Персонифицированный учет в беларуси с какого года
Перейти к содержимому

Персонифицированный учет в беларуси с какого года

  • автор:

20 лет персонифицированному учету в Республике Беларусь

1 января 2023 года исполнилось 20 лет с момента организации на территории Республики Беларусь индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, т.е. внедрения централизованного электронного ресурса, содержащего сведения о трудовой деятельности каждого гражданина.

Целью персонифицированного учета являлось установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, продолжительностью периода деятельности, в течение которого застрахованным лицом и его работодателем уплачивались страховые взносы в бюджет фонда социальной защиты населения, иными словами — усиление страховых принципов. Именно внедрение этой системы позволило исключить случаи подачи документов для назначения пенсии, не соответствующих действительности.

Созданием базы и ее ведением занимается Фонд социальной защиты населения, который входит в систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Суть персонифицированного учета за 20 лет не изменилась, и спустя годы главной задачей по-прежнему остается собрать максимально полные и достоверные сведения отдельно для каждого гражданина о периодах его трудовой и иной деятельности, ежемесячном заработке и страховых взносах.

Ведь, где бы гражданин не работал в разные периоды своей жизни, будь то работа по трудовому договору, в т.ч. по совместительству, по гражданско-правовому договору, занятие предпринимательской и иной деятельностью, сведения о его стаже и его выплатах, на которые начислены и из которых уплачены обязательные страховые взносы, систематически поступают в Фонд и хранятся на его индивидуальном счете. Так, за истекшие 20 лет только по Гродненской области было открыто более 800 тысяч индивидуальных лицевых счетов работающим гражданам и ежегодно от работодателей поступает белее 1 миллиона персонифицированных документов.

Одним из главных направлений использования сведений персонифицированного учета является назначение (перерасчет) гражданам любого вида пенсий. С внедрением на территории Республики Беларусь персонифицированного учета процедура назначения пенсии значительно упростилась, поскольку человек избавлен от сложностей, связанных со сбором документов о своем стаже и заработке от всех работодателей, у которых работал даже непродолжительный период времени после 1 января 2003 года. А ведь если работодатель уже ликвидирован, необходимо было бы искать документы в архивных учреждениях.

На сегодняшний день сведения о стаже и заработке человека, необходимые для назначения (перерасчета) ему пенсии, за период начиная с 2003 года выдаются в электронном виде Фондом социальной защиты органам по труду, занятости и социальной защите без участия обратившегося за назначением пенсии в виде выписки из индивидуального лицевого счета. К примеру, за период действия персонифицированного учета только по Гродненской области выдано более 345 тысяч выписок из лицевых счетов для назначения (перерасчета) различного вида пенсий.

Кроме того, персонифицированный учёт позволяет обеспечить достоверность сведений о стаже и заработке, поскольку в системе осуществляется многоступенчатый контроль, а также то, что при назначении пенсии будет учтена вся трудовая деятельность человека, даже самые непродолжительные периоды его работы, что, в конечном итоге, может повлиять на размер назначаемой пенсии.

Кроме того, начиная с 2024 года данные персонифицированного учета будут использоваться при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать и упростить процесс назначения пособий и снизить количество ошибок при их расчете .

На протяжении всех прошедших лет велась не только кропотливая работа по сбору, накоплению и выдаче персонифицированных сведений, в это же время шло постоянное развитие и усовершенствование системы персонифицированного учета — менялись способы представления документов от бумажных к электронным, расширялся перечень сведений, вносимых в систему.

Если ранее основу базы составляли сведения, необходимые для пенсионного обеспечения (период работы человека и его выплаты, на которые начисляются страховые взносы), то теперь формируется полноценная база данных, характеризующих всю трудовую деятельность человека. То есть в базу поступают сведения не только о дате приема и дате увольнения, но также по какой профессии и в какой должности он работает, в каком структурном подразделении, учитываются сведения о присвоении класса, разряда, квалификационной категории, виде заключенного трудового договора, об основании увольнения и многие другие.

Сегодня каждый гражданин стал активным участником своего пенсионного будущего. Он сам может контролировать процесс поступления, изменения сведений на его лицевом счете, а также факт уплаты за него обязательных страховых взносов, т.е. лично следить, все ли в порядке с формированием его как социальных, так и пенсионных прав.

Только за последний год более 4 тысяч граждан Гродненской области воспользовались правом получения информации из своего лицевого счета.

И если раньше получить выписку можно было только в территориальном подразделении Фонда, то сегодня это возможно сделать онлайн и те, кто имеют личную электронную цифровую подпись, могут получить ее в электронном виде через Единый портал электронных услуг, в т.ч. путем предоставления своего письменного согласия третьим лицам .

Новшество текущего года — мобильное приложение Фонда для физических лиц, чтобы информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете гражданина, была для него доступна в любой момент. С помощью мобильного приложения можно посмотреть сведения о своей трудовой деятельности за все 20 лет существования персонифицированного учета.

Также планируется автоматизировать расчет страхового стажа, поскольку существует необходимый минимум (а это на сегодняшний день 19 лет), при наличии которого возникает право на трудовую пенсию. Таким образом, можно будет увидеть, сколько лет, месяцев и дней будет учтено в страховой стаж для будущей пенсии за период с 1 января 2003 года — даты начала ведения персонифицированного учета.

Безусловно, функционирование системы персонифицированного учета также позволяет решать целый спектр аналитических задач, стоящих перед социальной сферой и экономикой в целом.

В ФСЗН пояснили, от чего зависит размер пенсий и какие изменения внесены в систему учета граждан

Управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала журналистам об изменениях в системе персонифицированного учета граждан и о том, что влияет на размер трудовых пенсий белорусов.

Трудовой кодекс и трудовая книжка

«В республике действует солидарная система государственного социального страхования, главным принципом которой является взаимопомощь поколений. Его можно сформулировать так: пока мы работаем, платим пенсии людям старшего возраста, когда работать не сможем, другое поколение будет платить пенсии нам», – пояснила Наталия Павлюченко.

Вместе с тем такой подход не означает, что размер пенсий не зависит от трудовой активности. На него влияют два фактора – продолжительность деятельности и часть заработка, которая отчисляется в фонд. Так, в 2019 году для назначения трудовой пенсии необходимо иметь 17 лет трудового (страхового) стажа с уплатой взносов и общего трудового стажа 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Ежегодно требования к страховому стажу увеличиваются на полгода, к 2025 году его продолжительность составит 20 лет.

«Что касается размера пенсий, то если на протяжении всего страхового стажа делать отчисления из минимальной заработной платы, то и пенсия по достижении пенсионного возраста будет назначена минимальная – Br216,71», – сказала Наталия Павлюченко.

В случае, если при достижении пенсионного возраста страховой стаж не сформирован, социальная пенсия (в настоящее время она составляет Br108,45) мужчинам назначается с 65 лет, женщинам – с 60 лет. «Нужно формировать свои пенсионные права уже сегодня. На государственном уровне для этого создаются механизмы, в том числе в конце прошлого года принят Указ № 500 »О государственном социальном страховании», предоставляющий право физическим лицам, осуществляющим непредпринимательскую деятельность, вносить взносы в фонд на добровольной основе», – рассказала Наталия Павлюченко.

Она напомнила, что с 2003 года в республике введена система персонифицированного учета граждан, которая позволила упростить сложную технологическую цепь от назначения до выплат пенсий на стадии сбора документов, подтверждающих сведения о периодах трудового стажа и заработка. На каждого гражданина открывается индивидуальный лицевой счет, по которому накапливается информация. Работнику выдается государственное свидетельство социального страхования, так называемая зеленая карта.

Таких счетов в Беларуси насчитывается около 7,7 млн, по 4,8 млн из них пополняются сведения. Ежегодно открывается около 120 тыс. новых индивидуальных лицевых счетов, в том числе 81 тыс. оформляется на молодых людей в возрасте 14-20 лет. Из 4,8 млн лицевых счетов 4,2 млн заведены на работающих только по трудовым договорам. По гражданско-правовым договорам застрахованы 200 тыс. лиц, еще 400 тыс. – те, кто самостоятельно уплачивает взносы (ИП, нотариусы, адвокаты и иные физлица, а также работники со смешанной формой трудовой деятельности).

По словам Наталии Павлюченко, в этом году внесены изменения в правила персонифицированного учета. Так, если ранее работодатели подавали индивидуальные сведения о работниках с отражением зарплаты и уплаты взносов один раз в год, теперь (по постановлению Совета Министров от 9 августа 2018 года № 589) ежеквартально. Таким образом сведены к минимуму ситуации, когда наниматель не предоставляет сведения в связи с прекращением деятельности организации.

Также несколько сместились сроки предоставления данных, расширена форма персонифицированного учета, характеризующая трудовую деятельность. В перечень сведений кроме даты приема на работу и увольнения, работы по совместительству включена информация о профессии, должности работника, видам трудового договора, дате и номере приказа о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, присвоении квалификационной категории, увольнении с работы, основании увольнения. Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 года.

«Это позволит более детально изучить рынок труда, проводить мониторинг трудовых ресурсов, прогнозировать потребность в кадрах. В будущем она станет основой электронного учета трудовой деятельности», – добавила Наталия Павлюченко.

Персонифицированный учет

С 1. 01. 2003 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».

Фонд социальной защиты населения ведет работу по накоплению и использованию данных персонифицированного учета для назначения пенсий.

С этой целью на всех работающих граждан, подлежащих обязательному государственному социальному страхованию, в том числе работающих пенсионеров и лиц, достигших 14 летнего возраста и имеющих паспорт, в районе открыто более 26 тысяч индивидуальных лицевых счета. Изготовлены и выданы свидетельства государственного социального страхования, которые необходимо предъявлять при трудоустройстве на работу, а также при заключении гражданско-правовых договоров.

Как используются данные персонифицированного учета для назначения пенсии?

Сведения о стаже работы и заработке (доходе) застрахованного лица за период после 1 января 2003года подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета этого лица, выдаваемой райотделом Фонда по запросу органа, назначающего пенсию.

На что необходимо обратить внимание самих граждан, оформляющих документы на пенсию?

Застрахованное лицо (в собственных интересах) должно предупредить всех работодателей (как по основному месту работы, так и по совместительству, а также при выполнении в текущем году работ по гражданско-правовому договору), у которых работал в течение календарного года, о необходимости своевременно представить форму ПУ-3 (тип формы – назначение пенсии) в районный отдел Фонда.

Особо необходимо обратить внимание работодателей и самих застрахованных лиц на изменения и дополнения, внесенные в связи с введением c 1 января 2009 года профессионального пенсионного страхования в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее Закон о ППС).

Это совершенно новый вид государственного (обязательного) социального страхования, которое будут осуществлять органы Фонда социальной защиты населения.

Профессиональное пенсионное страхование распространяется на работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной пенсии (перечень должностей и профессий применения Закона о ППС определен Постановлением Совета Министров от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»).

Примечательным является то, что это страхование будет организовано по принципу накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий из взносов работодателей, доходов от их размещения.

За дополнительной информацией можно обратиться в районный отдел Фонда социальной защиты населения по адресу: или по телефонам: 802239 32-234, 802239 33-740.

Пенсии и персонифицированный учет: изменения в законах – 2021

Вносятся изменения в Закон о пенсионном обеспечении (вступают в силу с 1 января 2021 г.) и в Закон о персонифицированном учете (вступают в силу с 18 марта 2021 г.). Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Изменения в Законе о пенсионном обеспечении

В целом корректировки Закона о пенсионном обеспечении связаны с приведением его в соответствие с Указом N 171.

С 1 января 2021 г. для отдельных категорий работников меняются требования к условиям назначения трудовой пенсии по возрасту <*> :

— женщины, родившие 4 детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, смогут уйти на пенсию при стаже работы не менее 20 лет и страховом стаже не менее 10 лет.

На заметку
Страховым стажем является стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов;

— лица, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 10 лет, смогут уйти на пенсию при стаже работы не менее 20 лет (у мужчин) и не менее 15 лет (у женщин). При этом:

если лицо являлось инвалидом не менее 21 года, то для выхода на пенсию ему понадобится страховой стаж не менее 5 лет;

если лицо являлось инвалидом от 10 до 20 лет, то за каждый полный год нахождения на инвалидности требуемый страховой стаж, установленный в абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении в новой редакции, снижается на 6 месяцев. Напомним, что установленный в вышеуказанной норме страховой стаж начиная с 2017 года ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. В 2021 году по общему правилу он составляет 18 лет. Таким образом, если лицо являлось инвалидом 12 лет, то требования к страховому стажу для него снизятся на 6 лет. И в 2021 году для выхода на пенсию такому лицу потребуется страховой стаж 12 лет (18 лет — 6 лет);

— инвалиды с детства I и II группы смогут пойти на пенсию, имея стаж работы не менее 20 лет (для мужчин) и не менее 15 лет (для женщин). Возраст выхода на пенсию для них остался прежним — на 5 лет меньше общеустановленного. Например, в 2021 году общеустановленный возраст составляет 62 года 6 месяцев (для мужчин) и 57 лет 6 месяцев (для женщин) <*> . Для инвалидов с детства в 2021 году он составит 57 лет 6 месяцев (для мужчин) и 52 года 6 месяцев (для женщин).

В Законе о пенсионном обеспечении в новой редакции нашел отражение и подп. 1.6 п. 1 Указа N 171. Так, предусмотрен новый вид пенсий — трудовая пенсия при неполном страховом стаже. Для ее получения лицо должно <*> :

— достичь возраста 60 лет (для женщин) или 65 лет (для мужчин);

— иметь страховой стаж не менее 10 лет и не более страхового стажа для трудовой пенсии на общих основаниях (в 2021 году — 18 лет).

На заметку
Отметим, что если страхового стажа у лица достаточно, но не хватает трудового стажа, то ему будет назначена пенсия при неполном стаже работы <*> .
Также право на пенсию по возрасту по-прежнему сохранят лица <*> :
— достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
— имеющие 10-летний страховой стаж;
— имеющие значительный стаж работы: не менее 40 лет (для мужчин) и не менее 35 лет (для женщин).

Напомним, что Указ N 171 увеличил время отпуска по уходу за ребенком, которое будет засчитываться в стаж работы, теперь оно составит 12 лет (ранее — 9 лет) неполном страховом стаже <*> . В Закон о пенсионном обеспечении внесена соответствующая корректировка <*> .

Уточняются требования к стажу работы для получения права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда <*> . Подробнее с корректировками можно ознакомиться в таблице 1.

Категория работников Необходимый стаж работы
До 01.01.2021 С 01.01.2021
Работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах Не менее 20 лет на указанной работе Не менее 20 лет на указанной работе (при этом не менее 10 лет до 01.01.2009)
Трактористы-машинисты, занятые в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства (мужчины) Не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе Не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе (при этом не менее 10 лет до 01.01.2009)
Доярки (операторы машинного доения), телятницы, свинари-операторы в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства (женщины) Не менее 20 лет на указанной работе Не менее 20 лет на указанной работе (при этом не менее 10 лет до 01.01.2009)
Трактористы-машинисты, машинисты строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов (женщины) Не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе Не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе (при этом не менее 7 лет 6 месяцев до 01.01.2009)
Водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам (мужчины) Не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе Не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе (при этом не менее 10 лет до 01.01.2009)
Водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам (женщины) Не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе Не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе (при этом не менее 7 лет 6 месяцев до 01.01.2009)
Работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах (мужчины) Не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе Не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе (при этом не менее 10 лет до 01.01.2009)
Работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах (женщины) Не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе Не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе (при этом не менее 7 лет 6 месяцев до 01.01.2009)
Работники, занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников Не менее 25 лет на указанной работе Не менее 25 лет (при этом не менее 12 лет 6 месяцев до 01.01.2009)
Горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин Не менее 20 лет на указанной работе Не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет до 01.01.2009)

На заметку
Подобные корректировки коснулись также отдельных категорий работников авиации и летно-испытательного состава, медицинских и педагогических работников, артистов, спортсменов <*> .

Изменения в Законе о персонифицированном учете

В Законе о персонифицированном учете в новой редакции расширен перечень сведений, отражаемых в индивидуальном лицевом счете (далее — ИЛС).

На заметку
Напомним, что на каждое застрахованное лицо органы ФСЗН открывают ИЛС <*> .

В частности, подробно расписано, какие сведения о страховом стаже включаются в ИЛС (см. таблицу 2) <*> .

— прием на работу;

— наименование должности служащего, профессии рабочего;

— присвоение квалификационной категории, разряда, класса, класса государственного служащего;

— перевод на другую постоянную работу;

— увольнение, включая основания увольнения;

На заметку
В Законе о персонифицированном учете в новой редакции уточнено и расширено определение страхового стажа. Дополнено, что в такой стаж засчитываются периоды, за которые уплачивались страховые взносы, трудовой деятельности, работы по гражданско-правовому договору, предпринимательской, творческой и иной деятельности застрахованного лица. Напомним, что ранее в определение был включен только период трудовой деятельности <*> .

Таким образом, ИЛС будет содержать более подробную информацию о трудовой и иной деятельности работника. В дальнейшем это послужит основой для перехода на электронные трудовые книжки.

Также расширены и уточнены сведения о доходах и периодах их начисления, отражаемых в ИЛС. В частности, теперь в нем будут отражаться <*> :

— причины начисления выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы, ниже уровня месячной минимальной зарплаты, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;

— дата назначения и (или) период получения пенсии или пособия, право на которое зависит от факта работы, осуществления предпринимательской, творческой и иной деятельности застрахованного лица;

— периоды получения ежемесячной доплаты к зарплате вместо профессионального пенсионного страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *