Какие налоги платят банки
Перейти к содержимому

Какие налоги платят банки

  • автор:

Особенности налогообложения коммерческих банков

Рожкова, И. А. Особенности налогообложения коммерческих банков / И. А. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66304/ (дата обращения: 20.10.2023).

В данной статье рассмотрены вопросы по уплате налогов банками, механизма урегулирования работы банков, а также изучаются отношения банков с налоговыми организациями.

Ключевые слова: система налогообложения, коммерческий банк, экономика, налоги.

На современном этапе экономика приобрела сильно выраженную рыночную направленность, и именно банковская система является основным элементом структуры отношений экономического характера. Коммерческие банки в налоговой системе Российской Федерации являются одними из самых крупных инвесторов в экономическую систему нашей страны. На данный момент, в условиях экономического спада проявляется упадок финансовой активности, стабильности и прибыльности банков — данный факт говорит об усилении внимания, а именно мониторинге экономических отношений, которые связаны не только лишь с коммерческими банками, но и самим государством. Именно поэтому, вопрос о проведении оптимизации уплаты налогов коммерческими банками на сегодняшний день является актуальным.

Как известно, банк может иметь три направленности в своей деятельности:

– выступать в качестве самостоятельного налогоплательщика;

– выступать в качестве налогового агента;

– выступать в качестве связующего звена между налогоплательщиком и государством.

Исходя из того, что банк является налогоплательщиком, следует то, что он в обязательном порядке ведет налоговый учет расходов и доходов, занося все виды операций и сделок в журнал аналитического учета, согласно правилам ведения налогового учета. Данный вид учета отражает каждую сделку и операцию, который осуществил банк. К ним относят: продажу и покупку драгоценных металлов и камней, сделки хозяйственной направленности, долговые обещания и другие банковские операции и сделки. Также следует отметить, что при аналитическом учете прописывается дата, количество, стоимость, качество и иные данные, которые необходимы при данном учете. [5].

Для того, чтобы рассмотреть особенности, которые присущи системе налогообложения коммерческого и национального банка, нужно рассмотреть схему налогов, которыми уплачивают корпорации.

Схема системы уплаты налогов корпорацией:

  1. Определяем уровень доходов;
  2. Находим разницу между суммой общего дохода корпорации и дохода, который не подвергается налогообложению;
  3. Проводим налоговые расчеты с целью определения налога на чистый доход по определенной ставке налога.

Перечислим основные налоги, которые уплачивают коммерческие банки:

1) Налог на доходы физических лиц;

2) Налог на прибыль организации;

3) Налог на имущество организации;

4) Налог на добавленную стоимость;

5) Другие виды налогов.

Важным является тот факт, что банк может уклониться от одной из своих обязанностей, а именно ведение раздельного учета НДС, которые уплачивается поставщиками, при приобретении товаров, услуг или работ, используя пункт 5 статьи 170 Налогового Кодекса РФ. В этом случае банк включает затраты, при исчислении налога на прибыль организации принимаемые к вычету НДС, которые уплачены поставщиками по приобретенным товарам, услугам или работам. Как итог, полученная ими сумма НДС по совершенным операциям, облагается налогом и поделит уплате в бюджет [1].

Порядок исчисления и сроков уплаты налогов:

– Сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала);

– Просчитывается как общая сумма налога, которая уменьшается на сумму налоговых вычетов.

Приобретая на территории России товары, услуги или работы у иностранных представителей, не являющихся налогоплательщиками и не состоящих на учете в налоговых органах, то коммерческий банк является налоговым агентом, который обязан удержать, исчислить НДС у иностранной организации.

Коммерческий банк, может выступать налоговым агентом, еще в одном случае — арендуя у органов государственной власти и органов местного самоуправления федеральные активы и городской актив. Как итог, сумма НДС просчитывается банком, как сумма арендной платы с учетом уплаты налога. Банк обязан вычесть, исчислить из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перевести необходимую сумму НДС в бюджет.

Налоги и сборы рассчитываются как сумма выплат и вознаграждений, которые начисляются налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Налогообложение исследуемого банка рассчитывается по сумме, ожидаемых возмещений к уплате в бюджет или из бюджета, в отношении налогооблагаемых прибыли и убытков, в текущий и предшествующий периоды.

Налоговая система Российской Федерации не совершенна из-за собственного налогового законодательства. «Дырами» в налоговом законодательстве пользуется большинство организаций и предприятий, и банки не исключение. Важно провести тщательную работу по устранению «пробелов» как в налоговом законодательстве, так и во всех нормативно-правовых актах и законах. Ведь здоровая банковская сфера — это важная составляющая финансового благополучия нашей страны.

Для того, чтобы достигнуть финансового благополучия и вывести экономику страны на новый уровень нужно принимать срочные меры. Во-первых, нужно установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. Во-вторых, целенаправленно ввести меньшую ставку налога на выгоду, если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение, то есть наращивание денежных средств. В-третьих, вести активную банковскую деятельность за рубежом.

Проводя оптимизацию налогообложения коммерческих банков, надо не только инициировать их на финансирование организаций реального раздела экономики, но и ограничивать их способности по уклонению от уплаты налогов и сборов. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что роль налогового регулирования увеличивается из-за того, что необходимо принимать меры по налоговому стимулированию и сделать банковские сделки и операции труднореализуемыми или же неэффективными [4].

Малая собираемость налогов нуждается в преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков станет толчком к увеличению налоговой прибыли страны, а это в свою очередь, наладит процесс совершенствования экономики страны.

Таким образом, можно сделать вывод об особенной роли банков, как субъектов налогообложения, налогов, которые они платят, так и их второстепенной роли, регламентированной законодательством. Отметим, что тема данного исследования актуальная, особенно в силу меняющего законодательства в области налогообложения, что в свою очередь требует последовательного и внимательного изучения при ведении любой деятельности.

Какие налоги платят банки

НК РФ Статья 290. Особенности определения доходов банков

1. К доходам банков, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 настоящего Кодекса, относятся также доходы от банковской деятельности, предусмотренные настоящей статьей. При этом доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 настоящего Кодекса, определяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. К доходам банков в целях настоящей главы относятся, в частности, следующие доходы от осуществления банковской деятельности:

1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные банки — корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для определения доходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается положительная разница между доходами, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 250 настоящего Кодекса, и расходами, определенными в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде положительной (отрицательной) разницы, образующейся вследствие отклонения цены продажи (покупки) драгоценных металлов от учетных цен, установленных Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на драгоценные металлы (на дату отражения по обезличенному металлическому счету операции купли-продажи драгоценных металлов);

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) по операциям купли-продажи драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 328-ФЗ)

6) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;

8) от депозитарного обслуживания клиентов;

9) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

11) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

12) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

13) по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу, либо списанных за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали налоговую базу;

15) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;

16) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

17) от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк»;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

18) в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;

(пп. 18 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

19) в виде положительной переоценки драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах, осуществляемой в порядке, установленном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

(пп. 19 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 настоящего Кодекса;

(пп. 20 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

21) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 настоящего Кодекса;

(пп. 21 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

3. Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

Налогообложение банковского сектора: действующая система и направления ее совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карманова Людмила Николаевна

В статье рассмотрена действующая система налогообложения банковского сектора , в том числе рассмотрены налоги, уплачиваемые коммерческими банками. Приведены некоторые особенности определения доходов и расходов организаций банковского сектора . Проанализирована динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от финансовых организаций в целом, а также по отдельным видам налогов, уплачиваемых кредитными организациями. Выявлена проблема действующей системы налогообложения банковского сектора и предложены пути ее решения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карманова Людмила Николаевна

Текст научной работы на тему «Налогообложение банковского сектора: действующая система и направления ее совершенствования»

22. Fein M.L. The shadow banking charade. [Electronic resource]: U.S. Securities and Exchange Commission, 2013. URL: https://www.sec.gov/comments/s7-04-09/s70409-95.pdf/ (date of access: 02.06.2017).

23. Pozsar Z., Adrian T., Ashcraft A., Boesky H. Shadow banking. [Electronic resource]: Federal Reserve Bank of New York Staff Reports, 2010. № 458. URL: https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/research/staff_reports/sr458.pdf/ (date of access: 02.06.2017).

24. Unger R. Traditional banks, shadow banks and the US credit boom — credit origination versus financing: Discussion paper № 11/2016 / Deutsche Bundesbank, 2016.

25. PriceWaterhouseCoopers. Banking Banana Skins 2015 [Electronic resource]: CSFI, PWC, 2015. URL: http://www.pwc.com/jg/en/publications/banking-banana-skins-2015.pdf/ (date of access: 02.06.2017).

26. Skadden. The Volcker Rule [Electronic resource]: Skadden. URL: https://www.skadden.com/newsletters/FSR_The_Volcker_Rule.pdf/ (date of access: 02.06.2017).

TAXATION OF THE BANKING SECTOR: ACTING SYSTEM AND DIRECTIONS FOR ITS IMPROVEMENT Karmanova L.N. (Russian Federation) Email: Karm anova227@scientifictext.ru

Karmanova Lyudmila Nikolaevna — Master of Economic Sciences, DEPARTMENT OF BANKING, SYKTYVKAR STATE UNIVERSITY NAMED AFTER PITIRIM SOROKIN, SYKTYVKAR

Abstract: the article considers the current system of taxation of the banking sector, including taxes paid by commercial banks. Some features of determining the incomes and expenses of organizations of the banking sector are given. The dynamics of tax revenues in the consolidated budget of the Russian Federation from financial organizations as a whole, as well as for certain types of taxes paid by credit institutions, is analyzed. The problem of the current system of taxation of the banking sector is revealed and the ways of its solution are suggested.

Keywords: banking sector, tax system, corporate income tax, long-term crediting, real sector of the economy.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА: ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Карманова Л.Н. (Российская Федерация)

Карманова Людмила Николаевна — магистр экономических наук, кафедра банковского дела, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

Аннотация: в статье рассмотрена действующая система налогообложения банковского сектора, в том числе рассмотрены налоги, уплачиваемые коммерческими банками. Приведены некоторые особенности определения доходов и расходов организаций банковского сектора. Проанализирована динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от финансовых организаций в целом, а также по отдельным видам налогов, уплачиваемых кредитными организациями. Выявлена проблема действующей системы налогообложения банковского сектора и предложены пути ее решения.

Ключевые слова: банковский сектор, налоговая система, налог на прибыль организаций, долгосрочное кредитование, реальный сектор экономики.

В современной России всё большую актуальность приобретает процесс налогообложения организаций, в том числе банковского сектора. Действующая налоговая система не учитывает всю специфику и роль банковской системы для всей экономики страны в целом, что затрудняет расширение деятельности коммерческих банков и ограничивает тот положительный

макроэкономический эффект, который оказывают кредитные организации. Вопросы налогообложения банковского сектора рассмотрены в работах Гончаренко Л.И., Литвиновой С.А., Никулина Р.Н., Протасовой Д.С, Чужмаровой С.И.

Коммерческие банки являются одновременно крупными налогоплательщиками, налоговыми агентами и посредниками между государством и налогоплательщиками. Кредитные организации уплачивают налоги, предусмотренные ст. 13, 14, 15 первой части Налогового кодекса РФ [1]. Рассмотрим более подробно некоторые виды налогов.

Налог на прибыль. Объектом налогообложения признается полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Кредитные организации при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов только уже по отношению к банковским операциям и сделкам. Согласно ст. 249 и 250 Налогового кодекса, доходами при исчислении налога на прибыль предприятий (организаций, в том числе и банков) признаются:

— доходы от реализации товаров (работ, услуг).

— внереализационные доходы, т. е доходы, не связанные с основной деятельностью (от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и прочие).

В состав расходов организаций, уплачивающих налог на прибыль, включаются:

— расходы, связанные с производством и реализацией продукции и услуг.

— внереализационные расходы (судебные издержки, потери от стихийных бедствий, расходы, связанные с эмиссией собственных ценных бумаг и т.д.).

Полный перечень доходов и расходов коммерческих банков перечислены в статьях 290 «Особенности определения доходов банка» и 291 «Особенности определения расходов банков» [4].

Налог на добавленную стоимость. Большая часть банковских продуктов и услуг освобождена от уплаты данного налога, так как они базируются не на себестоимости, а под влиянием конкуренции и уровня риска. Так, например, освобождены от уплаты НДС следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение привлеченных денежных средств, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Не освобождены от уплаты данного налога следующие банковские операции: доверительное управление, приобретение права требования от третьих лиц, оказание консультационных, информационных услуг, лизинговые операции и прочие [2].

Налог на имущество организаций. Данным видом налога облагается движимое и недвижимое имущество коммерческого банка, находящееся в собственности.

Земельный налог. Данный вид налога имеет место быть тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности кредитной организации [3].

Страховые взносы. Так как кредитные организации имеют свой штат сотрудников и выплачивают им заработную плату, то они обязаны перечислять страховые взносы в бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС.

Налог на доходы физических лиц. Плательщиками данного вида налога являются все сотрудники банка. Кредитная организация в данном случае выступает налоговым агентом, обязанность по исчислению НДФЛ лежит на бухгалтерии банка.

Анализ поступления налогов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2017 показывает увеличение доли налоговых поступлений от финансового сектора в общем объёме налоговых поступлений в бюджет РФ, что было связано с улучшением финансовых показателей организаций финансового сектора за 2016 год по сравнению с 2015 годом (табл. 1).

Таблица 1. Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2016 гг.,

01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

Всего 12 606 291 943 13 707 085 995 14 387 742 053

Финансовая деятельность 596 852 558 548 934 558 829 798 290

Уд. вес, % 4,73 4,00 5,77

Источник — Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения: 15.04.2017).

По данным ФНС наибольший уд. вес в общем объеме уплаченных финансовыми организациями налогов и сборов стабильно занимает налог на прибыль. По состоянию на 1 января

2017 года организации финансового сектора выплатили налог на прибыль в размере 493341672 тыс. руб., что составляет 59,45% от всех выплаченных дынными организациями налогов и сборов. Стоит отметить, что в 2016 году финансовые организации выплатили налог на прибыль, дважды превышающий показатель прошлого года, который составлял 220351339 тыс. руб., что составляет 40,14% от общего объема уплаченных налогов и сборов. За 2014 год финансовыми организациями было уплачено 301 557 840 тыс. руб., что составляет 50,52% от их общего объёма налоговых платежей. Второе место по объему уплаченных финансовыми организациями налогов занимает налог на доходы физических лиц. По состоянию на 1 января 2017 года организации финансового сектора перечислили данный вид налога в консолидированный бюджет РФ в размере 192993627 тыс. руб., что составляет 23,26% от общего объёма уплаченных налогов. На третьем месте по размеру уплаченных налогов стоит налог на добавленную стоимость. По состоянию на 1 января 2017 года финансовые организации выплатили данный вид налога в размере 102087374 тыс. руб., что составляет 12,30% от общего объёма налоговых платежей. Большую часть выплаченных организациями финансового сектора налогов составляют федеральные налоги. Их удельный вес по состоянию на 1 января 2017 года составил 95,02%, по состоянию на 1 января 2016 года — 92,16%. Региональные и местные налоги по состоянию на 1 января 2017 года составили соответственно 3,76% и 0,61% [6].

С точки зрения налогового регулирования особую роль в банковской деятельности играет налог на прибыль. При этом налог на прибыль коммерческого банка в настоящее время носит ярко выраженный фискальный характер [5]. Система налогообложения банковского сектора должна быть не только способом изъятия денежных средств в бюджет государства, а прежде всего способом регулирования деятельности коммерческих банков. Целью налогообложения кредитных организаций в настоящее время должна быть переориентация вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные виды деятельности, такие как межбанковское кредитование, валютные операции и так далее. Достичь заинтересованности кредитных организаций в предоставлении долгосрочных кредитов реальному сектору экономики возможно за счёт изменений налогового законодательства в части налога на прибыль банков. Следует уменьшить ставку налога на прибыль банков, полученную от кредитования реального сектора экономики в 1,5- 2 раза, то есть ввести льготные ставки. Освободить кредитные организации от уплаты налога на прибыль, если она направляется на улучшение финансового состояния банка (увеличения уставного капитала). Снижение налоговой ставки должно носить не разовый, а долгосрочный характер. Данное послабление для коммерческих банков увеличит долю долгосрочного кредитования в общем кредитном портфеле, позволит банкам улучшить свое финансовое положение, что особенно актуально для средних и мелких банков. При этом государственный бюджет пополнится за счёт налогов от вновь созданных производств, то есть налогов, где налоговой базой служит не прибыль, а фонд заработной платы, объём реализации.

Список литературы / References

1. О банках и банковской деятельности. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 2 окт. 1990 г. № 395-1 (ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы СПС «Гарант».

2. Литвинова С.А. Совершенствование налогообложения коммерческих банков // Путь науки, 2015. № 5 (15).

3. Никулкин Р.Н. Совершенствование налогообложения коммерческих банков // Инновационная наука, 2015. № 6.

4. Протасова Д.С. Особенности налогообложения коммерческих банков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 6.

5. Чужмарова С.И. Методология формирования и реализации налоговой политики в северных регионах России. Монография / Под ред. д.э.н., профессора А.Г. Шеломенцева, д.э.н., профессора В.В. Фаузера. М.: Экон-Информ, 2014. 385 с.

Налог на вклады в 2023 году: все нюансы

Фото: Shutterstock

С 1 января 2021 года для россиян вступил в силу новый закон о налогообложении процентов по банковским вкладам. Поправки внесли во вторую часть Налогового кодекса России [1].

Налоговая база начала формироваться в 2022 году, так что если вы получали проценты в 2020 году и раньше, то они не учитывались. Так как за текущий год налоги оплачиваются в следующем, то впервые налог на доходы по банковским депозитам, полученным в течение 2021 года, нужно было бы заплатить до 1 декабря 2022 года.

Но в конце марта президент России подписал новый закон, который временно разрешил россиянам не платить налог на доход по вкладам. Согласно ему, граждане не должны уплачивать НДФЛ с процентных доходов по банковским вкладам, полученных в 2021–2022 годах. Таким образом, в 2022-м (с доходов, полученных в 2021 году) и 2023-м (с доходов, полученных в 2022 году) платить такой налог не нужно.

Однако тем, кто планирует размещать денежные средства на банковских депозитах в 2023 году, следует иметь в виду и вычитать из предполагаемой доходности налог, так как мораторий на его взимание продлевать не планируют.

С 1 января 2023 года завершается действие налоговой льготы — освобождение от налога на проценты по вкладам в российских банках, полученные в 2021 и 2022 годах (п. 91 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

«Полное освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, которые будут получены начиная с 2023 года, не предусмотрено», — сообщила «РБК Инвестициям» первый заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева.

По информации Агентства по страхованию вкладов (АСВ), средний размер вклада физического лица в первом полугодии 2023 года составил ₽310 тыс. При этом установленные законом максимальные размеры возмещения в ₽1,4 млн на одного вкладчика обеспечивают полную страховую защиту 98% всех вкладчиков действующих банков — физических лиц: 96,6% вкладчиков держат на депозитах до ₽1 млн, а еще 1,4% — от ₽1 млн до ₽1,4 млн.

«Несмотря на прекращение действия нормы по освобождению процентов от НДФЛ в результате применения «необлагаемой суммы процентов», с подавляющего большинства вкладов граждане не будут платить налог с процентов. А продолжение освобождения от налога значительных сумм процентов с сумм вкладов, многократно превышающих средний размер вкладов, представляется несправедливым», — отметила Ольга Ануфриева.

В этом тексте вы узнаете:

Каким был налог на вклады раньше

До 2021 года налог по депозитам нужно было платить только в том случае, если процентная ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ на 5 п.п. В таком случае с этого превышения резидентам нужно было заплатить налог в 35%, нерезидентам — 30%. При ставке ЦБ 4,25% налогооблагаемая база начиналась бы с 9,25%.

Налоговый резидент — тот, кто платит налоги в бюджет той или иной страны. В России это люди, которые находились на территории страны 183 дня в течение года.

Какой налог на вклады действует сейчас

Теперь схема, по которой рассчитывается налогооблагаемая база, изменилась. Ставка будет одинаковая и для резидентов, и для нерезидентов — 13% НДФЛ. А правило «плюс 5%» больше не применяется.

На вклады в рублях

Для процентных доходов от вкладов государство ввело необлагаемую сумму дохода. Все, что окажется выше этой суммы, облагается налогом. До конца марта 2022 года необлагаемая сумма должна была считаться так: ключевая ставка на 1 января умножалась на ₽1 млн.

Но теперь, после изменений в марте 2022 года, от налога освобождается сумма, которая будет рассчитываться иначе: максимальная ключевая ставка ЦБ за год умножается на сумму ₽1 млн.

При этом максимальное значение ключевой ставки Банка России будет определяться из действовавших значений на начало каждого месяца соответствующего календарного года. Например, ЦБ поднял ставку со 2 марта до 10%, но уже к 25 марта опустил ее до 9%. На 1 апреля она сохранялась на уровне 9%, если она же по итогам года оказалась самой высокой среди всех учтенных первого числа каждого месяца, то в формуле расчета необлагаемой суммы будет использовано значение 9%.

Таким образом, если в течение года ставка Банка России повышалась, а после этого выросли ставки по вкладам, то и необлагаемый налогом доход также увеличится. Соответственно, и меньше шансов, что придется платить налог. Такая схема расчета распространяется на налоговые периоды, то есть на проценты, полученные в 2023 году и в последующие годы.

На начало 2023 года ключевая ставка была 7,5%, в июле она была повышена до 8,5%, в августе — до 12%, а в сентябре — до 13%.

По новым правилам вычет рассчитывается, исходя из максимальной ключевой ставки. Таким образом, в 2023 году от налогообложения освобождены доходы в виде процентов по вкладам в банках в размере ₽130 тыс. (₽1 млн × 13%). Такая необлагаемая налогом сумма гарантирована по данным на 1 октября 2023 года. Если до конца года ключевая ставка будет повышена, то и размер необлагаемого налогом по вкладам дохода тоже увеличится.

Налогообложению будет подлежать процентный доход, превышающий ₽130 тыс. Сколько у вас вкладов и на какую сумму — не имеет значения. Важно, превышает ли общая сумма полученных вами процентов необлагаемый минимум. Если да, то налог придется заплатить.

Если ваша общая сумма вкладов меньше или равна ₽1 млн, еще не значит, что налог платить не придется. Когда банки предлагают вклады с процентной ставкой, превышающей ключевую ставку ЦБ, доход по таким вкладам может превысить необлагаемую сумму.

Фото:create jobs 51 / shutterstock

На валютные вклады

Если у вас есть банковские вклады в иностранной валюте, то по ним тоже нужно будет платить налоги по новой схеме независимо от размера ставки. Доходы по ним будут пересчитываться в рубли по курсу Банка России, который действовал на дату выплаты процентов.

Например, вы открыли годовой долларовый вклад со ставкой 0,7%, проценты по которому выплачиваются в конце срока на отдельный счет. Его сумма — $10 тыс. Тогда проценты составят $70.

Допустим, что срок депозита закончился, а курс доллара ЦБ на эту дату был около ₽71,8. Переведем проценты из долларов в рубли — они составят ₽5026.

Эта сумма слишком мала, чтобы платить за нее налог, однако ее добавят к доходам по другим вкладам, если они у вас есть. При этом в Минфине объяснили [2], что доход от изменения курсов валют не учитывается. Сумма вклада — это имущество, а не доход, так что он в принципе не может подлежать налогообложению.

На вклады для пенсионеров

Сейчас у пенсионеров нет особых условий и льгот по новому закону о налогах на вклады. В 2021 году депутаты предложили законопроект [3], который освободил бы неработающих пенсионеров от выплаты таких налогов. Однако его так и не приняли, так что пенсионерам тоже нужно платить налоги.

Депутаты отмечали, что этот законопроект должен поддержать слабо защищенные группы населения. Многие россияне пытаются накопить средства на пенсию, пока работают, чтобы не бедствовать в старости, говорили законодатели. Когда пенсионер уже не работает, то у него нет зарплаты, а потеря нескольких тысяч рублей в виде налогов может стать существенной, считают депутаты.

В законопроекте они предложили освободить неработающих пенсионеров от налогов с доходов по вкладам. Условие — эти доходы за год не должны превышать прожиточный минимум пенсионеров в целом по России, умноженный на 12. То есть если минимум составляет ₽10 тыс., то годовые доходы от вклада не должны превышать ₽120 тыс.

Налог на вклады по наследству

Согласно Налоговому кодексу, с дохода в виде процентов по банковским вкладам и остаткам на счетах, выплаченного в порядке наследования, не нужно платить налоги. Поэтому и под новый закон они тоже не подпадают, пояснили в Минфине [4]. Но если вы получили вклад не в порядке наследования, то налоги придется платить.

Если вы не знаете, были ли вклады и счета у вашего родственника, то нужно обратиться к нотариусу, который ведет наследственное дело. Он собирает информацию об имуществе.

Фото:AntonSAN / shutterstock

Когда можно не платить налог по вкладам

  • Доходы по вкладам, процентная ставка по которым не более 1% годовых.
  • Доходы по счетам эскроу — это специальный счет в банке, который используют в сделках, чтобы снизить риски. Одна сторона вносит на него деньги, они замораживаются, и вторая сторона получит их, если исполнит свои обязательства перед первой.

Однако некоторые моменты в законе оставляют вопросы, считает Игорь Шиков, советник налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

«Неясно, как считать доход у коллективных владельцев вклада. Например, если права на депозит принадлежат нескольким наследникам или это совместный вклад супругов», — сказал эксперт «РБК Инвестициям».

В Федеральной налоговой службе (ФНС) рассказали, что проценты, которые добавляются к вкладу, а не поступают на отдельный счет, тоже учитываются. «Если проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается при обложении НДФЛ в том налоговом периоде, в котором было зачисление этих процентов», — пояснили в ФНС [5].

Как рассчитать налог по вкладам

Представим, что на вашем банковском депозите лежит ₽1,7 млн по ставке 10% годовых. А максимальная ключевая ставка ЦБ за год составила 13%.

Используем следующую формулу

(Ваш доход по вкладу — Необлагаемая сумма) × 13% = Налог на доход от вклада

Считаем сумму, с которой будет взиматься налог

₽1,7 млн × 10% (ставка по вкладу) — ₽1 млн × 13% (максимальная за год ставка ЦБ) = ₽170 000 — ₽130 000 = ₽40 000

Считаем налог с получившейся суммы

₽40 000 × 13% = ₽5200

Итого: налог на вклад ₽1,7 млн под 10% при максимальной ключевой ставке ЦБ за год в 13% составит ₽5200

В это уравнение можно подставить свои значения и понять, сколько вам нужно будет заплатить налогов по вкладам после 2023 года.

Когда и как платить налог по вкладам

Платить налог по вкладам нужно самостоятельно. Но подавать декларацию не придется. Банки сами направят информацию о ваших вкладах и доходах в Федеральную налоговую службу. Они должны отчитаться до 1 февраля следующего года.

Если ваши доходы превысят необлагаемую базу, ФНС пришлет вам уведомление. Налоги за предыдущий год нужно будет заплатить до 1 декабря следующего. Например, за 2023 год — до 1 декабря 2024-го.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *