Как выглядит самое дорогое нефти
Перейти к содержимому

Как выглядит самое дорогое нефти

  • автор:

Как выглядит самое дорогое нефти

Нефть Brent опускается до уровня конца 1990-х, WTI ушла в глубокий минус, и на российской Urals сейчас тоже сложно зарабатывать. Но в чем отличие между этими сортами? Мы расскажем, что такое эталонные сорта нефти, чем одна нефть отличается от другой с технической и финансовой точек зрения.

Эталонные сорта – они есть, но их как бы нет

Когда речь заходит о ценах на нефть, в СМИ обычно транслируют динамику цен на сорт Brent, чуть реже дают и WTI. На самом деле вся нефть в мире разная – она отличается по плотности и содержанию серы. Но каждая страна не в состоянии обеспечивать работу собственной сырьевой биржи, поэтому все добываемые в мире сорта нефти сводятся к трем эталонным (они же маркерные) сортам:

  • Brent – определяет цену примерно 70% всех сортов нефти, которые идут на экспорт из разных стран мира, изначально привязана к одноименному сорту, который добывался в британском секторе Северного моря (поэтому ее еще называют «североморской»);
  • WTI (West Texas Intermediate) – основной маркерный сорт для США, который долгое время был единственным таковым в мире;
  • Dubai Crude – маркерный сорт, который применяется для ценообразования на нефть из стран Персидского залива.

То есть, это часто условные марки – нефть заданных параметров продается в незначительных количествах или не продается вообще, но они важны для формирования цен на другие сорта нефти (которых в мире десятки).

Свой маркерный сорт ранее был у ОПЕК – и это тоже был условный сорт, цена на который определялась как средневзвешенная величина от стоимости нефти всех 12 стран картеля.

Что касается нефти Brent, сейчас ее вообще перестали добывать. С 1970-х годов маркерным сортом была нефть с конкретного месторождения (оно и называлось Brent), но с 2000-х это уже смесь как минимум 4 сортов – к ней добавили нефть с месторождений Forties, Oseberg и Ekofisk (поэтому котировки идут с индексом BFOE). До недавнего времени доля нефти с месторождения Brent в одноименной смеси составляла около 1%, но теперь ее там нет вообще (месторождение себя исчерпало).

WTI – это еще более интересная история, на этот сорт приходится всего около 1% мировой добычи, но его отличают условия поставок. Фьючерсы на WTI – поставочные, они предполагают, что покупатель должен забрать конкретный физический объем нефти из терминала в городе Кушинг, штат Оклахома, США. То есть, суть фьючерсного контракта – продавец за оговоренную стоимость осуществляет поставку нефти в Кушинг. И стоимость нефти достаточно сильно зависит от уровня заполненности емкостей в Кушинге (туда поступает нефть из Техаса и с танкеров в Мексиканском заливе, оттуда она идет на переработку).

Если кратко, то маркерные сорта – такие сорта, которые имеют наивысшую ликвидность, поэтому их легко использовать для формирования цен на другие сорта. Обычно это дисконт (скидка) или премия (надбавка) по отношению к маркерному сорту.

Например, российская нефть Urals продается с дисконтом по отношению к Brent, а Западно-Сибирская Siberian Light торгуется уже с премией – она легче и содержит меньше серы.

Чем физически отличаются разные сорта

Стоимость нефти – переменная, которая зависит от огромного количества параметров: это ее качественные характеристики, условия поставки, уровень спроса, состояние крупнейших экономик мира. Конечно, первый фактор – это физические параметры нефти. Они сводятся к двум величинам:

  • плотность – чем легче нефть, тем больше из нее можно произвести светлых нефтепродуктов (авиационный керосин, бензин, дизельное топливо), которые стоят дороже. В тяжелой нефти больше содержание парафинов и смол, из нее выходит больше мазута и битумов, которые стоят не очень дорого. Измеряется в тоннах на кубометр или в градусах API (сложная формула с градусами по Фаренгейту – следствие американского происхождения);
  • содержание серы – нефти без серы не бывает, но ее содержание может колебаться от сотых долей процентов до 5-6%, реже – больше. Более ценными сортами считаются те, в которых содержание серы минимальное, так как она токсична, усиливает коррозию, имеет неприятный запах.

Есть и другие параметры нефти, но они не так сильно влияют на стоимость нефти – это фракционный состав, вязкость, содержание воды, хлористых солей и механических примесей.

В мире добывают самую разную нефть – только в России насчитывается минимум 6 сортов и смесей:

  • Urals – основная смесь, которую экспортирует Россия. Это смесь легкой нефти Siberian Light и тяжелых высокосернистых сортов. Добывается это все сразу в нескольких регионах страны – ХМАО, ЯНАО, Башкортостане, Татарстане и Самарской области. Добывают их сразу несколько компаний, а смешивание происходит по заданным соотношениям в трубопроводах «Транснефти». Нефть относительно тяжелая (31,7 градуса API) и сернистая (1,35% серы), поэтому ее цена устанавливается с дисконтом от нефти Brent;
  • Siberian Light – легкая (35,1 градуса) и малосернистая (0,57%) нефть из месторождений ХМАО. Стоимость рассчитывается от Brent, разница небольшая;
  • ESPO – смесь, которая поставляется по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), и характеризуется относительно низкой плотностью (34,8 градуса) и низким содержанием серы (0,62%). В перспективе может стать маркерным сортом, сейчас ее цена привязана к Dubai Crude;
  • Sokol и Vityaz – нефть с Сахалина, легкая (37,7 и 34,6 градуса) и малосернистая (0,23 и 0,22%), стоимость тоже привязывается к дубайскому маркерному сорту;
  • ARCO – тяжелая и высокосернистая нефть (24 градуса и 2,3%), которая добывается на Арктическом шельфе с платформы «Приразломная». Добыча стартовала в апреле 2014 года.

Если кратко, то Россия экспортирует более дешевую нефть (Urals) в европейском направлении, и более дорогую (Siberian Light, ESPO) в азиатско-тихоокеанском. С финансовой точки зрения поставки Urals важнее – именно от цены этой смеси рассчитывается федеральный бюджет.

В мире самыми большими запасами нефти обладает Венесуэла, но это тяжелая и сернистая нефть – и в нынешний кризис ее продают едва ли не за бесценок (около 5 долларов за баррель). На втором месте – Саудовская Аравия, потом следуют Канада, Иран, Ирак и Кувейт. Правда, если учитывать запасы сланцевой нефти, то Россия вполне может войти в тройку лидеров.

Почему цены падают ниже нуля?

История с нефтью WTI, которая резко подешевела до минус 40 долларов – это, скорее, чисто техническая история. Дело в том, что фьючерсный договор на покупку этой нефти предполагает физическую поставку заявленного объема на терминал в американском городе Кушинг, откуда его обязан забрать покупатель.

Но нефть уже давно еще и финансовый актив, поэтому на бирже было много инвесторов, которые вкладывались во фьючерсы, чтобы задействовать свои деньги и которые не собирались покупать нефть в реальности. Из-за просадки спроса по причине коронавируса нефть стало просто некуда девать, и чтобы не попасть на штрафные санкции, инвесторы предлагали деньги тем, кто просто вывезет их нефть с терминала.

Недавно, однако, произошла еще одна похожая история – уже с российской нефтью Urals, ее цена c учетом доставки из Западной Сибири в Роттердам составила минус 1000-1200 рублей за тонну. Конечно, это расчетная цифра – все поставки были расписаны заранее с зафиксированными ценами, но тенденция есть – экспорт нефти при таких условиях позволяет нефтяникам выходить в ноль при цене в 15-16 долларов за баррель, а Urals стоит около 12 долларов.

Причина таких низких цен – не только падение маркерного сорта Brent (к которому привязана Urals), это еще и увеличение дисконта. Так, в конце марта баррель российской нефти стоил на 4,75 доллара дешевле барреля североморской нефти, и этот дисконт стал максимальным с 2008 года. Это может быть связано с ужесточением международных требований к судовому топливу – максимальное содержание серы в нем снижается с 3,5 до 0,5%, а нефть Urals – более сернистая, чем Brent.

Период низких цен может продлиться неопределенно долго – все зависит от продолжительности карантинных мер по коронавирусу во всем мире, а когда удастся остановить пандемию, никто знать не может.

WTI -37$. Чем отличаются марки нефти и почему они все стоят по-разному

За последние дни стоимость нефти практически все марок резко обвалилась. Одни эксперты называют это падение временным и связывают его с пандемией коронавирусной инфекции, из-за которой половина жителей земли сидит по домам, другие называют это началом новой реальности. «Хайтек» разобрался, из чего складывается стоимость нефти и чем отличаются разные марки.

Читайте «Хайтек» в

Что случилось?

20 апреля 2020 года стоимость одной из марок нефти впервые в истории стала отрицательной — то есть поставщики нефти и инвесторы готовы были доплатить, чтобы у них забрали нефть, которую после поставок будет просто негде хранить.

Однако отрицательная цена на нефть затронула только один тип контрактов — мгновенный, который позволяет купить нефть с поставкой в мае. Все месячные контракты, как правило, заключаются за несколько месяцев вперед, то есть сейчас можно купить нефть на июнь и июль по фиксированной цене, это значит, что даже если стоимость сырья резко вырастет, то сумма контракта останется неизменной. Резко снизился только мгновенный тип контрактов на май: нефтетрейдеры не смогли израсходовать всю свою нефть из-за остановки огромного количества производств и резкого снижения потребления, поэтому у них нет необходимости покупать запланированное еще до пандемии количество нефти. Общее падение спроса на нефть в марте-апреле 2020 года составило 30% по всему миру.

При этом падение в основном пришлось на американскую марку нефти WTI (Western Texas Intermediate). Ее цена используется как индекс для торговых сделок с нефтью внутри США, по аналогии с нефтью марки Brent в Европе и Urals — при поставках из России.

Сейчас, поскольку США за месяц стала эпицентром эпидемии, экономика не нуждается в таком количестве нефти, а экспортные мощности страны не позволяют избавиться от такого излишка — главное нефтяное хранилище страны в Кушинге, Оклахома, за два месяца заполнилось на 48% — до 55 млн баррелей из 78 млн баррелей.

При этом американский рынок сейчас связан с мировым не очень сильно, поскольку за последние десятилетия местные производители освоили сланцевую добычу нефти. Поэтому цена других марок не сильно зависит от стоимости WTI. Однако различные владельцы коммерческих площадей для хранения нефти также утверждают, что в ближайшее время столкнутся с тем, что нефть будет физически негде хранить.

Какие еще существуют марки нефти? Чем они отличаются друг от друга?

В мире существуют сотни разновидностей нефти. По сути, каждое месторождение мира дает собственный сорт нефти, не всегда похожий на остальные. Их стоимость напрямую зависит от качества нефти. Такая разница определяется плотностью нефти и содержанием в ней серы. Чем нефть легче и чем в ней меньше серы, тем она будет дороже.

— Нефть высшего качества — легкая и с небольшим количеством серы и других примесей.

— Не очень хорошая нефть — тяжелая и с большим количеством серы и других примесей.

Из всех сортов нефти обычно выделяют три эталона стандарта, которые и являются ключевыми для всего рынка — WTI, стоимость которой сейчас и обвалилась, Dubai Crude и Brent — нефть, добываемая в Северном море, являющаяся главным индексом отрасли.

Именно опираясь на стоимость этих сортов нефти, особенно Brent, высчитывается и цена на другие марки. Brent считается так называемым средним эталоном — дубайская Dubai Crude качественнее ее, а WTI — немного хуже.

Нефть в России

Ни один эталонный сорт нефти не связан с Россией. Почти 72% всей российской нефти — марка Urals, ее добывают на Урале и в Поволжье. По своему качеству она хуже, чем Brent, поэтому Urals торгуют всегда со скидкой 11% от Brent. В основном эту нефть по нефтепроводам транспортируют в европейские страны.

Второй по объему сорт — ESPO, его добывают в Восточной Сибири. Он считается очень качественным — даже лучше, чем Dubai Crude, и в среднем торгуется на несколько долларов дороже этой марки. ESPO занимает около 25% объема добычи российской нефти, в основном его продают в азиатские страны.

В России существует еще несколько основных сортов нефти, даже более качественных, чем ESPO — «Витязь» и «Сокол», которые добываются на Сахалине. Также в стране есть еще множество месторождений с нефтью качественнее Brent — сорта «Сибирская легкая», однако ею не торгуют в чистом виде. Во время транспортировки она от заводов гонится в западную часть страны, а на Урале в эти же трубы добавляется нефть марки Urals — таким образом появляется именно та нефть, которая является основной на территории России.

Шесть лет назад в Северном Ледовитом океане начали добывать еще один сорт российской нефти ARCO, однако он является одним из самых некачественных на территории всей страны. В России с ним практически ничего невозможно сделать, однако есть заводы в Европе, которые могут перерабатывать даже вещество такого качества в бензин и мазут.

Как устроена технологическая цепочка на нефтяном рынке?

Существует несколько основных видов добычи нефти— газлифт, когда в скважину запускается специальный газ для изменения давления внутри, установка нескольких типов насосов либо так называемый фонтан. После добычи нефть по нефтепроводам, железной дорогой или танкерами отправляется на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

На НПЗ происходит процесс переработки сырой нефти в другие продукты. Сначала на заводе происходит процесс подготовки к дальнейшей переработке — электрообессоливание, которое необходимо для уменьшения коррозии технологического оборудования от сырой нефти. Поступающую из нефтерезервуаров сырую нефть смешивают с водой для растворения солей и отправляют на ЭЛОУ — электрообессоливающую установку. Здесь под воздействием тока высокого напряжения — 25 кВ и более — эмульсия, состоящая из смеси воды и нефти, разрушается, а вода собирается внизу аппарата и откачивается. Для более эффективного разрушения эмульсии в сырье вводятся специальные вещества — деэмульгаторы. Температура процесса обессоливания иногда достигает 120 °С.

Обессоленая и обезвоженная нефть с ЭЛОУ поступает на установку атмосферно-вакуумной перегонки нефти (АВТ — атмосферно-вакуумная трубчатка). Там происходит еще больший нагрев нефти для разделения на фракции.

Эта стадия разделена на два основных блока — атмосферной и вакуумной перегонки. Атмосферная перегонка обеспечивает отбор так называемых светлых нефтяных фракций — бензиновой, керосиновой и дизельных, выкипающих при температуре до 360 °С, выход которых может составлять 45–60% на весь объем нефти.

Жидкий мазут — остаток атмосферной перегонки, в итоге остается в баках после первого блока обработки. После этого начинается вакуумная перегонка, которая обеспечивает отбор масляных дистиллятов или широкой масляной фракции (вакуумного газойля) от мазута.

Термическое разложение углеводородов начинается при при температуре более 380 °С , а конец кипения вакуумного газойля — при 520 °С и более. Перегонка при близком к вакууму остаточном давлении 40-60 мм рт позволяет снизить максимальную температуру в аппарате до 360–380 °С, что позволяет отбирать масляные фракции. В итоге после вакуумной перегонки в баках остается один гудрон. И уже только после этого на заводах начинают обрабатывать продукты, которые уже были выделены от сырой нефти.

Мир сошел с ума: Российская нефть теперь самая дорогая

Напомню, если кто не знает: в мире существует множество сортов нефти, среди них три, так сказать, эталонных. Самая дорогая нефть — арабская Dubai Crude. Это самая легкая, а значит самая качественная нефть, с минимальными примесями серы. Второй эталон — североморский сорт Brent — нефть добываемая в Северном море. Ну и третий вариант — техасская нефть WTI.

Эти три сорта еще называют «маркерные сорта». Цены на остальные сорта нефти рассчитываются относительно цен на один из маркерных, с дисконтом или премией. Например, российский сорт Urals торгуется с дисконтом от нефти Brent.

Почему с дисконтом? Потому что наша российская нефть тяжелая, с высоким содержанием серы. На самом деле Urals это не нефть с какого-то конкретного месторождения, это смесь. К легким сибирским сортам подмешивается тяжелая нефть добытая в Башкортостане, Татарстане и Самарской области, вот и получается довольно сернистая нефть. Это позволяет вести добычу очень тяжелой нефти на месторождениях европейской части России. Если бы не подмешивание легкой сибирской нефти, использовать её было бы крайне сложно.

Так вот, Urals всегда торговалась с дисконтом порядка 13% от Brent. Правда в последние годы Urals стала по сути четвертым маркерным сортом, и торгуется на бирже, но все равно она дешевле Brent, так как менее качественная.

Но так было раньше, когда мир еще был нормальным. Но мир сошел с ума.

Сначала арабы стали продавать свою самую «сладкую» нефть с большим дисконтом, то есть дешевле чем Urals.

Потом американская WTI стала торговаться по цене «минус 40$». Да, понятно, что это не реальная, а «бумажная» нефть, но все же, такие цены говорят о том, что реальная нефть вообще никому не нужна.

И вот последний бастион разума пал. Urals начала торговаться с премией к нефти марки Brent.

Цена на российский сорт нефти Urals превысила $16 за баррель, при этом нефть Urals начала торговаться с премией к нефти марки Brent. Об этом сообщает агентство Argus со ссылкой на собственные данные. Источник

Таким образом выходит, что Urals теперь самая дорогая нефть из тех сортов, что торгуются на бирже.

Впрочем, конечно, это все скорее из разряда занимательных фактов, лишь иллюстрирующих все сумасшествие, в которое погрузился мир, и мировая экономическая модель. Завтра все снова перевернется, и мы только и воскликнем «а что, и такое возможно?».

Дорогой Brent: кому выгодны высокие цены на нефть и каков прогноз на 2023 год

Нефтяной баррель устремился к 100-долларовой отметке. Его стоимость уверенно растет на фоне ограниченного предложения нефти на мировом рынке из-за договоренностей стран ОПЕК+ о добровольном сокращении добычи. Как долго это может продолжаться и кому выгодна дорогая нефть? «ФедералПресс» разбирался вместе с экспертами.

Нефтяной тандем

России и Саудовской Аравии удалось повысить стоимость барреля. По состоянию на вторник, 19 сентября 2023 года, эталонный сорт Brent впервые с 15 ноября 2022 года поднялся выше 95 долларов за баррель. Главными причинами роста цены стали опасения по поводу увеличения дефицита нефти в четвертом квартале этого года. Причина – сокращение поставок Россией и Саудовской Аравией и растущий оптимизм по поводу восстановления экономики крупнейшего потребителя нефти – Китая.

После того как в июне члены ОПЕК+ решили продлить сделку по сокращению нефтедобычи до конца 2024 года, аналитики подсчитали, что рынок может столкнуться с дефицитом в объеме 2 млн баррелей нефти в сутки (бнс).

Общая добыча в ОПЕК+ до конца года будет составлять 40,46 млн бнс, в том числе на Россию придется 9,828 млн бнс, а на Саудовскую Аравию – 10,478 млн бнс. Конечно, согласованные действия двух крупнейших экспортеров нефти не просто поддерживают баррель, но и активно двигают его вверх. Как пишут СМИ, с июня текущего года нефть выросла более чем на треть и продолжает расти.

По мнению нефтяных аналитиков, все идет к тому, что очень скоро Brent достигнет отметки в 100 долларов. Накануне некоторые нефтяные сорта уже превысили это значение: так, перешагнула 100-долларовую планку нигерийская нефть марки Qua Iboe, малайзийская Tapis была зафиксирована на отметке 101,3 за баррель, а азербайджанская Azeri Light на базе CIF в итальянском порту Аугуста выросла сразу на 1,05 доллара, составив 101,61 за баррель.

Временный всплеск?

Мировой спрос растет вслед за нефтью, и, согласно сентябрьскому отчету ОПЕК, как и три месяца назад, он будет опережать предложение, поддерживая цены на нефть на высоком уровне.

Как указывают эксперты, удержать стремительно растущий баррель не могут США, традиционно задействующие для этого свои стратегические нефтяные резервы – их просто не хватает. По данным СМИ, ссылающихся на министерство энергетики США, на 13 сентября 2023 года за предшествующую неделю американские запасы нефти сократились на 8,4 млн баррелей, до 434,1 млн баррелей, достигнув наименьшего значения с октября 1984 года. Белый дом принял решение о высвобождении нефти из стратегических запасов весной этого года, чтобы повлиять на стоимость барреля в стране и обуздать инфляцию.

«Быстро затормозить рост объективно нечем: предложение ограничено, новые интервенции из стратегического резерва США едва ли возможны, а уровень глобальной урбанизации в АТР продолжит разгонять потребление нефти. До конца года топливо может протестировать отметку 100 долларов за баррель», – прокомментировал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в ходе онлайн-конференции, организованной «Финамом».

Создатель сообщества «ИнвестТема» Владимир Литвинов считает, что задавать тон нефтяным котировкам будет растущий спрос на нефть и нефтепродукты в Китае.

«Это уже происходит. Кроме того, ожидаемой многими рецессии в развитых странах не случилось, поэтому ЕС и США также будут поддерживать производственную активность, заставляя цены на энергоносители приходить в сбалансированное состояние», – сказал он.

Впрочем, большинство экспертов все же считают, что рост не будет стабильным, и прогнозируют лишь краткосрочный всплеск цен на нефть.

«Риски краткосрочного скачка до 100 долларов могут усилиться с нынешним импульсом, но у нас мало уверенности в том, что он будет устойчивым», – считает рыночный стратег Saxo Capital Markets Pte Чару Чанану – его слова приводят СМИ.

Аналитики компании «БКС Мир инвестиций» тоже называют маловероятным устойчивый рост барреля, несмотря на ярко выраженный позитив сейчас.

«При наличии краткосрочных позитивных катализаторов котировки вполне могут сформировать временный скачок в район 100 долларов. Но эти уровни вряд ли будут устойчивы, поскольку даже для производителей они невыгодны, ведь из-за слишком дорогой нефти начинает страдать спрос», – пояснили они.

По мнению аналитика «Финама» Александра Потавина, до конца текущего года Brent в основном будет торговаться в диапазоне 87–97 долларов за баррель и краткосрочно взлетит вверх лишь при условии чрезвычайных ситуаций.

Неделю назад Минэкономразвития России спрогнозировало стоимость Brent на уровне 83,5 доллара за баррель в 2023 году, 85 долларов за баррель в 2024-м, 80,2 доллара за баррель в 2025-м и 76,2 доллара за баррель в 2026-м.

Сильные результаты

Дорогая нефть выгодна нефтяным компаниям: благодаря высоким котировкам даже в условиях ограничения добычи и экспорта они смогут улучшить финансовые показатели.

«Ралли нефтяных цен, схлопывающийся спред между марками Brent и нашей Urals и низкий курс национальной валюты – лучшее топливо для нефтяников. Компании смогут нарастить финансовые показатели во II полугодии и направить часть прибыли на выплату повышенных дивидендов. Считаю, что нефтяники выглядят фундаментально сильно», – отметил на онлайн-конференции «Финам» Владимир Литвинов.

В списке «сильных» нефтяников наиболее выгодно отличаются сланцевые компании из США, которые на фоне высоких котировок и спроса имеют возможность быстро повысить свою добычу.

Здесь аналитики хоть и советуют инвесторам вкладываться в акции нефтяников (к примеру, по мнению аналитика «Финам» Сергея Кауфмана, привлекательными выглядят ценные бумаги Chevron и «ЛУКОЙЛа»), но все же рекомендуют диверсифицировать инвестпортфель.

Фото с сайта hippopx.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *