Программное обеспечение как продукт — Software as a Product
Программное обеспечение как продукт (SaaP, также программный продукт, программный продукт) — это продукт, программное обеспечение, которое предназначено для продажи пользователям, и пользователи платят за лицензия, которая позволяет им использовать ее, в отличие от SaaS, где пользователи покупают подписку и где программное обеспечение размещается централизованно.
Одним из примеров программного обеспечения как продукта исторически был Microsoft Office, который традиционно распространялся в виде пакета файлов с использованием CD-ROM или другого физического носителя или загружался по сети. Office 365, с другой стороны, является примером SaaS, где требуется ежемесячная подписка.
Содержание
- 1 Оценка трудозатрат
- 2 См. Также
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Оценка трудозатрат
В книге Мифический человеко-месяц Фред Брукс говорит, что при оценке сроков проекта следует помнить, что программные продукты (которые могут быть проданы платежеспособным клиентам) в три раза сложнее писать, чем простые независимые внутренние программы, потому что требование работать в различных ситуациях, что увеличивает усилия по тестированию и документации.
Вопрос 25. Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
Под программным продуктом (ПП) мы понимаем программное обеспечение (ПО) как результат человеческой деятельности, выставленный на рынке массового покупателя в качестве товара и имеющий ненулевую потребительную стоимость.
Очень важно различать тиражный программный продукт и программное обеспечение проекта. Тиражный ПП производится для того, чтобы его могли использовать во многих местах различные пользователи. Поэтому у него нет заказчиков, а решение о начале разработки принимается исходя из предполагаемого рыночного спроса. Текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные словари, корректоры орфографии, русификаторы, переводчики, программы оптического распознавания символов — все это примеры тиражных ПП. Во всем мире их используют миллионы людей.
Программное обеспечение проекта создается для одного, редко — для нескольких пользователей или разрабатывается как часть технологии, которая может быть продана другой организации с целью использования в качестве составной части аппаратно-программного комплекса. В этом направлении работает, например, часть коллектива ParaGraph International, занимающаяся проблемами распознавания символов. Имея не более десятка потенциальных заказчиков, тем не менее эта фирма гигант в своей области.
Таким образом, если у проекта обычно один или несколько пользователей, то вопрос о продолжении разработки стоит не так остро, а конкурентная борьба идет за право вести разработку. Напротив, тиражный программный продукт предназначен сотням тысяч потенциальных пользователей, и при его появлении на рынке неизбежна конкуренция с другими продуктами того же класса. В момент принятия решения о начале разработки фирма идет на значительный финансовый риск. При этом производитель должен ясно сознавать, что выпуском одной версии дело не закончится, поскольку цикл жизни ПП предполагает его совершенствование.
Жизненный цикл программного продукта
Еще одно важное отличие ПП от многих других товаров состоит в том, что отдельная копия программного продукта имеет небольшую себестоимость. Это уникальное для производителя свойство позволяет вводить новые формы взаимодействия с клиентом после первой продажи ПП. Мы имеем ввиду upgrade, то есть право обновлять ПП на этот же, но новой, улучшенной версии за небольшую плату. Понятие upgrade позволяет пользователю считать разные версии ПП одним ПП, в то время как для производителя разные версии иногда выступают как разные проекты и соответственно совершенно разные продукты.
Для производителя жизненный цикл программного продукта состоит из трех фаз:
3. Продолжение разработки.
Обратите внимание на то, что использование сопровождается продолжающейся разработкой — разработкой новых версий и подверсий, в которых учитываются недостатки предыдущей версии и реализуются новые возможности.
Как и любой другой продукт, программный продукт проходит до появления на рынке четыре стадии. Сначала возникает идея (концепция) нового продукта, подвергающаяся тщательному техническому анализу, в результате которого вырабатываются требования к будущему продукту. Одновременно проводится экономический анализ, учитывающий потенциальный сбыт, издержки производства, уровень и сроки окупаемости, конкуренцию на рынке, требуемые инвестиции, краткосрочную и долгосрочную прибыль, степень риска.
Существуют различные способы разделения процесса разработки программного обеспечения на этапы. При некоторых из них выделяют большее количество этапов, при других — меньшее. По-видимому, неизбежными являются шесть этапов. Разработка программного обеспечения: Определение требований Проектирование
Написание команд — программы Компоновка Тестирование Документирование
Первый род деятельности, определение требований, представляет особую сложность для больших систем типа V, и вскоре мы его рассмотрим весьма подробно.
Проектирование, имеющееся в виду здесь, есть проекти-рование именно программ, а не той системы в целом, частью которой являются эти программы. Более глубокое изучение этого процесса мы проведем после того, как рассмотрим оп-ределение требований.
Третьим пунктом является написание команд, сведение проекта программного обеспечения или просто программы к последовательности машинных команд. Мы будем называть этот процесс программированием.
Компоновка представляет собой комбинирование, связы-вание отдельных частей программы, написанных разными людьми или группами, в одну большую систему программного обеспечения.
Характеристика программного продукта
Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса- утилитарные программы и программные продукты (изделия).
— Утилитарные программы («программы для себя») предназначены для удовлетворения нужд их разработчиков. Чаще всего утилитарные программы выполняют роль сервиса в технологии обработки данных либо являются программами решения функциональных задач, не предназначенных для широкого распространения.
— Программные продукты (изделия) предназначены для удовлетворения потребностей пользователей, широкого распространения и продажи.
В настоящее время существуют и другие варианты легального распространения программных продуктов, которые появились с использованием глобальных или региональных телекоммуникаций:
— freeware — бесплатные программы, свободно распространяемые, поддерживаются самим пользователем, который правомочен вносить в них необходимые изменения;
— shareware — некоммерческие (условно-бесплатные) программы, которые могут использоваться, как правило, бесплатно. При условии регулярного использования подобных продуктов осуществляется взнос определенной суммы.
Программный продукт — комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции.
Программные продукты могут создаваться как:
— индивидуальная разработка под заказ;
— разработка для массового распространения среди пользователей.
Как правило, программные продукты требуют сопровождения, которое осуществляется специализированными фирмами — распространителями программ ,реже — фирмами-разработчиками. Сопровождение программ массового применения сопряжено с большими трудозатратами — исправление обнаруженных ошибок, создание новых версий программ и т.п.
Сопровождение программного продукта — поддержка работоспособности программного продукта, переход на его новые версии, внесение изменений, исправление обнаруженных ошибок и т.п.
Программные продукты в отличие от традиционных программных изделий не имеют строго регламентированного набора качественных характеристик, задаваемых при создании программ, либо эти характеристики невозможно заранее точно указать или оценить, т.к. одни и те же функции обработки, обеспечиваемые программным средством, могут иметь различную глубину проработки. Даже время и затраты на разработку программных продуктов не могут быть определены с большой степенью точности заранее. Основными характеристиками программ являются:
— алгоритмическая сложность (логика алгоритмов обработки информации);
— состав и глубина проработки реализованных функций обработки;
— полнота и системность функций обработки;
— объем файлов программ;
— требования к операционной системе и техническим средствам обработки со стороны программного средства;
— объем дисковой памяти;
— размер оперативной памяти для запуска программ;
— версия операционной системы;
— наличие вычислительной сети и др.
Программные продукты имеют многообразие показателей качества, которые отражают следующие аспекты:
— насколько хорошо (просто, надежно, эффективно) можно использовать программный продукт;
— насколько легко эксплуатировать программный продукт;
— можно ли использовать программный продукт при изменении условия его применения и др.
Дерево характеристик качества программных продуктов
Мобильность программных продуктов означает их независимость от технического комплекса системы обработки данных, операционной среды, сетевой технологии обработки данных, специфики предметной области многоплатформный программный продукт может быть установлен на различных моделях компьютеров и операционных систем, без ограничений на его эксплуатацию в условиях вычислительной сети. Функции обработки такого программного продукта пригодны для массового использования без каких-либо изменений.
Надежность работы программного продукта определяется бесперебойностью и устойчивостью в работе программ, точностью выполнения предписанных функций обработки, возможностью диагностики возникающих в процессе работы программ ошибок.
Эффективность программного продукта оценивается как с позиций прямого его назначения — требований пользователя, так и с точки зрения расхода вычислительных ресурсов, необходимых для его эксплуатации.
В условиях существования рынка программных продуктов важными характеристиками являются:
— время нахождения на рынке (длительность продаж);
— известность фирмы-разработчика и программы;
— наличие программных продуктов аналогичного назначения.
Если программный продукт создается не под заказ и предполагается выход на рынок программных средств, маркетинг выполняется в полном объеме: изучаются программные продукты-конкуренты и аналоги, обобщаются требования пользователей к программному продукту, устанавливается потенциальная емкость рынка сбыта, дается прогноз цены и объема продаж. Кроме того, важно оценить необходимые для разработки программного продукта материальные, трудовые и финансовые ресурсы, ориентировочные длительности основных этапов жизненного цикла программного продукта.
Если программный продукт создается как заказное программное изделие для определенного заказчика, на данном этапе также важно правильно сформулировать и документировать задание на его разработку. Ошибочно понятое требование к программному продукту может привести к нежелательным результатам в процессе его эксплуатации.
Проектирование структуры программного продукта связано с алгоритмизацией процесса обработки данных, детализацией функций обработки, разработкой структуры программного продукта (архитектуры программных модулей), структуры информационной базы (базы данных) задачи, выбором методов и средств создания программ-технологии программирования.
Программные продукты и их основные характеристики
презентация урока для интерактивной доски
Понятия программного обеспечения Программирование Это сфера действий, направленная на создание программ. Программа Это последовательность команд компьютера, приводящая к решению задачи. Приложение Это программная реализация на компьютере решения задачи. Программное обеспечение (ПО) Это программные продукты и техническая документация к ним. Программный продукт (ПП) Это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для реализации определенной задачи массового спроса.
Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса — утилитарные программы и программные продукты (изделия).
Утилитарные программы Предназначены для удовлетворения нужд их разработчиков. Чаще всего утилитарные программы выполняют роль сервиса в технологии обработки данных либо являются программами решения функциональных задач, не предназначенных для широкого распространения.
Программные продукты Комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции.
Виды программных продуктов Freeware Shareware Trial Б есплатные программы, свободно распространяемые, поддерживаются самим пользователем, который правомочен вносить в них необходимые изменения; некоммерческие (условно-бесплатные) программы, которые могут использоваться, как правило, бесплатно. При условии регулярного использования подобных продуктов осуществляется взнос определенной суммы. Ряд производителей использует OEM-программы ( Original Equipment Manufacturer ), т.е. встроенные программы, устанавливаемые на компьютеры или поставляемые вместе с вычислительной техникой. Программное обеспечение, которое является полнофункциональным в течении определенного времени или количества запусков. Основывается на принципе Try & Buy – попробуй и потом заплати.
Программные продукты могут создаваться как: индивидуальная разработка под заказ; разработка для массового распространения среди пользователей.
Основными характеристиками программ являются: алгоритмическая сложность (логика алгоритмов обработки информации); состав и глубина проработки реализованных функций обработки; полнота и системность функций обработки; объем файлов программ; требования к операционной системе и техническим средствам обработки со стороны программного средства; объем дисковой памяти; размер оперативной памяти для запуска программ; тип процессора; версия операционной системы; наличие вычислительной сети и др.
Программные продукты имеют многообразие показателей качества: Мобильность программных продуктов означает их независимость от технического комплекса системы обработки данных, операционной среды, сетевой технологии обработки данных, специфики предметной области и т.п. Мобильный ( многоплатформный ) программный продукт может быть установлен на различных моделях компьютеров и операционных систем, без ограничений на его эксплуатацию в условиях вычислительной сети. Функции обработки такого программного продукта пригодны для массового использования без каких- либо изменений.
Надежность Надежность работы программного продукта определяется бесперебойностью и устойчивостью в работе программ, точностью выполнения предписанных функций обработки, возможностью диагностики возникающих в процессе работы программ ошибок.
Эффективность Эффективность программного продукта оценивается как с позиций прямого его назначения — требований пользователя, так и с точки зрения расхода вычислительных ресурсов, необходимых для его эксплуатации. Расход вычислительных ресурсов оценивается через объем внешней памяти для размещения программ и объем оперативной памяти для запуска программ.
Учет человеческого фактора Учет человеческого фактора означает обеспечение дружественного интерфейса для работы конечного пользователя, наличие контекстно-зависимой подсказки или обучающей системы в составе программного средства, хорошей документации для освоения и использования заложенных в программном средстве функциональных возможностей, анализ и диагностику возникших ошибок и др.
Модифицируемость Модифицируемость программных продуктов означает способность к внесению изменений, например расширение функций обработки, переход на другую техническую базу обработки и т.п.
Коммуникативность Коммуникативность программных продуктов основана на максимально возможной их интеграции с другими программами, обеспечении обмена данными в общих форматах представления (экспорт/импорт баз данных, внедрение или связывание объектов обработки и др.).
Жизненный цикл программного продукта Программы любого вида характеризуются жизненным циклом , состоящим из отдельных этапов: 1 . Маркетинг рынка программных средств, спецификация требований к программному продукту; 2. Проектирование структуры программного продукта; 3. Программирование (создание программного кода), тестирование, автономная и комплексная отладка программ; 4. Документирование программного продукта, подготовка эксплуатационной и технологической документации; 5. Выход на рынок программных средств, распространение программного продукта; 6. Эксплуатация программного продукта пользователями; 7. Сопровождение программного продукта; 8. Снятие программного продукта с продажи, отказ от сопровождения.
Маркетинг и спецификация определение состава и назначения функций обработки данных программного продукта; установление требований пользователя к характеру взаимодействия с программным продуктом, типу пользовательского интерфейса (система меню, использование манипулятора мышь, типы подсказок, виды экранных документов и т.п.); требования к комплексу технических и программных средств для эксплуатации программного продукта и т.д.
Проектирование структуры Связано с алгоритмизацией процесса обработки данных, детализацией функций обработки, разработкой структуры программного продукта (архитектуры программных модулей), структуры информационной базы (базы данных) задачи, выбором методов и средств создания программ — технологии программирования.
Программирование, тестирование и отладка Являются технической реализацией проектных решений и выполняются с помощью выбранного инструментария разработчика (алгоритмические языки и системы программирования, инструментальные среды разработчиков и т.п.).
Документирование программного продукта Является обязательным видом работ, выполняемых, как правило, не самим разработчиком, а лицом, связанным с распространением и внедрением программного продукта. Документация должна содержать необходимые сведения по установке и обеспечению надежной работы программного продукта, поддерживать пользователей при выполнении функций обработки, определять порядок комплексирования программного продукта с другими программами. Успех распространения и эксплуатации программного продукта в значительной степени зависит от качества его документации.
Выход программного продукта на рынок программных средств Связан с организацией продаж массовому пользователю. Этот этап должен по возможности быть коротким, для продвижения программных продуктов применяются стандартные приемы маркетинга: реклама, увеличение числа каналов реализации, создание дилерской и дистрибьютерной сети, ценовая политика — продажа со скидками, сервисное обслуживание и др.
Эксплуатация программного продукта Идет параллельно с его сопровождением , при этом эксплуатация программ может начинаться и в случае отсутствия сопровождения или продолжаться в случае завершения сопровождения еще какое-то время. После снятия программного продукта с продажи определенное время также может выполняться его сопровождение. В процессе эксплуатации программного продукта производится устранение обнаруженных ошибок.
Снятие программного продукта с продажи и отказ от сопровождения Происходят, как правило, в случае изменения технической политики фирмы-разработчика, неэффективности работы программного продукта, наличия в нем неустранимых ошибок, отсутствия спроса.
Длительность жизненного цикла для различных программных продуктов неодинакова. Для большинства современных программных продуктов длительность жизненного цикла измеряется в годах (2-3 года). Хотя достаточно часто встречаются на компьютерах и давно снятые с производства программные продукты.
Особенность разработки программного продукта заключается в том, что на начальных этапах принимаются решения, реализуемые на последующих этапах. Допущенные ошибки, например, при спецификации требований к программному продукту, приводят к огромным потерям на последующих этапах разработки или эксплуатации программного продукта и даже к неуспеху всего проекта. Так, при необходимости внесения изменений в спецификацию программного продукта следует повторить в полном объеме все последующие этапы проектирования и создания программного продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа «Оценочное тестирование программного продукта»
Лабораторная работа по МДК.03.01 Технология разработки программного обеспечения ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах тема .
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты
Презентация к уроку "Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты".
Измерение программного продукта
Понятие мера, метрика.Размерно-ориентированные метрики, используемые для измерения программного продукта и процесса его разработки.Достоинства и недостатки размерно-ориентированных метрик.
Определение качественных характеристик программного продукта
Понятие цикломатической сложности программы.Потоковый граф, как отображение логической структуры программы.Основы построения потокового графа.Методика определения цикломатической сложности программы п.
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты
Материал может быть использован студентами и преподавателями при изучении материала "Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты".
Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров
Презентация "Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компью.
Презентация к уроку на тему «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты»
Презентация к учебному занятию. Представлена теоретическая часть и задания к практической работе для обучающихся.
Почему программное обеспечение не всегда товар и откуда в IT прибыль
С XVI века складывалась нынешняя система производства в которой мы живём. Эта система находит своё отражение во всех сферах, но именно в IT получает новое продолжение, новое рождение. Это статья о том, почему программное обеспечение формирует новый ландшафт экономических отношений и почему в IT много денег. Но что ещё более важно, надеюсь внимательный читатель задумается, в какой компании он работает и в какую хотел бы пойти работать, что в условиях мирового экономического кризиса всё более актуально.
Описание программного обеспечения как товара
Программное обеспечение распространяется несколькими моделями. Чаще всего, модель распространения смешанная, специализируется под каждый конечный случай. Но для целей анализа следует рассмотреть крайние, противолежащие случаи.
С одной стороны, в виде специализированного для заказчика продукта, которой компания-разработчик делает покупателю согласно сделке, в идеале подкреплённого технической документацией. Нередко такие договоры связаны с разработкой специфичного продукта для определённой компании или государственными заказами. Такой труд из одного контракта в другой требует повторного приложения труда — вновь и вновь разработчики будут заниматься написанием новых продуктов, отдельных для каждого отдельного заказчика. Такой труд я бы назвал нереплицируемым, а соответствующий продукт труда называется товаром, в классическом определении.
С другой стороны, существует продажа программного обеспечения как копии одного и того же продукта. Таким образом мы покупаем игры, офисные пакеты, IDE и так далее. В этой модели продукт производится лишь раз, а затем воспроизводится простым копированием и соответствующий труд назову реплицируемым, а соответствующий продукт я называю виртуальным товаром.
Как и было сказано выше, для рассмотрения интересны крайние случаи. Промежуточные же формы не должны быть интересны потому, что раскладываются по содержанию на более атомарные составляющие, которые в свою очередь и представляют собой эти крайние случаи. Например, известна модель продажи продукта или его фичей за некоторую стоимость, и специализация на поддержке — легко видеть, как можно разложить продукт на два крайних случая.
Далее предлагаю рассмотреть эти противоположности в отдельности и разобраться откуда возникает прибыль.
Прибыль нереплицируемых продуктов — товаров
Разрабатывая программное обеспечение для конкретного заказчика, компания-исполнитель полностью встраивается в производственные цепочки покупателя товара/услуги, что соответствует форме производственных отношений в которой мы пребываем.
Во-первых, стоимость производимых работ будет ограничена. С одной стороны, заказчик не станет платить за работу больше, чем сможет сэкономить посредством поставленного продукта. То есть заказчик потратит на продукт не больше чем может потратить на свой персонал, который делает ту же работу какими-либо другими способами. Выпуская продукт для заказчика, исполнитель будто бы «встраивается» в структуру организации заказчика, в экономическом плане. С другой стороны, подготовленный заказчик, который приходит с чётко прописанной документацией, так или иначе знаком с количеством эквивалентной работы, необходимой для производства данного набора функционала. Эту информацию можно получить или в качестве консультации, или рассмотрев несколько коммерческих предложений. А в случае гос.закупок, существуют специальные институты, контролирующие такие расходы (и если происходит завышение суммы, то часть этой стоимости — не рыночные методы конкуренции).
Во-вторых, способ производства направлен на снижение усилий и повышение прибыли. Разработчики собираются для работы над продуктом под управлением нанимателя. Его интерес предоставить результирующий товар, удовлетворяющий всем пожеланиям клиента, но с минимальными расходами и максимальной прибылью, что в свою очередь толкает его на деспотичную форму управления. Для рядового работника это будет означать, что его рабочее время контролируется максимально тщательно управляющими и надсмотрщиками, переработки поощряются (особенно на словах, реже оплатой и премиями), инновациям не находится время если их нет в договоре, а разработка происходит по факту через водопад. Не будет своих фреймворков и библиотек в рабочее время — прибыль нужна здесь и сейчас.
Если воспользоваться формулой трудовой стоимости товара, то получается следующее: стоимость конечного продукта W состоит из суммы затрат на производство С (офис, компьютеры, ПО для работы, налоговая нагрузка и т.п.), из затрат на оплату труда рабочих V, и из прибыли владельцев компании S. При этом общая прибыль на рынке ограничена минимальным доступным предложением на рынке — ведь заказчик при равных условиях обратится к тому исполнителю, который сделает работу дешевле.
Из этой формулы видно, что для получения большей прибыли может быть два способа ее увеличения.
Во-первых, снижение затрат выплат работникам напрямую или посредством длины рабочего дня. Согласно сложившемуся рынку, труд разработчика имеет определённую среднюю стоимость и, пока на рынке есть спрос на рабочую силу программистов, занижать зарплату несколько затруднительно. Другое дело — длина рабочего дня. Часть дня, сотрудник работает в счёт своей зарплаты, другую часть в пользу прибыли работодателя. Оставаясь на неоплачиваемые переработки, вы работаете на сверхприбыль компании и её собственников в частности. Без этих переработок проект не провалится, бизнес исполнителя не исчезнет — снизится только норма прибыли (она же по сути доходность), которая на зарплату не влияет. Увеличение длительности рабочего дня, на самом деле, не единственный способ борьбы за высокою рентабельность. Любое средство повышение производительности труда, при котором работник в единицу времени производит продукт подходит. К удлинению рабочего дня тут присоединяется интенсивность, посредством поштучной оплаты в форме KPI или под неустанным присмотром менеджеров и надсмотрщиков — офицеров и унтерофицеров, жизненно необходимых для почти всех продуктов, производимых промышленным способом.
Во-вторых, на прибыль влияет внедрение новых технологий (средств труда), ещё не освоенных на рынке и дающих то конкурентное преимущество, что на единицу времени позволит производить большее количество работы. Это приводит к тому, что на итоговую работу над проектом нужно будет потратить меньше денег и авансировать меньший капитал в виде зарплаты программистам. Речь идёт о всевозможных библиотеках и фреймворках, которые позволяют значительно ускорить разработку. Однако, как уже сказано выше, противоречия собственников компании не позволят вести разработку над новыми технологическими решениями. Зачастую, компании разрабатывающее такое ПО, склонны впитывать инновации посредством найма людей на работу, которые уже имеют подобный опыт работы с некоторой новой технологией.
В рассмотренном способе производства и есть сущность капитализма — произвести новый товар, но при этом сэкономить на работниках, увеличивая им рабочий день, давая им те средства (тулинг, IDE, frameworkи и т.п.), которые увеличат производительность работы.
Прибыль реплицируемых продуктов — виртуальных товаров
Программное обеспечение, которое продаётся поштучно множественным копированием, резко отличается от обычных товаров. Капиталистический способ производства требует, что бы капиталист купил один товар, применил к нему определённый труд, увеличивающий полезность и стоимость, а потом, если повезёт на рынке, продал товар с прибылью. Крайне развитие машин и их всеобщее распространение, приводит к метаморфозе средств труда, превращая ЭВМ (и не только) в индидвидуальное средство потребления). Эта метамарфоза, в свою очередь явилась причиной образования уникальной формы нетоварного продукта, а точнее товара без товарной стоимости — виртуального товара. Отдельная копия продукта не содержит в себе стоимости вложенного труда. Воспроизводсто товара производится простым копированием — крайне дешёвой операцией в современном мире. Таким образом, компания-производитель программного обеспечения делает продукт один раз, но стоимость получает многократно, если количество переходит в качество. Тем самым реплицируемый продукт становится выражением новой формы производства.
Конечно, производитель программного обеспечения преследует туже основную цель, что и любой другой капиталист — заработать денег (время пока именно такое, хоть всегда под лозунгами «мы изменим мир»). Но средство достижения этого результата разительно отличаются от предыдущей модели, ведь в ход здесь идёт новый вид капитала — венчурный. Инвесторы (и следует оговорится, что ими могут быть разработчики в гараже, авансирующие своё время) решают, что определённый продукт найдёт своё употребление на рынке, то есть найдутся такие покупатели, для которых данное программное обеспечение представляется полезным (имеет потребительную стоимость).
Устанавливаемая цена в этом случае теряет свой смысл по сравнению с обычным товаром, потому что продукт можно неограниченно множить без затрат на производство, таким образом, теряется связь цены и стоимости. В случае производства вируального товара, прибыль будет прямо зависеть от назначенной мультиплицируемой стоимости m, которую оплатили k покупателей, и обратно от затрат на разработку C+V , что соответствует формуле . Прибыль от такого продукта зависит от количества продаж. Таким образом, когда колличество продаж переходит в качество, прибавочная стоимость в произведённом товаре находит своё отрицание в мультиплицируемой стоимости виртуального товара.
Отличительной чертой мультиплицируемой стоимости по сравнению с прибавочной, является источник прибыли. В первом случае прибыль происходит из обмена, в то время как во втором — из процесса производства товара.
Для увеличения продаж, производитель должен выбрать такую часть рынка, в которой нет других альтернатив, а продукт может нести пользу, т.е. потребительную стоимость. Задача тем самым может принимать самые идеалистические оттенки и, зачастую, часто бывает названа миссией.
Форма кооперации
При производстве реплицируемых продуктов, удовлетворяется одно из противоречий между трудом и капиталом. т.к. чаще всего прибыль в меньшей степени зависит от расходов и в большей от количества продаж, целесообразность экономии снижается. Значительно более необходима теперь работа над повышением полезности. Работа разработчиков становится более творческой и во многом требует, чтобы сам работник разделял ценности производимых им работ. В погоне за такого рода единением, компания может пойти на значительные уступки, ориентируя своих сотрудников, словно домены метала при намагничивании. Если для капиталистического производства характерно общественное производство и частное присвоение, повременная и поштучная формы оплаты труда, то тут всё несколько иначе. Компании начинают формировать премиальные фонды пропорциональные прибыли и даже распределяют свопы на доли. Последнее — очень значительное проявление кооперации, основанное теперь не на зарплате, а на общей цели, и, как результат, меритократическое поощрение.
Новая структура организации, ориентированность на результат руководства и работников, меняет вектор управления с деспотичного, на человеко-ориентированного, т.к. творчество человека во многом является составляющей успеха. На этом механизм управления не останавливается, чтобы получить максимально раннюю информацию о целесообразности инвестиций (потребительной стоимости авансированного капитала), индустрии выгодно применять итеративно-инкрементальные подходы, известные как Agile. Такой подход позволяет снизить риски венчурных инвестиций и, в отличие от обычного товара, получить представление о стоимости товара до момента продажи. Повышая от итерации к итерации полезность продукта, производитель тем самым может увеличить назначаемую мультиплицируемую стоимость товара. Итеративная разработка минимизирует описанные выше противоречия оценки стоимости продута со стороны производителей и покупателей.
Итеративная разработка реплицируемых продуктов пораждает ещё один интересный эффект. Труд, содержащийся в работе слонен образовывать основной капитал, увеличивая количественно органическое строение капитала. Я уже писал об этом ранее, имея в виду архитектуру приложений, однако самоувеличение строения капитала носит более широкий характер. Не только ключевые показатели архитектуры многократно могут использоваться, но, что ещё более важно, ещё и центральная бизнес-возможности, или базовый функционал продукта. На основании такого продукта делаются дополнительные функции из итерацию в итерацию. Подробное рассмотрение данной формы кооперации будет рассмотрено отдельно.
Норма прибыли
Для данноого способа производства норма прибыли будет иметь следующий вид: [НП] = m*k/(C+V) , тогда как для капиталистического товара она представляется следующим образом: [НП] = M/(C+V+M) . Как известно, норма прибыли представляется ложным законом, т.к. не может быть равна 100%. Но для виртуального товара в общем, или реплицируемого программного обеспечение в частности, соотношение (100% + x)/100% представляется достижимым, при условии новой формы кооперации, в которой результаты труда в равных или не равных долях распределяется между работниками. Данный метаморфоз нормы прибыли говорит ещё раз о том, что в данном случае мы точно имеем не капиталистическую форму производства.
Размер назначаемой мультиплицируемой стоимости продукта
Интересно проанализировать, какова назначенная мультиплицируемую стоимость продукта. Дело в том, что по-большому счёту, эта цифра носит идеальный характер. Заранее бизнес не знает сколько именно копий он продаст, а значит, нельзя наверняка установить норму прибыли, которая в данном случае будет иметь следующую форму: [НП] = m*k/(C+V) . Компания, инвестирующая (авансирующая) капитал в производство реплицируемого продукта, должна ориентироваться на предполагаемое минимальное количество покупок, чтобы покрыть свои расходы и тем самым установить стоимость продукта. Мнимая величина количества продаж и назначаемой мультиплицируемой стоимости — противоречие данной формы производства между производством и обменом, выступающая как невозможность планирования мультиплицируемой стоимости копии продукта. Зачастую, некоторые производители решают эту проблему, продавая подписку на предзаказ игр, например, тем самым планируя в каких пределах необходимо нести расходы на производство.
С другой стороны, покупатель будет волен выбрать, насколько купленная копия продукта будет для него полезна. В итоге, покупатель потратится при том условии, что для него потребительная стоимость будет не больше чем назначенная мультиплицируемуя стоимость продукта. Если продукт должен автоматизировать что-то в вашей жизни (например, программа для подсчёта калорий или электронные таблицы), то стоимость продукта должна быть не выше той экономии времени, которую она привносит. Это по сути, то же самое противоречие, что и со стороны производителя, но в несколько иной форме. Если производителю необходимо понимать количество покупателей, то покупателю нужно оценить продукт, ознакомившись с тем что он из себя представляет, и, если признаёт в продукте полезность эквивалентную установленной стоимости, оплатить. Это противоречие заставляет производителей делать триал-версии, пробники, платный функционал, т.п.
Выше я попытался выделить внутренние закономерности развития подобных компаний, которые проявляются во внешнем движении капиталов, заставляя решать цели конечных покупателей через последовательное производство скооперировавшихся работников.
Представленный способ производства не будет ограничиваться программным обеспечением. Уже значительное время, такой способ прибыли характерен для многих и многих продуктов развлекательного жанра — фильмы и сериалы, игры, книги и прочее. Со временем тоже самое коснётся, например, биотехнологий и аддитивных технологий, а возможным это станет тогда, когда распространение этих технологий станет соизмеримо с существенным развитием и всеобщим распространением ЭВМ (и диалектика развития ЭВМ безусловно заслуживает внимания). Всеобщее распространение автоматизированных машин и есть самая прямая предпосылка формирования новой экономической формации.
Данное представление о реплицируемой стоимости виртуально товара, ни в коем случае не восстаёт против трудовой теории стоимости, а является её скромным современным дополнением.
Под конец
Нам приводят Кремниевую долину как икону капитализма. На деле же, в IT индустрии денег так много потому, что это новый принципиально другой вид производства — нетоварный. Капитализм, с его участием государства такому производству только оковы, которые будут рано или поздно сброшены в ходе исторического развития.
Стартапы — ростки новой жизни, которые всё ещё похожи в момент рождения на корпорации, но в то же самое время могут быть чем-то большим и лучшим. Корпорации же более реакционны, так как их капиталы становятся магнитом для денег, и это мешает нормальному развитию, сковывает их в выборе и действиях, оставляя снова единственную цель — прибыль. И предельно хуже слияние корпораций с финансовым капиталом, то ли в виде венчурного капиталиста, то ли в виде бизнес-ангела, то ли через банальное кредитование. Такие паразиты не остановятся ни перед чем что бы поскорее обменять результаты живого труда, на мёртвые деньги.
Производство реплицируемого продукта принципиально отличается от тех товаров что делались веками до того. Это столь эффективно и выгодно, что крупный бизнес и государства изо всех сил будут пытаться сдерживать подобное развитие. С помощью патентного права и юридических препонов, с помощью запрета угрожающих технологий, таких как Blockchain, с помощью гипервливаний денежных средств. Однако движение истории не остановить.