63. Получатели бюджетных средств, их права и обязанности.
В соответствии с комментируемой статьей БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение либо иная организация, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств предоставляют полученные ими бюджетные средства между непосредственными получателями, которые определяются в соответствии с направлениями социально-экономического развития в составе бюджетной росписи на предстоящий финансовый год.
1. Получатели бюджетных средств имеют право на:
своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.
2. Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
За превышение бюджетных полномочий получатели бюджетных средств несут ответственность в порядке, предусмотренном гл. 28 БК РФ
83. Основы исполнения бюджетов разных уровней
+ СМ ЭТОТ ВОПРОС В ГОСАХ. ТАМ ПРОЩЕ КАК-ТО НАПИСАНО
Исполнение бюджета — процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Основы исполнения бюджета закреплены гл. 24 БК РФ (Основы исполнения бюджетов).
БК РФ, статья 215.1 Основы исполнения бюджета
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Общую ответственность за обеспечение исполнения бюджета соответствующего уровня несет Правительство РФ — за федеральный бюджет, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — за бюджет субъекта РФ, местная администрация — за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют исполнительные органы общей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению федерального бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения, в субъектах РФ и муниципальных образованиях — соответствующие финансовые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств; главным администраторам (администраторам) доходов бюджета; главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета; получателям бюджетных средств (ст. 152, 158—162 БК РФ).
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись — это сформированный на основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств финансовым органом, ответственным за составление проекта соответствующего бюджета, документ, который составляется и ведется в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Подробный порядок составления и утверждения сводной бюджетной росписи установлен ст. 217 БК РФ. Само же кассовое обслуживание исполнения бюджета — это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6).
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с соглашением. Указанные счета открываются при соблюдении установленного ст. 382 БК РФ принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Помимо соблюдения принципа единства кассы, при открытии счетов Федеральным казначейством для кассового обслуживания исполнения бюджетов, должны быть учтены положения ст. 156 БК РФ, закрепляющей возможность в определенных исключительных случаях открывать такие счета не в Банке России, а в кредитных организациях. Такие кредитные организации привлекаются на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов и именуются «кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета». Другим важным документом, на основе которого помимо сводной бюджетной росписи базируется исполнение бюджета, является кассовый план, под которым понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Его составление и ведение осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации) (ст. 217.1 БК РФ).
В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы Федерального казначейства и банковской системы. Федеральным казначейством осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В некоторых случаях указанные полномочия Федерального казначейства по соглашению могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ. Однако это возможно лишь при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.
Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году (а также перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм или зачет указанных сумм в соответствии с законодательством рф о налогах и сборах и др.) (ст. 218 БК РФ).
Бюджеты по расходам исполняются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований БК РФ. Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (п. 2 ст. 219 БК РФ). Так, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Это осуществляется посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами. Само санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями БК РФ. Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о таком контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством РФ, и о соответствии сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного контракта.
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также путем проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Нововведением БК РФ стало установление правила об обязательном проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, которая должна проводиться до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе. В отношении федерального бюджета проверка осуществляется Счетной палатой РФ, бюджета субъекта РФ и местного бюджета — соответственно контрольно-счетным органом субъекта РФ и муниципального образования (ст. 264 БК РФ). Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.
Участники бюджетного процесса и их полномочия: кто есть кто
Бюджетный процесс — это сложный и важный механизм, который позволяет государству планировать доходы и расходы на определенный период времени. В России данный процесс регулируется законодательством, в частности, статьей 152 Бюджетного кодекса РФ.
Каждый этап бюджетного процесса включает в себя участников, которые отвечают за определенные задачи и имеют свои полномочия. Например, среди них можно выделить исполнительную власть, представительную власть, органы местного самоуправления, а также гражданское общество и экспертное сообщество.
Каждый участник бюджетного процесса имеет свой вес и важность в данной системе. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить прозрачность, эффективность и гласность данного процесса.
Важно понимать, что каждый участник бюджетного процесса имеет права и обязанности, которые регулируются законодательством. Например, органы местного самоуправления имеют право определять размер и порядок использования средств местного бюджета, а гражданское общество может участвовать в общественном контроле за расходованием бюджетных средств.
Таким образом, участие каждого участника бюджетного процесса является необходимым и важным фактором для обеспечения эффективного и прозрачного управления средствами бюджета.
Участники бюджетного процесса в России
Бюджетный процесс в России регулируется законодательством, в частности, статьей 152 Конституции РФ и ст. 25 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», который устанавливает полномочия участников данного процесса и регламентирует порядок их взаимодействия.
Согласно указанному закону в бюджетный процесс в России включены правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ и муниципальные образования. Каждый из участников данного процесса имеет назначенные полномочия и обязанности в соответствии с его компетенцией и ответственностью.
- Правительство РФ является ключевым участником бюджетного процесса, ибо оно разрабатывает федеральный бюджет на год и последующие годы и утверждает федеральные программы и целевые программы;
- Федеральные органы исполнительной власти (ФНС, ФСС, Фонд капитального строительства и пр.) выступают в качестве исполнителей бюджетных расходов — они осуществляют государственные закупки, строят и содержат объекты народного хозяйства и пр.;
- Субъекты РФ и муниципальные образования также являются центрами бюджетных процессов и выполняют аналогичные функции в рамках своей компетенции и поставленных задач.
В соответствии с законодательством каждый участник бюджетного процесса имеет право на комментарий и представление результатов своей работы по бюджетному процессу для государственных органов и общественности через открытые и доступные формы информирования.
Кто осуществляет участие в процессе составления бюджета РФ?
Согласно статье 152 Кодекса РФ о бюджетной классификации, к участникам бюджетного процесса относятся:
- Правительство РФ: ответственно за разработку проекта бюджета и представление его на рассмотрение Федеральному Собранию;
- Федеральное Собрание: утверждает проект бюджета РФ и вносит изменения в него;
- Правительство субъектов РФ: разрабатывают и утверждают свои бюджеты;
- Минфин РФ: ответственен за контроль за исполнением бюджета и ведение бюджетного учета;
- Федеральная казначейская служба: осуществляет расходование и учет бюджетных средств;
- Контрольно-ревизионные органы: проверяют исполнение бюджетов и выявляют нарушения.
Важно отметить, что участие в бюджетном процессе также может быть предоставлено другим органам власти и общественным организациям на основании законодательства РФ.
Отсутствие упоминания некоторых органов не исключает их участия в бюджетном процессе, так как законодательство РФ может предусматривать проведение консультаций и обсуждений проекта бюджета с другими участниками.
Кто осуществляет контроль за исполнением бюджета?
Задача контроля за исполнением бюджета является важной функцией, которую выполняют органы государственной власти и саморегулирующиеся организации. В соответствии с Статьей 97 Бюджетного кодекса РФ, главным контролером за исполнением бюджета является Правительство РФ.
Однако также задачи по контролю за использованием бюджетных средств и осуществлению бюджетных процессов возложены и на Федеральную службу финансового мониторинга, которая осуществляет контроль за законностью и правильностью расходования бюджетных средств и транспортировкой денежных средств.
Кроме того, на региональном уровне органы исполнительной власти контролируют исполнение бюджета, а на муниципальном уровне эту функцию выполняет муниципальный контрольный орган.
Согласно Комментарию к Бюджетному кодексу РФ, контроль за исполнением бюджета должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ по финансовому контролю и аудиту. Это обеспечивает прозрачность и открытость процесса исполнения бюджета и позволяет своевременно выявлять нарушения и принимать меры по их предотвращению.
Полномочия участников бюджетного процесса
Государственный орган власти
Государственный орган власти, уполномоченный на разработку бюджетного плана и утверждение бюджета, имеет право определять расходы и доходы государственного бюджета, а также принимать решения о распределении бюджетных средств по различным программам и проектам.
Согласно ст. 152 РФ «О бюджетной системе Российской Федерации», государственный орган власти и должностные лица, уполномоченные на осуществление бюджетных расходов, обязаны следить за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также за их соответствием утвержденному бюджету.
Пользователь бюджетных средств
Пользователь бюджетных средств, то есть организация или учреждение, получающие денежные средства из государственного бюджета, имеет право на получение средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, а также на направление их на реализацию конкретных программ и проектов.
Кроме того, пользователь бюджетных средств обязан исполнять полученные средства в соответствии с целями, на которые они были выделены, и подтверждать факт их эффективного использования.
Плательщик налогов
Плательщик налогов, то есть физическое или юридическое лицо, имеющее обязательства по уплате налогов в бюджет, имеет право на получение информации о том, как используются средства, уплаченные в бюджет, а также на участие в процессе формирования бюджета через общественные слушания и другие формы участия.
Согласно ст. 152 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленные штрафы за неуплату налогов являются доходами государственного бюджета.
Статья 162 БК РФ. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
1. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) составляет и исполняет бюджетную смету;
2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ.
Комментарии к ст. 162 БК РФ
Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как получатели бюджетных средств.
Учитывая положения статьи 6 БК РФ, речь идет о бюджетных полномочиях следующих лиц: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Учитывая, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, к нему не могут применяться нормы, установленные БК РФ для получателей бюджетных средств, в том числе статья 162 БК РФ, а также порядка исполнения судебных решений.
Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 28.09.2012 N 02-13-11/3990.
Согласно пункту 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2013 по делу N А79-10143/2012 указано на правомерность проверки органами Росфиннадзора вопроса использования средств федерального бюджета, выделенных на уплату налогов.
Следовательно, проведение территориальным управлением Росфиннадзора проверки обоснованности расходования федеральным казенным учреждением средств федерального бюджета, выделенных на уплату налога на имущество и земельного налога, правомерно в рамках проверки исполнения бюджетной сметы, целевого характера использования бюджетных ассигнований.
В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 N А12-20290/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 162 БК РФ, отметил, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс — составление, рассмотрение, утверждение и исполнение государственного бюджета.
Этот процесс — важный экономический инструмент, он осуществляется по определенным правилам.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс — деятельность государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.
Задачи бюджетного процесса
Этапы бюджетного процесса
Составление бюджета — первый этап бюджетного процесса. В этот момент решаются вопросы об объемах бюджета, налоговой и денежно-кредитной политике на предстоящий период, основных методах покрытия дефицитов бюджета, а также о распределении расходов между элементами бюджетной системы.
Рассмотрение бюджета — второй этап бюджетного процесса. Он начинается за 6 месяцев до законодательного утверждения. В этом процессе участвуют: правительство, финансовые, кредитные организации, местные органы власти. Законодательная власть рассматривает бюджет в нескольких чтениях, чтобы согласовать все спорные вопросы. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
Исполнение бюджета — третий этап, в котором участвуют ведомства, властные структуры и государственные организации. После сбора доходов во время исполнения бюджета начинается осуществление расходов.
Перед распределением бюджетных средств определяется, кому и в каком объеме они положены. Для этого составляют бюджетную роспись.
С помощью бюджетной росписи определяют получателей бюджетных средств, распорядителей денег. Росписи, которые относятся к получателям бюджетных средств, утверждают распорядители бюджетных средств.
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в частности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.
Признаки бюджетного процесса
Главный признак — соблюдение всех стадий. Результат оформляют в виде федерального закона «Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета» или нормативного правового акта на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Каждую стадию определяют ее цели и задачи. Например, задачей составления проекта бюджета является составление проекта бюджета к определенному времени на основе послания президента.
Для бюджетного процесса необходим прогноз социально-экономического развития, основных направлений бюджетно-налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, планов развития определенных секторов экономики для обеспечения расходных обязательств.
Для реализации бюджетного процесса на каждой стадии необходим определенный круг субъектов с определенными полномочиями.
Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
— органы законодательной и исполнительной власти;
— органы денежно-кредитного регулирования;
— органы государственного и местного финансового контроля;
— распорядители бюджетных средств.
В бюджетный процесс может входить часть по бюджетному регулированию — это частичное распределение средств между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около 3,5 лет. Этот временной промежуток называют бюджетным периодом.
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Он представляет собой период, в течение которого должны исполнить госбюджет.
Финансовый год может совпадать с календарным годом или сдвигаться на 1 марта или 1 апреля.
Принципы бюджетной системы