Что такое бюджетный счет
Перейти к содержимому

Что такое бюджетный счет

  • автор:

БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА

Бюджетные счета — форма кредитования частных лиц, при которой: клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы; а банк оплачивает счета клиента, предоставляя в случае необходимости кредит. См. также: Денежные кредиты Финансовый словарь … Финансовый словарь

БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) одна из форм кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, предоставляя в случае необходимости… … Юридическая энциклопедия

БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) форма кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, в случае необходимости предоставляя кредит … Юридический словарь

БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) одна из форм кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, предоставляя в случае необходимости… … Энциклопедический словарь экономики и права

бюджетные счета — 1) счета бюджетных учреждений в банках; 2) форма кредитования частных лиц, при которой клиент регулярно вносит на свой банковский счет определенные договором суммы, а банк оплачивает счета клиента, в случае необходимости предоставляя кредит … Большой юридический словарь

СЧЕТА БЮДЖЕТНЫЕ — БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА … Юридическая энциклопедия

СЧЕТА БЮДЖЕТНЫЕ — (см. БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА) … Энциклопедический словарь экономики и права

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — (англ. breach of budget law) – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ДОГОВОР ТЕКУЩЕГО (РАСЧЕТНОГО) БАНКОВСКОГО СЧЕТА — в соответствии со ст. 197 БК по договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно финансовая организация) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для… … Юридический словарь современного гражданского права

ассигнования бюджетные — Средства федерального, региональных и местных бюджетов, выделяемые на развитие экономики, управление государственным долгом, финансирование социально культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственной … Справочник технического переводчика

Рабочий план счетов бюджетного учета на 2023 год

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  • бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Также в отдельный тип государственной организации выделен государственный внебюджетный фонд (закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ).

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

План счетов бюджетного учета — 2023

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из пяти разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • наценка;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нефинансовые активы в пути;
  • нефинансовые активы имущества казны;
  • расходы;
  • права пользования активами, обесценение активов.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.

Узнайте больше об особенностях бюджетного учета основных средств из тематической публикации.

Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрены забалансовые счета. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Бухгалтеру бюджетной организации следует учитывать большое количество законодательных нововведений, актуальных в 2023 году. Ознакомьтесь с их перечнями и особенностями практического применения новшеств в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также в таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Учет в бюджетных организациях. План счетов

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению , которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:

1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

С х ема работы бюджетных счетов

Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Дебету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .

Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:

Бюджетные счета в банке: назначение, характеристики

Бюджетные счета — банковские счета, которые открывается для организации при выделении ей средств из любого уровня бюджета (местного, регионального или федерального). Основной задачей открытия является организация определенного вида деятельности. В период предоставления бюджетных средств возможно осуществление следующих выплат:

  • Субсидий.
  • Дотаций.
  • Субвенций.
  • Прочих видов государственного финансирования.

Другими словам, бюджетные счета (б/с) — банковские аккаунты, которые оформляются для учета расходов и затрат средств, выделяемых из бюджета. В чем особенности б/с? Как они работают? Эти нюансы требуют внимательного изучения.

Бюджетные счета в банке: типы и характеристики

Все б/с условно делятся на несколько категорий:

  • Доходные.
  • Расходные.
  • Текущие (для местных бюджетов).
  • Текущие (для фондов внебюджетного типа).

Главной задачей б/с в банке является контроль прибыли и убытков, касающихся расходования государственных средств:

  • На доходных б/с учтены деньги, распределяемые между различными бюджетами.
  • byudzhetnye-schetaРасходные б/с оформляются для учета средств, выделяемых из бюджета на покрытие нужд с/х, социальных и прочих мероприятий.
  • На текущих б/с муниципальных бюджетов учтены деньги, поступающие с «низов» государственной иерархии (бюджетов областного, местного или республиканского уровня).

Если бюджетная организация имеет специальные средства, деньги для реализации поручений или прочие внебюджетные активы, требуется оформление текущих аккаунтов. В случае перехода таких структур на новые типы хозяйствования вместо текущего может открываться классический для юридических лиц и ИП — расчетный счет. Именно на него производится зачисление денег, которые поступают в организацию (в том числе и средства из бюджета).

Из вышесказанного можно сделать ряд выводов:

  • Бюджетные счета — услуга, предоставляемая в отношении организаций и предприятий, получающих финансирование от государства.
  • Б/с в банке оформляются на ограниченный период, равный одному году. Как только б/с закрывается, оставшиеся после завершения года деньги возвращаются в определенный бюджет.
  • Лицевые счета для бюджетных организаций оформляются в отделениях государственного казначейства.

Бюджетные расчетные счета: доступны ли?

Сегодня многие интересуется, имеется ли возможность открытия бюджетного расчетного счета. Здесь стоит выделить следующие нюансы:

  • Деньги, которые поступили из государственной казны в предприятие (к получателю средств) за определенные услуги, должны перечисляться на лицевой счет. Последний должен оформляться в Казначействе РФ.
  • Открытие расчетного счета для государственной организации, финансируемой из бюджета, чаще всего недопустимо.
  • Законодательно определено, что все хозяйственные транзакции (для государственных учреждений) проводятся только на лицевых счетах (оформляются в Федеральном казначействе).
  • Получатель денег от государства может использовать в переходной временной промежуток средства, полученные от доходной деятельности на базе разрешения распорядителя.
  • Все операции с применением государственных денег (по бюджетным счетам) должны осуществляться с учетом строгого контроля сметы прибыли и затрат. Впоследствии смета предоставляется в казначейство, в котором и оформлен лицевой счет.

Рассмотренные выше требования не распространяются на организации, имеющие право оформлять бюджетные расчетные счета в учреждениях ЦБ РФ или других банков.

Итоги

Таким образом, бюджетные счета — это аккаунты бюджетных организаций в финансовых учреждениях страны. Кроме того, под этот термин попадает одна из форм кредитования физических лиц, при которой клиент учреждения регулярно вносит на банковский аккаунт определенную сумму (прописывается в соглашении), а финансовое учреждение производит оплату. Но если исходить из практики, второе обозначение термина применяется реже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *