БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА
Бюджетные счета — форма кредитования частных лиц, при которой: клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы; а банк оплачивает счета клиента, предоставляя в случае необходимости кредит. См. также: Денежные кредиты Финансовый словарь … Финансовый словарь
БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) одна из форм кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, предоставляя в случае необходимости… … Юридическая энциклопедия
БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) форма кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, в случае необходимости предоставляя кредит … Юридический словарь
БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) одна из форм кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, предоставляя в случае необходимости… … Энциклопедический словарь экономики и права
бюджетные счета — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) форма кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, в случае необходимости предоставляя кредит … Большой юридический словарь
СЧЕТА БЮДЖЕТНЫЕ — БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА … Юридическая энциклопедия
СЧЕТА БЮДЖЕТНЫЕ — (см. БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА) … Энциклопедический словарь экономики и права
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — (англ. breach of budget law) – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ДОГОВОР ТЕКУЩЕГО (РАСЧЕТНОГО) БАНКОВСКОГО СЧЕТА — в соответствии со ст. 197 БК по договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно финансовая организация) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для… … Юридический словарь современного гражданского права
ассигнования бюджетные — Средства федерального, региональных и местных бюджетов, выделяемые на развитие экономики, управление государственным долгом, финансирование социально культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственной … Справочник технического переводчика
Рабочий план счетов бюджетного учета на 2023 год
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
- на автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
- для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
- бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
- казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
Также в отдельный тип государственной организации выделен государственный внебюджетный фонд (закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ).
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2023
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из пяти разделов:
- Нефинансовые активы.
- Финансовые активы.
- Обязательства.
- Финансовый результат.
- Санкционирование расходов.
В нефинансовые активы входят:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материалы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- наценка;
- вложения в нефинансовые активы;
- нефинансовые активы в пути;
- нефинансовые активы имущества казны;
- расходы;
- права пользования активами, обесценение активов.
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Узнайте больше об особенностях бюджетного учета основных средств из тематической публикации.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают:
- денежные средства в различных местах хранения;
- финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
- дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
- ассигнований из бюджета;
- лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
- плановых доходов и расходов.
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрены забалансовые счета. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Бухгалтеру бюджетной организации следует учитывать большое количество законодательных нововведений, актуальных в 2023 году. Ознакомьтесь с их перечнями и особенностями практического применения новшеств в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также в таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Учет в бюджетных организациях. План счетов
Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению , которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).
В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.
2. Финансовые активы.
Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.
3. Обязательства.
Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…
4. Финансовый результат.
В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.
Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.
С х ема работы бюджетных счетов
Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Дебету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .
Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:
Бюджетные счета в банке: назначение, характеристики
Бюджетные счета — банковские счета, которые открывается для организации при выделении ей средств из любого уровня бюджета (местного, регионального или федерального). Основной задачей открытия является организация определенного вида деятельности. В период предоставления бюджетных средств возможно осуществление следующих выплат:
- Субсидий.
- Дотаций.
- Субвенций.
- Прочих видов государственного финансирования.
Другими словам, бюджетные счета (б/с) — банковские аккаунты, которые оформляются для учета расходов и затрат средств, выделяемых из бюджета. В чем особенности б/с? Как они работают? Эти нюансы требуют внимательного изучения.
Бюджетные счета в банке: типы и характеристики
Все б/с условно делятся на несколько категорий:
- Доходные.
- Расходные.
- Текущие (для местных бюджетов).
- Текущие (для фондов внебюджетного типа).
Главной задачей б/с в банке является контроль прибыли и убытков, касающихся расходования государственных средств:
- На доходных б/с учтены деньги, распределяемые между различными бюджетами.
Расходные б/с оформляются для учета средств, выделяемых из бюджета на покрытие нужд с/х, социальных и прочих мероприятий.
- На текущих б/с муниципальных бюджетов учтены деньги, поступающие с «низов» государственной иерархии (бюджетов областного, местного или республиканского уровня).
Если бюджетная организация имеет специальные средства, деньги для реализации поручений или прочие внебюджетные активы, требуется оформление текущих аккаунтов. В случае перехода таких структур на новые типы хозяйствования вместо текущего может открываться классический для юридических лиц и ИП — расчетный счет. Именно на него производится зачисление денег, которые поступают в организацию (в том числе и средства из бюджета).
Из вышесказанного можно сделать ряд выводов:
- Бюджетные счета — услуга, предоставляемая в отношении организаций и предприятий, получающих финансирование от государства.
- Б/с в банке оформляются на ограниченный период, равный одному году. Как только б/с закрывается, оставшиеся после завершения года деньги возвращаются в определенный бюджет.
- Лицевые счета для бюджетных организаций оформляются в отделениях государственного казначейства.
Бюджетные расчетные счета: доступны ли?
Сегодня многие интересуется, имеется ли возможность открытия бюджетного расчетного счета. Здесь стоит выделить следующие нюансы:
- Деньги, которые поступили из государственной казны в предприятие (к получателю средств) за определенные услуги, должны перечисляться на лицевой счет. Последний должен оформляться в Казначействе РФ.
- Открытие расчетного счета для государственной организации, финансируемой из бюджета, чаще всего недопустимо.
- Законодательно определено, что все хозяйственные транзакции (для государственных учреждений) проводятся только на лицевых счетах (оформляются в Федеральном казначействе).
- Получатель денег от государства может использовать в переходной временной промежуток средства, полученные от доходной деятельности на базе разрешения распорядителя.
- Все операции с применением государственных денег (по бюджетным счетам) должны осуществляться с учетом строгого контроля сметы прибыли и затрат. Впоследствии смета предоставляется в казначейство, в котором и оформлен лицевой счет.
Рассмотренные выше требования не распространяются на организации, имеющие право оформлять бюджетные расчетные счета в учреждениях ЦБ РФ или других банков.
Итоги
Таким образом, бюджетные счета — это аккаунты бюджетных организаций в финансовых учреждениях страны. Кроме того, под этот термин попадает одна из форм кредитования физических лиц, при которой клиент учреждения регулярно вносит на банковский аккаунт определенную сумму (прописывается в соглашении), а финансовое учреждение производит оплату. Но если исходить из практики, второе обозначение термина применяется реже.