Что такое малые закупки по 44 фз
Перейти к содержимому

Что такое малые закупки по 44 фз

  • автор:

Малые электронные закупки: изменения в 2021 году

С 01 апреля 2021 года лимит малых закупок товаров в случае, если такая закупка проводится в электронной форме, повысили с 600 тысяч руб. до 3 млн. рублей.

Что такое закупки малого объёма

В 44-ФЗ понятия «малые закупки» или «закупки малого объёма» (ЗМО) отсутствуют, но присутствует понятие «закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и статья 93, в соответствии с которой такие закупки осуществляются заказчиками».

Малые закупки могут заключать по прямому договору без проведения тендера. В таком формате можно осуществить не любую закупку, основные правила и ограничения описаны в ст. 93 44-ФЗ. Например, на основании пункта 4 ч.1 статьи 93 заказчик вправе либо осуществить закупок на два миллиона рублей либо может определить, что объем таких закупок не должен превышать десять процентов всего годового объема закупок и не будет составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Важным отличием малой закупки от тендера является то, что заказчик самостоятельно выбирает поставщика. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщики готовят коммерческие предложения и выкладывают их на соответствующем портале.

Участники

Закупки товаров в электронной форме на сумму до 3 млн. руб. по ч.12 статьи 93 осуществляются исключительно на 8 федеральных электронных площадках, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Если заказчик осуществляет у закупку работы или услуги или закупку товара у единственного поставщика не по п.12 ч.1 статьи 93, то он также может провести ее в электронной форме с использованием любых площадок. Так, некоторые субъекты РФ выпустили региональные Постановления, благодаря которым они могут размещать малые закупки на собственных электронных площадках.

У Калужской области, например, есть соответствующий портал «Малые закупки Калужской области», у Москвы «Портал поставщиков», Московская область предлагает использовать «Электронный магазин Московской области».

Чтобы участвовать в малых закупках, поставщик должен быть зарегистрирован на «ЕИС» и площадке, где проводят закупки. При этом важно, что до окончания регистрации должно оставаться не менее трёх месяцев. Участником закупки может быть любое физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) и юридическое лицо, за исключением оффшорных компаний.

Что изменилось

Как уже говорилось, главным изменением в закупках в малом объёме стало увеличение лимита до 3 млн рублей. Повышение произошло с момента вступления в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 №№ 249-ФЗ. Новый лимит действует только для малых закупок товаров, проводимых на федеральных электронных площадках. С 1 октября 2021 года вступят в силу и другие нормы закона. В частности, будет введена функция взаимосвязи закупок малого объёма и Единой информационной системы.

Порядок проведения

Суть работы региональной площадки отличается от обычных ЭТП (Электронных торговых площадок). Поставщики регистрируются на сайтах этих площадок и выставляют коммерческие предложения, которые называются офертами, на свою продукцию.

Заказчик ищет поставщика самостоятельно, выбирая их на региональной площадке. Он может предложить исполнителю принять участие в быстром аукционе либо заключить с ним прямой договор на поставку.

В упрощённом виде схема выглядит следующим образом:

Размещение предложений.

Поставщики размещают предварительные коммерческие предложения на электронной площадке. В них входит подробная информация о товарах: цена, сроки поставки, количество и т.д.

Предложения можно изменять до тех пор, пока заявка не была отправлена оператором заказчику. Важно помнить, что одно предложение действует в течение месяца, поэтому его нужно продлевать каждый раз.

Подписывает предложение поставщик электронной подписью. Можно использовать «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Публикация извещения.

Заказчики публикуют извещение о закупке товара у единственного поставщика на ЕИС. В течение часа оно автоматически дублируется на региональный сайт, где будет проходить закупка.

В извещении заказчик указывает один товар с начальной ценой, сроком и местом поставки. К одному и тому же месту поставки заказчик не может указывать разные цены.

Отбор предложений.

Предложения поставщиков отбираются на том региональном портале (площадке), где заказчик разместил извещение. Оператор производит отбор заявок в течение одного часа с момента публикации извещения.

На одно извещение отбираются до пяти предложений поставщиков, которые соответствуют требованиям заказчика. Предпочтение отдаётся заявкам с наименьшей ценой. Во время отбора оператор также проверяет участников на отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Рассмотрение заявок.

После того как оператор направляет заявки заказчику, тот должен их рассмотреть и выбрать подрядчика в течение одного рабочего дня. После проведения процедуры заказчик формирует протокол с итогами, подписывает его электронной подписью и направляет оператору. В протоколе должно содержаться решение по каждой заявке с обоснованием.

Заключение контракта.

С поставщиком, который сделал самое выгодное предложение и был выбран заказчиком, заключается контракт. Процедура выполняется не раньше, чем через два рабочих дня после направления протокола оператору, после чего у обеих сторон будет 1 рабочий день на подписание контракта.

Разъяснения о проведении ЗМО по п.12 ч.1 статьи 93 дано Минфином в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат работе на электронных площадках, а при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Закупки малого объема

С 1 апреля 2021 года ЗМО осуществляются по новым правилам. Вступили в действие поправки в статью 93 № 44-ФЗ. Изменения произошли в части повышения лимитов с 600 тыс. ₽ до 3 млн. ₽. В этой статье разберем, как при закупках малого объёма действовать заказчикам и поставщикам.

Как определяются закупка малых объемов?

Как определяются закупки малого объема

Сам по себе термин малых закупок в федеральных законах не встречается. В случае № 44-ФЗ под этим скрывается «закупка у единственного поставщика». В законе № 223-ФЗ речь идет о праве не публиковать информацию на портале ЕИС, если сумма не превышает определенных параметров. Общий смысл в том, что при небольших тратах можно упростить закупку, чтобы избежать лишней волокиты.

Закупка малых объемов по закону №223-ФЗ

Согласно этому закону, любая трата денег на нужды организации менее 100 тыс. ₽, относится к категории малых закупок. Если же предприятие за финансовый год расходует на процедуры более 5 млрд. ₽, то тогда лимит для ЗМО повышается до 500 тыс. ₽. Объем и сумма здесь определяется на основе данных бухгалтерской отчётности.
Это значит, что такие малые закупки можно не публиковать в Единой информационной системе (ЕИС). Как правило, так происходит при выборе единственного поставщика. Заказчики могут самостоятельно определять список товаров, работ или услуг, а также выбор поставщиков или исполнителей, в отношении которых применять упрощённые процедуры. Для оплаты таких товаров, работ или услуг требуется в качестве обоснования только приказ по компании или распоряжение ответственного лица. Вся информация указывается в ежемесячной финансовой отчётности.

Требования закона №44-ФЗСумма затрат на закупок такого типа по требованиям № 44-ФЗ не может превышать 3 млн. ₽. В некоторых ситуациях устанавливается лимит, в 5% от годового объёма приобретений товаров, работ или услуг. Общая сумма при этом не может составлять более 50 млн. ₽.
Исключение могут составить компании, занимающиеся сельским хозяйством. Также есть ряд организаций, которые имеют лимит по сумме однократной траты на ЗМО в размере до 400 тыс. ₽. При этом лимит повышается до 50% общего валового объёма совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Это организации следующего профиля:

  • учреждения культуры муниципального назначения;
  • парки культуры и отдыха, заповедники и муниципальные зоопарки;
  • организации, оказывающие телерадиовещательные услуги населению;
  • музеи и библиотеки, в том числе сельские.

Перед проведением расчёта суммы малых трат предварительно организуется расчёт всех уже оплаченных или требующих оплаты контрактов на текущий финансовый год. Также отклонятся от норм могут учреждения муниципальной власти, которые самостоятельно для себя устанавливают суммы договоров.
В случае превышения установленных законом лимитов возможна административная ответственность заказчика или самого юридического лица. Размер административных штрафов может достигать 30 тыс. ₽.

Порядок проведения закупок малого объема

Порядок проведения закупок малого объема

Порядок организации закупок объема зависит от способа выбора контрагента. Обычно такие виды расходования средств проводятся путём выбора единственно возможного поставщика, без прохождения конкурсного выбора. Для этого компании или организации нужно разработать соответствующее внутреннее положение, где будут указаны такие моменты:

  • включается ли малая закупка в план;
  • размещается ли извещение о ее проведении в ЕИС;
  • направляются ли итоговые сведения в реестр заключенных договоров.

В законе № 223-ФЗ по этому поводу нет единых требований. Руководствоваться нужно внутреннем положением вашей компании.

Дробление затрат

Дробление затрат

Если это не противоречит внутреннему положению компании, можно покупать одинаковые товары, работы или товары в течение отчётного периода небольшими партиями. Однако лучше не злоупотреблять таким способом, потому что можно столкнуться с обвинениями со стороны контролирующих органов в ограничении конкуренции. Не стоит заключать одновременно несколько договоров суммой до 100 тыс. ₽, если одновременно действуют таких условия:

  • вы проводите ряд одинаковых сделок за короткий промежуток времени (например, за один месяц с одной и той же подрядной организацией заключены договоры на ремонт офиса, или же если эти договора носят однотипный характер);
  • при этом общая сумма всех договоров превышает установленный в положении лимит.

В случае совпадения всех указанных параметров есть вариант, что затраты будут признаны нарушающими требования 135-ФЗ (“О защите конкуренции”), а заключенные договора станут недействительными. Это может произойти,как по требованиям со стороны поставщиков, так и по распоряжению контролирующих органов.

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование

Информация обо всех закупках должна включать в отчёт о количестве и фактической стоимости заключаемых с поставщиками и контрагентами услуг, формируемый на ежемесячной основе. Размещается такая отчётность в ЕИС, причём делается это не позже, чем 10 числа месяца, который следует за отчётным периодом. В нее включаются данные о счетах, которые были выставлены без подписания сторонами договора, о любых покупках за наличные и т.д.
В реестр малых закупок на небольшие суммы включаются, если этот момент прописан и указан в вашем Положении. В процессе поставки фактическая стоимость договора может изменится и превысить установленный максимум в 100 тыс. ₽. Тогда включение информации о договоре в отчет становиться обязательным. В противном случае возможны штрафные санкции.

Закупки малого объема: изменения с 01.04.2021

изменения в госзакупках малого объема

Закупать товары, работы или услуги в пределах определенной суммы (т.н малые закупки) можно у единственного поставщика без конкурентных процедур (п.п. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ). С 01.04.2021 года Закон 44-ФЗ дополнен частью 12, в которой регламентирован порядок проведения малых закупок через электронную площадку.

Изменения требований к объёму закупок по 44-ФЗ

Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).

При этом годовой объем закупок остался на прежнем уровне — 2 млн. руб. и 10% от годового объёма, но не более 50 млн. для п.4 ч. 1 ст. 93 и 5 млн. руб. и 50% годового объёма закупок, но не более 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1. ст. 93 (для учреждений культуры, ряда других социально ориентированных организаций).

А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.

Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.

Порядок осуществления малых закупок через электронную площадку

Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.

Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.

Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.

Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:

наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;

страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);

указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;

срок поставки (минимальный и максимальный);

срок действия предварительного предложения.

Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.

В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.

А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.

Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.

Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.

Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.

Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.

Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.

Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).

При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.

В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.

Что такое малые закупки и как в них участвовать поставщику

Закупки малого объема по 44-ФЗ — отличный способ потренироваться на небольших заказах перед участием в крупных тендерах. Войти в эту нишу проще и быстрее, а первый контракт можно подписать за пару дней. Рассказываем, как поставщику участвовать в малых закупках, какие есть преимущества и сопутствующие траты.

Что вы узнаете

Что такое малые закупки

Малые закупки — это покупка товаров и услуг по 44-ФЗ на электронной площадке с ускоренным оформлением сделки до 5 рабочих дней.

До какой суммы проводят малые закупки:

  1. 600 тыс. руб., если годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., или 10% от всех закупок. Максимальный лимит 50 млн руб. Он не распространяется на закупки сельских поселений, но в этом случае стоимость одного контракта не должна превышать 600 тыс. руб. (ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44) — закупки малого объема .
  2. 5 млн руб. при условии, что закупка проводится на государственной электронной площадке и заказчик соблюдает лимиты, описанные выше, — закупки по принципу «товар с полки», лимит закупок «с полки» — 100 млн руб. в год .

Закупки «товар с полки» не так популярны, как закупки малого объема, несмотря на лимит в 5 млн руб. В этом случае поставщик выкладывает товары и услуги на электронную площадку — витрину — и ждет, когда его заметит оператор. Оператор сам выбирает поставщиков по принципу «только самые дешевые» и приносит список заказчику.

Преимущества малых закупок перед тендерами

С учетом повышения лимитов закупки до 5 млн и относительно простым сценарием участия — малые закупки стали отличной альтернативой тяжелым тендерам.

Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. И головной боли в этом случае меньше:

  • нет аукционов на понижение цены
  • быстрое заключение контракта в течение пары дней после закрытия закупки
  • один этап выбора поставщика
  • не нужно готовить десятки документов для подачи заявки
  • не нужно иметь на счете 30% стоимости сделки для ее обеспечения, достаточно 5%

Для участия в малой закупке достаточно зарегистрировать компанию на площадке — магазине — и добавить товары на витрину. В этот же день вы уже можете откликаться на закупки без ограничений по количеству контрактов. Все остальное за вас сделает площадка.

Кто в них участвует и где их проводят

Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. И головной боли в этом случае меньше. Для участия в малых закупках нужно иметь:

  • квалифицированную электронную подпись
  • подтвержденную учетную запись на Госуслугах
  • регистрацию в системе госзакупок

Самый большой и известный магазин малых закупок — агрегатор «Березка». Его используют органы исполнительный власти и их подведомственные учреждения. «Березка» собирает данные с восьми площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1447 от 12.07.2018. На сайте агрегатора также можно напрямую разместить объявление о закупке и продаже в обход утвержденных площадок, это не считается нарушением.

Региональные органы и органы местного самоуправления самостоятельно решают, работать с «Березкой» или нет. Например, администрация Краснодара работает с площадками «РТС Тендер» и «Сбербанк АСТ». Некоторые регионы создают собственные площадки для закупок малого объема, например у Калужской области есть своя площадка. А у поставщиков Московской области — своя.

Не все региональные подразделения исполнительной власти работают с «местными магазинами». Проще вести закупки централизованно — через «Березку». Например, УФСИН по Ярославской области закупает канцтовары через единый агрегатор, а не на площадке госзакупок Ярославской области.

СБИС собирает информацию со всех торговых площадок по вашему запросу: сумма, ключевая фраза, регион поставки. Выбирайте торги по всей России и участвуйте в них в одном окне.

Найти тендеры по своему запросу в один клик

Как участвовать в закупках малого объема

Порядок проведения малой закупки по ФЗ № 44 разъяснил Минфин в Письме № 24-06-08/9591 от 12.02.2022. Разберем инструкцию по малым закупкам для поставщика на сайте ЕАТ «Березка».

  1. Зарегистрироваться на сайте агрегатора

Для этого нужно подтвердить учетную запись компании или физлица на Госуслугах. И получить квалифицированную электронную подпись. И только после этого можно заполнять заявление на аккредитацию поставщика «Березки». Анкета довольна простая: реквизиты и контактные данные организации. В конце нужно выбрать сертификат ЭП и завершить регистрацию. Решение об аккредитации пришлют в течение одного рабочего дня.

Вы можете использовать сертификат, который получили для работы на ЕИС «Закупки».

  1. Добавить информацию о товарах в каталог ТРУ

Внести данные можно вручную или через классификатор ЕАТ. Можно также загрузить фотографии товаров. Оператор проверит качество описания и изображений. В случае нарушений исключит позицию из каталога ТРУ и вернет вам для исправлений.

  1. Перевести деньги на обеспечительный счет

Это нужно для откликов на заявки. Когда вы предлагаете свои услуги или товары по закупке, «Березка» блокирует на вашем счете 5% от стартовой цены. Если на счете денег нет, подать предложение не получится.

Деньги разблокируют через одни рабочие сутки в любом случае:

  • заказчик отменит закупку до окончания подачи предложений
  • вы проиграете в закупке

В случае победы деньги разблокируют после того, как подпишете контракт.

  1. Откликнуться на закупку и дождаться результата

После окончания закупочной сессии в течение часа оператор сформирует итоговый протокол, в котором победителем автоматически будет компания с самым дешевым предложением. Но заказчик может отказаться от сотрудничества с ней и выбрать из списка другого поставщика. Если вас выбрали победителем, есть 5 дней на то, чтобы принять предложение.

  1. Подписать контракт с заказчиком

В течение первых 2 дней нужно отправить замечания к контракту заказчика. А в течение 4 дней суммарно — подписать его.

Поставщик-победитель платит комиссионный сбор 1–1,2% от стартовой цены заявки. Сбор списывают с обеспечительного депозита. Остальную сумму разблокируют после подписания контракта.

Какие есть риски у поставщика и заказчика

Если поставщик не подписал контракт

В случае с «Березкой» можно потерять до 10% от стартовой цены закупки:

  • Оператор заблокирует дополнительные 5% (комиссионный сбор). Итого на счете заблокировано 10% от стартовой цены
  • Спустя 30 дней просрочки подписания оператор спишет в свою пользу комиссионный сбор 5, а 5% обеспечительного депозита переведет заказчику по письменному заявлению
  • Если заказчик не напишет заявление, обеспечительный депозит вернут поставщику спустя 60 дней

У поставщика может быть на счете 10% от стартовой цены. В этом случае при списании 5% комиссионных счет станет отрицательным.

Если поставщик нарушил срок поставки

Заказчик может взыскать пени. Условия прописывают в контракте, который подписывают с поставщиком.

Как посчитать размер пени: (1/300 от ключевой ставки ЦБ) × Стоимость контракта × Число дней просрочки

Пени капают со следующего дня после окончания срока поставки. Ключевую ставку указывают на момент подписания контракта.

Например, больница заключила контракт с поставщиком постельного белья на 500 тыс. руб. Срок доставки 10.11.2021. А фактически товар привезли 15.11.2021. Поставщик должен заплатить за 5 дней просрочки 62 500 руб.

Если поставщик привез товар неподходящего качества

Товар может быть бракованным или другой спецификации. В этом случае штрафы также прописывают в договоре.

Размер штрафа для малых закупок до 5 млн руб. — 10% от стоимости контракта.

Пример: Росгвардия заказала патриотические венки из искусственных цветов с георгиевскими лентами. Стоимость контракта 200 тыс. руб. Поставщик привез венки в срок, но из живых цветов и без лент. В этом случае сумма штрафа 20 тыс. руб.

Заказчик может использовать и пени, и штраф одновременно. Пени для компенсации просроченных дней поставки. Штрафы в случае поставки неподходящего товара.

Если заказчик просрочил оплату по контракту

Оплатить весь заказ нужно в течение 15 календарных дней после подписания актов приемки. Если поставщик СМП — в течение 10 рабочих дней. Наказание за просрочку оплаты согласно ст. 7.32.5 КоАП РФ:

  • штраф от 30 до 50 тыс. руб. сотруднику, который вовремя не перевел деньги
  • дисквалификация сотрудника от 1 до 2 лет за повторное нарушение

Еще один вид санкций — пени за количество дней просрочки оплаты. Формула расчета: 1/300 ключевой ставки ЦБ × Неуплаченную сумму. Пени начисляют за каждый день просрочки оплаты, рабочий или выходной.

Поставщик выполнил контракт на 150 тыс. руб. Заказчик задержал оплату на 6 дней после приемки товара и перевел деньги не 10.11.2021, а 16.11.2021. В итоге набежали пени на 22 500 руб. (3750 руб. за день просрочки).

Если заказчик не прислал контракт выигравшему поставщику или не подписал его

Никаких санкций по отношению к заказчику не будет. Поставщику разблокируют 5% обеспечительного депозита.

СБИС проверит заказчика на надежность и покажет, какие компании и как часто выигрывали его прошлые тендеры. Вы сможете принять верное решение — стоит ли участвовать в закупке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *