Какие бывают требования от ФНС и как на них отвечать?
Требования от налоговой инспекции может получить любая организация или ИП, когда нужно что-то пояснить, уточнить или оплатить. И на любой такой запрос важно ответить в установленный срок, иначе не избежать последствий — штрафных санкций, ограничений по операциям с расчётного счёта или его блокировки. В статье расскажем о видах требований и о том, как на них отвечать.
Требование о представлении пояснений
Необходимость получения пояснений может потребоваться в ходе как камеральной, так и выездной проверки, либо в рамках дополнительных контрольных мероприятий. Нужны пояснения в случаях выявления разных ошибок в отчётных документах, противоречий и несоответствий. Ошибки могут быть в данных и в расчётах. Налоговая может запросить только пояснения или сразу внесение исправлений, а ответ налогоплательщика на требование ФНС поможет урегулировать потенциальный налоговый спор.
Важно заметить, что выставить требование о представлении пояснений — это не право налогового органа, а обязанность. То есть в любом случае, если выявляются ошибки или несовпадения, ФНС должна известить налогоплательщика и запросить пояснения, причём до окончания камералки или до объявления результатов выездной проверки. А налогоплательщик может сам представить пояснения, не дожидаясь требования от налоговой, например, если обнаружил ошибку в декларации и заранее направляет уточнёнку.
Сроки выставления требований
По камеральной проверке налоговый орган вправе направить требование в течение 3 месяцев — именно столько по закону длится эта проверка.
По выездной проверке требование должны направить в течение 2 месяцев.
В требовании из налоговой обязательно должны быть указаны причины необходимости пояснений, информация, которая нужна для продолжения проверки, и срок представления ответа.
Когда и как нужно дать пояснения?
Дать пояснения необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
На требование по НДС при камеральной проверке отвечают только в утверждённом формате и в электронном виде (Письма ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@, от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). Другие же пояснения подают в произвольной форме, на бумаге или в электронном виде. При этом:
если с замечаниями инспекции согласны полностью, и ошибки повлияли на расчёт — подают уточнённую декларацию;
если есть ошибки в данных, а расчёт верный — в произвольной форме пишут пояснения и дают корректные сведения;
если с замечаниями согласны частично — исправляют ошибки, с которыми согласны, а по остальным разъясняют, почему не нужно считать данные ошибочными.
При необходимости к пояснениям прилагают выписки из учётных регистров и другие подтверждения доводов налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Требование о представлении документов
В ходе камеральной или выездной проверки налоговая может запросить дополнительные документы о самом плательщике налогов, сборов и страховых взносах или о конкретных сделках и контрагентах. При этом документы могут быть самые разные, список их не ограничен законодательством.
Сроки выставления требований
Такие же, как и для требований о представлении пояснений:
по камеральной проверке — в течение 3 месяцев;
по выездной проверке — в течение 2 месяцев.
В требовании должны быть указаны причины запроса, перечень необходимых документов и срок их представления.
Сколько дней дают на ответ и как ответить на требование ИФНС о представлении документов?
Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ, документы предоставляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В налоговую направляют копии, заверенные подписью руководителя или иного уполномоченного лица и печатью (если есть). Нотариальное удостоверение не требуется. Налоговая также не может требовать отправку оригиналов — с ними она может ознакомиться только на территории налогоплательщика.
Отправить документы в ответ на требование можно разными способами:
на бумажном носителе — в этом случае нужно пронумеровать и прошить листы;
в виде электронных образов бумажных документов по ТКС или через ЛК налогоплательщика;
в электронной форме по утверждённым форматам и заверенные усиленной квалифицированной подписью руководителя по ТКС или через ЛК налогоплательщика.
Часто очень много документов налоговики запрашивают по конкретным сделкам, по которым налогоплательщик хочет учесть большой объём расходов и получить вычет по НДС. Это может быть связано и с тем, что у налоговой возникают сомнения в добросовестности контрагента, с которым был заключён договор.
Чем более прозрачной и чистой будет история контрагентов по сделкам, тем меньше вероятность, что придётся в бешеном ритме собирать документы по запросу ФНС. Поэтому лучше комплексно проверять контрагентов по всем доступным источникам информации и выбирать благонадёжных для сотрудничества. Сервис проверки контрагентов от СберКорус проверит компанию или ИП за 2 минуты и даст детальный отчёт, который при необходимости можно использовать как доказательство проявления должной осмотрительности.
Требование о представлении документов о контрагенте в рамках встречной проверки
Это отдельная история со своими правилами. Если требование в рамках встречной проверки выставлено по всем правилам, отказаться от представления запрашиваемых документов без последствий в виде штрафов нельзя.
Как это должно выглядеть:
ФНС контрагента направляет в вашу инспекцию поручение об истребовании документов, обязательно указывая данные проверяемого и перечень документов. Если у вас с контрагентом ФНС одна, то будет просто требование.
Если ФНС направляет вам требование с копией поручения (при разных ФНС), все данные должны совпадать, должна быть указана причина запроса и список документов.
Если всё верно — в течение 10 дней вам необходимо направить документы в ответ на требование.
Важно: запрашивать могут только документы, касающиеся контрагента, например, договоры, акты.
Требование об уплате налогов, сборов, взносов, штрафов, пеней, процентов
Такое требование могут направить, если:
вы не заплатили в срок;
допустили ошибку в реквизитах при оплате;
ошиблись в сумме.
Срок ответа на требование об уплате налогов, сборов и прочих платежей составляет 8 рабочих дней (п. 4 ст. 69 НК РФ). Не успеете оплатить — счёт заблокируют.
Когда требование считается полученным и начинает действовать срок ответа?
Требование передают лично в руки руководителю — получено в этот же день, срок ответа отсчитывается со следующего дня.
Требование отправили по почте заказным письмом — получение автоматически засчитывается на шестой день (по штемпелю), срок ответа отсчитывается с седьмого дня.
Требование направлено по ТКС — в течение шести рабочих дней получатель должен отправить квитанцию о получении, если относится к тем, кто обязан сдавать отчётность только в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Дата получения — та, что указана в квитанции, срок ответа отсчитывается со следующего рабочего дня.
Требование направлено через ЛК налогоплательщика — полученным считается в день появления в ЛК, срок ответа отсчитывается со следующего дня.
Надо ли отвечать на информационное письмо от налоговой?
Налоговая рассылает информационные письма с целью мотивировать к уплате налогов, напомнить о скором наступлении срока уплаты, пояснить какое-то мнение. На такие письма отвечать не нужно — они, как правило, носят рекомендательный или пояснительный характер.
Юридическая природа информационных писем от налоговой
В качестве одной из мер поддержки бизнеса во время пандемии Президент ввёл мораторий на налоговые проверки. Но кажется, план по налоговым поступлениям в бюджет откорректировать забыли. Поэтому постепенно в оборот вошла фактически не отраженная в Налоговом Кодексе РФ, но существующая новая «форма проверок» — информационные письма от ФНС.
ФНС вправе выставлять требования, а также присылать акты и результаты налоговых проверок. А информационные письма, преследующие цель «мотивировать» к уплате налогов — вне правового поля.
Тем не менее, отправка таких писем быстро приобрела массовый характер. И налогоплательщики вынуждены реагировать. Потому что это ранний сигнал, и если на него ответить, то «затраты будут небольшими». Если проигнорировать — внимание ФНС к компании только усилится.
Письма могут приходить по разным поводам и содержать разные основания. Объединяет их одно — все они несут угрозу для бизнеса. Вот лишь несколько примеров.
- В письме вменяется дробление бизнеса, описана схема за 2019год, и предлагается заплатить налоги в «добровольном порядке».
- В письме налоговая ссылается на некий анализ бухгалтерской отчётности компании и утверждает, что есть превышение выручки по расчётному счёту. Т.е. описаны основания, по которым налогоплательщик утратил право на применение упрощённой системы налогообложения и, соответственно, ему грозит доначисление.
- В письме утверждается, что компания имеет признаки проблемного контрагента, в т.ч. что не осуществляет реальную предпринимательскую деятельность, со всеми вытекающими предложениями.
Что же не так с этими письмами?
Во многих из них претензии, прямо скажем, ничем не подкреплены. Например, движение денег по расчётному счёту ещё не означает, что превышены лимиты по УСН. По-хорошему, пояснения по таким вопросам должны запрашиваться в ходе камеральных проверок. А подобные информационные письма, по сути, — это и есть подмена камеральной проверке. Только такой способ взаимодействия с налогоплательщиком не прописан законодательно, НК РФ не предусмотрен. Надеюсь, в скорм времени будет сформирована судебной практика правовой оценки такой ретивости налоговиков с позиций статьи 285 УК РФ.
Письма от налоговой – когда отвечать, а когда — нет
Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.
Требование о представлении документов
В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.
Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:
-
Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.
Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).
Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).
- занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
- расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
- несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.
Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.
Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:
- письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
- требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.
В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).
Требование о представлении пояснений
Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.
В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.
В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.
Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.
Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.
В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).
Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.
Случай 3. Убыточная декларация.
В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.
Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.
П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.
В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.
Срок на ответ по требованию о представлении пояснений – 5 рабочих дней с момента получения. Дата получения определяется так же, как и дата по требованию о представлении пояснений. Пояснения можно направить по ТКС, Почтой РФ или лично представить в налоговый орган.
За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.
Иные документы
В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.
Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.
Еще один пример любопытного «неправильного» документа из инспекции в рамках камеральной проверки – предписание. Данный пример взят из судебного разбирательства по делу А19-25029/2018. Ситуация: инспекция установила, что организация не оплачивает страховые взносы по работникам и направила предписание на исправление нарушений. Однако в случае выявления недоимки налоговый орган обязан выставлять требование об уплате налога, сбора, страховых взносов (п. 1 ст. 70 НК РФ), а не предписание. В сложившейся ситуации налоговый орган соригинальничал, за что и был наказан. Суд определил, что предписание – неустановленная форма документа для требования уплаты недоимки. Предписание – распорядительный документ, но он не выдается налогоплательщику в рамках камеральной проверки. Форма требования об уплате четко определена, поэтому именно ее и необходимо было направить налогоплательщику для устранения выявленных нарушений. Организация сразу же отправилась в суд, чтобы признать незаконность документа из налогового органа, и выиграла все судебные инстанции.
Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.
Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.