Формула расчёта налоговой нагрузки
Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может. Дело в том, что подобные ситуации часто возникают на фоне нарушения налогового законодательства. А при подозрении на последнее госорганы могут приехать с плановой либо внеплановой проверкой ИНФС.
Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!
Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога, или процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентирует Приказ ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3, где указаны информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- ФНС с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Минфин и другие экономические инстанции на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Совокупная нагрузка
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.
К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.
ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.
ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.
Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
- НДС – 1, 1 млн. руб.;
- налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
- налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
- транспортный налог – 250 тыс. руб.
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.
Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.
Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.
Нагрузка по конкретному налогу
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Уровень нагрузки по налогу на прибыль
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
Уровень налоговой нагрузки по НДС
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
-
Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей
- ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
- Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
- Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
- Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.
Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС
Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:
- Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
- Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.
Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:
- Выручкой (с НДС или без НДС).
- Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
- Налоговой базой для расчета конкретного налога.
- Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
- Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.
Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.
Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.
Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.
Если вам нужно посчитать налоговую нарузку по УСН, поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
Обратите внимание! Ранее можно было в вопросе оценки налоговой нагрузки ориентироваться на письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 и письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, которое отменило предыдущее письмо. В настоящее время оба письма отменены, но приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.
Указанные нами документы ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в приказ ФНС регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.
Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:
- Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
- Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
- Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
- Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
- Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.
Главные критерии при ОСНО
Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста утратившего силу письма № АС-4-2/12722@.
При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:
- Убытки, отраженные в декларации.
- Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.
По НДС рассматривают в совокупности два показателя:
- Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
- Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанных письмам не были приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.
Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:
ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),
ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;
Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;
Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.
Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.
Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.
Что определяет величину нагрузки по прибыли
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:
- Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
- Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
- Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:
- Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
- Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
- Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.
В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.
Формула налоговой нагрузки по НДС
Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.
Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:
ННндс = 100 × Нндс / НБрф,
ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).
Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:
ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),
ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);
НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).
Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:
- продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
- продаже предприятия как комплекса;
- СМР;
- авансам полученным.
Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.
Что определяет величину нагрузки по НДС
Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:
- Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
- Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.
На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:
- Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
- Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
- Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.
На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:
- Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
- Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.
Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:
- Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
- Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
- Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
- Наличием СМР, приводящих к росту базы.
- Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.
Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.
Расчет налоговой нарузки в сервисе «Прозрачный бизнес»
Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали здесь.
Налоговая предлагает простой и понятный сервис в помощь предпринимателям для расчета своей налоговой нарузки. Он встроен в блок на сайте налоговой «Прозрачный бизнес» и называется «Калькулятор налоговой нагрузки». Подходит для организаций на общей системе налогообложения.
Далее последовательно выбираем из выпадающих списков:
- налоговый период (доступны периоды 2018, 2019 и 2020 гг);
- вид экономической деятельности (выбираем наш ОКВЭД);
- субъект РФ, где хотим оценить нагрузку;
- масштаб бизнеса.
Нажимаем «Показать среднеотраслевые индикаторы».
Получаем таблицу с расчетом.
Рассчитанные показатели можно сравить со своими показателями и оценить степень отклонения. Для этого надо ввести «Фактические показатели организации».
Вносим данные организации за интересующий нас налоговый период и нажимаем «Рассчитать фактические показатели».
Появляется таблица с указанием отклонений наших показателей от среднеотраслевых показателей.
Итоги
Налоговая нагрузка — один из важнейших факторов оценки налоговым органом работы предприятия. Значительные отклонения налоговой нагрузки конкретной организации от среднеотраслевой налоговой нагрузки может привести к повышенному интересу со стороны контролеров. Чтобы самостоятельно оценить риски в этой части, на сайте налоговой появился сервис по определению налоговой нагрузки.
Коэффициент налоговой нагрузки
Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в статье.
Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается
Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых». В первую очередь у таких налогоплательщиков запрашивают пояснения, а если они не прояснят ситуацию устраивают выездную проверку.
Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. ЦБ установил, что безопасным минимумом налоговой нагрузки является 0,9 % от дебетового оборота по счету. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.
Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %
Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:
- для государства или регионов;
- по типам отраслей;
- по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
- по конкретным хозсубъектам;
- на одного человека.
В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.
Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель
Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.
Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно. Последнее обновление датируется маем 2021 года и устанавливает среднеотраслевые показатели по итогам 2020 года.
Автоматически сравнить свою налоговую нагрузку со среднеотраслевой по региону можно в сервисе «Прозрачный бизнес».
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС
Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.
Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %
Показатель менее 2–3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.
Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %
Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89 %. Еще один способ, которым пользуется налоговая, — безопасную долю вычетов считают по данным декларации за квартал и сравнивают со средней долей вычетов в регионе.
Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку × 100 %
Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1 %, для остальных — от 3 %.
На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2017–2020 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.
Что изменилось в 2022 году
Показатели налоговой нагрузки за 2020 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2022, установлены в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.
В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.
Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.
Безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности для оценки риска налоговой проверки в 2022 г.
ФНС опубликовала показатели налоговой нагрузки для разных отраслей за 2021 год. С их помощью вы можете оценить риск выездной налоговой проверки для вашей компании.
ИФНС планирует проверки на основании анализа показателей работы компании. В план проверок попадают компании и ИП, которые отобраны налоговой инспекцией с учетом нескольких финансово-экономических показателей (Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):
- Динамика исчисленных и уплаченных налогов. Отрицательная динамика может вызвать подозрения.
- Существенные отклонения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности.
- Резкие колебания сумм расходов, участвующих в формировании налоговой базы.
- Низкая налоговая нагрузка.
Критерии налоговой нагрузки и уровень рентабельности ФНС обновляет ежегодно.
Налоговая нагрузка: показатели 2021 для проверки показателей 2022 года
Компании, у которых показатели налоговой нагрузки ниже средних, рискуют попасть в план проверок. Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%
Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы к налоговой нагрузке не относятся.
Если ваша налоговая нагрузка окажется менее 3% (а для торговых организаций – менее 1%), есть риски попасть «под налоговую проверку».
Таблица от ФНС. Показатели налоговой нагрузки 2021
Налоговую нагрузку сравнивайте с показателями от ФНС. Ниже мы приводим таблицу с официального сайта ФНС. Открыть показатели за сайте ФНС вы можете по ссылке Налоговая нагрузка.
Если деятельность вашей организации не попадает ни под один из видов, указанных в списке ФНС, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли, либо ориентироваться на средний показатель налоговой нагрузки по России (Письмо ФНС от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806).
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) | 2021 год | |
Налоговая нагрузка, % | Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % | |
ВСЕГО | 10,4 | 3,0 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего | 4,7 | 4,4 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,6 | 4,1 |
лесоводство и лесозаготовки | 11,6 | 7,2 |
рыболовство, рыбоводство | 8,5 | 5,1 |
Добыча полезных ископаемых — всего | 40,4 | 1,5 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего | 50,2 | 1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 11,6 | 3,0 |
Обрабатывающие производства — всего | 7,4 | 1,8 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 17,6 | 1,7 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,9 | 3,7 |
производство кожи и изделий из кожи | 10,7 | 5,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 5,0 | 2,5 |
производство бумаги и бумажных изделий | 5,7 | 1,8 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 8,8 | 3,4 |
производство кокса и нефтепродуктов | 4,9 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 3,6 | 1,8 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 8,6 | 1,9 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 5,7 | 2,0 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 9,1 | 2,8 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,8 | 1,7 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 9,9 | 3,7 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 10,6 | 4,5 |
производство электрического оборудования | 7,1 | 2,8 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 4,2 | 4,6 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,7 | 1,4 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего | 6,9 | 2,3 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 7,7 | 2,1 |
производство и распределение газообразного топлива | 3,7 | 1,7 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 6,4 | 4,1 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего | 9,0 | 3,9 |
Строительство | 10,1 | 3,6 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего | 2,8 | 0,9 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 3,9 | 0,8 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 2,1 | 0,6 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 4,5 | 2,2 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего | 9,0 | 5,0 |
Транспортировка и хранение — всего | 6,0 | 4,5 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 5,9 | 6,7 |
деятельность трубопроводного транспорта | 5,3 | 2,7 |
деятельность водного транспорта | 9,4 | 3,6 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 17,4 | 12,2 |
Деятельность в области информации и связи — всего | 14,7 | 4,4 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 21,8 | 4,2 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 18,2 | 6,6 |
Показатели рентабельности за 2021 год
Если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%, это может стать основанием для назначения налоговой проверки.
Таблица. Рентабельность по видам экономической деятельности, в процентах за 2021 год
Ниже мы приводим таблицу с официального сайта ФНС. Открыть показатели за сайте ФНС вы можете по ссылке Рентабельность 2021