Статья 38
Статья 38. Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. В этом случае нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с универсальной лицензией, должны быть едиными для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, должны быть едиными для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемые для небанковских кредитных организаций, должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, не могут быть выше нормативов обязательных резервов, устанавливаемых для банков с универсальной лицензией.
(часть третья в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть дифференцированным для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. В этом случае максимальная величина коэффициента усреднения обязательных резервов, устанавливаемого для банков с универсальной лицензией, должна быть единой для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемого для банков с базовой лицензией, должна быть единой для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемого для небанковских кредитных организаций, должна быть единой для всех небанковских кредитных организаций.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Банк России имеет право установить порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России, усредненной величины обязательных резервов, рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов.
При нарушении обязательных резервных требований Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы) и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств, рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов, определяемой как разница между предоставленной кредитной организации и фактически поддержанной кредитной организацией усредненными величинами обязательных резервов, в размере и порядке, установленных Банком России.
Банк России также имеет право взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 484-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, перечисляются на счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.
Коэффициент усреднения обязательных резервов — это.
Коэффициент усреднения обязательных резервов — это показатель, имеющий значимость для кредитных организаций, в качестве одной из обязанностей для которых установлена необходимость создания резерва в Банке России (ЦБ РФ). Рассмотрим, какие документы регулируют вопросы, имеющие отношение к этому коэффициенту, какова его величина и как он применяется.
Зачем кредитной организации резерв
Обязанность кредитных организаций по созданию резервов (фондов) закреплена в ст. 24 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. Здесь же указана цель их формирования: резервы служат одним из инструментов обеспечения финансовой надежности кредитной организации.
Детализация вопросов, регулирующих процесс работы с резервами, поручена Банку России (ст. 24, 25 закона от 02.12.1990 № 395-1). В их числе:
- разработка процедуры формирования резерва;
- установление его минимального размера;
- определение порядка использования.
Законодательные основы резервирования
Необходимую информацию для работы кредитных организаций с обязательными резервами содержат:
- закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ст. 38), возлагающий основные функции по установлению необходимых для резервирования процедур на Совет директоров ЦБ РФ и определяющий основные принципы резервирования;
- положение ЦБ РФ «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 01.12.2015 № 507-П, детально описывающее процедуру создания резервов и поддержания их объемов, а также иные вопросы, относящиеся к обязательным резервам;
- положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 16.07.2012 № 385-П, определяющее перечень счетов бухучета, остатки на которых задействуются для расчета объема резервируемых обязательств;
- письмо ЦБ РФ «Об отражении в бухгалтерском учете кредитной организации операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 11.08.2010 № 113-Т, разъясняющее порядок учета операций, проводимых в кредитной организации в отношении созданного резерва;
- указания ЦБ РФ об установлении (изменении) числовых показателей (резервных требований), существенных для расчета размера образуемого резерва.
К числу одного из таких числовых показателей, устанавливаемых ЦБ РФ, относится и коэффициент усреднения.
Принципы формирования резерва
В число общих принципов, которыми кредитные организации руководствуются при образовании резервов, входят:
- обязательность наличия резервов у всех кредитных организаций на всем протяжении их существования;
- формирование резервов в отношении обязательств, имеющихся как перед юридическими, так и перед физлицами, в т. ч. перед иностранными;
- возможность исключения из перечня обязательств, в отношении которых создаются резервы:
- со сроком погашения более 3 лет;
- выраженных в неденежной форме;
- между обособленными подразделениями;
- перед иными кредитными организациями, международной финансовой организацией, созданной при участии РФ, Внешэкономбанком, ЦБ РФ, Агентством по страхованию вкладов, перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями;
- необходимость формирования резервов в валюте обязательств, т. е. как в российских рублях, так и в инвалюте;
- создание резервов на счетах, открытых в ЦБ РФ.
Однако вариантов создания резервов существует два (п. 1.3 положения ЦБ РФ от 01.12.2015 № 507-П):
- На особых счетах, открытых в ЦБ РФ специально для хранения средств созданного резерва. Величина такого резерва определяется посредством применения установленных ЦБ РФ нормативов к среднему объему обязательств, в отношении которых осуществляется резервирование. Размер обязательств берется за отчетный период (обычно равный месяцу). Резерв уменьшается на остаток имеющихся в кассе организации наличных денег в российских рублях, но не больше чем на 25% (п. 3.5 положения ЦБ РФ от 01.12.2015 № 507-П).
- Путем поддержания на корреспондентских счетах, имеющихся у организации в ЦБ РФ, усредненной величины обязательного резерва на протяжении отчетного периода. Объем такого резерва рассчитывают, применяя к нормативному значению резерва коэффициент, называемый коэффициентом усреднения. Размер коэффициента устанавливается в пределах от 0 до 1 (ст. 38 закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ), т. е. он является понижающим. Отсутствие обязанности перечисления средств на особый счет (т. е. их извлечения из оборота) позволяет организации, по существу, полноценно использовать все имеющиеся у нее средства, контролируя лишь величину остатка на счетах в ЦБ РФ. Поэтому право на усреднение получает не каждая из кредитных организаций. Невыполнение обязанности по поддержанию уровня остатков на счетах приводит к доначислению суммы резерва до объема, рассчитанного по нормативу.
Выбранный способ создания утверждается в ЦБ РФ на основании представленного ему расчета резерва (после проверки кредитной организации на соответствие необходимым требованиям, если выбран вариант усреднения).
О том, по каким правилам создают резервы по обязательствам организации, не относящиеся к кредитным, читайте в статье «Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности».
Коэффициент усреднения: зачем и для кого
Таким образом, коэффициент усреднения обязательных резервов — это показатель, позволяющий снизить объем обязательного резерва той кредитной организации, которой доступен способ создания такого резерва без осуществления обязательных отчислений на особые счета, открываемые в ЦБ РФ.
Вправе воспользоваться таким способом резервирования кредитная организация, которая (п. 5.2 положения ЦБ РФ от 01.12.2015 № 507-П):
- по своим экономическим показателям классифицируется как относительно благополучная;
- не имеет неоплаченных долгов по резерву или штрафов за невыполнение требований по созданию и поддержанию резерва;
- имеет не больше чем одно неисполнение обязанности по поддержанию уровня остатков на корреспондентских счетах;
- не имеет обязательств перед ЦБ РФ, характеризующихся как просроченные.
Как устанавливают величину коэффициента
Оба показателя, влияющие на размер создаваемого резерва (норматив и коэффициент усреднения), устанавливает ЦБ РФ документами, издаваемыми с регулярностью, обусловленной изменением текущей экономической ситуации в стране. Последним таким документом является указание ЦБ РФ от 27.06.2016 № 4052-У. Действие его началось с отчетного периода, определяемого как «1 августа — 1 сентября 2016 года».
Нормативы обязательных резервов, указанные в нем, дифференцируются по видам лиц, перед которыми имеются обязательства, и видам валюты, в которой эти обязательства существуют (российский рубль или инвалюта). Значения нормативов составляют 5, 6 и 7%.
Коэффициенты усреднения, приведенные в указании ЦБ РФ от 27.06.2016 № 4052-У, сохраняют свою величину с сентября 2015 года, несмотря на издание в имеющемся промежутке времени нескольких аналогичных документов, опубликованных в связи с корректировкой в сторону увеличения значения норматива. Величина коэффициента усреднения составляет:
- 0,8 — для банков;
- 1 — для небанковских кредитных организаций.
Итоги
За кредитными организациями законодательно закреплена обязанность создания резервов в отношении имеющихся у них краткосрочных (до 3 лет) обязательств. Способов создания такого резерва существует два: накопление средств на особом счете в ЦБ РФ и поддержание определенного уровня остатков на корреспондентских счетах кредитной организации. Второй способ для расчета объема обязательного резерва требует применения коэффициента усреднения.
Что такое коэффициент усреднения обязательных резервов
Согласно действующему законодательству кредитные организации обязаны создавать резервы, резервные фонды. Усреднение обязательных резервов — это право банка исполнять нормативы обязательных резервов за счет поддержания определенной их доли. Доля регулируется и ограничивается законодательно установленным на определенный период коэффициентом усреднения. Об экономической сущности и использовании коэффициента усреднения обязательных резервов и пойдет речь далее.
Резервы кредитных организаций и законодательство
Необходимость создания резерва банка декларируется в ФЗ-395-1 от 2/12/90 «О банках» (ст. 24). Резерв здесь признается инструментом, обеспечивающим финансовую надежность учреждения. Далее в этой же статье и ст. 25 говорится об определяющей роли ЦБ РФ в разработке законодательных и нормативных материалов, регулирующих данный процесс.
Законодатель развивает эту мысль в ФЗ-86 от 10/07/02 «О Центральном Банке». В статье 38 этого Закона говорится, что условия обязательных резервных требований, их размеры устанавливает Совет Директоров.
Какие существуют нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России (резервные требования)?
Обязательные резервные требования, предъявляемые к тому или иному банку, могут выражаться:
- нормативом обязательных резервов;
- коэффициентом усреднения обязательных резервов.
Кстати говоря! Нормативы обязательных резервов устанавливаются не выше 20% от обязательств.
Требования по созданию резервных фондов относятся:
- к банкам (как с универсальной лицензией, так и с базовой);
- к небанковским кредитным организациям.
Порядок исполнения требований прописан в документе №507-П от 01/12/15 – Положении «Об обязательных резервах кредитных организаций». Нормативный акт описывает, как создается и поддерживается резерв, какие обязательства относятся к резервируемым, как осуществляется контроль ЦБ РФ за исполнением обязательных резервных требований и другие вопросы. В частности, установлено, что обязанность создавать резервы действует во все время действия лицензии, полученной от ЦБ РФ; резервируются обязательства перед организациями и гражданами, в том числе и нерезидентами.
Некоторые обязательства из резервирования исключаются, например, обязательства, выраженные в драгметаллах и драгоценных камнях; обязательства между обособленными подразделениями кредитной организации и др.
Величина резерва, рассчитанная по нормативу от объема обязательств, хранится на выделенных для этого особых счетах ЦБ РФ («счет по учету обязательных резервов»). Резерв, рассчитанный через коэффициент усреднения посредством применения его к нормативу, помещается на корсчет/субсчет, открытый организацией в ЦБ РФ.
Размеры резервирования, в том числе и размеры коэффициента усреднения, устанавливаются ЦБ РФ отдельным документом, актуальным в определенный момент времени и в определенной экономической ситуации. В настоящее время это Указание №5158-У от 31/05/19 г.
Применение коэффициента усреднения
Можно заметить из сказанного выше, что условия применения коэффициента усреднения обязательных резервов более выгодны для кредитной организации, чем работа с только резервами по установленному нормативу.
На открытом корсчете обязательным для организации является поддержание среднего объема обязательного резерва в отчетном периоде. Перечислять средства на особый счет не нужно, значит, они находятся в обороте организации, используются в хозяйственной деятельности. Необходимо лишь отслеживать рассчитанную величину остатка на счете.
В ст. 38 ФЗ-86 от 10/07/02 указано, что размер коэффициента для расчета усредненной величины обязательных резервов может колебаться от 0 до 1, т.е. показатель этот понижающий, позволяющий уменьшить объем обязательного резерва. Очевидно, что такие выгодные условия предоставляются только кредитным организациям, соответствующим определенным требованиям.
Их перечень приведен в Положении №507-П, п. 5.2:
- банк относится к классификационной группе, определенной документами ЦБ РФ и указывающей на его стабильное экономическое положение;
- не имеет задолженностей по штрафам, недовзносам, свидетельствующих о нарушении обязательных резервных требований;
- дважды подряд не нарушала обязанностей по усреднению резервов;
- не имеет просроченных финансовых обязательств перед ЦБ РФ, в том числе кредитных.
Если кредитная организация нарушает установленные резервные требования, допускает недовзнос средств, ЦБ РФ имеет абсолютное право списать с корсчета недостающие средства, а также оштрафовать нарушителя. Сумма резерва при этом рассчитывается по нормативу.
Кредитная организация предоставляет в ЦБ РФ расчет своего резервного фонда. Возможность использования коэффициента усреднения предоставляется после тщательной проверки на соответствие условиям, о которых говорилось ранее.
Указание №5158-У от 31/05/19, определяющее размер нормативов и коэффициентов, содержит такие значения для коэффициента усреднения:
К вопросу о взаимосвязи нормативов обязательного резервирования, коэффициента усреднения и эффективного значения денежного мультипликатора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В статье представлено влияние коэффициента усреднения обязательных резервов , введенного Банком России в 2004 г., на эффективное значение депозитного мультипликатора. Приведенные данные подтверждают гипотезу о том, что введение коэффициента усреднения обусловлено изменением характера временного распределения депозитных ресурсов банковской системы России. Предложенные схемы функционирования механизма обязательного резервирования с учетом коэффициента усреднения позволяют объективно оценить эффективное значение депозитного мультипликатора, что имеет определенное практическое значение.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рамазанов С.А.
Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимосвязи нормативов обязательного резервирования, коэффициента усреднения и эффективного значения денежного мультипликатора»
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ НОРМАТИВОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ, КОЭФФИЦИЕНТА УСРЕДНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА
С. А. РАМАЗАНОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой основ экономической теории и права E-mail: ram-nn@yandex. ru Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева
В статье представлено влияние коэффициента усреднения обязательных резервов, введенного Банком России в 2004 г, на эффективное значение депозитного мультипликатора. Приведенные данные подтверждают гипотезу о том, что введение коэффициента усреднения обусловлено изменением характера временного распределения депозитных ресурсов банковской системы России. Предложенные схемы функционирования механизма обязательного резервирования с учетом коэффициента усреднения позволяют объективно оценить эффективное значение депозитного мультипликатора, что имеет определенное практическое значение.
Ключевые слова: банк, банкнота, валюта, денежная масса, деньги, обязательные резервы, коэффициент усреднения, денежный мультипликатор.
Ранее автором уже было показано, что значение депозитного мультипликатора определяется в значительной степени нормативом обязательных резервов и, учитывая определенную инерционность реакции денежно-кредитной системы на изменение данного параметра, процесс достижения максимального значения мультипликатора зависит от конкретного значения последнего1.
1 Рамазанов С. А. Некоторые особенности функционирования
механизма обязательного резервирования // Деньги и кредит. 2008. № 6. С. 51-57.
Необходимо отметить, что используемые в настоящем исследовании определения несколько отличаются от общепринятых. Полагаем, что, продолжая начатую в предыдущей работе2 тему, будет логичным соблюсти преемственность основных понятий и терминов, использовавшихся ранее. Так, под мультипликатором понимается отношение безналичных денежных средств к обязательным резервам, а эффективное значение депозитного мультипликатора (иногда — реальная величина депозитного мультипликатора) определяется как коэффициент в уравнении регрессии, связывающим безналичную денежную массу и величину обязательных резервов. При этом необходимо отметить, что получение регрессионного уравнения осуществлялось на временных интервалах со стационарным значением основных параметров (величина норматива обязательных резервов).
Так, было показано, что при нормативе обязательных резервов, равном 10 % (для депозитных счетов юридических лиц в национальной и иностранной валюте), который действовал в период с 01.01.2002 по 01.06.2004, максимально возможное значение депозитного мультипликатора соответствовало 9,7 (при расчетном значении, равном 10,
полученным как М = = 10). В то же время при
нормативе обязательных резервов в 3,5 % (действовавшем в период с 01.09.2004 по 01.01.2007) на протяжении более чем 2-летнего периода реальная величина депозитного мультипликатора составляла 32,2, хотя расчеты показывают, что максимальное теоретически возможное значение не может быть 1
Данный результат «выпадает» из правила, так как из общетеоретических представлений следует, что реальное значение депозитного мультипликатора теоретически не может превосходить значения расчетного. В исследовании были сделаны предположения о возможных причинах данного артефакта. Также был сделан вывод, что норматив обязательного резервирования, установленный Банком России в размере 3,5 %, является слишком малым фактором для ограничения неконтролируемого роста денежной массы, а действенной мерой по предотвращению неконтролируемого роста денежной массы является увеличение норматива резервирования (при этом следует отметить, что конкретного значения данного параметра не предлагалось). Следует отметить, что объяснения лежали в общетеоретической сфере, и в рамках редуцивной модели получение конкретных количественных рекомендаций о величине требуемого для нормализации ситуации норматива обязательного резервирования не представлялось возможным. Вместе с тем именно установление количественной взаимосвязи между конкретными характеристиками, определяемыми значением денежного регулятора (нормативом обязательных резервов) и поведением денежной массы, является актуальной и практически значимой задачей. Очевидно, что определение общей картины, учитывая многофакторность задачи, представляет достаточно сложную задачу, которая зачастую решается с использованием методов множественной линейной регрессии. Однако следует признать, что по эффекту воздействия на величину денежной массы инструменты обладают различной эффективностью (например величина ставки рефинансирования практически не оказывает влияния на динамику изменения денежной массы, в то время как величина норматива обязательного резервирования является определяющей, что и было показано автором ранее). В этой связи количественное определение взаимосвязи между величиной денежной массы и
конкретным значением денежного регулятора (в нашем случае — нормативом обязательного резервирования) является не только актуальной и практически значимой задачей, но и содержит все элементы научной новизны, так как позволяет количественно оценить диапазон допустимых изменений данного параметра денежно-кредитного регулирования, не приводящих к нарушению стабильности денежно-кредитной системы.
С 01.07.2007 Банк России установил норматив обязательного резервирования в размере 4,5 %, что соответствовало расчетной величине денежного
мультипликатора, равной 22,2 (М = ^ = 22,2).
За прошедшее с этого момента время накоплен достаточный фактический материал, который позволяет по-новому взглянуть на особенности функционирования механизма обязательного резервирования и предложить новую интерпретацию, объясняющую аномальное поведение депозитного мультипликатора.
В ранее представленном исследовании при анализе возможных причин аномального поведения денежного мультипликатора (в период, когда норматив составлял величину 3,5 %) из рассмотрения выпал такой немаловажный технический регулятор денежной массы, как механизм усреднения. Действительно, с точки зрения формальной процедуры влияние данного механизма на процесс мультипликации денежной массы неочевиден.
Введенный Положением об обязательных резервах кредитных организаций от 29.03.2004 N° 255-П механизм усреднения напрямую связан с реальным уровнем депозитного мультипликатора и является более тонким (по эффекту оказываемого воздействия на величину денежной массы) механизмом денежного регулирования. Необходимость введения механизма усреднения обусловлена сложностью поддержания минимальных обязательных резервов в связи со следующими обстоятельствами:
— минимальные обязательные резервы на корреспондентских счетах постоянно подвержены изменениям из-за постоянно осуществляемых расчетов и переводов денежных средств;
— из-за постоянно происходящего движения средств на счетах хозяйствующих субъектов и физических лиц размер обязательных резервов подлежит ежемесячному регулированию.
Для решения данных проблем используется схема усреднения обязательных резервов, которая
предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России. В целях расчета величины обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России, кредитная организация использует коэффициент усреднения, не превышающий коэффициента усреднения, установленного Банком России. Для получения права на усреднение в текущем периоде кредитная организация рассчитывает и указывает в расчете усредненную величину обязательных резервов. При соответствии кредитной организации установленным критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение о предоставлении права на усреднение и устанавливает усредненную величину обязательных резервов по расчету.
Необходимо отметить, что с точки зрения денежной эмиссии данный механизм представляет собой не просто мероприятие технического характера, а является дополнительным регулятором, определенным образом влияющим на процесс депозитной мультипликации (рис. 1).
Рис. 1. Структура регулирования денежной массы, использующая двухконтурную систему регулирования на основе нормативов обязательного регулирования и механизма усреднения обязательных резервов: БИСУОР — банки, использующие систему усреднения
обязательных резервов; БНИСУОР — банки, не использующие системы усреднения обязательных резервов; НОР — норматив обязательных резервов; КУОР — коэффициент усреднения обязательных резервов; ДМ1 — денежные средства на входе в банковскую систему;
ДМ2 — денежные средства на выходе из банковской системы (для банков, использующих систему усреднения обязательных резервов); ДМ3 — денежные средства
на выходе из банковской системы (для банков, не использующих системы усреднения обязательных резервов)
Для полноты представления необходимо отметить, что денежные средства ДМ1определяются по формуле
ДМ1 = ДМ1п + ДМ1Ц, где ДМ1п — денежные средства, предназначенные для обеспечения текущих операций в экономике;
ДМ1 — временно свободные денежные средства
ДМ2 + ДМ3 = ДМ1п + М • ДМ1 где М — коэффициент мультипликации.
Как следует из представленной схемы, на величину генерируемой банковской системой (БС) денежной массы (ДМ2 + ДМ3) оказывают воздействие фактически не один НОР, как принято считать, а два взаимосвязанных регулятора. Вторым выступает механизм, связанный со схемой усреднения обязательных резервов и характеризуемый коэффициентом усреднения обязательных резервов. Это следует из самого устройства данного регулятора, так как:
— количество банков, применяющих данный механизм с момента его введения, увеличивалось в период стабильного развития и уменьшалось в фазах экономического спада. Данное обстоятельство обусловлено требованиями Банка России к целому ряду финансово-экономических характеристик коммерческого банка и означает, что, селектируя, таким образом, наиболее устойчивые кредитные организации, он предоставляет им право использования обязательных резервов, что способствует увеличению величины депозитного мультипликатора;
— с момента введения механизма усреднения Банк России постоянно увеличивал значение коэффициента усреднения с 0,2 до 0,6 (рис. 4). Тем самым величина денежных ресурсов, имеющих повышенную ликвидность, монотонно возрастала (начиная с момента введения данного механизма в августе 2004 г.);
— итогом введения механизма усреднения обязательных резервов явилось увеличение ликвидной денежной массы, способной к мультипликации.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время имеются два регулятора, обладающие способностью оказывать влияние, воздействуя на мультипликатор, на величину денежной массы: механизм, действие которого определено величиной обязательных резервов, и механизм, определяемый коэффициентом обязательного усреднения.
Механизм, обусловленный действием норма-
тива обязательного резервирования, оказывает на денежную массу следующее воздействие:
НОРТ ^ MULTДМ[, где НОР — норматив обязательного резервирования;
MULT — значение денежного мультипликатора;
ДМ — денежная масса.
Однако изменение коэффициента усреднения на величину денежной массы имеет несколько иной характер:
где КУ — коэффициент усреднения (числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1).
При этом необходимо учитывать, что действие механизма мультиплицирования, обусловленное коэффициентом усреднения, существенно сложнее, чем механизм мультиплицирования, определяемый нормативом обязательного резервирования, так как кроме абсолютного значения КУ на эффективность процесса мультиплицирования оказывает воздействие число кредитных организаций, имеющих право на использование схемы усреднения (рис. 2), а также сумма обязательных резервов, поддерживаемых кредитными организациями на отдельных счетах в Банке России. Эти характеристики не являются постоянными, а изменяются во времени (появление новых участников данного процесса и лишение некоторых кредитных организаций данного права по указанию Банка России; изменяющаяся под воздействием экономической конъюнктуры величина аккумулируемых на корреспондентских субсчетах денежных сумм и т. д.). Можно констатировать, что применительно к мультипликатору, определяемому и зависящему от коэффициента усреднения (в отличие от достаточно просто определяемого в случае с НОР предельно достижимого значения мультипликации, равного М= 1/НОР), параметр
MULT = f (N , t, S,, НОР, X),
где Nkq — число кредитных организаций, допущенных к процедуре усреднения обязательных резервов; t — время;
Sk — денежные ресурсы на отдельных счетах в Банке России;
Х — экономическая конъюнктура. Исходя из изложенного, допустимо предположить, что влияние механизма усреднения обязательных резервов на значение денежного
мультипликатора приводит к увеличению значения последнего:
n — f (N, k. ) где Ммах — максимальное значение денежного мультипликатора, теоретически максимальное значение которого (без учета влияния механизма усреднения) может достигать значения
n — значение норматива обязательного резервирования,
f(N k. ) — значение функции, зависящее от количества банков, включенных в систему усреднения обязательных резервов N, и коэффициента усреднения обязательных резервов k. Так, при N = 0 и к = 0 значение f(0,0) = 0, и значение коэффициента мультипликации достигает своего теоретически максимального значения
В рассматриваемом случае (временной интервал с 01.01.2002 по 01.06.2004 — до введения механизма усреднения и при норме обязательных резервов для депозитных счетов юридических лиц в национальной и иностранной валюте, равной 10 %)
M max =-—10, а реальное значение денежного
мультипликатора равно 9,7.
На временном интервале с 01.09.2004 по 01.01.2007 (при норме обязательного резервирования для депозитных счетов юридических лиц в национальной и иностранной валюте, равной 3,5 %, и переменном коэффициенте усреднения, изменявшемся в течение данного периода от 0,2 до 0,6) максимальная теоретически возможная величина денежного мультипликатора Ммах = 28,6, в то время как реальное значение составляло величину 32,2. Отсюда следует, что на исследуемом временном интервале значение функцииf (N, k. ) = 0,004. Если говорить об относительном влиянии механизма усреднения на значение денежного мультипликатора, то его вклад составляет величину около 11 % (0,004/0,035) При этом необходимо учитывать, что число банков, имеющих право на использование механизма усреднения в анализируемый период времени, носило практически циклический характер (см. рис. 2), что не позволяет определить функцию f(N, k. ) однозначно. Тем не менее установлен-
Рис. 2. Динамика изменения числа кредитных учреждений с 2004 по 2012 г., использующих механизм усреднения обязательных резервов
2008 2009 Время (год )
ное соотношение позволяет предложить алгоритм учета влияния механизма усреднения на величину денежного мультипликатора, что особенно важно при малых значениях норматива обязательного резервирования.
Несмотря на очевидную сложность количественной оценки эффекта мультипликации, вызываемого влиянием механизма усреднения, можно констатировать, что в условиях макроэкономической стабильности данная функция имеет монотонно возрастающий характер в силу постоянно увеличивающегося числа кредитных организаций, вовлеченных в данный процесс, и постоянно увеличивающегося отношения суммы обязательных резервов, поддерживаемой кредитными органи-
зациями на отдельных счетах в Банке России, к сумме обязательных резервов, депонированных в Банке России. При этом следует отметить, что количество кредитных организаций уменьшается в периоды, когда к ним увеличиваются кредитные требования (рис. 3).
Из представленного следует, что эффект мультипликации зависит не только от абсолютного значения НОР, но также и от целого ряда параметров (Л^ко, X и т. д.), эффект от суммарного воздействия которых слабо поддается учету, но, тем не менее, имеет место (что и наблюдалось в интервале с 01.09.2004 по 01.01.2007).
Также допустимо сделать вывод, что при существовавшем в тот временной интервал зна-
| 4 500 000 4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
Динамика изменения кредитных требований к коммерческим банкам
чении НОР = 3,5 % мультиплицирующий эффект от ликвидных активов, обусловленных действием механизма усреднения, был сопоставим с механизмом, определяемым действием НОР. На временном интервале с 01.01.2002 по 01.06.2004 действие его не проявлялось в силу отсутствия самого механизма усреднения (введенного с 01.08.2004). Расчет, произведенный за период, последовавший после увеличения нормы обязательного резервирования до 4,5 %, показывает, что в этом случае эффективная величина денежного мультипликатора составляет величину 16,7 (при расчетной величине около 20).
Очевидно, что введение коэффициента усреднения явилось мерой, способствующей повышению стабильности банковской системы за счет появления возможности маневра частью резервных средств, до этого иммобилизованных механизмом резервирования (см. рис. 4). Вместе с тем остается открытым вопрос, связанный с влиянием этого усовершенствования на процесс депозитной мультипликации. Предоставление банкам возможности использовать часть резервных ресурсов для кредитования экономики должно оказать влияние на величину депозитного мультипликатора, причем характер этого влияния должен быть контролируемым. Покажем, что, вводя новый инструмент денежно-кредитного регулирования, Банк России не ухудшил ситуацию с неконтролируемым ростом денежной массы.
Как известно, величина обязательных резервов определялась до введения коэффициента усреднения следующим соотношением:
где НОР — дифференцированный по различным группам депозитов норматив обязательного резервирования;
Dj — величина депозитного ресурса. После введения коэффициента усреднения значение обязательных резервов можно представить в виде следующего соотношения:
ОР = 0,6-У" НОР • д + 0,4•
средневзвешенная величина депози-
тов, соответствующая интервалу усреднения. Из сопоставления выражений (1) и (2) следует, что существенное влияние на величину депозитного мультипликатора механизм формирования обязательных резервов с использованием коэффициента усреднения может оказать только в случае существенно нестационарного поведения второго слагаемого уравнения (2).
Однако, как показывают полученные автором результаты (рис. 5), начиная с января 2005 г. и по апрель 2012 г. временное распределение депозитных
0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
Рис. 4. Динамика изменения коэффициента усреднения обязательных резервов (с августа 2004 г. по апрель 2012 г.)
Рис. 5. Средневзвешенная величина длительности депозитных ресурсов банковской системы РФ (1998-2012 гг.)
ресурсов банковской системы РФ приобрело квазистационарный характер (средняя длительность депозитов составляет величину около 500 дней) и не способно оказать неконтролируемого воздействия на величину депозитного мультипликатора.
Вообще говоря, при сохранении данной тенденции в будущем (стационарность средневзвешенной величины длительности депозитных ресурсов), как представляется автору, вполне возможно последовательное снижение значения коэффициента
усреднения, что повысит ликвидность банковской системы без риска выхода процесса депозитного мультиплицирования из-под контроля.
1. Об обязательных резервах кредитных организаций: положение от 29.03.2004 N° 255 // Вестник Банка России. 30.04.2004. № 25. С. 37.
2. Соколов Ю. А. Организация денежно-кредитного регулирования: учеб. пособ. М. , 2011. 264 с.