Что такое цифровая железная дорога холдинга ржд
Перейти к содержимому

Что такое цифровая железная дорога холдинга ржд

  • автор:

Цифровая железная дорога. Технологический уровень Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дзюба Юрий Владимирович, Павловский Андрей Александрович, Уманский Владимир Ильич

Статья исследует проект цифровой железной дороги, разрабатываемый в холдинге ОАО РЖД. Предложено авторское понятие содержания цифровой железной дороги. Раскрывается связь цифровой железной дороги с цифровой экономикой . Сформулированы основные концепции проекта. Раскрыты основные цели проекта цифровая железная дорога. Раскрывается содержание основных технологических решений проекта цифровая железная дорога .

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дзюба Юрий Владимирович, Павловский Андрей Александрович, Уманский Владимир Ильич

Digital Railroad. Technological level

The article examines the project of digital railroad, developed in the holding company JSC Russian Railways. The article gives the author's concept of the digital railway. The article reveals the connection of the digital railway the digital economy. The article introduces the main concepts of the project. The article reveals the main goal of the project digital railroad. The article reveals the content of the main technological solutions of the project of the digital railway.

Текст научной работы на тему «Цифровая железная дорога. Технологический уровень»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 208-213.

удк 625.1 В. И. УмАнский, А. А. Павловский, Ю. В. Д зюба

Цифровая Железная Дорога. Технологическим уровень

Статья исследует проект цифровой железной дороги, разрабатываемый в холдинге ОАО РЖД. Предложено авторское понятие содержания цифровой железной дороги. Раскрывается связь цифровой железной дороги с цифровой экономикой. Сформулированы основные концепции проекта. Раскрыты основные цели проекта цифровая железная дорога. Раскрывается содержание основных технологических решений проекта цифровая железная дорога.

Ключевые слова: транспорт, цифровые методы, цифровая железная дорога, управление, цифровая экономика

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 208-213.

V. i. umanskii, A. A. pavlovskii, Yu. V. Dzyuba

Digital Railroad. Technological level

The article examines the project of digital railroad, developed in the holding company JSC Russian Railways. The article gives the author's concept of the digital railway. The article reveals the connection of the digital railway the digital economy. The article introduces the main concepts of the project. The article reveals the main goal of the project digital railroad. The article reveals the content of the main technological solutions of the project of the digital railway.

Keywords: transport, digital techniques, digital railway management digital economy

роект «Цифровая железная дорога» (ЦЖД) является синтезом информационных, интеллектуальных, коммуникационных и управленческих технологий. Кроме того появление технологии интернет вещей и цифровой экономики также повлияло на создание проекта ЦЖД. Термин «цифровая экономика» введен в книге Дона Тапскотта [1] «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки». Цифровая экономика была одной из первых книг, которые рассматривали вопрос о том, как Интернет изменит способ ведения бизнеса. Выделяют следующие направления цифровой экономики [2]: инфраструктура электронного бизнеса, информационные сети, интеллектуальные ресурсы (человеческий капитал); электронный бизнес, технология интернет вещей [3]; цифровое моделирование [4]. Все компоненты циф-

ровой экономики входят в проект «Цифровая железная дорога». Кроме этих компонент проект ЦЖД связан с интеллектуальными транспортными системами [5], кибер-физическими системами [6], семиотическим и ситуационным управлением [7], системной инженерией [8] и сложными техническими системами [9]. Сегодня цифровую экономику оценивают в три триллиона долларов. Вся эта стоимость была сформирована за последние двадцать лет с момента запуска Интернета [9]. Признано, что рост цифровой экономики широко распространился на всю экономику, включая и экономику железнодорожного транспорта. Цифровая экономика напрямую и цифровая железная дорога частично косвенно связаны со следующими направлениями: национальные широкополосные сети; электронный бизнес; электронная коммерция; информационная экономика; информационное общество; экономика знаний; управление знаниями; рынком знаний; сетевая экономика; виртуальная

экономика; экономика оцифровки (digitization economics). Последнюю называют также экономикой цифровизации. Поэтому исследование и развитие проекта цифровая железная дорога является актуальным направлением.

_Основы проекта ЦЖД

Цифровая железная дорога в широком смысле — совокупность бизнес-моделей, продуктов, услуг и средств их автоматизации, объединенных едиными принципами сквозной цифровизации всех активов и процессов Холдинга РЖД, и их интеграция в цифровую экономику России и мировую экосистему перевозок.

В технологическом смысле Цифровую железную дорогу можно определить как совокупность цифровых методов описания инфраструктуры, подвижного состава, перевозочного процесса и базирующихся на них технологий управления движением, обеспечения безопасности и содержания инфраструктуры, которые ориентированы на достижение принципиально новых автоматизированных методов планирования, взаимодействия с клиентами, диспетчерского управления движением, ресурсами и обслуживания пассажиров. Таким образом, Цифровая железная дорога должна охватывать все аспекты деятельности Холдинга РЖД. Ниже мы рассмотрим цели и задачи, которые должен решать Цифровая железная дорога в части основных технологических процессов.

Основной целью Цифровой железной дороги в части реализации технологических процессов является новый уровень взаимоотношений с клиентами на фоне снижения эксплуатационных затрат, повышения производительности и безопасности движения за счет комплексной автоматизации планирования и управления и снижения влияния человеческого фактора. Достижение указанных целей существенным образом должно обеспечить гибкость и эффективность исполнения бизнес-процессов Холдинга РЖД, что в свою очередь даст возможность повышения уровня клиентоо-ринтированности всего бизнеса.

Упрощенно основной технологический процесс перевозки состоит из следующих направлений:

1. Управление инфраструктурой;

2. Процессы управления станционной работой;

2.1 Управление грузовой работой;

2.2 Управление сортировкой;

3. Управление перевозкой;

3.1 Управление движением;

3.2 Управление тягой;

3.3 Управление подвижным составом;

4. Процессы взаимодействия с клиентом.

Для каждого из перечисленных направлений

могут быть сформулированы ключевые технологические перспективы, достижимые в контексте развития цифровых технологий.

Решение технологических задач

Основные технологические задачи, реализуемые проектом ЦЖД отмечены выше. Рассмотрим их более подробно.

Управление инфраструктурой. Целевым результатам в рамках построения цифровой железной дороги в части управления инфраструктурой может быть переход к содержанию по фактическому состоянию, полная автоматизация диагностики и выполнения ремонтов, совершенствование процессов проектирования, нового строительства и реконструкции, а также управления эксплуатацией объектов инфраструктурного комплекса на основе перехода на использование технологий информационного моделирования (В1М-технологий) с целью снижения затрат на всех этапах жизненного цикла.

Достижение указанного целеполагания в сфере управления инфраструктурой обеспечивается путем создания цифровой технологической платформы, ключевыми элементами которой являются: координатная система, обеспечивающая формирование единого координатно-временно-го пространства железнодорожного транспорта, и цифровые модели пути (ЦМП), реализуемые на основе информационных ресурсов комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ).

Построение цифровых моделей пути является ключевым элементом автоматизации всех технологических процессов железнодорожных перевозок и управления инфраструктурным комплексом, а также средством обеспечения интероперабельности взаимодействующих в структуре технологической платформы систем и технологий.

Формирование цифровой технологической модели инфраструктурного комплекса реализуется через:

— Развитие автоматизированных методов диагностики состояния пути и технических средств, в том числе и с применением технологий промышленного Интернета вещей (1оТ) и BigData, направленных на реализацию малолюдных методов обслуживания инфраструктуры и перехода к оптимизации ремонтов по фактическому состоянию и минимизации рисков на базе методологии УРРАН;

— Полное покрытие сети железных дорог высокоточной координатной системой, базирующейся на использовании инновационных спутниковых технологий высокоточного позиционирования с использование ГЛОНАСС и наземных опорных геодезических сетей с соблюдением требований актуализации и мониторинга целостности;

— Переход к массовому использованию ЦМП в виде многослойной объектной модели описания в цифровой форме параметров устройства пути

в плане и в профиле, их характеристик и иных атрибутивных значений, а также объектов других подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта с привязкой к единой высокоточной системе координат в различных технологических приложениях;

— Повсеместный переход на работу с единой службой времени, обеспечиваемой синхронизацией с высокоточными средствами временного обеспечения, реализуемыми на базе ГЛОНАСС;

— Автоматизация процессов ремонта и обслуживания инфраструктуры на основе высокоточ-

■' Автоматизация процессов управления

Интернет Облзчные вычисления

Мобильные устройства и спутниковые тех незло гии Интернет вещей

ных координатных методов с обеспечением содержания пути в проектном положении с целью увеличения межремонтных сроков, повышения скоростей движения, снижения темпов расстройств пути, снижения затрат на тягу поездов, комфортабельности поездки для пассажиров;

— Развитие внутрихозяйственных систем управления имуществом, материально — техническими ресурсами, финансовой деятельностью на базе единого цифрового описания инфраструктуры, повышения производительности труда и качества управления.

Комплексное ресурсное ^ ^ Ш Искусственный интеллект планирование ^ / (неограниченный)

Большие данные Глубинное обучение' Искусственный интеллект (ограниченный! Нанотехнологии ЗР печать Дроны Робототехника

Машинное обучение"^Цифровая инфраструктура Block Chain Искусственный интеллект (общий) Дополненная реальность

Контроль и оповещение ^ у персонала^^^

И нтелл ектуал ьная защита от кибератак

управление таксономией предприятии и онтологиеи

Рис. 1 Перспективы использования передовых технологий в хозяйстве инфраструктуры

Управление станциями. От качества реализации технологических операций на станциях зависят как конечное время доставки грузов так и пропускная способность сети в целом.

Целевым результатам в части управления станциями должны являться полностью автоматическое управление станциями на основе интеллектуальных систем управления, осуществляющих работу с использованием актуальной информации о текущей обстановке, данных, предсказывающих поведение клиентов и состояние железнодорожной сети, которые могут быть полученных по результату анализа больших данных и использующих результаты моделирования. При этом необходимо:

— Комплексное обеспечение безопасности технологических операций за счет оптимизации, использования мобильных средств, средств контроля за перемещением и оповещения персонала;

— Полностью автоматическое осуществление маневровой работы;

— Полностью автоматическое осуществление сортировки;

— Комплексное автоматическое планирование ресурсов.

Управление движением. Управление движением является самой сложной задачей управления на железнодорожном транспорте. Комплексная система управления движением должна функционировать в реальном режиме времени, обладать актуальной и достоверной информацией о всех участниках движения и состоянии инфраструктуры, учитывать наличие ресурсов и внешние факторы. Решить такую задачу возможно исключительно на базе построения комплексной интеллектуальной системы управления.

Ключевыми результатами в части управления движением является:

— полностью автоматическое планирование движение и построение текущих и прогнозных графиков движения для всей сети;

— полностью автоматическое управление средствами СЖАТ на базе современных микропроцессорных систем;

— внедрение систем безсфетофорного управления движением (интервального регулирования).

Управление тягой. Управление тяговым и самоходным подвижным составом является ключевым аспектом обеспечения эффективности и безопасности осуществления перевозок. Для

1 Автоматизация процессов

Интернет| Облачные вычисления

Мобильные устройства и спутниковые технологии Интернет вещей

Большие данные Глубинное обучение Искусственный интеллект (ограниченный!

Нанотехнол о гни 30 печать Дроны Робототехника

Полная автоматизация работы _^

' и— Г1' к ,.11 ьная за иц1та от к ибератак Безотходное производстве Беэлкдные геэснолйгаи Умные электросети

Искусственный интеллект (нео граничен н ый)

управление таксономией предприятии и онталогиеи

Альтернатив нля энергетика Машинное обучений

Цифровая инфраструктура Искусственный интеллект (общий)

Рис. 2 Перспективы использования передовых технологий в управлении станциями

этих целей необходимо достигнуть следующих результатов:

— полностью унифицированные и сертифицированные системы бортового оборудования, построенные на модульном принципе;

— полностью унифицированный и сертифицированный канал связи с бортовым оборудованием;

— комплексные системы мониторинга состояния локомотива в реальном режиме времени;

— системы обслуживания тяговых единиц по состоянию на основе данных мониторинга и предсказательной диагностики;

— системы автоматического ведения с возможностью удаленного контроля и управления;

— комплексные системы оптимизации энергопотребления с использованием возможности од-

новременного автоматического управления всеми находящимися в движениями локомотивами.

Управление вагонами. Контроль состояния вагонов и управление их использованием так же напрямую влияют на параметры безопасности перевозочного процесса. В части управления вагонами необходимо достигнуть следующих результатов:

— бортовые система контроля состояния вагона в движении с передачей информации машинисту или (в целевом состоянии) системе автоведения;

— напольные системы контроля эксплуатационных параметров вагонов в движении (измерение температур букс, анализ состояния колесных пар на основе акустического контроля, контроль геометрии и т.д.).

Интернет Облачные вычисления

Мобильные устройства и спутниковые технологии Интернет вещей Большие данные

Глубинное обучение Искусственный интеллект (ограниченный) Нанотекнологии ЗР печать Дроны Робототехника

Искусственный интеллект (неограниченный)

управление таксономией предприятии и онтологиеи

Автоматическое ж управление движением ЩГ

Интеллектуальная защита от кибератак

Безотходное производство Безлюдные технологии Умные электросети

Машинное обучение"^ Цифровая инфраструктура

Block Chain Искусственный интеллект (общий) Дополненная реальность

Рис. 3 Перспективы использования передовых технологий в управлении движением, тягой и вагонами

Процессы взаимодействия с клиентами. Холдинг РЖД осуществляет свою деятельность для обеспечения потребности своих клиентов в пассажирских и грузовых перевозках. При этом ключевыми для клиента по мимо традиционных параметров предоставления услуг (таких как -цена, качество, доступность) является возможность гибкой адаптации услуг под его нужды, персонализация услуг и интеграция услуг в его производственные или бытовые процессы. Ключевыми результатами в части взаимодействия с клиентами являются:

— системы планирования предоставления услуг и планирования перевозок на базе анализа поведения клиентов с использованием больших данных;

— гибкие системы коммуникации с клиентами на основе их специфики и предпочтений;

— комплексные программы реализации логистических цепочек.

Проект цифровая железная дорога можно рассматривать ее как сложную организационно техническую систему [11]. В экономическом аспекте ЦЖД является комплексной инновацией [12] и открытой инновацией [13]. В европейских странах создание цифровой железной дороги основано на ряде стандартов ERTMS / ETCS, ATO (автоматическое управление поездом), TMS (системы управления трафиком), C-DAS (Connected Driver Advisory Systems) и стандартах телекоммуникации. Поэтому в России технологическое решение проекта должно также опираться на существующие стандарты. Концепция построения ЦЖД основана на интеграции цифровых и коммуникационных технологий и систем. Особенность создания данного комплексного проекта в том, что в отличие от многих технических проектов, этот проект из технической плоскости переходит в плоскость цифровой экономики. Критерии эффективности такого проекта определяются в экономической и социальной области.

1. Tapscott, Don (1997). The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. New York: McGraw-Hill.

2. Mesenbourg, T.L. (2001). Measuring the Digital Economy. U.S. Bureau of the Census.

3. Дешко И.П., Кряженков К.Г., Цветков В.Я. Устройства, модели и архитектуры Интернета вещей: Учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2017. 88 с.

4. Замышляев А.М. Эволюция цифрового моделирования // Наука и технологии железных дорог. 2017. 1(1). C. 82-91.

5. Цветков В.Я., Розенберг И.Н. Интеллектуальные транспортные системы / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany, 2012. 297 с.

6. Liu X., He W., Zheng L. Transportation Cyber-Physical Systems: Reliability Modeling and Analysis Framework //National Workshop for Research on High-Confidence Transportation Cyber-Physical Systems: Automotive, Aviation and Rail. November. pр. 18-28.

7. Коваленков Н.И. Ситуационное управление в сфере железнодорожного транспорта // Государственный советник. 2015. № 2. C. 42-46.

8. Аркадов Г. В., Батоврин В. К., Сигов А. С. Системная инженерия, как важнейший элемент современного инженерного образования // Инженерное образование. 2012. №. 9. С. 12-25.

9. Цветков В.Я. Сложные технические системы // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. 3 (20). С. 86-92.

10. The New Digital Economy — How it will transform business, Oxford Economics.

11. Корнаков А.Н. Модель сложной организационно-технической системы // Перспективы науки и образования. 2015. № 2. С.44-50.

12. Розенберг И.Н., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Комплексные инновации в управлении сложными организационно-техническими системами / под ред. В.И. Якунина. М.: Феория, 2010. 248 с.

13. Дзюба Ю.Г. Открытые инновации на железнодорожном транспорте // Наука и технологии железных дорог. 2017. № 3. С. 72-85.

1. Tapscott, Don (1997). The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. New York: McGraw-Hill.

2. Mesenbourg, T.L. (2001). Measuring the Digital Economy. U.S. Bureau of the Census.

3. Deshko I.P., Kryazhenkov K.G., Tsvetkov V.Ya. Devices, models and architectures of the Internet of things: Textbook. Moscow: MAKS Press Publ., 2017. 88 p. (in Russian)

4. Zamyshlyaev A.M. Evolution of digital modeling. Science and technology of railways. 2017. 1 (1). pp. 82-91. (in Russian)

5. Tsvetkov V.Ya., Rozenberg I.N. Intelligent Transport Systems / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG KG, Saarbrücken, Germany, 2012. 297 p. (in Russian)

6. Liu X., He W., Zheng L. Transportation Cyber-Physical Systems: Reliability Modeling and Analysis Framework // National Workshop for Research on High-Confidence Transportation Cyber-Physical Systems: Automotive, Aviation and Rail. November. p. 18-28.

7. Kovalenkov N.I. Situational management in the sphere of railway transport. State counsellor. 2015. no. 2. pp. 42-46. (in Russian)

8. Arkadov G.V., Batovrin V.K, Sigov A.S. System engineering as the most important element of modern engineering education. Engineering education. 2012. no. 9. pp. 12-25. (in Russian)

9. Tsvetkov V.Ya. Complex technical systems. Educational resources and technologies. 2017. 3 (20). Pp. 86-92. (in Russian)

10. The New Digital Economy — How it will transform business, Oxford Economics.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

В данной статье рассмотрена ситуация на железнодорожном транспорте, о внедрении на ней инновационного развития. Данная статья включает такие темы как: “Цифровая железная дорога”, “Цифровая железная дорога” для пассажира, Груз на цифровой дороге, “Умный” локомотив, Цифровизация и IT на ж/д транспорте, и Подходы к обеспечению безопасности цифровой железной дороги.
Annotation.
This article discusses the situation in rail transport, the introduction of innovative development on it. This article includes topics such as "Digital railway”," Digital railway "for passenger, Cargo on digital road, "Smart" locomotive, Digitalization and IT on railway transport, and Approaches to digital railway safety.

“Цифровая железная дорога”
В настоящее время завершена разработка комплексной программы инноваци­онного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016–2020 годов, одной из приоритетных задач которой является реализация комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».
Целью проекта является обеспечение устойчивой конкурентоспособности компании на глобальном рынке транспортных и логистических услуг за счёт использования современных цифровых технологий.
Ядром формирования технологий цифровой железной дороги является полная интеграция интеллектуальных коммуникационных технологий между пользователем, транспортным средством, системой управления движением и инфраструктурой, то есть формирование новых сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса.
Первым шагом в реализации данного проекта стал проводимый департаментом информатизации анализ всех реализованных в холдинге «РЖД» IT-решений, который должен выявить узкие места в автоматизации внутренних и внешних сервисов. Ликвидация узких мест за счёт использования современных цифровых технологий позволит компании выйти на существенно иной уровень как в плане повышения эффективности внутренних процессов.

Цифровая железная дорога” для пассажира.
В условиях, когда от компаний требуются гибкость и скорость реакции на развитых конкурентных рынках, успешность будет определяться цифровой моделью бизнеса, в основе которой лежат следующие принципы: полная согласованность, бизнес в режиме онлайн, сервисное управление.
В области организации пассажирских перевозок на базе цифровых технологий формируются стандарты качества услуг, основанные на передовом опыте обеспечения максимального уровня оперативной совместимости (согласованного функционирования на основе единых принципов и организации деятельности) транспортных систем. Комплекс услуг, оказываемых пассажирам на всех этапах поездки, – от планирования до оказания широкого спектра дополнительных сервисных услуг в пункте назначения, включая обеспечение личной безопасности, – может быть реализован за счёт максимального использования мобильных устройств различных цифровых стандартов связи и соответствующих функциональных приложений, обеспечивающих выбор параметров путешествия: скорость, комфорт и иные индивидуальные условия, а также создание возможности передачи и получения информации в поездках на железнодорожном транспорте в режиме реального времени на вокзалах, транспортно-пересадочных узлах и в поездах, благодаря чему реализуются возможности онлайн-заказа услуг, получения информации о поездке и ряд других сервисов.
Важным направлением повышения качества предоставляемых пассажирам услуг является внедрение интеллектуальных систем управления вокзалами, предусматривающих:
1- Гибкое реагирование на динамические изменения объёмов, структуры, характера и направленности пассажиропотоков;
2- Реализацию принципа «постоянная информированность пассажиров» на основе интерактивного информирования, визуальной навигации и иных форм обеспечения мобильности;
3- Маркетинговое интерактивное воздействие, формирующее сценарии поведения пассажиров на территории транспортных объектов и соответствующую гибкую технологию их обслуживания;
4- Создание системы интеллектуального управления инженерной инфраструктурой вокзального комплекса.
Для реализации клиентской политики в области пассажирских перевозок с использованием IT-технологий предусмотрено создание системы, обеспечивающей:
1- Учёт спроса и уровня мобильности населения для территорий различного масштаба, от международного до локального уровня, и предвидение влияния демографических изменений на потребности клиентов;
2- Выделение трендов в оценке качества предоставляемых пассажирам услуг, а также необходимых изменений для сохранения и увеличения объёмов перевозок в различных сегментах;
3- Развитие и совершенствование информационно-аналитических систем, используемых для планирования пассажирских перевозок, мониторинга мобильности населения и технического обеспечения перевозок в различных секторах: высокоскоростных, скоростных, дальних пассажирских, межобластных и пригородных.

Груз на цифровой дороге.
В сегменте мультимодальных грузовых перевозок базовым условием повыше­ния качества оказываемых услуг стало развитие технической и эксплуатационной совместимости грузовых железнодорожных коридоров, базирующееся на реализации цифровых технологий, создающих без барьерную транспортную среду, и реализующее следующие требования:
1- Недискриминационный доступ клиентов к инфраструктуре железных дорог на основе интегрированной информационно-управляющей системы в области взаимоотношений с клиентами в сфере грузовых перевозок (CRM-система);
2- Максимальное использование в деловой практике электронных торговых площадок, позволяющих объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей транспортно-логистических услуг;
3- Высокий уровень автоматизации контактов между клиентами, подразделениями центра фирменного транспортного обслуживания и центрами управления движением на базе общих информационных платформ и надёжных IT-инструментов;
4- Внедрение безбумажной технологии (электронного документооборота), включая процедуры на государственных границах, подготовку и оперативную передачу на борт локомотива поездных документов различного назначения с подтверждением их достоверности;
5- Клиентное, адаптивное управление перевозочным процессом, позволяющее внедрить реализацию требований клиентов в части оптимизации маршрутов, скорости транспортировки использования инфраструктуры и «твёрдых» расписаний грузового движения;
6- Надёжная система отслеживания перемещения грузов, вагонов, контейнеров, «от двери до двери», информация в реальном режиме времени об их фактическом и прогнозируемом нахождении на сети железных дорог России и за рубежом;
7- Разработка и внедрение единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте;
8- Разработка отказоустойчивых и защищённых от “кибератак” интеллектуальных систем управления движением и грузо/пассажиропотоками, систем железнодорожной автоматики и связи, гармонизированных со стандартами ERTMS(Европейская система управления движением поездов).

Умный” локомотив.
Одним из векторов инновационного развития железнодорожных технологий в рамках проекта «Цифровая железная дорога» является реализация концепции «умный локомотив» и «умный поезд». Перспективные требования, которые предъявляются к подвижному составу будущего, неразрывно связаны с концепцией цифровой железной дороги, где подвижной состав рассматривается как объект в системе управления перевозочным процессом. Поэтому реализация концепции «умный локомотив» и «умный поезд» должна осуществляться уже на стадии проектирования и учитывать ряд принципов построения.
Для тягового подвижного состава:
1-Наличие микропроцессорной системы управления и диагностики тяговым подвижным составом с интегрированным комплексным локомотивным устройством безопасности;
2-Единая система автоматизированного управления движением и информационного обеспечения эксплуатации тягового подвижного состава, позволяющая автоматизировать часть функций машиниста при обеспечении безопасности движения поездов;
3-Асинхронный тяговый привод с полосным регулированием момента;
4-Эффективная система рекуперации электроэнергии в контактную сеть;
5-применение в конструкции тягового подвижного состава накопителей электроэнергии для повышения эффективности работы в режиме тяги, в выбеге и на стоянке;
6 Адаптивная система управления дизель-генераторной установкой с электронной системой подачи топлива, позволяющая уменьшить удельный расход горючего в зависимости от режимов загрузки; управление мощностью двигателя за счёт уменьшения количества работающих цилиндров.
Система должна предусматривать возможность подключения модуля автоматического управления, способного осуществлять ведение поезда без участия машиниста. Пассажирский подвижной состав, помимо требований, повышающих его эксплуатационную эффективность, должен обладать техническими возможностями реализации передовых IT-решений, способных обеспечить передачу и получение необходимой пассажиру информации в поездках на железнодорожном транспорте в режиме реального времени. Ключевой технологией, в перспективе предусматривающей поэтапный переход к применению автоматических систем управления, заменяющих человека, является «Автомашинист». В ОАО «РЖД» данному направлению придаётся большое значение с учётом влияния таких факторов, как экономический, человеческий и фактор безопасности. Это не только решение задач повышения эффективности операционной деятельности, но и возможность решать проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами в среднесрочной перспективе, когда неизбежно возникнут демографические проблемы. Кроме того, важным аспектом является снижение напряжённости труда, развитие операторских функций, при этом от работников потребуется повышение квалификации и уровня знаний, позволяющих эффективно действовать в условиях нестандартных ситуаций, когда необходимо брать управление на себя. Перспективной задачей является замена машиниста на автоматическую систему управления в поездах.
Подобные решения уже применяются в ряде стран на метрополитене, где в электропоездах полностью отсутствует даже кабина машиниста. Внедрение таких технологий стало частью программ внедрения цифровых технологий на ряде железных дорог мира. Необходимо отметить, что впервые на железнодорожном транспорте России в 2015 году в сортировочной системе станции Лужская Октябрьской железной дороги успешно реализована технология роспуска вагонов с автоматическим управлением горочным локомотивом, а в настоящее время прорабатывается пилотный проект телеуправления маневровым локомотивом с удалённого рабочего места оператора-машиниста. На полигоне ОАО «НИИАС» создаётся виртуальное рабочее место машиниста тепловоза с управлением локомотивом по радиоканалу на станции Лужская. Цель проекта – отработка технологии управления несколькими маневровыми локомотивами одним оператором-машинистом.

Цифровизация и IT на ж/д транспорте.

Цифровизации и информационным технологиям в программе посвящён отдельный раздел. В нём отмечается, что ключевые направления развития информационных систем в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» включают в себя:
1- создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики для повышения доходности грузоперевозок и логистического бизнеса;
2- создание единого информационного пространства пассажирского комплекса для повышения доходности пассажирских перевозок;
3- формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса («Цифровая железная дорога») для повышения эффективности железнодорожных перевозок и инфраструктуры;
4- создание единой интегрированной автоматизированной системы управления, оптимизацию корпоративных систем управления предприятием, анализ и разработку отчетности для повышения доходности зарубежной деятельности, увеличение эффективности социальной сферы и корпоративного управления.
Подходы к обеспечению безопасности на цифровой железной дороги.
Использование автоматизированных решений Цифровой железной дороги, основанных на новых технологиях, описанных в настоящей Концепции, наряду с преимуществами для бизнеса холдинге «РЖД», является источником новых уязвимостей и угроз безопасности информации. Автоматизированные решения Цифровой железной дороги будут рассмотрены с точки зрения новых подходов к обеспечению безопасности, включая информационную безопасность и другие ее виды (технологической, “кибербезопасности”). Подход к обеспечению информационной безопасности Обеспечение информационной безопасности при реализации проекта «Цифровая железная дорога» для холдинга «РЖД» является высокоприоритетной задачей. Система взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности при реализации проекта «Цифровая железная дорога» для холдинге «РЖД» должна быть определена в Политике информационной безопасности Цифровой железной дороги. Политика информационной безопасности Цифровой железной дороги должна представлять собой дальнейшее развитие Политики информационной безопасности информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» и Концепции обеспечения информационной безопасности ОАО «РЖД». Целью обеспечения информационной безопасности при реализации проекта «Цифровая железная дорога» является блокирование (нейтрализация) угроз безопасности информации, связанных с автоматизацией сервисных блоков с использованием современных цифровых технологий.
Основными принципами обеспечение информационной безопасности при реализации проекта «Цифровая железная дорога» являются реализация риск ориентированного подхода, обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, централизация, экономическая целесообразность, комплексность, максимальное использование существующих систем, средств, механизмов защиты информации, мониторинга и управления инцидентами. Обеспечение информационной безопасности информационной инфраструктуры холдинга «РЖД» при реализации проекта «Цифровая железная дорога» должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла информационных систем путем принятия организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации.
Организационные и технические меры защиты информации в зависимости от автоматизируемых сервисных блоков, применяемых классов автоматизированных решений и цифровых технологий должны быть направлены на исключение:
1-Неправомерного блокирования информации, ИТ-услуг (ИТ-сервисов) (обеспечение доступности);
2-Неправомерных уничтожения или модифицирования информации (обеспечение целостности);
3-Неправомерных доступа, копирования, предоставления или распространения информации (обеспечение конфиденциальности).
Основными направлениями деятельности обеспечения информационной безопасности при реализации проекта «Цифровая железная дорога» являются:
1-Разработка нормативных и методических документов по информационной безопасности;
2-Анализ рисков и определение угроз безопасности информации, в информационной инфраструктуре холдинг «РЖД»;
3-Определение мер защиты информации для автоматизируемых сервисных блоков на основе централизованных мер защиты информации в рамках всей информационной инфраструктуры холдинга «РЖД»;
4-Разработка и внедрение систем и средств защиты информации; интеграция новых решений, эксплуатируемых, создаваемых и модернизируемых АИТС( автоматизированная информационная система ) холдинга «РЖД» с централизованными системами обеспечения информационной безопасности;
3-Развитие централизованных систем мониторинга, управления инцидентами, контроля защищенности, защиты от компьютерных атак (ПК УИБ, СОЗ АИТС, СОПКА);
4-Организация эксплуатации систем (управление конфигурациями, мониторинг, контроль защищённости, защита от компьютерных атак, управление инцидентами) в соответствии с требованиями к обеспечению защиты информации.

В России утвержден план строительства «цифровой железной дороги»

Глава Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение №466-р, которым утверждена долгосрочная программа развития «Российских железных дорог» (РЖД) до 2025 г. Программа, в частности, включает проект «цифровая железная дорога». Вопросам цифровизации РЖД в документе посвящена отдельная часть.

В документе не указаны суммы, которые предположительно будут инвестированы непосредственно в «цифровую» часть модернизации РЖД. Всего для исполнения программы предполагается в период 2019-2025 гг. привлечение инвестиций от частных инвесторов в объеме до 4 трлн руб. Объем государственной поддержки в 2019-2025 гг. составит 200 млрд руб.

Приложение к программе с детальным списком предполагаемых инвестиций, в частности, подразумевает, что на программу корпоративной информатизации перевозочного процесса в период с 2019 по 2025 гг. отводится 132,07 млрд руб. На создание единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ) за тот же период отводится 3,5 млрд руб. На обновление оборудования и устройств связи предполагается инвестировать за шесть лет 78,69 млрд руб.

В ноябре 2018 г. CNews со ссылкой на слова председателя правления РЖД Олега Белозерова сообщил, что компания планирует вложить во внедрение новых и развитие уже существующих цифровых сервисов в ближайшие шесть лет «порядка 150 млрд рублей».

Что и как будут оцифровывать

Проект «цифровая железная дорога», представленный в рамках программы развития РЖД до 2025 г., разработан с учетом послания Президента России Федеральному собранию и указа президента от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Как отмечается в параграфе «Цифровизация и информационные технологии», в список ключевых направлений развития информсистем РЖД включает формирование единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики, и такого же пространства пассажирского комплекса — с целью повышения доходности.

rzhd600.jpg

Цифровая платформа управления и мониторинга перевозок обеспечит отслеживание местонахождения и состояния грузов, включая услугу перевозки грузов от двери до двери». Предполагается обеспечить юридически значимый обмен электронными документами с участниками перевозки и сквозное использование цифровых транспортных данных.

Создание цифровых инструментов организации пассажирских перевозок подразумевает мультимодальность, планирование и сопровождение «поездки от двери до двери», персонифицированные сервисы для пассажиров, электронные сервисы оплаты проезда, гибкое тарифное меню и программу лояльности.

«Цифровая железная дорога» обеспечит формирование сквозных цифровых технологий перевозочного процесса с целью повышения эффективности перевозок и инфраструктуры. Также предполагается, что в ближайшие шесть лет будет создана единая интегрированная автоматизированная система управления РЖД, проведена оптимизация корпоративных систем управления, анализ и разработка отчетности зарубежной деятельности.

Система интеллектуального управления движением обеспечит доступ к актуальным данным транспорта и инфраструктуры, моделирование процессов строительства, эксплуатации и ремонта с привязкой ко времени и бюджетированию, а также планирование перевозок и сервисы предикативной диагностики.

Документом предусматривается внедрение к 2025 г. платформенных решений, интегрированных с производственными системами РЖД. В рамках ведомственного проекта Министерства транспорта «Цифровой транспорт и логистика» будет обеспечена координация и взаимодействие с цифровыми решениями транспортного комплекса, созданы электронные каналы взаимодействия с представителями рынка и федеральными органами исполнительной власти. Также планируется создание цифровых сервисов в рамках трансграничного взаимодействия, разработка ИТ-сервисов, облачных приложений и цифровых стратегий для поддержки зарубежной деятельности РЖД.

Проект «цифровой железной дороги» подразумевает интеграцию систем интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта. Планируется создание мобильных рабочих мест нового поколения, а также внедрение электронного документооборота в производственных и управленческих процессах.

Вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура РЖД будет модифицирована для обеспечения гарантированного уровня доступности информационных сервисов. В рамках модернизации будут предусмотрены централизованные средства обеспечения информационной безопасности с применением импортонезависимых решений. Модернизация нацелена на запуск сервисов анализа состояния РЖД, сервисов самообслуживания для работников холдинга, а также на запуск платных и бесплатных информационных сервисов.

Также планируется обеспечить работу с новыми технологиями на системной основе, включая процессы поиска, апробации, прототипирования и внедрения.

Ожидаемые итоги цифровизации РЖД

К 2025 г. в РЖД за счет внедрения цифровых технологий планируется снижение доли эксплуатационных расходов на информационные системы до 5% в год. Ожидается, что совершенствование операционной модели ИТ позволит провести «оптимизацию» 15% ИТ-персонала и сэкономить на закупках до 1,2 млрд руб.

Через шесть лет доля электронных билетов в поездах дальнего следования должна составлять не менее 70%, доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде, не менее 75%.

Ожидается, что к 2025 г. доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозок, включая международные транзитные перевозки, превысит 90%. Долю операций в бизнес-процессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека, предполагается довести до 55%.

Число пользователей отечественных программ из Единого реестра российского ПО в РЖД и ее дочерних компаниях предполагается довести до уровня не менее 70%.

Стратегия цифровой трансформации РЖД

6 июля 2023 года президент РФ Владимир Путин во время поздравления работников железнодорожной отрасли с профессиональным праздником назвал цифровизацию приоритетом развития ж/д транспорта.

«

»

К августу 2023 года РЖД продолжают реализацию стратегии цифровой трансформации. Обновленный документ был утвержден советом директором компании в конце мая 2023 года, он ориентирован на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для железнодорожников, так и для клиентов РЖД, в том числе востребованных на экспортных рынках.

В рамках цифровизации РЖД до конца 2023 года клиенты компании получат возможность размещать через личный кабинет заявления на создание новых и развитие существующих примыканий на развитие инфраструктуры необщего пользования; заказывать мониторинг услуг «Грузовой экспресс» и мониторинг размещения железнодорожных составов на путях общего пользования; размещать заявки на погрузку-выгрузку грузов на местах общего пользования собственными силами. Цифровизация ритейла: новые приоритеты и тренды. Обзор и рейтинг TAdviser

К середине 2023 года в электронном виде им доступно большинство услуг компании. В результате 74% билетов граждане оформляют онлайн через портал и мобильное приложение РЖД. Планируется, что к началу 2024 года будет организовано взаимодействие пассажиров со всеми перевозчиками в режиме единого окна. В 2025 году гражданам будет предоставлен интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений, заявили в РЖД. [1]

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT — о новой стратегии цифровой трансформации РЖД

Выступивший на TAdviser SummIT 2023 заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин рассказал, что на совете директоров компании принята новая Стратегия цифровой трансформации — первая версия стратегии была принята в 2019 году. Он подчеркнул, что ключевые принципы Стратегии 2023 остались неизменными:

  • повышение эффективности деятельности компании с помощью цифровых технологий;
  • в основе стратегии лежит триада: процессы, культура, технологии;
  • обеспечение технологического суверенитета компании;
  • синхронизация с государственными и отраслевыми задачами;
  • достижение конкретных, измеряемых результатов: в Стратегии 2023 заложены 73 показателя для измерения прогресса по разным направлениям.

Евгений Чаркин рассказал, что в ИТ-ландшафте РЖД работают семь цифровых платформ, поддерживающих каждое ключевое направление бизнеса: мультимодальные грузовые перевозки, пассажирские перевозки, транспортно-логистические узлы, непроизводственные процессы, тяговый подвижной состав, оператор линейной инфраструктуры, управление перевозочным процессом. В качестве одного из итогов цифровизации он отметил, что 74% билетов дальнего следования сегодня продаются в электронном виде (в 2021-м — 68%) , 88% перевозчиков взаимодействует с РЖД в электронном виде.

Коротко остановился докладчик и на некоторых отличиях Стратегии 2023 в сравнении со Стратегией 2019. В частности, были усилены разделы по информационной безопасности, импортозамещению и направление по работе с рисками.

Image:2023-06-02_16-03-04.png

Евгений Чаркин подчеркнул системообразующее значение обеспечения технологического суверенитета для устойчивого развития компании. РЖД, несмотря на уход западных вендоров, не прерывала оказание ИТ-сервисов и не снижала качества оказания услуг, напомнил он. И далее подвел текущие итоги работы по обеспечению технологического суверенитета, обозначил перспективы работы в этом направлении:

  • в 2019-2022 годах осуществлен 100% переход на отечественное ПО по 8-ми классам информационной безопасности;
  • на 2023-й намечен переход на отечественные средства управления событиями ИБ;
  • в 2024-м будут импортозамещены средства резервного копирования, все значимые объекты КИИ будут переведены на отечественное ПО.

С целью импортозамещения закуплены 15 тыс. АРМ на отечественных процессорах «Байкал» и «Эльбрус», 22 тыс. лицензий отечественных ОС, приобретена безлимитная лицензия на российскую СУБД.

Image:2023-06-02_16-04-25.png

Озвучил спикер и планы компании по развитию отечественного рынка в трех аспектах:

  • регистрация информационных систем РЖД в Едином Реестре: 88 ИС зарегистрировано по итогам 2022 года, 190 запланировано на 2023 год и 259 — на 2024-й;
  • доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ/услуг: 64% — по итогам 2022 года, 78% запланировано на 2023 год, 94% — на 2024-й;
  • доля расходов на российскую радиоэлектронную продукцию: 29% — по итогам 2022 года, 45% запланировано на 2023 год, 78% — на следующий.

2023-06-02_16-03-41.png

В завершение Евгений Чаркин остановился на разных векторах влияния цифровой трансформации РЖД на экономику страны (государство, пассажиры, грузоотправители, операторы и перевозчики), перечислил внешние и внутренние факторы, осложнившие работу над Стратегией 2023. В числе внешних факторов он назвал интенсивный рост цен на отечественное ПО и связанные с ним услуги, отсутствие радиоэлектронной продукции российского производства, отсутствие единой методологии распределения затрат на ИКТ. На первом месте в ряду внутренних осложняющих работу факторов представитель руководства РЖД поставил сложности в синхронизации показателей цифровой трансформации РЖД с показателями, установленными государством.

«

»

TAdviser SummIT состоялся 30 мая 2023 года в Москве и собрал более 1000 участников. С докладами выступили заместитель руководителя Федерального Казначейства Александр Албычев, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов, вице-президент по ИТ ЕвразХолдинг Артем Натрусов и многие другие. В панельном интервью на вопросы организаторов и гостей саммита ответил заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин.

2022: Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин — о приоритетах РЖД в области «цифры»

Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.

За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.

Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.

Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.

При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.

Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.

Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.

Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.

Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.

И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.

Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.

Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.

«

»

В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.

Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.

Фотогалерея саммита

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года

CIO Евгений Чаркин раскрыл подробности новой цифровой стратегии РЖД на TAdviser SummIT

Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.

В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.

«

»

Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.

В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.

CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.

«

»

В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.

Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.

Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).

«

»

ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.

«

»

Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.

Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.

«

»

Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.

Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.

Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.

«

»

По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.

Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации

28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.

Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.

По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.

Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:

  • мультимодальных пассажирских перевозок,
  • мультимодальных грузовых перевозок,
  • транспортно-логистических узлов,
  • оператора линейной инфраструктуры,
  • логистического оператора электронной коммерции,
  • управления перевозочным процессом,
  • тягового подвижного состава
  • непроизводственных процессов.

Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.

Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).

Цифровая железная дорога в РЖД: элементы ИТ-стратегии

Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога»

Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий

  • сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
  • уменьшение бумажного документооборота
  • повышение надёжности и безопасности движения
  • сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
  • снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
  • развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров

Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий

Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:

  • Инновационная мобильность
  • CRM
  • Мобильные сервисы для инвалидов
  • Единое информационное пространство для пассажира
  • Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
  • Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам

Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:

  • Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
  • Оформление перевозочных документов в электронном виде
  • Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
  • Доверенная среда локомотивного хозяйства
  • Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
  • Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност

Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации — одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:

  • Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
  • Актуализация нормативной базы
  • Создание новой корпоративной культуры
  • Развитие кадрового потенциала Компании
  • Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.

ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:

  • Практическое освоение новых цифровых технологий
  • Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
  • Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
  • Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
  • Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки

Технологии цифровой железной дороги

  • Промышленный интернет вещей – IIoT
  • Big Data
  • Интеллектуальные управляющие системы
  • Мобильные приложения
  • Технологии беспроводной связи
  • Системы распределенного реестра — Вlockchain
  • Цифровое моделирование в строительстве – BIM
  • Технологии виртуальной и дополненной реальностей
  • Робототехника и сенсорика
  • Прочие технологии

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

Аналитика ТТК по пассажиропотокам

Перспективные проекты ТТК и РЖД

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки

В РЖД не доверили «Ай-Теко» и «Бостон консалтинг» писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

«

»

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД — разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент — реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие — замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *