Почему не стоит регистрироваться на госуслугах
Перейти к содержимому

Почему не стоит регистрироваться на госуслугах

  • автор:

Стоит ли завести аккаунт в портале Госуслуг?

Доброй ночи всем! Итак, вопрос такой возник. В хабре постоянно начал замечать, насколько дырявый этот портал. Стоит ли вообще там заводить учетную запись со всеми паспортными данными? Как вы относитесь к этому порталу? Сегодня очередной раз прочитал на хабре утечку данных источник. Думаю что многие граждане России имеют там учетку, хотя бы каждый третий россиянин. Вы не боитесь что ваши данные будут использованы в злонамеренных целях в руках хакера? Может все таки стоит удалить свои учетки там? А там, есть такая возможность.

Если тебе от государства ничего не нужно, то не стоит, а в остальном удобно.

Но ведь там по ссылке на хабре описание api и документ с контактами ответственных лиц. Ну такая себе утечка. Вполне публичная документация.

Да, но в предыдущем происшествии был крупный слив. Забыл, но там тоже были слиты данные обычных граждан. Валялись данные СНИЛСа, паспортных данных и т.д.

Менял паспорт, потом понадобились госуслуги — в интерфейсе отображался старый паспорт. Так что там офлайновая система и автоматически на этот сайт все ведомства не пересылают информацию.

По идее такая система предотвращает что через несколько лет злоумышленник сольёт с этого сайта всю известную о тебе государству информацию

Все твои данные, если они кому-нибудь понадобятся, сто раз сольют в торе на одном из даркнет маркетов. Тебе даже регистрироваться нигде не надо будет — сольют сотрудники банков или гос. органов(в которых ты и без интернета зарегистрирован, сюрприз).

А пока ты никому не понадобился, это опасения неуловимого джо.

сто раз сольют в торе на одном из даркнет маркетов

Согласен. А как в других странах практикуются такие сливы? Допустим если взять страны Европы. Я ни разу не слышал подобные сливы допустим в Германии или Швейцарии уходили эти сливы через тор сайты. В торе я замечал только магазины, где продают наркотики и всякие киллер услуги, детское порно. Хотя в торе как мне кажется очень много лохотронства. Закинешь продавцу биточки, велико шанс что он тебя тупо может кидануть.

Стоит ли завести аккаунт в портале Госуслуг?

Не стоит. Когда потребуется такого вопроса просто не возникнет.

а зачем такие сложности если есть простая письменная форма ?

Может все таки стоит удалить свои учетки там?

А Земля стоит на слонах и черепахе.

то есть ты не боишься, что у тебя по закону могут изьять дом и землю для госнужд, а какого то портала ты боишься? немного странно.

Как же мошенники смогли получить электронную подпись Романа? Этот инструмент — аналог реальной подписи. Он позволяет получать информацию и проводить сделки в интернете. Например, с помощью него можно подать налоговую декларацию или заявление на загранпаспорт, зарегистрировать автомобиль или передать квартиру в собственность. Но для этого нужно доказать, что подпись принадлежит вам: прийти с паспортом в один из так называемых удостоверяющих центров. Впрочем, сделать это может и кто-то другой — по доверенности. Судя по всему, так произошло и сейчас, предполагает руководитель центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев: «Фактически они электронный паспорт на себя изготовили, который подтверждает, что эта подпись принадлежит им.

Обязан ли каждый человек иметь аккаунт на Госуслугах?

Нет, в настоящее время, пока что это не является обязательным для граждан России. Но делают все, чтобы большинство имело этот аккаунт. Я думаю, что обязаловки не будет, потому что не у каждого есть доступ в интернет, и не каждый может пользоваться ЭВМ. Некоторые люди по состоянию здоровья просто не способны это сделать. Поэтому не стоит думать, что примут закон об обязательной регистрации на Госуслугах. Будут стараться заинтересовать людей. Например, это удобно и просто, чем стоять в очередях. Хотя некоторые услуги приходится помимо действиях на Госуслугах получать через МФЦ. Система охватывает не полный перечень услуг.

Изложу свой взгляд на данный вопрос.

Госуслуги — справочно-информационный интернет-портал. Его функционал достаточно разнообразен. Пользоваться им, в первую очередь, достаточно удобно.

Но правила, согласно которому, каждый человек в обязательном порядке должен иметь там аккаунт, не существует.

Не в последнюю очередь потому, что даже по состоянию на 2023г еще далеко не все люди имеют свободный доступ к интернету, а также умеют относительно свободно в нём совершать какие-либо действия. И касается это в основном людей пожилого и преклонного возраста.

Если грамотность (умение читать и писать) населения в России практически стопроцентная, то о компьютерной грамотности этого пока еще сказать нельзя.

Теперь о том, стоит ли заводить аккаунт на Госуслугах добровольно.

Мне думается так.

Торопиться с этим не следует. Если нет острой необходимости в функционале сайта, то нет необходимости и регистрироваться там.

Надо понимать, что на Госуслугах востребованы многие личные данные человека. Сообщив их единожды, обратного пути не будет. Конечно, многие данные, начиная от номера телефона и заканчивая именем и фамилией, теоретически могут у человека поменяться и ранее данные сведения стать неактуальными, но это все же происходит относительно нечасто.

Поэтому имеет смысл, заводя аккаунт на Госуслугах, сообщать там минимально необходимую информацию, достаточную для получения конкретной услуги. К примеру, если стоит задача записаться на прием к врачу, то сведения о правах на автомобиль будут заведомо избыточными. И т.п.

По мере возрастания активности пользователя на сайте, естественно, количество сообщаемой информации будет возрастать, но каждый раз следует руководствоваться принципом минимальной достаточности.

Что не так с цифровыми госуслугами в России и как это исправить

Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Об эксперте: Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

Государство стремительно переводит услуги для граждан и бизнеса в цифровой формат. В исследовании ООН «Электронное правительство 2020» Россия вошла в группу стран с очень высоким рейтингом электронного участия. Пандемия, самоизоляция и удаленка значительно ускорили внедрение цифровых услуг, и такая динамика сохранится в будущем. Например, в 2022 году функционал портала «Госуслуги» существенно расширится: в него включат еще более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. А к 2023 году все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный формат.

Но не всегда быстро — это хорошо. Техническая возможность оказать услугу в электронном и дистанционном формате вроде бы будет, но не каждый человек сможет получить ее в полной мере — из-за особенностей своего здоровья, возраста, низкой цифровой грамотности, неудобного в использовании сервиса или неразвитой в его районе ИТ-инфраструктуры.

Цифровизация как неоднозначное благо

Важно понимать, что полный отказ от возможности предоставлять услуги в привычных офлайн-форматах грозит дискриминацией некоторых групп населения и ростом цифрового неравенства. В мире уже есть случаи, когда уязвимыми оказываются те, кто, наоборот, нуждается в большем внимании со стороны государства — пожилые, люди с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, малоимущие, мигранты. Для многих из них «сходить ножками» в МФЦ не просто «надежнее» — это единственно возможная форма получения услуги. Для этих людей «цифра» должна не заменять, а скорее дополнять традиционный формат. До обеспечения стопроцентной доступности и инклюзивности госуслуг в цифровом виде у человека должно быть право выбора, в какой форме решить свой вопрос — дистанционно или очно.

Кроме того, понятно, что в эпоху цифровой экономики госсервисы — это лицо государства. Театр начинается с вешалки, а цифровое государство — с предоставления и получения госуслуг в электронном виде. Усилия государственных учреждений должны быть направлены на удобство получения госуслуг и их доступность для всех, независимо от физических, географических, технических и других ограничений. Ведь риски при цифровизации госсервисов очень велики. Ошибка или сбой в системе могут привести к серьезным последствиям для людей — вплоть до трагических.

Работая над исследованием о доступности государственных услуг, мы столкнулись с по-настоящему пугающим случаем: из выписного эпикриза, прикрепленного к электронной медицинской карте, исчезла запись об обнаруженном онкологическом заболевании и метастазах у пациента. Поскольку эта информация не была получена своевременно, человека лечили от другого. Из-за отсутствия данных об опухоли он страдал от болей и в конечном итоге умер в реанимации. Конечно, не факт, что если бы не было технического сбоя, человека спасли бы, но он по крайней мере провел бы свои последние дни дома с обезболиванием или в хосписе в присутствии близких.

Термин «инклюзивность» (доступность для всех категорий людей) в цифровых сервисах обещает стать ключевой темой 2022 года для госслужащих, ответственных за цифровую трансформацию и предоставление массовых социально-значимых услуг. Как и для команд разработки сервисов в бизнесе, которым повышение инклюзивности в госсекторе тоже нужно учитывать. Тренды в этой области всё больше будет задавать государство, и сигналы уже очевидны. Например, к 1 декабря 2021 года президент поручал Минпросвещения и регионам разработать требования к образовательным организациям в части инклюзивного образования. На очереди — другие сферы, министерства и ведомства, у которых инклюзивность стоит в числе приоритетов уже на 2022 год. Накануне Нового года вице-премьер Дмитрий Григоренко открыл первые лаборатории для тестирования госуслуг.

Фото:Алексей Зотов / ТАСС

Что не так с сервисами

Неудобны для пользователя. Самая очевидная проблема касается usability (удобства для пользователя, в том числе навигации и визуального дизайна). Интерфейс многих нынешних цифровых сервисов, что называется, не user-friendly, интуитивно он не понятен. При разработке таких сервисов во главу угла явно ставятся не потребности пользователей, а технические задания, регламенты и привычки заказчиков — чиновников, оказывающих госуслуги. Они далеко не всегда готовы понять, что главный в цифровом сервисе — это пользователь, а не госслужащий. Разработчики же подстраиваются под заказчиков.

Не к кому обратиться за помощью. При получении госуслуг в электронном формате чувствуется недостаток клиентской поддержки и должного сопровождения. Если обратная связь есть, то вы вынуждены иметь дело либо с чат-ботами, либо с автоответчиками, либо с операторами, которые общаются строго по скрипту и не могут от него отклониться. А ответы на письменные вопросы сводятся к ссылке на нормативный акт, в котором конкретные жизненные ситуации пользователей не прописаны. Кроме того, как правило, предлагается только один путь получения услуги и только один вид обратной связи: позвонить, написать сообщение, использовать чат-бот, принести документы лично. В идеале же каждый сервис должен быть омниканальным — иметь несколько равноценных каналов, объединенных в единую систему.

Фото:Shutterstock

Тексты на многих сайтах сложны для восприятия. Они содержат много канцеляризмов и аббревиатур и больше напоминают официальные государственные документы. Часто информация излагается непоследовательно и неструктурированно. Да и эмоциональная окраска сообщений на большинстве сервисов — командно-административная, а вежливых по отношению к пользователям формулировок очень не хватает. Комментарии, пояснения, толкования тоже в дефиците. Как это исправить? Говорить на другом языке. Как человек с человеком. Объяснять терпеливо и при этом коротко — тем языком, который вызывал бы больше взаимного уважения и был бы ориентирован на помощь в удовлетворении потребностей людей.

И последнее, что можно отметить при анализе цифровых сервисов, — то, что они недостаточно адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья — с точки зрения программной составляющей и дизайна. Например, зачастую отсутствует необходимый уровень контрастности в дизайне. Для человека с хорошим зрением эта проблема не критична, а вот для слабовидящего пользователя это серьезное затруднение.

В чем причины недочетов?

  1. Требования законодательства и стандарты в области доступности и удобства электронных сервисов недостаточны и носят рекомендательный характер — поэтому на практике они зачастую не соблюдаются.
  2. Дефицит команд специалистов, умеющих делать простые, понятные и удобные для людей сервисы. Обеспечение доступности — это действительно командная работа, и для нее недостаточно компетенций только разработчика. Важную роль в команде для выполнения этой задачи занимают UX/UI-дизайнеры, которые создают удобные интерфейсы. Для остальной команды — разработчиков, тестировщиков, копирайтеров, продуктологов — понимание базовых принципов доступности и использование их в своей работе также необходимо.
  3. Как обозначалось выше, при создании цифровых сервисов разработчики подстраиваются под заказчиков, а не под клиента.
  4. Отсутствие подразделений и сотрудников, которые сопровождают пользователя и могут разъяснить порядок взаимодействия с сервисом.

Что делать?

Чтобы решить эти проблемы, важно уйти от стереотипа, что делать сервисы доступными — это дорого и долго. Когда критерии доступности используются по умолчанию (и, в идеале, учитывают с самого начала проекта), а у разработчиков есть соответствующий опыт, то время разработки меняется, но не существенно.

Для системного решения проблемы недоступности российских цифровых сервисов нужен их более глубокий и основательный анализ — с указанием типичных ошибок, с рекомендациями руководителям и разработчикам, ответственным за предоставление услуг в электронном виде, с конкретными решениями, как создать доступный и удобный цифровой сервис.

Фото:РБК Тренды

Таким анализом решили заняться и мы (Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС) совместно с компанией Google. Мы подробно изучаем текущее состояние доступности госуслуг на 30 социально значимых сервисах (федерального, регионального и муниципального уровней) для обычного человека, которому нужно получить от государства услуги или информацию в его конкретной жизненной ситуации. В числе изучаемых сайтов — порталы «Госуслуги», «Работа России», бизнес-навигатор МСП, сайты МВД, ФНС, Росреестра, Росстата, Минздрава, ЦИК.

Весной 2022 года по итогам исследования мы выпустим подробное руководство (гайд) по созданию доступного и удобного для пользователя государственного сервиса.

По такому гайду будет удобно проверять соответствие сервисов госорганов требованиям инклюзивности и составлять рейтинги доступности министерств, ведомств, регионов, муниципалитетов. Рейтинги, в свою очередь, могут мотивировать госструктуры на совершенствование своих сервисов.

Регистрация на Госуслугах: нарушение прав граждан или необходимость для специалистов госучреждений?

Согласно статье 24.1 Федерального закона «О персональных данных», гражданин имеет право на защиту своих персональных данных, включая информацию о его регистрации на портале Госуслуг. Если регистрация на портале происходит добровольно, то права гражданина не нарушаются. Однако, если специалисты государственного учреждения вынуждают граждан регистрироваться на портале, то это может рассматриваться как нарушение их прав и нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Для решения данного вопроса, необходимо ознакомиться с законодательством Российской Федерации, которое регулирует порядок прохождения процедуры регистрации на портале Госуслуг.

При наличии фактов нарушения прав гражданина, стоит обратиться к правоохранительным органам, которые проведут соответствующую проверку.

В качестве документов могут понадобиться сведения о порядке регистрации на портале Госуслуг, копии документов, подтверждающих факт нарушения прав гражданина, а также возможно потребуется проконсультироваться с юристом, специализирующимся на данной теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *