Энциклопедия решений. Выплата среднего заработка за счет нескольких источников финобеспечения (нескольких КБК) (для бюджетной сферы) (октябрь 2023)
Трудовым кодексом РФ предусмотрены различные основания выплаты работникам среднего заработка. В частности, средний заработок выплачивается за период оплачиваемых отпусков и командировок, периоды повышения квалификации и прохождения медицинских осмотров, за донорские дни и перерывы для кормления ребенка. Кроме того, исходя из среднего заработка определяется размер оплаты простоя и невыполнения норм труда по вине работодателя, а также размер выплат, положенных в связи с увольнением.
Действующий в настоящее время порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности также предусматривает определение среднего заработка (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее — Закон N 255-ФЗ). При этом в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы по общему правилу пособие за первые три дня выплачивается за счет средств учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Порядок учета выплат при расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен частью второй ст. 139 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение N 922). В свою очередь, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности выплаты, произведенные работникам в расчетном периоде, учитываются в соответствии с требованиями ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ и "Положения об особенностях порядка исчисления пособий. ", утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее — Положение N 375).
Внимание
Ни один из перечисленных выше документов не ставит порядок учета выплат при исчислении среднего заработка в зависимость от источников финобеспечения, за счет которых эти выплаты фактически были осуществлены государственным (муниципальным) учреждением.
Таким образом, во всех случаях, когда согласно действующему законодательству сотруднику учреждения полагается выплатить средний заработок, на первом этапе следует определить его общий размер без привязки к видам финобеспечения . Иными словами, полагающуюся к выплате сотруднику итоговую сумму среднего заработка необходимо определять с учетом всех выплат согласно Положениям NN 922 и 375, независимо от источников этих выплат.
И только потом необходимо определять, за счет каких источников финобеспечения и в какой пропорции будет выплачиваться сумма среднего заработка . При этом части среднего заработка, относящиеся к различным видам деятельности, должны рассчитываться и оплачиваться пропорционально суммам, учитываемым при расчете данных выплат и производимым из разных источников.
При разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок исчисления среднего заработка, вполне обоснованно даже не ставился вопрос об источниках финобеспечения, за счет которых работники получают выплаты. Эти документы предназначены для того, чтобы гарантировать физическим лицам, работающим в организациях всех форм собственности, соблюдение их прав: расчет среднего заработка по единым правилам. В конце концов работника интересует только итоговая сумма среднего заработка, а не детали расчета.
Однако для государственного (муниципального) учреждения по ряду причин принципиально важно обладать ответами на вопросы*(1):
1. За счет каких источников финобеспечения возникли обязательства по выплате среднего заработка?
2. В каких суммах общее обязательство по выплате среднего заработка должно быть отнесено на определенные виды финобеспечения?
Получать такую информацию можно только в том случае, если оформление Записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425) и Расчета пособия по временной нетрудоспособности (предусмотрен п. 67 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н) будет производиться с указанием показателей в разрезе источников финобеспечения.
Для чего понадобится информация о среднем заработке, детализированная по видам финобеспечения?
Во-первых, она должна использоваться в целях обеспечения целевого характера расходования бюджетных и иных целевых средств.
Во-вторых, на основе такой информации учреждение сможет корректно формировать себестоимость услуг (работ, готовой продукции) в бухгалтерском учете.
В-третьих, будут решаться задачи по качественному планирования финансово-хозяйственной деятельности.
Разберем подробнее каждое направление.
Расходование средств по целевому назначению в бюджетных, автономных и казенных учреждениях
При предоставлении средств из бюджета определяется их целевое назначение.
Например, целевой характер использования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в т.ч. в целях применения ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ, определяется согласно следующим основными критериями:
1) направленность расходов на выполнение задания и на содержание соответствующих видов имущества;
2) выполнение иных условий по обеспечению целевого характера расходования средств субсидии, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии (приложениями или расшифровками к Соглашению; иными документами, являющимися неотъемлемой часть Соглашения).
Таким образом, при оплате за счет субсидии на выполнение задания части среднего заработка, исчисленной в связи с назначением какой-либо выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности, контролирующие органы могут пытаться квалифицировать выплату в качестве нецелевого использования бюджетных средств. И их позиция значительно усилится, если не удастся доказать, что конкретный работник согласно своим должностным обязанностям постоянно задействован при выполнении государственного (муниципального) задания.
Более того, отдельные специалисты обращают внимание на то, что субсидия предоставляется на выполнение задания в определенном году. Соответственно, часть среднего заработка, права на который сотрудник "заработал" в прошлом году, желательно выплачивать за счет специально зарезервированного остатка средств субсидии прошлого года.
Внимание
Приведенные выше правила обеспечения целевого использования средств при выплате среднего заработка целесообразно использовать и при организации раздельного учета по иным источникам финобеспечения (например, при организации учета средств грантов и пожертвований, средств ОМС). Кроме того, учет обязательств по выплате среднего заработка в разрезе видов финобеспечения позволяет в полной мере соблюсти требования по организации раздельного учета, ведение которого предусмотрено пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ.
Отдельные выплаты сотрудникам, осуществляемые за счет средств целевых субсидий, согласно Положениям NN 922 и 375 могут учитываться при расчете среднего заработка. А в ряде случаев эти субсидии на иные цели предоставляются за счет средств межбюджетных трансфертов.
При подобных обстоятельствах наиболее корректным решением будет отнесение соответствующих расходов по выплате среднего заработка на ту же целевую субсидию в текущем году или на целевую субсидию, выделяемую в последующие годы на те же цели (данное правило не применяется, если в последующие годы финобеспечение соответствующих расходов осуществляется за счет субсидий на выполнение госзадания).
Прежде чем осуществлять расходы расходы по выплате среднего заработка за счет целевых субсидий необходимо внимательно изучить условия их предоставления, оговоренные в соответствующем Соглашении. Желательно, чтобы это соглашение содержало прямое указание на то, что объемы целевых средств определяются с учетом всех установленных трудовым законодательством РФ гарантий (в том числе с учетом выплат, отложенные обязательства по которым возникли в прошлые годы). Если же такого указания Соглашение не содержит, то не лишним будет получение от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, подтверждения обоснованности расходования средств целевой субсидии на выплату среднего заработка (в том числе и пособий по временной нетрудоспособности). При этом в случае отрицательного ответа такой орган обязательно должен указать на источник "покрытия" данных расходов, ведь соответствующие обязательства перед сотрудниками возникают по факту начисления дополнительных выплат, а денежные средства в счет погашения этих обязательств могут быть истребованы сотрудниками в судебном порядке.
Примечание
Приведенные выше рекомендации актуальны и для казенных учреждений, осуществляющих выплаты сотрудникам за счет средств трансфертов из иных бюджетов или других целевых средств. В прошлые годы вопрос об источниках выплаты части среднего заработка, приходящейся на дополнительные выплаты (вознаграждения), неоднократно становился предметом судебного разбирательства (см. например, определение ВАС РФ от 31.03.2010 N ВАС-3099/10, постановления ФАС Центрального округа от 14.01.2009 N А48-4171/07-11 (Ф10-5516/08), Девятнадцатого ААС от 28.12.2009 N 19АП-7424/09, ФАС Дальневосточного округа от 24.07.2007 N Ф03-А59/07-1/2494, от 29.06.2007 N Ф03-А59/07-1/2247).
Обязательства по выплате среднего заработка, учтенные бюджетными и автономными учреждениями по кодам вида деятельности "4", "5" и "7", при определенных обстоятельствах могут быть оплачены за счет иных источников. Например, для этих целей без каких-либо ограничений могут привлекаться средства, поступающие от реализации учреждением товаров (работ, услуг) или остатки субсидий на выполнение заданий прошлых лет.
Формирование себестоимости в бюджетных и автономных учреждениях
В бухгалтерском учете организаций госсектора подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую (абз. одиннадцатый п. 3 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Учитывая данное требование, принципиально важно корректно формировать себестоимость на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" в разрезе видов финобеспечения, принимая во внимание в том числе и весьма значительные затраты на выплату среднего заработка.
Внимание
Начисление сумм среднего заработка за счет средств субсидии на иные цели, пожертвований и грантов должно отражаться по дебету счета 5 (2) 401 20 000 "Расходы хозяйствующего субъекта" (абз. второй п. 153 Инструкции N 174н; абз. второй п. 181 Инструкции N 183н).
Если обязательства по выплате среднего заработка учтены по одному виду финобеспечения, а фактическая выплата осуществляется за счет другого источника, то в учете согласно учетной политике учреждения должно отражаться исполнение обязательства за счет иного источника с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
В настоящее время в целях формирования достоверной информации о себестоимости услуг (работ, готовой продукции) в организациях госсектора используется такой инструмент, как резервы (п. 302.1 Инструкции N 157н). Создание этих резервов, в том числе резервов на оплату отпусков, подлежит отражению по кредиту счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" в разрезе кодов видов финобеспечения.
Планирование в бюджетных и автономных учреждениях
Раздельный учет по видам финобеспечения обязательств по уплате среднего заработка, а также раздельный учет отложенных обязательств по выплате среднего заработка (на счете 502 09 "Отложенные обязательства") позволяет корректно определить:
1) целесообразность "резервирования" части субсидии на выполнение задания текущего года, средств грантов или средств ОМС для выплаты среднего заработка по соответствующим видам финобеспечения как в текущем году, так и в последующие периоды;
2) потребность в получении субсидий на иные цели.
Данные раздельного учета могут быть востребованы и в иных ситуациях. Например, при отнесении расходов, не принятых к зачету ФСС РФ, на расходы учреждения.
*(1) Согласно действующим в публично-правовых образованиях нормативным правовым актам фонд оплаты работников автономных и бюджетных учреждений формируется исходя из объема бюджетных субсидий и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (см., например, п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583). При этом перечни выплат, которые учреждения могут осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности, как правило, не ограничиваются. Аналогичный порядок, как правило, предусматривается в соответствующих нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований
Выплата различных частей зарплаты через различные места выплаты (ЗУП 3.1.25.36)
В программе появилась возможность автоматически выплачивать разные виды доходов по-разному. Например, аванс выплачивать на карты сотрудникам по зарплатному проекту, отпускные – через кассу и т.д. Для этих целей была реализована настройка Детализация мест выплат . Она задает предопределенное Место выплаты зарплаты для указанных видов доходов ( Способов выплаты ).
Настройку можно задать:
- для Организации ( Настройка – Предприятие – Организации/Реквизиты организации – Учетная политика и другие настройки – Бухучет и выплата зарплаты ). Здесь доступны всего два Места выплаты – В рамках зарплатного проекта и Через кассу .
- Для Подразделения ( Настройка – Предприятие – Подразделение – Бухучет и выплата зарплаты ). На этом уровне можно выбрать три варианта для Мест выплат :
- В рамках зарплатного проекта
- Через кассу
- Через раздатчика
Настройка будет доступна, если в форме Выплата зарплаты переключатель Как всем выключен.
Сотруднику можно назначить один из четырех вариантов настройки:
- В рамках зарплатного проекта
- Через кассу
- Через раздатчика
- Перечислением на счет в банке.
Посмотреть назначенные Места выплаты по сотрудникам можно при помощи Универсального отчета ( Кадры – Кадровые отчеты – Все отчеты – Администрирование — Универсальный отчет ) по регистру сведений Места выплаты зарплаты сотрудников .
Для работы с отчетом нужно иметь права Администратора или разрешенную роль Использование универсального отчета — Как расчетчику добавить возможность работать с «Универсальным отчетом»?
Если одновременно действует настройка для разных объектов ( Организация , Подразделение , Сотрудник ), применяется наиболее приоритетная. Порядок следования настроек Детализации мест выплаты по возрастанию приоритета:
- Настройка для Организации – имеет наименьший приоритет из Детализаций мест выплат . Применяется, когда не заданы настройки для Сотрудника и для Подразделения .
- Настройка для Подразделения – применяется, если не задана настройка детализации выплат для Сотрудника .
- Настройка для Сотрудника – самая приоритетная.
Если настройка Детализации мест выплат заполнена, при создании новой Ведомости достаточно указать в документе Способ выплаты , Место выплаты и нажать кнопку Заполнить . Суммы и реквизиты для сотрудников сформируются программой автоматически в соответствии с настройкой Детализации выплат .
Теперь при автозаполнении Ведомости программа сперва проверяет настройки Детализации мест выплат . Если настройки детализации не заданы, будут применены прежние настройки – все виды доходов будут выплачиваться по одному Месту выплаты .
Алгоритм заполнения сумм в Ведомости осуществляется в несколько шагов. Если на каком-то шаге пара Место выплаты + Способ Выплаты из Ведомости совпала с анализируемой настройкой, сотрудник включается в Ведомость при наличии сумм к выплате. Если нет – программа переходит к следующему шагу. Таких шагов всего 6, перечислим их по порядку применения в программе:
- Анализ Детализации мест выплат по Сотруднику .
- Анализ Детализации мест выплат по Подразделению .
- Анализ Детализации мест выплат по Организации .
- Анализ настроек без Детализациимест по Сотруднику .
- Анализ настроек без Детализациимест по Подразделению ( Настройка – Предприятие – Подразделение – Бухучет и выплата зарплаты ).
- Анализ настроек без Детализациимест по Организации .
Если настройка выплаты нигде на заполнена, будет применяться способ Через кассу . Если же ни одна из настроек не совпала – Ведомость останется пустой.
Результат подбора сотрудников не зависит от того, каким образом была создана Ведомость . Ее можно сформировать:
- из документа начисления по кнопке Выплатить ;
- из общего списка Ведомостей по кнопке Создать .
Итог автозаполнения в обоих случаях будет одинаковый.
В программе для некоторых видов выплат имеется несколько похожих Способов выплат . При анализе настроек Детализации мест выплат такие способы не заменяют друг друга. Программа будет учитывать только тот Способ выплат , который явно указан в настройке.
Например, для выплаты зарплаты за месяц в организации могут применяться способы выплат Начисление зарплаты , Зарплата за месяц , Начисления по договорам , Зарплата работников и служащих , Вознаграждение сотрудников по договорам ГПХ . Чтобы указать, что зарплата штатным сотрудникам и договорникам должна выплачиваться Через кассу , нужно заполнить отдельную настройку для каждого из перечисленных способов отдельной строкой. В каждой строке указать вид — Через кассу .
Рассмотрим на примерах схему автоматического заполнения Ведомостей , если настроена Детализация мест выплат .
Пример 1. Настройка детализации мест выплат для организации
- Аванс — через проект Альфа-Банка.
- Зарплатазамесяц , Начислениезарплаты и Зарплатаработникови служащих — через Сбербанк России.
Рассчитаем зарплату за первую половину июня и создадим Ведомость на аванс. Укажем в шапке документа зарплатный проект Альфа-Банк и нажмем кнопку Заполнить . В документ автоматически подтянулись сотрудники с суммами к выплате и реквизитами Альфа-Банка.
При этом по регистру сведений Лицевые счета сотрудников ( Выплаты – См. также – Лицевые счета сотрудников ) видно, что сотрудники организации также имеют счета в Сбербанке.
Но программа автоматически подобрала в Ведомость реквизиты работников из зарплатного проекта Альфа-Банк , т.к. именно этот проект указан в качестве Места выплаты .
Если вместо Альфа-Банка указать Сбербанк и попробовать заполнить Ведомость – документ останется пустым. Так происходит потому, что в настройке детализации мест выплаты для способа выплаты Аванс в качестве места выплаты указан зарплатный проект Альфа-Банка, а не Сбербанка.
Рассчитаем зарплату за июнь и создадим Ведомость по кнопке Выплатить из документа Начисление зарплаты и взносов . Программа создаст одну Ведомость в банк со способом выплаты Начисление зарплаты , место выплаты – Сбербанк . Ведомость заполняется именно таким образом, потому что в настройках детализации мест выплат для способа выплаты Начисление зарплаты выбрано место выплаты В рамках зарплатного проекта и указан зарплатный проект Сбербанк .
Пример 2. Настройка детализации мест выплат для подразделения
- В настройке Детализации мест для Аванса и Отпусков задана выплата Через раздатчика .
- Общая настройка по Подразделению без Детализации мест – через зарплатный проект Альфа-Банка.
Рассчитаем аванс и создадим Ведомость в банк ( Выплаты – Ведомости в банк ) на выплату Аванса . В качестве Места выплаты укажем зарплатный проект Альфа-Банк , выберем подразделение Сектор дежурной службы и нажмем кнопку Заполнить .
В документ не подтянется ни одной строки, т.к. для подразделения указана другая настройка выплаты аванса – Через раздатчика . Несмотря на то, что общая настройка по подразделению без Детализации мест указана как Альфа-Банк , табличная часть Ведомости на аванс — пустая. Также в Секторе дежурной службы нет ни одного сотрудника, у которого в Детализации мест выплат для Аванса был бы указан зарплатный проект Альфа-Банка . Поэтому индивидуальный настройки выплат по сотрудникам не влияют в нашем случае на заполнение ведомости.
Чтобы ведомость на Аванс заполнилась по Сектору дежурной службы автоматически, необходимо создать Ведомость через раздатчика ( Выплаты – Все ведомости на выплату зарплаты ). В нее включатся все сотрудники подразделения, в т.ч. Милова С.А.
Теперь зарегистрируем ведомость на выплату отпускных Миловой С.А. из документа Отпуск ( Кадры – Отпуска ). Программа автоматически создаст Ведомость через раздатчика согласно заданной настройке Детализации мест выплат по Подразделению .
Пример 3. Настройка детализации мест выплат для сотрудника
- Для Аванса и Отпуска – выплата Через раздатчика .
- Общая настройка без Детализации мест – В рамках зарплатного проекта Альфа-Банк .
- Основное место выплаты указано Перечислением на счет в банке .
- Для способа выплаты Аванс заполнены настройки детализации мест выплат – Перечислением на счет в банке .
- Для способа выплаты Отпуска настройки детализации выплат не заданы.
Чтобы заполнить ведомость на выплату аванса Михейцевой Н.А. автоматически, нужно создать Ведомость на счета ( Выплаты – Ведомости на счета ).
В ведомость на аванс по другим Местам выплаты Михейцева Н.А. по умолчанию включаться не будет.
Такое заполнение связано с тем, что для способа выплаты Аванс в настройках детализации выбрано место выплаты Перечислением на счет в банке – такая настройка самая приоритетная.
Если требуется добавить сотрудника в Ведомость в обход настроек мест выплаты можно вручную по кнопке Подобрать .
Теперь создадим Ведомость на выплату отпускных Михейцевой Н.А. для документа Отпуск . Ведомость будет создана с местом выплаты Через раздатчика . Так происходит потому, что место выплаты указано в настройках детализации выплат по Подразделению , а для Михейцевой собственная настройка детализации для отпускных отсутствует.
При создании ведомости на отпускные был выполнен пошаговый анализ настроек выплат:
- Проверены настройки детализации мест выплат по сотруднику. Настройки детализации для способа выплаты Отпуска по Михейцевой не заданы.
- Проверены настройки детализации мест по подразделению. Для Секторадежурнойслужбы способу выплаты Отпуска установлена выплата Черезраздатчика , поэтому программа автоматически создаст ведомость с выплатой через раздатчика.
Поскольку настройка подобрана на 2 шаге, анализ Мест выплат на этом заканчивается, настройки Детализации мест выплат по Организации и общие настройки без Детализации мест в данном случае значения не имеют.
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательстваПомогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
-
.В программе появилась возможность распределять выплачиваемые суммы на различные Места.В ЗУП 3.1.25 появились новые возможности при обмене с банками по.Источник: разъяснение Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф Информация для: работодателей и.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Временное заимствование средств из другого КФО для выплаты зарплаты в бюджетных учреждениях
Для большего маневра в использовании средства из разных источников, получаемые бюджетными и автономными учреждениями, учитываются в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований на одном лицевом счете. Как правильно бюджетному учреждению отразить в учете и отчетности в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (БГУ КОРП) временное заимствование средств иного источника, эксперты 1С рассказывают в статье на примере: заработная плата начислена по коду вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — КФО) 4. Чтобы не нарушить сроки, она выплачивается с КФО 2. После поступления субсидии средства расходуются по КФО 2 (в сумме, использованной ранее).
Нормативное регулирование
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).
Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).
Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
- 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
- 30 — лицевой счет автономного учреждения.
Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.
В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).
Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:
Выдержка из документа: «привлечение (восстановление) за счет поступлений текущего финансового года средств, полученных бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) (далее — источник финансового обеспечения), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — иной источник финансового обеспечения, привлеченный на исполнение обязательства), отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 050-48-33) по дебету счета 0 201 11 510 „Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства“ и кредиту счета 0 304 06 730 „Увеличение расчетов с прочими кредиторами»»
п. 72 Инструкции № 174н«уменьшение остатка средств по соответствующему виду финансового обеспечения при привлечении (восстановлении) учреждением средств в пределах остатка на его лицевом счете отражается по кредиту счета 0 201 11 610 „Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства“ и дебету счета 0 304 06 830 „Уменьшение расчетов с прочими кредиторами“. Указанные записи отражаются одновременно с корреспонденциями, предусмотренными абзацем семнадцатым пункта 72 настоящей Инструкции»
п. 73 Инструкции № 174нАналогичные записи приведены в пунктах 174, 175 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
При временном заимствовании средств в рамках лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения данные операции оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 050-48-33), поскольку реально никакого перечисления денежных средств не происходит.
Если подошел срок выплаты заработной платы, начисленной по КФО 4, а зачисление средств субсидии запаздывает, наиболее простой способ отражения временного заимствования в учете — «перекинуть» свободный остаток денежных средств с КФО 2 на КФО 4 в корреспонденции со счетом 304 06 и оплатить задолженность по КФО 4.
После того как поступят средства субсидии на государственное задание, следует восстановить остаток по КФО 2.
Обратите внимание, нельзя сделать наоборот — заимствовать средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания для оплаты товаров, работ (услуг) по приносящей доход деятельности.
Согласно подпункту «б» пункта 25 Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования» (утв. приказом Минфина России от 03.10.2018 № 203н) нецелевым использованием средств субсидий является направление субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), на цели, не связанные с выполнением государственного задания, если оно привело к недостижению показателей выполнения государственного задания, в том числе временное отвлечение средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), на оплату товаров, работ (услуг), которые не связаны с выполнением государственного задания, в рамках внутреннего заимствования средств между видами финансового обеспечения деятельности учреждений.
Отражение временного заимствования в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Бухгалтерские записи по временному заимствованию средств из иного источника финансирования и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице.
Отражение временного заимствования в бухгалтерской отчетности
Отчет (ф. 050-37-37)
При формировании в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2) Отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 050-37-37) по КФО 4:
- в Разделе 1 «Доходы учреждения» отражается поступление субсидии на госзадание;
- в Разделе 2 «Расходы учреждения» отражается выплата заработной платы;
- в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» отражаются:
- по строкам 710, 720 — «общий оборот» по счетам 201.11 (дебетовый оборот в строке 710 в отрицательном значении, кредитовый оборот в строке 720 в положительном значении);
- по строке 831 «увеличение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Кт 030406000)» — увеличение остатка по КФО 4 при привлечении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 201.11 Кредит 304.06);
- по строке 832 «уменьшение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Дт 030406000)» — уменьшение остатка по КФО 4 при восстановлении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 304.06 Кредит 201.11).
В Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 050-37-37) по КФО 2 отражаются только операции по временному заимствованию средств и их восстановлению в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (рис. 1):
- по строкам 710, 720 указывается «общий оборот» по счетам 201.11 (дебетовый оборот в строке 710 в отрицательном значении, кредитовый оборот в строке 720 в положительном значении);
- по строке 831 «увеличение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Кт 030406000)» — увеличение остатка по КФО 2 при восстановлении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 201.11 Кредит 304.06);
- по строке 832 «уменьшение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Дт 030406000)» — уменьшение остатка средств по КФО 2 при привлечении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 304.06 Кредит 201.11).
Отчет (ф. 050-37-23)
В Отчете о движении денежных средств (ф. 050-37-23), который заполняется по всем КФО, отражаются:
Как сформировать свод по зарплате за счет двух источников финансирования
В бюджетных учреждениях здравоохранения системы оплаты труда устанавливаются с учетом следующих нормативных правовых актов:
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (в ред. от 19.01.2019);
- Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (в ред. от 20.02.2014);
- Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных казенных учреждениях, утвержденный Приказом Минздравразвития России от 29.12.2007 № 818 (в ред. от 17.09.2010).
Окончательно системы оплаты труда устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.
Учреждение должно руководствоваться собственным положением по оплате труда, в котором должны быть предусмотрены особенности начисления заработной платы за счет субсидий (КФО 4) и за счет средств, полученных по предпринимательской деятельности (КФО 2). В трудовые договоры работников, труд которых оплачивается за счет разных источников финансирования, необходимо внести соответствующие положения.
Основание для начисления заработной платы по источникам финансирования — трудовой или гражданско-правовой договор, приказ руководителя о принятии на работу с установленной суммой оплаты труда (оклад, доплаты, надбавки), табель учета рабочего времени или акт выполненных работ (при заключении с работником договора гражданско-правового характера).
Оплата труда штатным сотрудникам по бюджетной деятельности планируется исходя из базовых должностных окладов, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных и стимулирующих выплат.
Ежемесячная зарплата по предпринимательской деятельности обычно устанавливается фиксированной суммой при условии выполнения плана по доходам. Фиксированная выплата снижается при невыполнении производственного плана.
Начисляем заработную плату за счет двух источников финансирования
Особенности начисления заработной платы за счет двух источников финансирования рассмотрим на примере.
Пример 1
- оклад врача-эпидемиолога за счет бюджетных средств на выполнение государственного задания — 8220 руб.;
- доплата за высшую категорию — 15 % от оклада (1233 руб.);
- доплата за медицинский стаж — 1233 руб.;
- уральский коэффициент на всю заработную плату — 15 % ((8220 + 1233 + 1233) × 15 % = 1602,90 руб.).
Согласно трудовому договору за счет средств от приносящей доход деятельности врачу-эпидемиологу установлена зарплата 18 000 руб. ежемесячно, уральский коэффициент — 15 % (при условии выполнения плана).
На иждивении данного сотрудника один несовершеннолетний ребенок, и сотруднику на основании заявления предоставляется ежемесячно стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб. Сумма дохода данного сотрудника не превысила 350 000 руб.
Согласно учетной политике расходы на оплату труда врачей относятся на прямые расходы.
Рассчитаем сумму заработной платы, НДФЛ и страховые взносы за счет разных источник финансирования:
1) по бюджетной деятельности (КФО 4):
- зарплата по бюджету: 8220 + 1233 + 1233 + 1602,9 = 12 288,90 руб.;
- НДФЛ: (12 288,90 – 1400) × 13 % = 1416 руб.;
- страховые взносы:
– социальное страхование: 12 288,9 × 2,9 % = 356,38 руб.;
– медицинское страхование: 12 288,90 × 5,1 % = 626,73 руб.;
2) по предпринимательской деятельности (КФО 2):
- зарплата: 18 000 + 2700 = 20 700 руб.;
- НДФЛ: 20 700 × 13 % = 2691 руб.;
- страховые взносы:
– социальное страхование: 20 700 × 2,9 % = 600,30 руб.;
– медицинское страхование: 20 700 × 5,1 % = 1055,70 руб.;
С. С. Велижанская,
зам. гл. бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2019.