Что такое банковское сопровождение контракта по 44 фз
Перейти к содержимому

Что такое банковское сопровождение контракта по 44 фз

  • автор:

Необходимость банковского сопровождения контракта по 44 ФЗ в 2023 году

Вступление в силу Федерального закона № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также известного как 44-ФЗ, положило начало закупочной системе в России. Ежегодно тысячи государственных и муниципальных контрактов заключаются в соответствии с его требованиями. В 2023 году ожидаются значительные изменения, в том числе и в отношении банковского сопровождения контрактов.

Изначально 44-ФЗ требовал, чтобы контракты, заключаемые на сумму свыше 1 миллиона рублей, сопровождались обеспечением исполнения контракта. Обычно это был банковский гарантийный инструмент, который подтверждал обязательства по исполнению контракта со стороны поставщика или подрядчика. Однако, в 2023 году требования к банковскому сопровождению контрактов будут более жесткими.

Согласно планам, начиная с 2023 года, все контракты, заключаемые в рамках 44-ФЗ на сумму свыше 500 тысяч рублей, будут требовать банковского сопровождения. Это значит, что поставщики и подрядчики будут обязаны предоставлять банковские гарантии или иные средства обеспечения исполнения контракта в указанном размере. Такие изменения носят регулятивный характер и направлены на обеспечение надежности и финансовой устойчивости контрагентов в рамках государственных и муниципальных закупок.

Когда необходимо банковское сопровождение контракта?

Банковское сопровождение контракта является неотъемлемой частью процесса заключения и исполнения государственных контрактов. Оно осуществляется с целью обеспечения финансовой стабильности и безопасности в рамках заключенного соглашения.

Банковское сопровождение контракта необходимо в случаях, когда предусмотрено расчетное обслуживание по счетам заказчика. В таких случаях банковская организация выступает в качестве гаранта исполнения финансовых обязательств сторон контракта.

Банковское сопровождение контракта особенно актуально при заключении сделок в рамках 44-ФЗ, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный федеральный закон устанавливает обязательное условие наличия банковской гарантии при заключении контрактов на определенные суммы.

Кроме того, банковское сопровождение контракта может потребоваться при осуществлении расчетов поставщикам и исполнителям в рамках контракта. Оно обеспечивает прозрачность и четкость финансовых операций, а также позволяет контролировать соблюдение финансовых условий контракта.

Таким образом, банковское сопровождение контракта является неотъемлемым элементом законного и эффективного исполнения государственных и коммерческих сделок. Оно способствует защите интересов всех сторон, обеспечивает финансовую стабильность и минимизирует риски при взаимодействии с банковскими учреждениями.

Основные требования по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок согласно 44-ФЗ с 1 января 2023 года, требуется банковское сопровождение контракта. Это означает, что в процессе заключения и исполнения контракта необходима привлечение банка в качестве стороны сделки.

Одним из основных требований является наличие открытого банковского счета у заказчика и поставщика, который будет использоваться для осуществления финансовых операций по контракту. Размер суммы на счете должен соответствовать установленному минимальному размеру ссудного лимита, указанному в документации по закупке.

Для обеспечения безопасности и прозрачности финансовых операций, заказчик обязан предоставить банку заявление о проведении проведении финансового мониторинга. Банк осуществляет контроль за движением денежных средств по счету, а также анализирует операции на предмет их соответствия законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Также, согласно требованиям 44-ФЗ, заказчик и поставщик обязаны предоставить банку информацию о своей финансовой устойчивости и кредитоспособности. Для этого они должны предоставить финансовую отчетность за последний завершенный отчетный период, а также подтверждающие документы, подтверждающие наличие обязательств перед третьими лицами.

Таким образом, банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ в 2023 году требует от заказчика и поставщика наличия банковского счета, проведения финансового мониторинга и предоставления банку информации о финансовой устойчивости и кредитоспособности. Это позволяет обеспечить безопасность и прозрачность финансовых операций в рамках государственных закупок.

Взаимодействие с банком

Взаимодействие с банком

Взаимодействие с банком является неотъемлемой частью банковского сопровождения контракта по 44 ФЗ в 2023 году. При заключении контракта необходимо обратиться в банк для открытия счета, на который будут осуществляться платежи.

Важно учесть требования банка к открываемому счету, чтобы соблюсти все необходимые условия и избежать проблем с выполнением контракта. Банк может потребовать предоставления определенного пакета документов, таких как учредительные документы организации, паспортные данные уполномоченного лица, договоры аренды или собственности на помещение и прочее.

После открытия счета и подписания необходимых документов, вам будет выдана банковская карта или доступ к интернет-банкингу, через которые можно будет осуществлять операции по контракту. Однако, при любых изменениях в контракте или возникновении вопросов, необходимо обратиться в банк для получения консультации или совершения нужных операций.

Банк также может предоставить дополнительные услуги по сопровождению контракта, такие как выставление счетов, поддержка электронной отчетности, расчет комиссий и другие финансовые операции. Это позволяет ускорить процесс совершения платежей и облегчить взаимодействие с контрагентом.

Почему важен выбор банка?

Почему важен выбор банка?

Выбор банка является важным этапом в сопровождении контракта по 44 ФЗ в 2023 году.

Первоначально нужно обратить внимание на репутацию банка. Надежный и стабильный банк с хорошей репутацией обеспечит безопасность и надежность услуг банковского сопровождения. Это особенно важно при работе с крупными суммами денег.

Также важно учитывать географическое расположение банка. Если контрагент находится в другом регионе, то логично выбрать банк, который имеет филиалы или представительства в этом регионе. Это упростит выполнение банковских операций и сократит время передвижения с документами.

Одним из факторов выбора банка является доступность услуг и тарифы. Банк должен предлагать удобные и современные онлайн-инструменты для ведения банковских операций. Важным фактором также является наличие пакетных предложений, которые могут быть выгодными при выполнении нескольких контрактов по 44 ФЗ.

Не менее важным элементом при выборе банка является обслуживание клиентов. Банк должен предоставлять квалифицированную поддержку и консультации, а также оперативно реагировать на возникающие вопросы и проблемы. Наличие call-центра и электронных каналов связи упрощает общение с банком.

В итоге, выбор банка важен для обеспечения безопасности, надежности и удобства банковского сопровождения контрактов по 44 ФЗ в 2023 году.

Возможные риски и способы их минимизации

1. Риск некомпетентности банка

Один из основных рисков, связанных с банковским сопровождением контракта по 44-ФЗ, заключается в том, что выбранный банк может оказаться некомпетентным и не обладать достаточным опытом в данной области. Для минимизации этого риска рекомендуется провести тщательный отбор и выбрать банк с хорошей репутацией и опытом работы в сфере государственных закупок. Важно провести дополнительные исследования и изучить отзывы других заказчиков о работе банка.

2. Риск нарушения требований законодательства

При сопровождении контракта по 44-ФЗ также существует риск нарушения требований законодательства, что может повлечь за собой негативные последствия для заказчика. Для минимизации этого риска необходимо внимательно ознакомиться с законодательством и провести детальное изучение всех требований, связанных с банковским сопровождением. Заказчику следует грамотно оформить документацию и осуществлять контроль за соблюдением всех законных требований.

3. Риск финансовых потерь

Связанный с банковским сопровождением контракта по 44-ФЗ риск финансовых потерь может возникнуть в случае некачественного выполнения банком своих обязательств или в случае нарушения сроков проведения операций. Для минимизации данного риска рекомендуется заключить договор с банком, в котором четко прописаны условия и обязательства сторон, включая механизм компенсаций за возможные финансовые потери.

4. Риск недостаточной защиты информации

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ может потенциально привести к риску недостаточной защиты информации, поскольку при проведении финансовых операций могут потребоваться передача и хранение конфиденциальных данных. Для минимизации данного риска заказчику стоит выбирать банк с высоким уровнем защиты информации и требовать подписания соответствующих соглашений о конфиденциальности. Также необходимо следить за соблюдением всех требований Федерального закона «О персональных данных» и применять современные технологии шифрования для защиты передаваемой информации.

Дополнительные услуги, предоставляемые банками по 44-ФЗ

В соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», банки играют важную роль в обеспечении банковского сопровождения контрактов. Однако помимо основных функций, банки также предлагают ряд дополнительных услуг на этапах заключения и исполнения контрактов.

Одной из таких услуг является консультационная поддержка на всех этапах процесса закупок. Банки предоставляют информацию и рекомендации по правильному оформлению и подаче заявок, отвечают на вопросы по требованиям законодательства и процедуре закупок. Это особенно актуально при подготовке документации и обязательств, связанных с банковским сопровождением контракта.

Другой важной услугой является защита интересов заказчика и поставщика при возникновении спорных ситуаций. Банк может выступать в качестве нейтрального стороннего участника, разрешающего конфликты и споры между заказчиком и поставщиком. Это позволяет улаживать разногласия без привлечения судебных органов и ускорять проведение закупочных процедур.

Еще одной дополнительной услугой, предоставляемой банками, является управление рисками. Банк осуществляет мониторинг финансового состояния поставщика, проверяет его платежеспособность и надежность. Это позволяет защитить интересы заказчика от неплатежеспособности поставщика или неисполнения контракта в срок. Банк также может предложить финансовые инструменты, такие как гарантии и кредиты, для обеспечения исполнения контракта.

Кроме того, банки предоставляют дополнительные сервисы, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Они помогают заказчикам и поставщикам правильно оформить финансовые документы, вести учет платежей и отчетность в соответствии с требованиями законодательства. Это обеспечивает прозрачность и надежность финансовых операций при осуществлении контрактов по 44-ФЗ.

Преимущества банковского сопровождения контракта

Банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в 2023 году предоставляет ряд значительных преимуществ, обеспечивая прозрачность и защиту интересов всех участников процесса:

  1. Финансовая гарантия: банк гарантирует исполнение обязательств сторон контракта, обеспечивая финансовую стабильность и уверенность в реализации проекта.
  2. Правовая защита: банковское сопровождение контракта обеспечивает соблюдение всех процедур и правил, предусмотренных законодательством, что уменьшает риск возникновения юридических споров и судебных разбирательств.
  3. Контроль исполнения: банк следит за исполнением всех условий контракта, включая соблюдение сроков, качество выполненных работ или оказываемых услуг. Это позволяет своевременно выявлять отклонения и принимать соответствующие меры.
  4. Управление финансами: банковское сопровождение контракта предоставляет возможность централизованного управления финансами, автоматизации расчетов и мониторинга платежей, что способствует экономии времени и снижению ошибок.
  5. Прозрачность и открытость: банк предоставляет всем заинтересованным сторонам доступ к информации о состоянии счетов, платежных операциях и других финансовых данных, обеспечивая прозрачность и минимизируя возможность мошенничества.

В целом, банковское сопровождение контракта позволяет повысить эффективность и надежность реализации проектов по 44 ФЗ, минимизировать риски и обеспечить соблюдение всех необходимых процедур и требований. Участие банка гарантирует высокий уровень доверия между сторонами контракта и создает благоприятную основу для успешного сотрудничества на долгосрочной основе.

Прогнозы на 2023 год

1. Увеличение числа контрактов по 44 ФЗ

В 2023 году ожидается рост числа контрактов, требующих банковского сопровождения по 44 ФЗ. Это связано с увеличением объемов государственных закупок и повышением требований к прозрачности и контролю в процессе заключения контрактов.

2. Развитие электронного документооборота

В 2023 году прогнозируется дальнейшее развитие электронного документооборота в рамках банковского сопровождения контрактов по 44 ФЗ. Это позволит ускорить процесс заключения контрактов и упростить взаимодействие между заказчиками и исполнителями.

3. Растущая роль банков в контрактном процессе

В 2023 году ожидается усиление роли банков в контрактном процессе по 44 ФЗ. Банки будут играть важную роль в проверке и подтверждении финансовой устойчивости исполнителей, а также в обеспечении исполнения контрактов и контроле за использованием средств.

4. Возможное повышение требований к банковским гарантиям

В связи с увеличением объемов государственных закупок и повышением требований к прозрачности и контролю, возможно повышение требований к банковским гарантиям. Банки будут вносить более строгие условия для предоставления гарантий, что может оказать влияние на исполнителей контрактов.

5. Рост конкуренции среди банков

С увеличением числа контрактов по 44 ФЗ и ростом роли банков в контрактном процессе ожидается усиление конкуренции между банками. Банки будут предлагать новые услуги и продукты, стремясь привлечь заказчиков и исполнителей контрактов.

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: о чем и как нужно договориться с банком

Банковское сопровождение контракта — это способ обеспечить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта. Статья 35 Закона № 44-ФЗ поручает Правительству РФ определять порядок обслуживания госконтракта финансовой организацией.

Что такое банковское сопровождение контракта

Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет сопровождать все стороны сделки, т.е. проводить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта на отдельном (обособленном) расчетном счете, а также предоставлять полную информацию об этом клиенту. В особых случаях банк будет предоставлять дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).

Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.

Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).

  • что такое приемочная комиссия заказчика по 44 ФЗ;
  • заключение договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ;
  • в каких случаях обязательно казначейское сопровождение для госконтрактов.

Виды банковского сопровождения

Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.

Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:

  • с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
  • со сроками исполнения обязательств;
  • с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).

Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:

  • 1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей;
  • 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
  • 1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.

Когда требуется банковское сопровождение контракта

Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства Российской Федерации), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.

Если же субъект РФ (например, Москва) либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.

На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.

Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.

Порядок осуществления

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).

Кроме того, договор содержит:

  1. Условия открытия отдельного счета.
  2. Обязанности и права сторон.
  3. Сроки и методы проведения расчетов.
  4. Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
  5. Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
  6. Порядок изменения и расторжения договора.
  7. Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 24 октября

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Виды БСК, алгоритм действий и требования

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ
  • Разновидности и тарифы БСК
  • Чем отличается простое банковское сопровождение
  • Особенности расширенного банковского сопровождения
  • В каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ
  • Как происходит банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ
  • Какие банки могут осуществлять сопровождение контракта по 44-ФЗ
  • Договор по сопровождению контракта
  • Требования к отчетности банка по сопровождению контракта

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ – это довольно эффективный инструмент, позволяющий контролировать процесс исполнения государственных и муниципальных договоров. Различают два вида сопровождения, причем для каждого из них существуют свои условия. К примеру, банк может предоставлять услугу бесплатно или взимать определенный процент от суммы контракта. Все зависит от сферы и итоговой стоимости закупок.

Чтобы понять, потребуется ли сопровождение банка в каждом конкретном случае, стоит разобраться в тонкостях этой процедуры. Не менее важно выяснить, какие банки могут это делать, какая документация и отчетность понадобятся.

Что такое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Для начала определим, что именно понимается под банковским сопровождением контракта по 44-ФЗ. Это деятельность, осуществляемая финансово-кредитными организациями, с целью контроля за процессом исполнения действующего контракта, одной из сторон которого является государственное учреждение муниципального, регионального или федерального уровня. При этом банк имеет право проверять, насколько верно подрядчик выполняет расчеты, для чего в его распоряжение передаются все необходимые документы. Также необходимо отметить, что банковское сопровождение доступно лишь тем финансовым учреждениям, которые имеют лицензию и допуск.

Отчеты по данным контрольным мероприятиям банк предоставляет заказчику, который, в свою очередь, самостоятельно также отслеживает корректность поступающих от исполнителя платежей.

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ регулируется правовыми актами различного уровня, принятыми Правительством РФ, органами власти федерального, регионального, местного уровней. Эти меры призваны повысить эффективность проведения государственных закупок бюджетными учреждениями.

Если поставщик определяется без проведения конкурентной процедуры – закупка производится у единственного поставщика, – у Правительства РФ есть право лимитировать НМЦК договора. Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ реализуется с учетом этой цены.

Разновидности и тарифы БСК

Банковское сопровождение может быть реализовано по двум схемам:

  • Простая. Финансовая организация контролирует движение денег на счетах подрядчика, отчеты по которому направляются заказчику.
  • Расширенная. В функции банка дополнительно входит анализ самого процесса исполнения контракта, проверка объекта поставки в части соблюдения положений, изложенных в тексте договора. Отчет по результатам данной деятельности также передается заказчику.

Разновидности и тарифы БСК

Простое банковское сопровождение – это стандартная услуга банка, которая заказчиком не оплачивается.

Расширенное банковское сопровождение контракта 44-ФЗ реализуется на разных условиях, которые устанавливаются в каждом конкретном случае.

При этом при определении стоимости услуги за основную точку отсчета принимается цена сделки:

  • При цене контракта от 500 млн до 1 млрд руб. стоимость банковского сопровождения обойдется в 1,15 %.
  • При цене контракта от 1 до 5 млрд руб. – 1,12 %.
  • При цене контракта от 10 до 15 млрд руб. – 1,09 %.
  • При цене контракта более 15 млрд руб. – 1 %.

Эти цифры по банковским тарифам максимальные, они могут быть уменьшены по условиям конкретной сделки.

Чем отличается простое банковское сопровождение

Регламент, которому подчиняется простое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, прописан в подпункте «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. Данная услуга реализуется при следующих условиях:

  • Государственная закупка или контракт жизненного цикла заключен с НМЦК до 10 млрд руб.
  • НМЦК составляет более 10 млрд руб. вне зависимости от процедуры выбора поставщика, в том числе при сделке с единственным поставщиком, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации или Президента РФ.
  • Закупка осуществляется при условиях, когда предприятия-поставщики попадают под действие международных санкций и занесены Правительством РФ в соответствующий реестр.

Также исполнительные органы власти различного уровня (в том числе органы муниципального образования) могут для своих подведомственных структур принимать решения, которые обязывают заказчиков прибегать к конкретному виду банковского сопровождения. Данные решения подкрепляются соответствующими нормативными актами.

Так, власти Ленинградской области приняли решение, в соответствии с которым при закупках с НМЦК от 1 млрд руб. заказчики в обязательном порядке должны обеспечить банковское сопровождение.

Особенности расширенного банковского сопровождения

Регламент расширенного банковского сопровождения контракта по 44-ФЗ прописан в подпункте «б» пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства. Для этой процедуры предусмотрены следующие обстоятельства:

Особенности расширенного банковского сопровождения

  • Предметом закупки являются строительство и реконструкция объектов капитального строительства. Также при этом к расширенному сопровождению прибегают, если договор заключается с единственным поставщиком, а в тексте документа отсутствует требование о предоставлении подрядчиком обеспечения исполнения контракта.
  • Закупка реализуется в рамках государственной программы, одним из условий которой является наличие расширенного банковского сопровождения. При этом НМЦК превышает 15 млрд руб.
  • Осуществление закупки соответствует решению Правительства Российской Федерации, в котором также присутствует требование о казначейском сопровождении.
  • Закупка проводится у организаций из специального реестра Правительства РФ, на деятельность которых распространяются международные санкции. При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 млрд руб.
  • Органы исполнительной власти различного уровня принимают решение, обязывающее заказчиков при проведении государственной закупки обеспечивать соответствующее банковское сопровождение контракта.

Чтобы реализовать любую из схем банковского сопровождения контракта по 44-ФЗ, финансово-кредитная организация заключает два договора – с заказчиком и с исполнителем государственного заказа.

В каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Услуга по банковскому сопровождению контракта по 44-ФЗ в соответствии с Постановлением Правительства № 963 от 2014 года обязательна не во всех случаях. Так, в данной деятельности нет необходимости, когда:

  • исполнительные органы власти различного уровня заключают гражданско-правовой договор в соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • сделка относится к сфере гособоронзаказа (при этом банковский мониторинг ведется в соответствии с положениями главы 3.1 закона «О государственном оборонном заказе» от 2012 года 275-ФЗ);
  • информация в рамках контракта представляет собой государственную тайну.

Стороны обязаны обеспечить простое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ при следующих условиях:

  • Заключается контракт жизненного цикла, в ходе которого исполнитель берет на себя обязанности по созданию объекта, начиная от проекта и заканчивая его воплощением. При этом при цене контракта свыше 10 млрд руб. банковское сопровождение будет обязательным.
  • Государственный контракт заключается с единственным поставщиком на сумму более 10 млрд руб. и регулируется положениями ст. 93 44-ФЗ.
  • Поставщик или объект государственного заказа установлен Правительством РФ при условии, что исполнитель подпадает под действие международных санкций.

Государственные власти регионального и муниципального уровней уполномочены принимать решения относительно необходимости применения банковского сопровождения при цене контракта от 1 млрд руб. Для органов муниципального управления такой лимит установлен на уровне 200 млн руб.

Услуга по банковскому сопровождению контракта по 44-ФЗ

Законом предусмотрены следующие случаи, когда расширенное банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ является обязательным:

  • контракты стоимостью более 10 млрд руб., подписанные с единственным поставщиком, предметом которых являются строительство и реконструкция объектов капитального строительства;
  • контракты с НМЦК более 15 млрд руб. в рамках федеральной программы при условии, что она обязывает обеспечить банковское сопровождение;
  • в контракте содержится требование относительно казначейского обеспечения обязательств;
  • контракт заключается с исполнителем, подпадающим под действие международных санкций.

По Распоряжению Правительства от 2017 года № 1658-р для Минпромторга устанавливается требование обязательного банковского сопровождения, если контракты заключаются на разработку ПО или суперкомпьютерной технологии для оптимизации формы корпуса судна, разработку механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен.

Как происходит банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Если государственный контракт предусматривает банковское сопровождение, то оно реализуется по следующему алгоритму:

  1. Информация о банковском сопровождении контракта 44-ФЗ вносится в закупочную документацию.
  2. Определяется кредитно-финансовая организация, которая будет обеспечивать сопровождение.
  3. Оформляются необходимые договоры.
  4. Банк проводит мониторинг и направляет отчеты заказчику.

Стороны государственного контракта совместно выбирают финансовое учреждение, которому будет поручено сопровождение. При этом заказчик и поставщик должны руководствоваться законодательно установленными критериями.

Если для обеспечения исполнения контракта предоставляется банковская гарантия в размере не менее 30 % от суммы договора, то банковское сопровождение должна осуществлять именно та организация, которая выдавала гарантию. Если решение об исполнителе по банковскому сопровождению принимает заказчик, то он должен выбрать учреждение, по требованию 44-ФЗ, из списка п. 10 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов.

Информация о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ также должна быть внесена заказчиком в следующие документы:

  • план-график. В бумажном бланке в графе 30 проставляется «да». В электронном виде документа присутствует вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта»;
  • проект и окончательный текст контракта. Не имеет значения, в каком разделе будет представлена данная информация. Например, можно поместить ее в «Правах и обязанностях»;
  • закупочная документация. Сведения вносятся в раздел «Информационная карта»;
  • извещение о закупке. Необходимость банковского сопровождения прописывается в разделе «Обеспечение исполнения контракта».

Вышеприведенная информация обязательно должна быть включена во все документы, касающиеся государственной закупки. Заказчик, не выполнивший данные требования, нарушает закон и привлекается к ответственности на основании ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом случае может быть применена санкция в виде штрафа размером 3 000 руб.

Если какая-либо из сторон государственного контракта отказывается подписывать договор банковского сопровождения, то к ней применяются санкции в соответствии с законом. Заказчик может быть оштрафован на основании ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а исполнитель заносится в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что означает для него запрет на участие в государственных закупках.

В ходе банковского сопровождения финансово-кредитная организация составляет отчеты, которые вместе с выписками направляются заказчику по установленному графику.

Какие банки могут осуществлять сопровождение контракта по 44-ФЗ

Если у финансово-кредитной организации имеется лицензия на осуществление деятельности, то это вовсе не означает, что она вправе обеспечивать банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Чтобы оказывать эту услугу, учреждение должно соответствовать требованиям, изложенным в Налоговом кодексе РФ (в частности, п. 3 ст. 74.1) и п. 10 Правил банковского сопровождения контракта, изложенным в Постановлении Правительства № 963 от 2014 года.

Так, закон предъявляет к финансово-кредитным учреждениям следующие требования:

  • наличие лицензии на банковскую деятельность, как минимум пятилетний опыт на рынке финансовых услуг, объем активов более 1 млрд руб.;
  • в отношении организации не применялась финансовая санация по требованию Банка России;
  • организация не нарушала никакие нормативы, установленные Банком России, на протяжении последних 6 месяцев по состоянию на каждую отчетную дату;
  • дополнительные условия относительно банковского сопровождения могут предусматриваться конкретным контрактом.

Перечень учреждений, имеющих возможность осуществлять банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, можно найти на официальном ресурсе Минфина России в Интернете. Государственные заказчики и исполнители контракта должны выбирать финансово-кредитную организацию из этого списка, обращаясь к нему также непосредственно перед подписанием контракта, чтобы актуализировать информацию, так как сведения могут корректироваться.

Если условиями сделки предусматривается банковское и казначейское сопровождение контракта 44-ФЗ, то к реализующему его учреждению предъявляются дополнительные требования, а именно – банк должен входить в систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Что делать, если в период действия контракта Минфин России исключает из списка банк, осуществляющий сопровождение? Обычно никакие дополнительные действия не требуются, банк вправе оказывать услугу до конца срока исполнения контракта. Но при наличии особых обстоятельств органы власти соответствующего уровня – Правительство РФ, властные структуры субъекта РФ или местная администрация – вправе своим решением отстранить банк от сопровождения (п. 10 Правил).

Договор по сопровождению контракта

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется на основании договора, который, в соответствии с п. 13 Правил, обязательно должен содержать следующую информацию:

  1. В каком порядке и в какой срок оформляются специальные счета для исполнителя и субподрядчиков.
  2. Права и обязанности сторон.
  3. Регламент движения денег на счетах.
  4. Положение о праве заказчика на требование списания нужной суммы, соответствующей установленному договором авансу, при отсутствии обеспечения исполнения контракта.
  5. Регламент, в соответствии с которым контракт может быть расторгнут или его содержание откорректировано.
  6. Обязательства банка относительно направления заказчику отчетов о движении денежных средств.
  7. Обязательства банка относительно отчетности о ходе исполнения контракта перед Федеральным казначейством. Данная информация должна передаваться посредством специальной системы от Центробанка.
  8. Содержание платежных документов, полномочия банка на их мониторинг (по согласованию с госзаказчиком).
  9. Требования к подрядчикам указывать основание платежа и полномочия банка контролировать данную информацию и, при необходимости, отказать в проведении платежа.
  10. Обязанность банка передавать заказчику отчеты в пятидневный срок после поступления запроса в казначейство, а также право заказчика запрашивать отчеты по результатам контрольных мероприятий.

В договоре банковского сопровождения должны быть предусмотрены следующие обязанности исполнителя:

  • Расчеты за товары, работы или услуги в рамках контракта осуществляются на спецсчете в банке, обеспечивающем сопровождение.
  • В случае привлечения субподрядчиков прописывается регламент расчетов с ними.
  • Контактные данные субподрядчиков (наименование, адреса и телефоны) должны быть переданы заказчику.
  • При нарушении условий договора подрядчиком предусматриваются конкретные санкции.
  • По мере исполнения контракта заказчик оплачивает осуществленную поставку или выполненную работу, используя отдельный счет.
  • У заказчика есть право отказаться от услуги сопровождения в одностороннем порядке.

Договор по сопровождению контракта

Если контрактом предусмотрено расширенное банковское сопровождение, то в договоре предусматриваются следующие обязанности заказчика:

  • Предоставить перечень документов, которые банк должен будет проконтролировать на предмет отсутствия нарушений положений договора.
  • При привлечении субподрядчиков банку передается их список и полномочия контролировать поступающие от них документы в части назначения платежа.
  • Информация, подлежащая проверке со стороны банка, согласовывается заказчиком.
  • Заказчик согласовывает с банком мониторинг документов относительно качества объекта поставки.
  • Случаи отказа в осуществлении платежа подлежат согласованию с банком.
  • Поступающие от исполнителя или субподрядчиков запросы на проведение платежей рассматриваются в пятидневный срок.
  • При отказе осуществить платеж по запросу исполнителя направленные им возражения рассматриваются в пятидневный срок.
  • При отказе банка проводить платеж его ответственность согласовывается с заказчиком.

Требования к отчетности банка по сопровождению контракта

В ходе банковского сопровождения контракта по 44-ФЗ финансовая организация составляет отчеты, содержание которых подчиняется определенным требованиям:

  • При простом сопровождении информация о движении по счетам должна передаваться заказчику до 15 числа месяца, следующего за отчетным. При расширенном сопровождение отчетная дата – 25 число.
  • В отчет включаются данные относительно соответствия качества объекта поставки и соблюдения прочих условий договора.
  • Если предметом контракта являются строительные работы, то в обязанности банка входит сравнение их стоимости по контракту со среднерыночной.
  • Сведения из всех платежных документов проверяются на соответствие указанных объемов поставки положениям контракта.
  • Контролируется соответствие данных проекта и фактически выполненных работ.
  • При наличии в контракте прочих требований по отчетам банк обязан их предоставлять.

Подводя итоги вышесказанному, сделаем общий вывод, что банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ предполагает такую услугу, в ходе которой финансовая организация контролирует все платежи по договору и предоставляет эту информацию заказчику. Данный мониторинг не является обязательным, но позволяет более эффективно следить за исполнением контракта.

Договор банковского сопровождения заключается, если такое требование предусмотрено 44-ФЗ. При этом наличием конкретных обстоятельств определяется, какая именно услуга будет оказана – простая или расширенная. В качестве банка-исполнителя выбирается организация из списка Минфина, который размещен на официальном сайте.

Что такое банковское сопровождение контракта по 44 фз

Иногда заказчики медлят с перечислением денег, потому что переживают, что средства могут быть израсходованы не на целевые нужды. Особенно если они впервые работают с подрядчиком: между сторонами пока нет доверия, поэтому заказчик не готов, например, разом перевести весь аванс

Банковское сопровождение стимулирует заказчиков больше доверять подрядчикам и соблюдать дисциплину при финансировании контракта.

В коммерческих сделках бывают случаи, когда заказчик соглашается пересмотреть условия авансирования по контракту при наличии в сделке банковского сопровождения. То есть, подрядчик просит аванс и одновременно предлагает привлечь банк для дополнительного контроля за своими расходами.

Банковское сопровождение способствует доверительным отношениям, снижает риски, способствует порядку, и поэтому у подрядчика появляется возможность договориться о более выгодных условиях. Чем лучше отношения между вами и заказчиком, тем выше шансы, что переговоры пройдут успешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *