Что из указанного не является формой социального партнерства
Перейти к содержимому

Что из указанного не является формой социального партнерства

  • автор:

16.6. Понятие, стороны и формы социального партнерства

Социальное партнерство –система взаимоотношений между работниками (ихпредставителями), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Само название отношений «социально-партнерские» свидетельствует о необходимости согласованности этих интересов, так как партнерство возможно лишь на основе сотрудничества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства обычно в случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями.

Представителями работниковв социальном партнерстве могут являться профессиональные союзы и их объединения, иные представители, избираемые работниками.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления своих полномочий профсоюзной организацией. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя являются:

• иные уполномоченные руководителем лица в соответствии с законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами;

Интересы государствапредставляют:

а) на федеральном уровне

• Министерство по труду и социальному развитию;

• государственные органы по труду.

б) на региональном уровне

• органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

• органы по труду субъекта Российской Федерации.

органы местного самоуправленияявляются особым субъектом при заключении территориального коллективного соглашения, так как они не относятся ни к представителям работников или работодателей, ни к представителям государства.

Формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

уровни социального партнерства:

1) федеральный уровень (устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации);

2) региональный уровень (устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации);

3) отраслевой уровень (устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли);

4) территориальный уровень (устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании);

5) уровень организации (устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем).

Формы социального партнерства

Социальное партнерство может осуществляться в различных формах:

  1. Коллективные переговоры – подготовка проекта коллективного договора, соглашения;
  2. Взаимные консультации в вопросах урегулирования трудовых отношений и других, напрямую связанных с ними отношений, обеспечение социальных гарантий работникам, совершенствование трудового законодательства;
  3. Участие сотрудников или их представителей в процессе управления предприятием;
  4. Участие работников и работодателей (либо их представителей) в разрешении возникших трудовых споров и конфликтов.

Существуют также и иные формы социального партнерства, в данной статье мы рассмотрим основные, которые применяются наиболее часто.

Статья: Формы социального партнерства

Первая форма является самой основной и распространенной формой социального партнерства является проведение коллективных консультаций и переговоров, в результате которых заключается коллективный договор.

Вторая форма также занимает важное место и значима. Данные консультации могут проводиться непосредственно в процессе выполнения взятых на себя сторонами обязательств, так и во время процедуры осуществления мониторинга выполнения уже подписанного коллективного договора или соглашения.

Также консультации возможны в процессе учета мнения профсоюзного органа и мнения представителя работодателя, при принятии местных нормативных актов, содержащие нормы трудового права. Также переговоры проходят при расторжении трудового коллективного договора с инициативы работодателя. Консультации проводятся путем прямых взаимоотношений сторон социального партнерства друг с другом, так и с участием специально созданных органов и комиссий. Основания и порядок проведения переговоров определяются непосредственно самими сторонами-участниками социального партнерства.

Практика применения форм социального партнерства

Работники организации имеют право на участие в управлении предприятием в установленных законом границах – это один из базовых принципов правового регулирования социально-трудовых отношений и отношений непосредственно связанных с ними.

Участие работников либо их уполномоченных представителей в процессе управления реализуется в формах, которые предусмотрены Трудовым Кодексом, различными учредительными документами, действующим коллективным договором либо локальными нормативными актами самой организации.

Для разрешения различных спорных ситуаций стороны трудового коллективного соглашения должны провести взаимные переговоры. В ходе переговоров все участники выражают свое мнение, и стремятся придти к общему решению, которое устраивает обе стороны. Социальным партнерством установлено также обязательное участие представителей работников и работодателей (либо их уполномоченных представителей) в разрешении конфликтных ситуаций.

Разрешение трудовых споров законодательство допускает когда, речь заходит об индивидуальных трудовых спорах, где сам работник из всех возможных вариантов их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам, создаваемую на предприятии по инициативе работников или работодателя из равного числа представителей обоих сторон. Представители работников в комиссию избираются общим собранием всех сотрудников данной организации или делегируются своим представительным органом с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в комиссию непосредственно самим руководителем организации. В формировании комиссии на принципах равноправия проявляются основы социального партнерства.

Формы социального партнерства

Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда. Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному. Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.

Понятие формы социального партнерства

Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве. Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства. Основные формы социального партнерства – коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.

Коллективные формы социального партнерства

В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154. Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя. В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.

Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.

В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.

Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации. Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов. Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда. Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей. Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.

Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:

  • предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
  • проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
  • право получать информацию, которая касается интересов работников;
  • обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
  • разрабатывать и принимать коллективные договора.

Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:

  • ликвидации или реорганизации предприятия;
  • различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
  • повышения квалификации и профподготовки работников.

Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства. Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке. Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.

Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.

Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.

Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.

Недостаток этой формы социального партнерства заключается в том, что законодатель не указал, что членов комиссии от каждой стороны должно быть одинаковое количество. А так как решение спорных ситуаций происходит с помощью тайного голосования, то результаты могут быть неоднозначными. Тем не менее, такой способ разрешения конфликтов является достаточно популярным.

Что из указанного не является формой социального партнерства

ТК РФ Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *