Электронные путевые листы
Цифровизация грузовых автоперевозок продолжается. Один из важных шагов, уже предпринятых Минтрансом — автоматизация путевого листа. Перевозчикам разрешили оформлять путевой лист не только на бумаге, но и в электронном виде. Сведения, которые должен содержать электронный путевой лист, перечислены в новой редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ.
В связи с этим Минтранс обновил состав сведений электронного путевого листа и утвердил его новую форму.
Когда нужен электронный путевой лист
Электронный путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 259-ФЗ). В нём указывают маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:
- зарплату водителя;
- надбавки водителям за разъездной характер работы;
- затраты на ГСМ;
- затраты на запчасти;
- затраты на парковку;
- компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.
Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.
Что изменилось в законодательстве
Изменения в правила оформления электронного путевого листа внесены Федеральным законом от 6 марта 2022 года № 39-ФЗ. Он вступил в силу с 1 марта 2023 года. Тогда же обновились правила заполнения электронного путевого листа, указанные в ст. 6 Устава автомобильного транспорта.
Новым ФЗ были утверждены:
- порядок оформления электронных путевых листов;
- порядок предъявления электронного путевого листа сотруднику ГИБДД.
Что должно быть в путевом листе
Для того чтобы унифицировать электронные путевые листы, Минтранс выпустил приказ от 28 сентября 2022 года № 390, который действует с 1 марта 2023 года. В нём закреплены обновлённые требования к путевым листам: новый состав сведений и порядок заполнения бумажного или формирования электронного путевого листа (ЭПЛ). Приказ № 390 будет действовать до 1 марта 2029 года.
По новым правилам путевой лист должен содержать следующие сведения:
- о сроке действия путевого листа;
- о лице, оформившем путевой лист;
- о транспортном средстве;
- о водителе;
- о виде перевозки;
- о виде сообщения.
По желанию собственник автомобиля может включать в ПЛ иные дополнительные сведения.
Форма путевого листа и XML-формат утверждены Приказом ФНС России от 17 февраля 2023 года № ЕД-7-26/116@.
XML-файл состоит из пяти обязательных файлов обмена (титулов):
- информации об обстоятельствах, особенностях рейса;
- информации о результатах предсменного, предрейсового медосмотров;
- данные одометра при выезде транспорта с парковки;
- данные одометра при заезде транспорта на парковку;
- информация о техническом осмотре (не заполняется при оформлении нового ПЛ при смене водителя).
Шестой титул содержит данные о послерейсовом медосмотре. Его заполняют не всегда, а только в том случае, если этого требует законодательство или внутренние регламенты компании — например, в пассажирских грузоперевозках.
Эти сведения обязательны для всех видов путевых листов, будь то электронный путевой лист грузового автомобиля или электронный путевой лист легкового автомобиля.
Сведения | Что нужно указать |
---|---|
Дата формирования ЭПЛ | Ставится текущая дата выпуска машины в рейс |
Признак начала рейса | Может быть выезд с парковки или приём транспортного средства |
Вид перевозки | Коммерческая перевозка; Перевозка для собственных нужд; Передвижение и работа специальных транспортных средств |
При коммерческой перевозке выставляется тип | Регулярная перевозка пассажиров и багажа; Перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования; Перевозка пассажиров и багажа по заказу; Перевозка пассажиров и багажа легковым такси; Организованная перевозка групп детей автобусами |
При перевозке грузов | Место отправления и адреса пунктов погрузки и выгрузки |
Вид транспортного сообщения | Городское; Пригородное; Междугородное |
Грузоотправители | Не обязательное (опционально) |
Оформитель | Юридическое лицо или ИП |
Статус | Собственник транспортного средства или арендодатель |
Медосмотр | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Технический контроль транспорт | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Внесение показаний одометра | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Транспортное средство | Тип, марка, модель, регистрационный номер автомобиля, инвентарный номер (опционально), данные по прицепу (опционально) |
Водитель(ли) | Фамилия, Имя, Отчество (если есть), серия и номер ВУ, дата выдачи ВУ |
Послерейсовый медосмотр | Обязателен при пассажирской перевозке, в остальных случаях опционально |
Формирование путевого листа | Один день либо период |
Дата использования | Один день либо начало и окончание использования |
Переход на электронные путевые листы пока необязателен. Можно продолжать оформлять путевые листы на бумаге, но если перевозчик решит перейти в электронный формат, то необходимо применять форму и формат, утверждённые приказом № 390.
Отсутствие путевого листа обычно карается штрафом в размере 500 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ). Однако отсутствие путевого листа может интерпретироваться проверяющими как свидетельство отсутствия предрейсового медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортного средства, что повлечёт за собой дополнительные штрафы по статьям 11.32, 12.31 и 12.32 КоАП РФ.
Как заполнять электронные путевые листы по новым правилам
Электронное заполнение путевого листа происходит до выпуска автомобиля на линию. Можно оформлять несколько ПЛ на один автомобиль, если на нём работают несколько водителей.
Титул 1 (информация об обстоятельствах и особенностях рейса) оформляет собственник транспортного средства (арендодатель) или диспетчер. В нём указываются сведения о рейсе, водителе, ТС, вид перевозки и сообщения, а также срок действия ЭПЛ и данные того, кто его оформляет.
Титул 2 (результат предрейсового медицинского осмотра) заполняется медработником, который проводит предрейсовый медицинский осмотр. Медработник указывает дату, время и результаты медосмотра.
Титулы 3 (результат предрейсового контроля технического состояния транспортного средства), 4 (показатели одометра до выезда ТС в рейс) и 5 (показатели одометра после рейса) заполняет механик или контролёр, ответственный за ТО транспортных средств и выпуск их на линию. Он указывает результаты техосмотра и показания одометра перед началом рейса и после его окончания.
Титулы 3 (результат предрейсового контроля технического состояния транспортного средства), 4 (показатели одометра до выезда ТС в рейс) и 5 (показатели одометра после рейса) заполняет механик или контролёр, ответственный за ТО транспортных средств и выпуск их на линию. Он указывает результаты техосмотра и показания одометра перед началом рейса и после его окончания.
Если проводится послерейсовый медосмотр, его результаты в титуле 6 указывает медработник.
В качестве результата проведения медицинского осмотра водителя в ЭПЛ предусмотрены следующие отметки:
- «прошёл предсменный, предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» — проставляется в случае отсутствия заболеваний и следов алкогольного или наркотического опьянения;
- «прошёл предсменный, предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей не допущен» — проставляется при обнаружении заболевания или признаков опьянения с указанием этих признаков;
- «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр, признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения не выявлены»;
- «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр, выявлены признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения» — в этом случае указываются выявленные признаки.
Дата и время предсменного техосмотра и выпуска автомобиля на линию проставляются лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, и подписываются его УКЭП.
В результате проведённого техосмотра в путевом листе указываются отметки:
- «выпуск на линию разрешён», если ТС соответствует требованиям, закреплённым в порядке организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемом Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- «выпуск на линию не разрешён», если при техосмотре ТС обнаружились несоответствия этим требованиям.
Показания одометра также проверяет и проставляет уполномоченный сотрудник и подписывает своей УКЭП. Этот же сотрудник проверяет и вносит в ПЛ показания одометра при приёме-сдаче, если на одно ТС оформляется нескольких путевых листов на каждого водителя.
В случае использования электронного путевого листа при приёме груза для перевозки перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования ЭПЛ и его реквизиты. Для этого перевозчик направляет грузоотправителю файл обмена ЭПЛ, подписанный своей УКЭП, через оператора ЭДО.
При проверке на дороге используется QR-код, который является средством оптической передачи данных. Когда сотрудник ГИБДД сканирует код, то получает ЭПЛ со всей информацией. Это работает, даже если в местности нет интернета.
ГК «Астрал» представляет сервисы
для обмена электронными перевозочными документами (ЭПД)
1С-ЭПД
Решение работает во многих популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните формировать электронные путевые листы в привычной конфигурации 1С без доплат за модули и коннекторы. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.
Платформа ЭПД
Интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Электронный путевой лист: как это работает
Согласно Федеральному закону от 06.03.2022 № 39-ФЗ с 1 марта 2023 года разрешено использование путевых листов в электронном виде.
Путевой лист — это основной первичный документ, который нужен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя в организациях, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Электронный путевой лист — это его полноценный аналог в электронном формате.
Путевой лист в обязательном порядке оформляется, если организация занимается перевозками людей/багажа/грузов по городу/пригороду/межгороду, а также, если предоставляет транспортные средства в аренду по договору и в случаях, когда личный автомобиль сотрудника используется в служебных целях.
Зачем нужен путевой лист?
- Для предоставления сотрудникам ГИБДД по требованию.
- Для повышения безопасности дорожного движения.
- Для осуществления контроля за прохождением предрейсовых медицинских и технических осмотров.
- Для подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы и других расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля.
- Для начисления заработной платы водителям транспортных средств.
- Для подтверждения использования сотрудником личного транспорта для нужд организации.
- Для подтверждения расходов при аренде транспортного средства.
Плюсы введения ЭПЛ
С переходом на ЭПЛ организации приблизительно на 30% сократят временные затраты на заполнение всех документов. При этом появится возможность ощутить все плюсы проведения дистанционных медицинских осмотров. Применение ЭПЛ поможет реорганизовать и упростить рабочие процессы в компании. Существенно снизятся административные расходы на печать, передачу и сохранение архива документов, уменьшится время на поиск документации, появится внутренняя учетная система. Также предполагается, что безопасность дорожного движения повысится благодаря прозрачности системы и минимизируются риски, связанные с наличием человеческого фактора.
Что содержится в электронном путевом листе?
- срок действия путевого листа;
- данные лица (компании), которое оформило соответствующий путевой лист;
- данные водителя транспортного средства;
- информация о самом транспортном средстве;
- вид перевозки (коммерческая/для собственных нужд/использование спецтранспорта);
- вид сообщения (городское/пригородное/междугороднее).
При этом, владелец транспортного средства может включить в путевой лист другие дополнительные сведения, которые он посчитает нужными.
Стандартно, оформлением путевых листов занимается владелец автотранспортного средства. В случае же передачи транспорта в аренду по договору другому лицу — путевой лист оформляется арендодателем ТС.
Согласно приказу ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@ ЭПЛ должен включать в себя 5 обязательных файлов (титулов), и еще 1 титул добавляется по необходимости — в случае осуществления перевозки пассажиров или опасных грузов. Далее рассмотрим титулы подробнее.
- Обстоятельства и особенности рейса
Этот первый титул создается владельцем транспортного средства и подписывается усиленной квалифицированной подписью (УКЭП). Титул включает в себя следующее:
- данные о лице, оформившем путевой лист;
- срок действия путевого листа;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе ТС;
- вид перевозки;
- вид сообщения.
2. Результаты предрейсового медосмотра
Данный титул создается медицинским сотрудником или сторонней медицинской организацией и заверяется квалифицированной электронной подписью (КЭП). В нем содержатся такие сведения:
- дата и время проведения медицинского осмотра;
- результаты проведенного осмотра;
- данные водителя;
- данные медработника или медицинской организации.
3. Показания одометра при выезде с парковки
Этот титул создается и подписывается УКЭП сотрудником, отвечающим за снятие показаний с ТС перед выходом на рейс. Титул включает в себя:
- дату и время выезда с парковки или приёма транспортного средства от другого водителя;
- числовые показания одометра.
4. Показания одометра по возвращении на парковку
Такой титул формирует и подписывает УКЭП ответственный за выпуск ТС на линию. В титуле прописаны следующие сведения:
- дата и время заезда автомобиля на парковку или передачи транспортного средства другому водителю;
- показания одометра при заезде на парковку.
5. Результат предрейсового осмотра технического состояния транспортного средства
Создается и подписывается с помощью УКЭП ответственным работником за техническое состояние транспорта. Сюда входят сведения:
- дата и время осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
- результат проведения;
- дата и время выпуска транспортного средства на линию;
- данные лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспорта.
6. Результат медицинского осмотра после рейса (дополнительный ситуационный титул)
Он подписывается УКЭП медицинским сотрудником. Сюда вносятся следующие сведения:
- дата и время проведения медосмотра водителя;
- результат проведенной проверки;
- данные водителя транспортного средства;
- данные медицинского сотрудника или организации.
Как работать с электронными путевыми листами (ЭПЛ)
С электронными путевыми листами работают три стороны:
1) Владелец ТС — по очереди оформляет все титулы ЭПЛ в личном кабинете электронного сервиса.
2) Компания-оператор информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД) — обеспечивает прохождение электронного документа по всему маршруту, проверяет данные и отправляет в ГИС ЭПД. После регистрации документа предоставляется QR-код.
3) Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) — проверяет их корректность, сопоставляет достоверность электронной подписи, передает данные в федеральные органы власти.
Для того чтобы перейти на работу с электронным форматом путевых листов организациям необходимо будет заключить договор с аккредитованным оператором, входящим в официальный реестр, утвержденный Минтрансом России.
Формат электронного путевого листа разработан и утвержден ФНС России. ЭПЛ заполняются в электронном сервисе или приложении оператора.
Может показаться, что оформление ЭПЛ — слишком долгий и трудоемкий процесс, но на деле обмен данными и электронное подписание документов происходят мгновенно. Контроль за всем порядком прохождения электронного документа возьмет на себя оператор.
Стандартный порядок обработки ЭПЛ
- 1. Компания формирует ЭПЛ и заполняет необходимые поля в системе.
- 2. Медицинский работник ставит отметку о прохождении предрейсового медосмотра водителем.
- 3. Механиком заверяется прохождение предрейсового техосмотра.
- 4. Вносятся данные одометра.
- 5. Ответственный сотрудник подписывает весь ЭПЛ и отправляет его через оператора ЭДО в ГИС ЭПД.
- 6. ГИС ЭПД проверяет правильность внесенных данных. Далее документу присваивается уникальный номер, который сообщается грузоперевозчику.
- 7. После рейса снимаются показания одометра. В случае пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов — ставится отметка медработника о проведении медосмотра.
- 8. Через оператора ЭДО организация отправляет завершенный ЭПЛ в ГИС ЭПД.
Во время осуществления перевозок ЭПЛ у водителя всегда в доступе в мобильном приложении.
При необходимости по требованию сотрудника ГИБДД водителю достаточно будет предъявить QR-код или изображение электронного документа.
Как внедрить ЭПЛ в организации
Помимо договора с аккредитованным оператором ЭДО и получением доступа к сервису для работы с электронными перевозочными документами, компании потребуется:
- создать электронные подписи для работников, задействованных в подписании электронного документа;
- приобрести и установить технические устройства для обработки ЭПЛ (ПК, планшеты, смартфоны) в необходимых рабочих местах.
Для осуществления в организации плавного перехода на электронный документооборот следует изначально провести тестирование с участием малого количества водителей и ТС. В дальнейшем — обучить весь персонал и перейти к полному внедрению ЭПЛ.
Мы с радостью поможем Вашей организации с переходом на электронные путевые листы. Наша компания ТрансАвто-7 уже более 17 лет проводит предрейсовые осмотры, на данный момент, включая и дистанционные. География нашей деятельности — вся территория России!
Более 11 тысяч клиентов доверяют нам свои “транспортные проблемы” и мы всегда готовы прийти на помощь.
Как оформить электронный путевой лист
Электронный путевой лист в 2023 году введен новым приказом Минтранса. Так, с 01.03.2023 действует приказ Минтранса от 28.09.2022 № 390. Этот нормативный документ отменил действовавший ранее приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368.
Новый приказ действует до 01.03.2029, то есть опираться на него можно будет в течение 6 лет.
С 01.09.2023 организации и ИП должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в приказе Минтранса от 28.09.2022 № 390 в ред. приказа от 05.05.2023 № 159. Изменились с сентября и некоторые правила выписки ПЛ. Подробнее об изменениях мы рассказывали в этой публикации. Образец ПЛ с новыми реквизитами и рекомендации по закреплению в учетных целях новой формы путевого листа с сентября 2023 года см. здесь.
Что за коррективы, кроме введения путевого листа в электронном виде, произошли в правилах его создания?
Ничего принципиально революционного новый приказ не утвердил. Главная новация касается электронной формы путевого листа. Укажем все-таки и иные коррективы:
Как исправить ошибки в бумажном путевом листе, описали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
На кого возложена обязанность по составлению ПЛ
Согласно новому порядку ПЛ обязаны оформить:
- владелец транспортного средства;
- арендодатель — в том случае, если речь идет об аренде транспортного средства с экипажем.
Здесь кардинальных изменений нет, новый приказ лишь уточнил уже существующий порядок.
В каком случае возникает обязанность заполнения ПЛ?
ВАЖНО! Обязанность оформления путевого листа возникает при эксплуатации транспортного средства с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Такова прямая норма Устава автомобильного транспорта. Таким образом, ПЛ требуется только для компаний, вид деятельности которых связан с перевозками грузов и пассажироперевозками.
Между тем путевка используется повсеместно всеми, кто эксплуатирует транспортные средства для осуществления любой предпринимательской деятельности, так как функции ПЛ достаточно широки. Путевые листы необходимы:
- для представления сотрудникам ГИБДД по их требованию;
- подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в целях исчисления налогов;
- начисления зарплаты водителям;
- подтверждения использования водителем личного транспорта в служебных целях для выплаты ему компенсации.
Таким образом, даже если транспортным средством пользуется ИП в своей деятельности или директор организации ездит на деловые встречи на служебном автомобиле, будет разумным оформить путевой лист, что позволит избежать ненужных споров с налоговыми и иными контролирующими органами.
О штрафе за отсутствие путевого листа мы писали в статье.
Применяемые форма и формат ПЛ
Итак, можно применять электронные путевые листы с 1 марта 2023 года. Является ли неоспоримой обязанностью применение именно электронных путевых листов с 2023 года? Нет, это право. Наряду с путевым листом в электронном виде в 2023 году можно заполнять привычный бумажный бланк.
Форма ПЛ не относится к унифицированным, утвержденным законом формам, поэтому компания или предприниматель могут разработать бланк самостоятельно, внеся в него обязательные реквизиты.
Как утвердить форму путевого листа, мы писали здесь.
Какие реквизиты закреплены как обязательные для путевого листа электронного и бумажного, посмотрите на рисунке ниже:
С 01.09.2023 в составе сведений о водителе нужно указывать также реквизиты его водительского удостоверения и СНИЛС.
ВАЖНО! Формат электронного путевого листа утвержден приказом ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@.
Где создать ЭПЛ
Оформление электронного путевого листа необходимо производить в специализированных программах. Многие операторы ТКС предоставляют такой функционал, как оформление электронного путевого листа в 2023 году. Кроме того, функционирует государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), с помощью которой также можно оформить электронный путевой лист.
Образцы путевых листов есть в наших материалах:
Обязательные реквизиты электронного путевого листа и бумажного путевого листа совпадают. Данные вносят в выбранной программе. Важная часть создания электронного путевого листа как грузового автомобиля, так и легкового вне зависимости от его предназначения — его подписание, так как без подписи путевой лист не будет считаться составленным должным образом. С 1 марта электронные путевые листы должны быть подписаны:
Очевидно, что электронный документ подписывается электронной подписью. Федеральное законодательство допускает подписание электронного путевого листа усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или даже усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан на Госуслугах.
Электронный журнал путевых листов, при его наличии, также следует подписывать УКЭП.
Где и как получить УКЭП, можно узнать из материалов «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в статью.
Итоги
С 1 марта 2023 года действуют измененные правила применения ПЛ. Скорректирован перечень обязательных реквизитов, основное новшество — введен ЭПЛ. Формат ЭПЛ утвержден ФНС РФ, подписывать его надо УКЭП или же УНЭП, созданной на Госуслугах. С 1 сентября 2023 года в порядок заполнения ПЛ внесен еще ряд корректив.
Как оформить электронный путевой лист
Электронный путевой лист – 2023 – нововведение, действующее с марта 2023 года. Кто должен оформить путевку в электронном формате? Является ли данная обязанность бесспорной? Какой формат применяется для путевого листа в электронном виде? Разбираем новации при создании электронного путевого листа (ЭПЛ) в нашем обзоре.
Новый приказ по ПЛ: что нового
Электронный путевой лист в 2023 году введен новым приказом Минтранса.
Так, с 01.03.2023 действует приказ Минтранса от 28.09.2022 № 390. Этот нормативный документ отменил действовавший ранее приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368.
Новый приказ действует до 01.03.2029, то есть опираться на него можно будет в течение 6 лет.
Что за коррективы, кроме введения путевого листа в электронном виде, произошли в правилах его создания?
Ничего принципиально революционного новый приказ не утвердил. Главная новация касается электронной формы путевого листа. Укажем все-таки и иные коррективы:
На кого возложена обязанность по составлению ПЛ
Согласно новому порядку ПЛ обязаны оформить:
владелец транспортного средства;
арендодатель – в том случае, если речь идет об аренде транспортного средства с экипажем.
Здесь кардинальных изменений нет, новый приказ лишь уточнил уже существующий порядок.
В каком случае возникает обязанность заполнения ПЛ?
Обязанность оформления путевого листа возникает при эксплуатации транспортного средства с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Такова прямая норма Устава автомобильного транспорта. Таким образом, ПЛ требуется только для компаний, вид деятельности которых связан с перевозками грузов и пассажироперевозками.
Между тем путевка используется повсеместно всеми, кто эксплуатирует транспортные средства для осуществления любой предпринимательской деятельности, так как функции ПЛ достаточно широки.
Путевые листы необходимы:
для представления сотрудникам ГИБДД по их требованию;
подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в целях исчисления налогов;
начисления зарплаты водителям;
подтверждения использования водителем личного транспорта в служебных целях для выплаты ему компенсации.
Таким образом, даже если транспортным средством пользуется ИП в своей деятельности или директор организации ездит на деловые встречи на служебном автомобиле, будет разумным оформить путевой лист, что позволит избежать ненужных споров с налоговыми и иными контролирующими органами.
Применяемые форма и формат ПЛ
Итак, можно применять электронные путевые листы с 1 марта 2023 года.
Является ли неоспоримой обязанностью применение именно электронных путевых листов с 2023 года? Нет, это право.
Наряду с путевым листом в электронном виде в 2023 году можно заполнять привычный бумажный бланк.
Форма ПЛ не относится к унифицированным, утвержденным законом формам, поэтому компания или предприниматель могут разработать бланк самостоятельно, внеся в него обязательные реквизиты.
Какие реквизиты закреплены как обязательные для путевого листа электронного и бумажного, посмотрите на рисунке ниже:
Формат электронного путевого листа утвержден приказом ФНС от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@.
Где создать ЭПЛ
Оформление электронного путевого листа необходимо производить в специализированных программах. Многие операторы ТКС предоставляют такой функционал, как оформление электронного путевого листа в 2023 году.
Кроме того, функционирует государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), с помощью которой также можно оформить электронный путевой лист.
Обязательные реквизиты электронного путевого листа и бумажного путевого листа совпадают. Данные вносят в выбранной программе.
Важная часть создания электронного путевого листа как грузового автомобиля, так и легкового вне зависимости от его предназначения – его подписание, так как без подписи путевой лист не будет считаться составленным должным образом.
С 1 марта электронные путевые листы должны быть подписаны:
Очевидно, что электронный документ подписывается электронной подписью.
Законодательство допускает подписание электронного путевого листа усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или даже усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан на Госуслугах.
Электронный журнал путевых листов, при его наличии, также следует подписывать УКЭП.
Итоги
С 1 марта 2023 года изменены правила применения ПЛ.
Скорректирован перечень обязательных реквизитов, основное новшество – введен ЭПЛ. Формат ЭПЛ утвержден ФНС, подписывать его надо УКЭП или же УНЭП, созданной на Госуслугах.