Как списать строительные материалы на ремонт в бюджетном учреждении
Перейти к содержимому

Как списать строительные материалы на ремонт в бюджетном учреждении

  • автор:

Как списать строительные материалы на ремонт в бюджетном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Государственное бюджетное учреждение приобрело строительные материалы для ремонта в отделениях по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ. На момент их приобретения учреждению было точно неизвестно, на ремонт движимого или недвижимого имущества будут они расходоваться. В течение года данные материалы расходовались как для ремонта недвижимого имущества (например, покраска стен), так и для ремонта движимого имущества (например, покраска кроватей). Необходимо ли проводить реклассификацию со счета 0 105 34 344 на счет 0 105 36 346 в части материальных запасов, израсходованных на ремонт движимого имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если учетной политикой учреждения предусмотрено приобретение строительных материалов для целей ремонта как движимого, так и недвижимого имущества по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, то реклассификацию в такой ситуации проводить не нужно.
Если учетной политикой учреждения предусмотрено применение двух подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, в части приобретения строительных материалов, а именно подстатьи 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ для приобретения материальных запасов для ремонта недвижимого имущества и подстатьи 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ для приобретения материальных запасов для ремонта движимого имущества, то в такой ситуации учреждению перед списанием данных материальных запасов необходимо отразить их реклассификацию.

Обоснование вывода:
Руководствуясь Порядком N 209н, отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ следует осуществлять по целевому (функциональному) назначению приобретаемых материальных запасов (п. 11.4 Порядка N 209н).
Так, на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) строительных материалов, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений (п. 11.4.4 Порядка N 209н). Тогда как на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенные на иные подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
В свою очередь, согласно п. 118 Инструкции N 157н на счете 105 04 «Строительные материалы» учитываются все виды строительных материалов, включая строительные материалы для целей капитальных вложений. При этом на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» учитываются иные материальные запасы, не учтенные на счетах 105 01-105 05.
Вместе с тем исходя из п. 6 раздела 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075, можно сделать вывод, что применение подстатьи 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ связано с приобретением материалов для ремонта недвижимого имущества, тогда как применение подстатьи 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ возможно, когда речь идет о приобретении материалов для ремонта движимого имущества (смотрите также письмо Минфина России от 02.07.2019 N 02-08-05/48683).
Однако такое применение подстатей КОСГУ Порядком N 209н прямо не предусмотрено. Учитывая данный факт, конкретный порядок отнесения подобных расходов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ целесообразно закрепить в рамках формирования учетной политики.
Так, в случае, если учетной политикой учреждения предусмотрено приобретение строительных материалов для целей ремонта как движимого, так и недвижимого имущества по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, то реклассификацию в такой ситуации проводить не нужно. Это обусловлено тем, что согласно п. 27 Стандарта «Запасы» материальные запасы реклассифицируются в иную группу материальных запасов или в иную категорию объектов бухгалтерского учета, исходя из новых условий их использования субъектом учета. То есть реклассификация осуществляется в случаях, когда появляются новые условия использования материальных запасов. Однако, в ситуации, когда строительные материалы, согласно положениям учетной политики, приобретаются по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ как для ремонта движимого, так и недвижимого имущества, изменение условий их использования не происходит.
В свою очередь, если учетной политикой учреждения предусмотрено применение двух подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ в части приобретения строительных материалов, а именно подстатьи 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ для приобретения материальных запасов для ремонта недвижимого имущества и подстатьи 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ для приобретения материальных запасов для ремонта движимого имущества, то в такой ситуации учреждению перед списанием данных материальных запасов необходимо отразить их реклассификацию. При этом обращаем внимание, что порядок применения единой подстатьи КОСГУ в случаях, когда в рамках одного договора приобретаются строительные материалы как для ремонта движимого, так и для ремонта недвижимого имущества, должен быть определен в рамках формирования учетной политики учреждения. Так, например, в рассматриваемой ситуации учетной политикой учреждения может быть предусмотрено, что при осуществлении закупки строительных материалов, которые будут использоваться в разных целях, например, для ремонта недвижимого имущества и движимого имущества, применяется единая подстатья КОСГУ, в частности, подстатья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Таким образом, по нашему мнению, в случае, если учетной политикой учреждения предусмотрено приобретение строительных материалов для целей ремонта как движимого, так и недвижимого имущества по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, то реклассификацию в такой ситуации проводить не нужно. При этом если учетной политикой учреждения предусмотрено применение двух подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ в части приобретения строительных материалов, а именно подстатьи 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ для приобретения материальных запасов для ремонта недвижимого имущества и подстатьи 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ для приобретения материальных запасов для ремонта движимого имущества, то в такой ситуации учреждению перед списанием данных материальных запасов необходимо отразить их реклассификацию.
Подчеркнем, что во избежание споров с контролирующими органами выбранный порядок должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

24 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Текущий ремонт своими силами: как списываем «бюджетные» стройматериалы

Вопрос: В бюджетных организациях при составлении акта на списание стройматериалов на текущий ремонт необходимо указывать нормы их расхода. Какие нормы должны применяться, если ремонт ведется своими силами за счет бюджетных средств?

Ответ: Бюджетные организации при списании стройматериалов, израсходованных на текущий ремонт за счет бюджетных средств, применяют нормы расхода ресурсов (далее — НРР) согласно составленной локальной смете.

Обоснование: Выполнение работ по текущему ремонту осуществляется на основании составляемого дефектного акта и локальной сметы <*> .

При составлении сметы для ремонта за счет бюджетных и приравненных к ним средств обязательными к применению являются общереспубликанские и ведомственные НРР. При этом ведомственные НРР разрабатываются с учетом техособенностей в строительстве и применяются для отдельных его видов (дорожное, мелиоративное и пр.). Если необходимых норм нет, могут применяться производственные НРР, которые утверждаются самой организацией с учетом условий её деятельности <*> .

Данные НРР содержат нормы расхода материалов в натуральном выражении <*> .

Общереспубликанские НРР включены в сборники по видам работ. Сборники НРР – 2017, разработанные РУП «РНТЦ», утверждены приказом МАиС. Их перечень размещен на сайте предприятия <*> .

Таким образом, в акте на списание стройматериалов, израсходованных в ходе текущего ремонта своими силами, целесообразно указывать нормы их расхода из НРР, применяемых при составлении локальной сметы.

Ремонт в учреждении в 2023 году: вспоминаем важные нюансы учета

Как правило, ремонт (как текущий, так и капитальный) отражают по подстатье 225 КОСГУ. При этом, если в результате работ по капремонту меняется цена объекта либо возводится новое ОС, затраты надо учесть по подстатье 228 КОСГУ. А вот расходы по оплате договоров на реконструкцию или модернизацию ОС отнесите на статью 310 КОСГУ.

Выбор КВР зависит от типа ремонта. При текущем ремонте чаще используют КВР 244, при капитальном — КВР 243. Вид ремонта нужно определить в договоре. Если этого не сделать и неверно учесть расходы, то их могут признать нецелевыми. К тому же неверный выбор кода может привести к искажению показателей бухучета и отчетности, за что могут привлечь к ответственности.

Если ремонт делают из материалов учреждения-заказчика, то их покупку отражают на одной из подстатей КОСГУ: 344, 346 или 347. Выбор кода зависит от того, для каких целей приобретен материал.

Если вы купили стройматериалы (краску для стен, полов, потолков и пр.), примените код 344 КОСГУ. Учтите: его можно использовать, только если расходы на покупку не увеличивают стоимость вложений на счете 106 ХХ. Так, когда речь идет о покраске новых фасадов, расходы на краску надо отражать по коду 347 КОСГУ.

Если материалы приобретены для ремонта движимого имущества (мебели и т.п.), используйте код 346 КОСГУ.

  • Какие расходы учесть по подстатьям 344, 346 и 347 КОСГУ

Все расходы на ремонт надо документально подтвердить и обосновать. То, что ремонт нужен, может подтвердить, например:

  • дефектная ведомость;
  • акт о выявленных дефектах оборудования;
  • акт осмотра основных средств.

Завершение ремонта оформите актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н.

Об учете запасов в коммерческой фирме можно прочитать в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель.

Также, как и раньше, в 2022-2023 годах нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Итак, согласно новому стандарту сейчас запасы разделяются на две группы:

1. Собственно материальные запасы:

  • материалы;
  • готовая продукция и биологическая продукция;
  • товары;
  • иные матценности.

2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.

Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:

  • библиотечные фонды;
  • живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
  • активы, составляющие культурное наследие;
  • финансовые инструменты;
  • незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.

Для них есть свои ФСБУ.

Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *