третьем – описание применения критериев и показателей оценки.
Окончание приёма заявок
После окончания срока приёма заявок на участие в электронном конкурсе комиссия рассматривает и оценивает поступившие заявки в установленные законом сроки. Заказчик формирует и направляет оператору площадки протоколы рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок. После получения протокола оценки вторых частей заявок оператор направляет заказчику третьи части и члены комиссии осуществляют оценку ценовых предложений и выбор победителя.
Решение о заключении контракта с тем или иным участником оформляется протоколом подведения итогов. Контракт с победителем заказчик заключает по правилам, установленным статьёй 51 Закона №44-ФЗ.
Виды критериев оценки
Все виды критериев можно разделить на две большие категории: стоимостные и нестоимостные. Как понятно из названия, к первой категории относятся критерии, так или иначе, связанные с финансами. Вторая категория вмещает в себя все остальные параметры.
Порядок оценки установлен в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 №2604. Заказчик выбирает как минимум два критерия, по которым он будет оценивать поставщиков. Один из этих критериев обязательно должен быть ценой контракта.
Стоимостные
К стоимостным критериям оценок относят:
- цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы.
Нестоимостные
К нестоимостным критериям оценок относят:
- характеристику объекта закупки;
- квалификацию участников закупки.
Как оцениваются конкурсные заявки
Для оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ заказчик использует 100-балльную систему. По каждому критерию отдельно заказчик выставляет оценку, которая и влияет на дальнейший выбор победителя.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Приложением №2 к Положению, утверждённому Постановлением №2604.
Оценка по стоимостным критериям
Для оценки по стоимостным критериям комиссия по осуществлению закупок применяет в зависимости от ситуации одну из трёх формул, указанных в Постановлении №2604.
Если цена всех предложений больше нуля,

Цi — предложение участника закупки о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги;
Цл — наилучшее ценовое предложение из всех заявок.
Участник № 1 предложил 1 000 000 рублей – это лучшая цена.
Участник № 2 предложил 1 500 000 рублей.
Участник № 3 предложил 1 250 000 рублей.
Расчёты в этом случае будут следующими:
Заявка № 1. Получает 100%
Заявка № 2. 100 — (1 500 000 — 1 000 000) / 1 000 000 × 100 = 50%
Заявка № 3. (1 250 000 — 1 000 000 / 1 000 000) × 100 = 75%
По стоимостному критерию побеждает заявка первого участника, но в расчёт нужно брать и другие критерии.
Если кто-то из участников предложил цену контракта, равную нулю или ниже, в этой ситуации заявки участников, предложивших цену выше и ниже нуля будут оценивать по разным формулам.
Для тех, кто предложил цену выше нуля, применяется:

Цнач — начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта.
Заявку с ценой ноль и ниже оценивают по формуле:

Оценка по нестоимостным критериям
В отношении нестоимостных критериев оценки применяются детализирующие показатели, раскрывающие их содержание и учитывающие особенности оценки закупаемых ТРУ.
В отношении каждого детализирующего показателя устанавливается его значимость. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов.

Постановлением №2604 установлены предельные величины в зависимости от объекта закупки.
Для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» предусмотрено применение формул, установленных Постановлением №2604. Также Постановлением №2604 установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Открытый конкурс по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 24 октября


Полезные материалы для скачивания

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора

Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

Планирование закупок по 44-ФЗ

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Открытый конкурс по 44-ФЗ – что это такое
- Преимущества и недостатки открытого конкурса по 44-ФЗ с 01.07.2019
- Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика
- Регламентируемые сроки открытого конкурса по 44-ФЗ
Многие участники тендеров полагают, что открытый конкурс по 44-ФЗ – это одна из самых непрозрачных и сложных процедур. Действительно, подготовить заявку для участия в нем достаточно сложно, да и субъективная оценка заявки заказчиком может отпугнуть.
Однако не стоит бояться подобных открытых конкурсов. С помощью нашей статьи вы сможете разъяснить большинство особо сложных моментов и наконец решиться принять участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ.
Открытый конкурс по 44-ФЗ – что это такое
При проведении госзакупок одним из вариантов организации конкурса является его открытая форма, когда заказчик составляет перечень требований к потенциальным участникам (ч. 1 ст. 48 44-ФЗ), разрабатывает конкурсную документацию и размещает всю эту информацию в Единой информационной системе (ЕИС). Соответственно, к этим сведениям получают доступ все заинтересованные лица.
Компании, желающие участвовать в открытом конкурсе, направляют заказчику свои предложения по исполнению контракта. Заказчик оценивает их на соответствие изложенным критериям и формирует рейтинг, в котором первые позиции занимают наиболее выгодные для него предложения. Победителем открытого конкурса становится организация, вышедшая на первое место в этом рейтинге (ч. 8 ст. 53 44-ФЗ).
Порядок, в котором проводится открытый конкурс по 44-ФЗ, изложен в статьях 48–55.
По похожим правилам, кроме открытого конкурса по 44-ФЗ, проводится и электронный аукцион. В чем разница между ними, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве случаев конкурентные закупки проводятся через открытый конкурс по 44-ФЗ. Эта схема применяется, если отсутствуют особые обстоятельства, описанные в статьях 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 вышеуказанного Федерального закона.
К числу исключений относятся:
- конкурентная закупка предусматривает ограниченное число участников (ст. 56 44-ФЗ);
- конкурс проводится в два этапа (ст. 57 44-ФЗ);
- конкурентная закупка проводится в виде электронного аукциона (ст. 59 44-ФЗ);
- конкурентная закупка проводится в форме запроса котировок (ст. 72 44-ФЗ);
- закупка проводится в форме запроса предложений (ст. 83 44-ФЗ);
- для определения поставщика выбрана закрытая форма конкурса (ст. 84 44-ФЗ);
- закупка предполагается у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ).
Госзакупки в соответствии с 44-ФЗ, помимо открытого конкурса, чаще всего проводятся в форме электронного аукциона. С 01.07.2019 для этой процедуры введены новые правила.
Для проведения торгов по 44-ФЗ используется 8 торговых площадок и одна специализированная, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 (ранее в списке присутствовало только 6 организаций):
- ЕЭТП;
- «РТС-тендер»;
- Сбербанк-АСТ;
- «Электронные торговые системы»;
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
- «Российский аукционный дом»;
- «ТЭК-Торг»;
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Специализированная торговая площадка– ЭТП «АСТ-ГОЗ» – представляет собой комплекс, предназначенный для проведения закрытых торгов, в данном случае относящихся области оборонных заказов. Эта платформа организована Сбербанком и государственной корпорацией «Ростех» в 2018 году.
В соответствии с 44-ФЗ предприятие в формате аукциона имеет право разместить заказ любого характера (покупка товара, выполнение работ или оказание услуг) по тем видам деятельности, которым присвоен код в классификаторе продукции (ОКПД2). Из этого списка есть исключения, которые отдельно оговариваются в 44-ФЗ. К таковым, в частности, относятся объекты конкурсных процедур закрытого типа.
Если заказчик в соответствии с законом обязан выбирать поставщика или подрядчика методом электронного аукциона, то формат проведения конкурсной процедуры выбирается на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.
В данном случае речь идёт о закупках следующих товаров и услуг:
- продукция сельского хозяйства и услуги в этой сфере;
- горнодобывающая продукция;
- продукты питания;
- одежда;
- бумага;
- фармацевтические препараты;
- компьютерное оборудование;
- услуги и работы в сфере строительства.
Список этих наименований состоит из более чем 50 классов ОКПД2.
При осуществлении некоторых закупок из данного перечня могут применяться особые условия. В частности, если строительные работы проводятся на технически сложных или уникальных объектах, а также относящихся к категории особо опасных, то организация электронного аукциона будет необязательной. Кроме этого, заказчик имеет возможность проводить конкурсную процедуру для ограниченного круга продавцов, если предметом закупки является продовольствие для образовательных организаций.
Обратите внимание! П. 2 ст. 59 предусматривает обязанность заказчика проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров и услуг, входящих в перечни, утвержденные правительством и властями региона. Но это положение не распространяется на закупки путём запроса котировок, запроса предложений (ст. 83) и у единственного поставщика (ст. 93). Также заказчик имеет возможность проводить конкурентные закупки в отношении продукции, не входящей в вышеуказанные обязательные перечни.
Преимущества и недостатки открытого конкурса по 44-ФЗ с 01.07.2019
Реализация конкурентных закупок методом открытого конкурса по 44-ФЗ имеет следующие преимущества:
- победитель определяется с учётом не только наиболее выгодной заказчику цены, но и принимаются во внимание другие существенные качества товара;
- заказчик может привлекать специализированные организации на стадии подготовки документации и проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 40), в том числе поручить разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС);
- проведение конкурентной закупки на электронной площадке в формате открытого электронного конкурса по 44-ФЗ обеспечивает отсутствие технических сбоев.
Процедура открытого конкурса имеет и некоторые недостатки:
- Поскольку существует жёсткий регламент проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (оформление документов, требования к объектам закупки, участникам, самой процедуре), то уполномоченные органы часто контролируют, каким образом и насколько правильно выбирается поставщик.
- Проведение открытого конкурса занимает достаточно много времени, если сравнивать с остальными видами конкурентных закупок.
- Сама процедура открытого конкурса очень сложна, поэтому заказчики и конкурсные комиссии часто допускают ошибки, которые в дальнейшем оборачиваются проблемами.
- Заказчик должен выполнить намного больше работы при проведении открытого конкурса (если сравнивать с аукционом по 44-ФЗ в электронном виде). В частности, добавляется процедура приёма, регистрации и хранения заявок.
Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика
Шаг № 1. Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса
Этот этап предполагает, что заказчик определяется с необходимостью проведения конкурентной закупки, её формой. Решаются организационные вопросы, планируется график открытого конкурса, создаётся конкурсная комиссия (состав, положение о комиссии, регламент ее работы). Часть функций при необходимости заказчик может делегировать специализированной компании.
Шаг № 2. Публикация извещения о проведении открытого конкурса
Информация о проведении открытого конкурса должна быть опубликована в ЕИС не менее чем за 20 дней до того момента, как заказчик приступит к вскрытию конвертов или будет открыт доступ к электронным заявкам. Помимо ЕИС, объявления об открытом конкурсе (по желанию заказчика) могут быть опубликованы в СМИ. В извещении должны содержаться следующие сведения:
- стандартные данные, характеризующие саму закупку;
- критерии, которым должен соответствовать потенциальный поставщик, и перечень документов, передаваемых заказчику;
- описание способа, которым участники могут получить конкурсную документацию (место, сроки, стоимость снятия копий);
- календарное число, время и место открытия заявок, период их рассмотрения и оценки;
- какие участники могут получить преимущество в открытом конкурсе;
- условия, относящиеся к национальному режиму закупки;
- номера счетов, на которые перечисляются деньги, являющиеся обеспечением заявок.
Шаг № 3. Подготовка документов

Помимо извещения, заказчик должен подготовить и опубликовать конкурсную документацию и проект контракта. Если заказ предполагает несколько объектов, то все вышеуказанные документы оформляются для каждого лота. Вся информация по открытой процедуре закупки также размещается в ЕИС. Неограниченный доступ к ней получают все заинтересованные лица.
Момент публикации конкурсных документов является отправной точкой, когда потенциальные участники получают полные сведения об открытом конкурсе. До этого заказчик не имеет права передавать какую-либо информацию потенциальным поставщикам.
Конкурсная документация содержит сведения, изложенные в извещении, а также:
- данные об объекте закупки и условиях поставок;
- обоснование НМЦК;
- требования, которых должен придерживаться участник открытого конкурса при составлении своего предложения;
- инструкцию по оформлению заявки;
- указание на обстоятельства, на основании которых могут изменяться условия контракта, если таковое не противоречит закону;
- указание на возможность оформления договоров по НИОКР с несколькими участниками;
- регламент и временные промежутки отзыва заявок, поступивших после закрытия приема предложений, а также порядок внесения корректировок;
- правила, по которым участник может запросить разъяснения;
- регламент рассмотрения заявок и параметры их оценки с указанием значимости каждого из них;
- условия обеспечения заявки и контракта – требования к банковской гарантии;
- данные о специалистах контрактной службы, которые отвечают за закупку;
- сведения о сроках, в которые победитель открытого конкурса обязан подписать контракт. Критерии, на основании которых участник признается уклоняющимся;
- условия, в соответствии с которыми одна из сторон вправе инициировать расторжение контракта.
В документации не должно быть условий, которые ограничивают как количество потенциальных поставщиков, так и их доступ к участию в открытом конкурсе.
У заказчика имеется право внесения корректировок в конкурсную документацию. Но только в том случае, если до конца принятия предложений остаётся 5 дней и более. Нельзя изменять объект закупки и суммы обеспечения.
Если заказчиком вносятся корректировки в конкурсную документацию, то информацию в ЕИС нужно откорректировать в течение одного рабочего дня, и в течение 2 рабочих дней все поправки должны быть отправлены тем участникам, которым ранее предоставлялась документация.
Если вносились изменения в конкурсную документацию, то после их публикации до конца периода, отпущенного для принятия заявок, должно оставаться более 10 дней. При необходимости конечный срок принятия заявок переносится. Если корректировке подвергалась документация только по одному из лотов, то продлевать срок нужно лишь по нему.
Если у потенциальных поставщиков возникает необходимость в уточнении и разъяснении некоторых положений конкурсной документации, то они вправе отправить соответствующий запрос (электронный или на бумаге) заказчику, при условии что до конца приёма заявок остаётся более 5 дней. Заказчику даётся 2 рабочих дня на подготовку ответа. Разъяснения публикуются также и в ЕИС в течение одного рабочего дня. При этом запрещено называть организацию, направившую запрос. Не допускается также, чтобы разъяснение изменяло существенные положения конкурсной документации.
Шаг № 4. Прием и регистрация заявок
Конкурсная документация обязательно содержит сведения, куда, в какие сроки, в каком порядке необходимо подавать заявку. Закон предусматривает, что предложение можно направить:
- на бумажном носителе. Оно запечатывается в плотный конверт таким образом, чтобы содержимое невозможно было просмотреть;
- в виде электронного документа. Доступ к нему может быть открыт только после окончания приема заявок.
Компания, объявившая открытый конкурс по 44-ФЗ, прилагает образец заявки к конкурсной документации. Но участник может составить её по своей форме.
Потенциальный поставщик в своей заявке должен указать следующую информацию и приложить необходимые документы:
- Основные сведения. Для юридических лиц: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: Ф. И. О., реквизиты паспорта, ИНН, адрес.
- Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия) с датой выдачи не ранее 6 месяцев от начала открытого конкурса (размещения данных о нём в ЕИС). Заказчик сам устанавливает, в какой именно форме он принимает выписки. Некоторых не устраивает электронный документ, заверенный ЭЦП сотрудника ФНС. Поэтому более надежный вариант – выписка на бумаге.
- Участники с иностранным гражданством готовят следующий пакет бумаг:
— копии удостоверяющих личность документов;
— копии документов о государственной регистрации юридического лица или ИП в соответствии с законами собственной страны с переводом на русский язык, нотариально заверенным.
— копия решения, которым конкретное лицо назначается руководителем;
— копия приказа, назначающего представителя;
— доверенность, в соответствии с которой полномочия возлагаются на иное лицо, помимо руководителя. Доверенность подписывается главой организации, в противном случае потребуется приложить ещё один документ, удостоверяющий полномочия подписавшего доверенность лица.
Помимо вышеуказанной документации, заявка должна содержать следующее:
- Основные параметры объекта закупки: стоимость единицы, данные о стране-производителе.
- Участник должен документально подтвердить, что его товар соответствует требованиям, изложенным в конкурсной документации. Но это не должны быть бумаги, которые участник получает от своего поставщика при покупке товара – у заказчика нет права требовать такую документацию.
- Если стоимость контракта не превышает 15 млн руб., то для предложений на 25 % меньше НМЦ потребуется документальное подтверждение добросовестности потенциального поставщика. Альтернативой таковому в случае победы данной заявки является повышенное в 1,5 раза обеспечение контракта.
- Документально подтвержденный факт перевод денег в пользу заказчика (либо банковская гарантия) с целью обеспечения заявки.
Если конкурсная документация содержит требования к квалификации заказчика, то участнику необходимо подтвердить степень своего соответствия этому критерию. Если же в заявке подобные документы отсутствуют, то это не может быть поводом для её отклонения. В данном случае участник получает 0 баллов за этот пункт.
Потенциальный поставщик может приложить к заявке в качестве обоснования различные графические изображения, характеризующие товар, а также пробные образцы.
Это весь перечень информации, которая прилагается к заявке. У заказчика нет права требовать какие-либо другие документы.
Каждый участник имеет возможность подать одну заявку на всю закупку либо на один лот. Существует схема, когда несколько исполнителей объединяются для выполнения одного заказа, например, когда речь идет о совместном создании произведения искусства. В этом случае группа исполнителей признается одним участником.
Если объектом закупки являются два и более научных изыскания, то потенциальный исполнитель может подавать заявку на проведение только одного исследования.
Участник открытого конкурса самостоятельно несет ответственность за достоверность предоставленной информации и документов.
Шаг № 5. Рассмотрение заявок
По мере поступления заявок заказчик их регистрирует и сохраняет. При этом он руководствуется следующими правилами:
- Если участник открытого конкурса не указал на конверте или в документации сведения о себе самом, то это не является поводом для отклонения заявки.
- Последним моментом принятия заявок считается время, на которое назначено вскрытие конвертов или получение доступа к электронным заявкам.
- Сохранность конвертов до момента вскрытия полностью обеспечивается заказчиком. Он не имеет права их открывать и обязан сохранить их целостность.
- Заявки не могут быть зарегистрированы после момента официального окончания их приема. Те из них, которые пришли позже, заказчик обязан отправить обратно по обозначенному на конверте адресу.
- Если условиями открытого конкурса не заинтересовалась ни одна организация, то есть не было подано ни одной заявки, то процедура считается несостоявшейся. То же самое справедливо в отношении отдельного лота.
Все поступившие заявки в бумажной и электронной форме открываются конкурсной комиссией в месте и в момент времени, указанные в первоначальных условиях. Процедура фиксируется посредством аудиозаписи. В качестве присутствующих на неё допускаются все, кто подавал заявку.
Иногда потенциальные поставщики могут подавать свои заявки даже во время процедуры вскрытия конвертов, если это условие специально оговорено в конкурсной документации.
Сам процесс вскрытия конвертов озвучивается заказчиком и фиксируется в протоколе в следующем порядке:
- дата, место, время вскрытия конвертов;
- название организации или ИП, заявка которого вскрыта;
- перечисляются документы и прочая информация, содержащаяся в заявке;
- предлагаемые участником условия по закупке, позволяющие оценить их выгоду.
Открытый конкурс признается несостоявшимся не только в случае отсутствия заявок, но если подана одна единственная. Об этом факте также делается запись в протоколе, который подписывают все члены комиссии. Для публикации протокола в ЕИС отводится следующий рабочий день. Если от одного участника поступают сразу две заявки, то он выбывает из открытого конкурса и его документы не рассматриваются.
Шаг № 6. Оценка заявок и подведение итогов
После того как вскрыты конверты, заказчик в течение 20 рабочих дней оценивает поступившие предложения. Если закупки осуществляются в сфере науки, искусства и культуры, то срок рассмотрения увеличивается до 30 дней. Если в ходе процедуры продлевается период рассмотрения заявок, то информация об этом должна быть отражена в ЕИС.
Заявки подвергаются оценке с точки зрения соответствия их оформления, содержания, а также самого участника требованиям конкурсной документации. Далее фактически к участию в открытом конкурсе по 44-ФЗ допускаются заявки, не имеющие отклонений по этим критериям.
Не будут приняты во внимание следующие заявки:
- заявка или участник не соответствуют условиям конкурса;
- участник предоставил недостоверную информацию.
Конкурсная комиссия анализирует заявки в соответствии с требованиями, указанными в документации. Если соответствие установлено только по одной заявке или все они в чём-либо нарушают условия открытой процедуры, то конкурс объявляется несостоявшимся.
Конкурсная комиссия анализирует предложения участников, оценивая их с точки зрения выгоды заказчика. При этом наиболее привлекательные условия получают более высокие порядковые номера. Таким образом на первом месте оказывается самое выгодное предложение, которое и становится победителем открытого конкурса. Если два участника направляют одинаково выгодные заявки, то приоритет отдается поступившей ранее. Если объектом закупки являются два и более научных изыскания, то по каждому из них выбирается свой победитель.
По результатам рассмотрения заявок составляется протокол, в который включаются следующие данные:
- дата, место и время оценки заявок;
- информация о компаниях, чьи заявки были рассмотрены;
- информация о компаниях, заявки которых были отклонены (приводится обоснование отказа со ссылками на положения закона или на конкурсную документацию);
- при отклонении заявки данное решение должен подтвердить каждый из членов комиссии;
- регламент проведения оценки заявок;
- баллы, которые набрала каждая заявка, на основании установленных критериев;
- регистрационный порядковый номер заявки;
- названия и контактная информация организаций, которым присвоены позиции 1 и 2.
Оформляется два экземпляра протокола, на которых каждый из членов комиссии должен поставить свою подпись. Один экземпляр остается у заказчика, а второй посылается победителю конкурса в трехдневный срок с момента оформления. Одновременно ему должен быть направлен проект контракта. В течение следующего рабочего дня протокол должен быть опубликован в ЕИС.
Любой участник открытого конкурса, пославший заявку, имеет право письменно просить заказчика проинформировать об итогах. Заказчику даётся два рабочих дня для того, чтобы отправить ответ.
Заказчик обязан сохранять всю документацию по итогам открытого конкурса как минимум три года. В случае несогласия с выводами комиссии участник имеет право обжаловать их в установленном законом порядке.
Шаг № 7. Подписание контракта с победителем
После публикации итогового протокола в 10-дневный срок необходимо подписать контракт с победителем открытого конкурса. Этому предшествует предоставление обеспечения исполнения контракта со стороны поставщика. Если победитель не выполняет данные условия, то он признается уклоняющимся от заключения контракта. В этом случае у заказчика есть два возможных варианта действий:
- обратиться в суд с требованием взыскать убытки с победителя конкурса, если реальные расходы превысили сумму обеспечения заявки;
- продолжить процедуру, где исполнителем будет 2-й победитель. Ему также заказчиком направляется проект контракта (на это отводится 10 дней после того, как закреплен факт уклонения первого кандидата). Второй победитель должен действовать по той же схеме, что указана выше (направить обеспечение и оформить контракт). Но делать это он может на добровольной основе, даже в случае отказа ему не грозит быть признанным уклоняющимся.
Если победитель подписал контракт, то же самое должен сделать и заказчик в течение 10 последующих дней. Иначе заказчик также может быть признан уклоняющимся. Тогда у победителя конкурса появляется основание через суд требовать возмещения убытков, возникших в результате участия в открытом конкурсе.
После заключения контракта не позже 5 рабочих дней исполнителю возвращаются средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки.
При возникновении обстоятельств, не позволяющих вовремя подписать контракт (форс-мажор, судебное решение), необходимо известить контрагента в течение одних суток. Затем все процедуры откладываются на 1 месяц. Как только препятствия теряют силу, об этом необходимо уведомить контрагента и продолжить взаимодействие.
Регламентируемые сроки открытого конкурса по 44-ФЗ
Если организуется открытый конкурс, то 44-ФЗ устанавливает сроки его проведения (калькулятор в Интернете позволит быстро рассчитать все временные промежутки).
Выстроить график открытого конкурса по 44-ФЗ поможет таблица:
Этап открытого конкурса
Регламентируемый срок
Основание по 44-ФЗ
Размещение информации о проведении открытого конкурса в ЕИС
Не менее 20 дней до окончания подачи заявок
Статья 49 часть 1
Размещение заказчиком в свободном доступе или передача участникам конкурсной документации
Одновременно с объявлением о проведении открытого конкурса либо в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса
Статья 50 часть 3, 4
Подача участником запроса на разъяснение документации
За 5 и более дней до даты вскрытия конвертов
статья 50 часть 7
Ответ за запрос участника о предоставлении разъяснений в отношении конкурсной документации
Максимум 2 рабочих дня с момента поступления запроса
Статья 50 часть 7
Публикация в ЕИС ответа на запрос участника о предоставлении разъяснений
В течение рабочего дня с момента направления ответа участнику
Статья 50 часть 8
Внесение корректировок в конкурсную документацию и публикация новой редакции
За 5 и более дней до даты окончания подачи заявок
Статья 49 часть 4
Размещение в ЕИС обновленной конкурсной документации
В течение рабочего дня с момента внесения изменений
Статья 49 часть 4
Предоставление исправленного варианта участникам, которым ранее предоставлялась конкурсная документация
В течение 2 дней (рабочих) с момента вступления решения в силу
Статья 50 часть 6
Вынесение заказчиком решения об отмене открытого конкурса
Не менее чем за 5 дней до момента окончания подачи предложений
Статья 36 часть 1
Вскрытие конвертов и оформление протокола
День окончания подачи заявок
Статья 52 часть 1
Размещение в ЕИС протокола вскрытия конвертов с заявками
Не более 1 дня с момента подписания протокола
Статья 52 часть 7
Рассмотрение заявок и оформление по его итогам протокола
20 и менее дней с момента вскрытия заявок
Статья 53 часть 1
Размещение финального протокола закупки в ЕИС
В течение рабочего дня, следующего за датой формирования протокола
Статья 53 часть 12
Направление победителю открытого конкурса итогового протокола и контракта
Не более 3 дней с даты публикации итогового протокола
Статья 53 часть 12
Подписание контракта победителем и его направление заказчику вместе с документом, подтверждающим предоставление обеспечения контракта
Максимально 10 дней с даты получения контракта на подпись
Статья 54 часть 3
Общая продолжительность процедуры подписания контракта
Минимум 10 и максимум 20 дней с даты размещения в ЕИС финального протокола
Статья 54 часть 2
Очень важно соблюдать сроки при организации конкурентной закупки. Следует использовать калькулятор, проводя открытый конкурс по 44-ФЗ. Если заказчик вышел за регламентированные законом рамки, то ему грозит штраф.
Закупки в электронной форме: особенности проведения, сроки
Основным нововведением Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ (далее – Закон № 504-ФЗ) стала возможность осуществлять закупки в электронной форме. Такая возможность появится у учреждений уже с июля этого года, а обязательными электронные закупки станут с 01.01.2019. При этом с названной даты проведение процедур определения поставщиков в бумажной форме будет невозможно, за исключением некоторых случаев, определенных Законом № 44-ФЗ. Сейчас уже весна, так что время подготовиться есть, но его не так много. В комментарии расскажем, какие закупки можно проводить в электронной форме и в какие сроки, а также обратим внимание на особенности их проведения.
Законом № 504-ФЗ предусмотрены открытые и закрытые электронные процедуры. Они могут проводиться в форме:
конкурса (открытого, с ограниченным участием, двухэтапного);
Электронные закупки будут осуществляться на электронной площадке – сайте в Интернете, соответствующем определенным требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков, или же специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи для проведения закрытых способов определения поставщиков.
Правительство РФ должно утвердить перечень операторов таких площадок, и если к 01.07.2018 операторы не будут отобраны, то электронные закупки будут проводиться на старых площадках.
За проведение электронной процедуры, возможно, придется платить, если Правительство РФ предоставит операторам площадок право взимать плату (ч. 4 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, плата может взиматься и с участников, и с победителя или лица, с которым заключается контракт. Порядок взимания платы, а также ее размер установит Правительство РФ.
Открытый конкурс в электронном виде
Из всех процедур именно эта регламентирована наиболее подробно. Согласно ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация
Статьей 54.2 Закона № 44-ФЗ определены требования к извещению. Наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона № 44-ФЗ (сведения о заказчике, ограничение участия в определении поставщика, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и т. д.) в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме нужно указать сведения, представленные на схеме.
Извещение нужно разместить в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Напомним, что при «бумажном варианте» конкурса извещение размещается не менее чем за 20 дней (ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
В случае необходимости в извещение могут вноситься изменения (изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в конкурсе в электронной форме не допускаются). Сделать это можно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. В таком случае:
в течение одного дня с даты принятия решения об изменении извещения изменения размещаются ЕИС;
срок подачи заявок продлевается так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.
Одновременно с извещением размещается конкурсная документация, требования к которой установлены ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ. Документация также может быть скорректирована. Правила внесения в нее изменений аналогичны корректировке извещения.
К сведению: любой участник конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, но не более трех раз. В течение двух рабочих дней с даты поступления запроса заказчик должен разместить в ЕИС разъяснения положений конкурсной документации – при условии, что запрос поступил к нему не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок.
Подача заявок
На основании ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения о цене контракта – трех электронных документов, которые подаются одновременно:
1. Первая часть заявки. Должна содержать согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, предложение участника о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, при закупке товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, – указание на страну происхождения товара, конкретные показатели товара, указание на товарный знак, если в конкурсной документации отсутствует такое указание или предлагается товар с отличным от указанного в конкурсной документации товарным знаком (п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ).
Не допускается отражение в первой части заявки сведений об участнике.
2. Вторая часть заявки. Должна содержать сведения об участнике закупки и копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ и услуг (если это предусмотрено документацией о закупке), соответствие участника требованиям конкурсной документации (прилагаются лицензия, декларация о принадлежности к СМП, СОНО, о получении преимуществ как организация инвалидов или УИС, подтверждение квалификации и т. д.) и декларацию о соответствии требованиям, установленным п. 3 – 9, 11 ч. ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
3. Ценовое предложение – предложение о цене контракта.
Отметим, что оператор электронной площадки, где проводится конкурс, может вернуть заявку участнику с указанием причин возврата, а таковые определены ч. 11 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ.
Рассмотрение и оценка первых частей заявок
Законодатели установили несколько сроков для рассмотрения и оценки первых частей заявок. Для наглядности представим их на схеме.
По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки или об отказе в допуске к участию. Отметим, что отказ в допуске возможен лишь по следующим причинам:
непредоставление информации, которая должна содержаться в первой части, или предоставление недостоверной информации;
несоответствие предложений участника требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ и установленным в извещении, конкурсной документации;
указание в первой части заявки участника сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок составляется протокол, который не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок направляется заказчиком оператору электронной площадки. Информация, которая должна содержаться в таком протоколе, названа в ч. 6 ст. 54.5 Закона № 44-ФЗ. В течение часа с момента поступления оператору протокола он обязан направить решение заказчика всем участникам.
Если по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию всех участников, подавших заявки, или о признании только одного участника его участником, открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.
Подача окончательных предложений и рассмотрение вторых частей заявок
Участники, допущенные к участию, могут подавать окончательные предложения о цене контракта. Каждый участник может направить лишь одно такое предложение. Подача окончательных предложений о цене проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении, в течение трех часов (ч. 2 ст. 54.6 Закона № 44-ФЗ).
Днем подачи предложений о цене является рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок. Например, если учреждение закончит рассматривать первые части 23 июля, то днем подачи окончательных предложений будет 25 июля.
Обратите внимание: участник может снизить цену, указанную при подаче заявки, а может не подавать окончательного предложения – в таком случае цена, поданная первоначально, считается окончательной.
В течение часа с момента завершения подачи окончательных предложений оператор электронной площадки формирует протокол. После этого оператор в течение часа направляет заказчику вторые части заявок.
На данном этапе заявка участника тоже может быть отклонена. Причины для отклонения названы в ч. 4 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ. А все допущенные заявки оцениваются по критериям, установленным конкурсной документацией.
По итогам рассмотрения вторых частей заказчик формирует протокол, а оператор электронной площадки публикует его и протокол рассмотрения первых частей заявок в течение часа с момента поступления.
Подведение итогов электронного конкурса
Согласно ч. 11 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора площадки протокола подачи окончательных предложений конкурсная комиссия на основании протоколов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме. Этот протокол размещается заказчиком в ЕИС и направляется оператору электронной площадки в день подписания.
Победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие которого присвоен первый номер.
Последствия признания конкурса несостоявшимся
Согласно ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ заказчик не позднее чем на следующий рабочий день после дня признания конкурса несостоявшимся продлевает срок подачи заявок на участие на десять дней с даты размещения соответствующего извещения, если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что:
не подано ни одной заявки;
конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всем участникам закупки;
комиссия отклонила все заявки.
Если в результате продления конкурс признан не состоявшимся по тем же основаниям, нужно внести изменения в план-график и провести закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.
Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс
Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:
1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:
– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.
2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:
– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.
Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.
По результатам первого этапа заказчик вправе уточнить условия закупки, а участник вправе отказаться от участия во втором этапе конкурса.
Второй этап конкурса проходит по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме.
Запрос котировок и запрос предложений в электронной форме
Особенности осуществления данных процедур представим в таблице.
Параметр
Запрос котировок в электронной форме
Запрос предложений в электронной форме
Статьи 82.1 – 82.6 Закона № 44-ФЗ
Статья 83.1 Закона № 44-ФЗ
Заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие
Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается в ЕИС не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса
Условия применения способа
НМЦК не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.
Такая закупка проводится:
– для заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
– для осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, который расторгнут заказчиком на основании ч. 9 или 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
– для осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в установленном законодательством порядке
Кто признается победителем
Участник, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер
Участник, окончательное предложение которого наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям
Электронный аукцион и закрытые процедуры
Механизмы и этапы закрытых электронных процедур совпадают с открытыми, только проводятся на специализированных площадках.
Существуют некоторые изменения относительно проведения электронного аукциона. Например, если НМЦК не превышает 3 млн руб., срок рассмотрения первых частей заявок не может быть более одного рабочего дня. Кроме того, установлен минимальный шаг аукциона – 100 руб.
Заключение контракта по итогам электронных процедур
Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.
Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.
Обратите внимание: контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней, а в случае определения поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем семь дней.
В течение трех дней после повторного размещения проекта участник обязан подписать контракт. Заказчик со своей стороны также должен в течение трех дней подписать контракт, размещенный участником в ЕИС.
Подведем итог
Как видим, наиболее детально регламентировано проведение конкурса в электронной форме, остальным закупкам уделено чуть меньше внимания. Но все же закупочная деятельность учреждения с применением таких способов закупки должна существенно облегчиться, поскольку стали чуть короче сроки закупки, да и документы должны будут оформляться в электронном виде. С 01.07.2018 можно попробовать осуществлять такие закупки и уже к моменту обязательного их применения быть абсолютно готовым.