Что означает остаточная стоимость автомобиля и как её правильно рассчитать
Вопрос выгодной продажи автомобилей объективно интересует большое количество людей. Причём это касается не только новых, но и подержанных транспортных средств. Учитывая нынешние цены на машины, люди ищут всевозможные решения и выходы из ситуации, позволяющие за достаточно небольшие деньги приобрести хорошую автомашину на выгодных условиях, включая кредитные соглашения с банком, а потом так же выгодно её продать.
В этом деле стоит рассмотреть такое понятие как остаточная стоимость. Этот термин широко применяется в налоговой сфере, бухгалтерии, актуален для предпринимателей и имеет непосредственное отношение к автотранспортным средствам. Также об остаточной стоимости не лишним будет узнать обычным автолюбителям, которые хотят выгодно купить, а затем с наименьшими потерями продать машину на вторичном рынке.
Что это такое
Автолюбители, которые берут машину в кредит или размышляют над таким вариантом, неоднократно сталкивались с понятием остаточной стоимости. Потому их вполне закономерно интересует, что же такое гарантированная банком остаточная стоимость автомобиля.
Вообще остаточную стоимость (ОС) можно описать как процентное выражение долга клиента по отношению к общей стоимости автотранспортное средства. При оформлении кредитов заёмщик обязуется выплатить эту сумму в день последней обязательной ежемесячной выплаты, где дата чётко предусмотрена договором по кредитованию.
Преимущество такого кредита заключается в том, что банк фиксирует эту стоимость и гарантирует её неизменность до конца срока действия договора. Это защищает клиента от падения рыночной цены, поскольку банк гарантирует сохранение ОС на уровне 30-55% после завершения действия кредитного договора. В этой ситуации клиент имеет возможность по ОС продать машину обратно дилеру и взять новый кредит на другой автомобиль. Подобная форма отношений выгодна для всех сторон.
Иметь дело с ОС выгодно тем людям, которые привыкли менять автомобили достаточно часто, они хотят раз в 2-3 года переходить на новые транспортные средства. Банк получает выгодного и постоянного клиента, а автодилеры также могут рассчитывать постоянное наличие покупателя.
Важно лишь понимать, что такая программа достаточно новая для нашей страны, и условия распространяются лишь на ограниченное количество марок и моделей. Постепенно программа, которая носит название Buy-Back, внедряется и распространяется.
Но понятие остаточной стоимости применяется далеко не только в вопросах автокредитования. ОС имеет самое непосредственное отношение к налогообложению, является неотъемлемой частью работы бухгалтера на предприятиях, которые располагают транспортными средствами и прочими активами движимого и недвижимого типа. Специалист в области бухгалтерии без знаний о расчётах остаточной стоимости не сможет правильно начислять амортизацию, составлять балансы и готовить финансовые обоснования для продажи или списания активов.
Остаточную стоимость следует охарактеризовать как формулу определения стоимости актива, которая принимает во внимание различные виды износа. Чтобы определить это значение, требуется знать начальную стоимость актива и размеры накопленной текущей амортизации.
Когда требуется рассчитать остаточную стоимость
ОС рассчитывают, когда необходимо:
- совершить обменные операции с имуществом;
- реализовать сделки по покупке-продаже дорогих активов;
- оценить стоимостное значение вклада, сделанного в уставной капитал, если его выполнили в форме основного средства;
- получить займ под залог имущественного актива;
- реструктуризировать долги предприятия;
- оформить банкротство;
- разрешить имущественные споры;
- рассчитать размер страховых сумм.
В вопросах предпринимательской деятельности понятие ОС намного сложнее, чем для простого автовладельца, который лишь хочет выгодно купить или продать подержанный автомобиль. Здесь не требуется применять сложные формулы для вычисления.
Для простого автомобилиста остаточную стоимость необходимо рассчитать тогда, когда он надумает продавать свою машину. Это понятие даст возможность рассчитать примерную цену, за которую он реально может предложить авто покупателям. Но всё это условно и не рассчитывается по специальным формулам. Куда проще в таком случае изучить ситуацию на рынке, прикинуть ориентировочную стоимость машины, аналогичной реализуемой, и поставить на свою такой же ценник.
Точно по всем правилам и требованиям рассчитывать ОС требуется предпринимателям и предприятиям, имеющим основные активы, среди которых часто присутствуют и автотранспортные средства.
Нюансы расчёта
Многих закономерно интересует, как можно рассчитать необходимую остаточную стоимость автомобиля и каким калькулятором при этом воспользоваться.
Существует несколько вариантов, как посчитать и выполнить все необходимые расчёты, которые в итоге позволяют определить для автомобиля его остаточную стоимость. Кто-то делает это самостоятельно, другие применяют инструменты в виде онлайн калькуляторов. А есть и те, кто вынужден обратиться к специалистам для решения возникшего вопроса.
ОС может рассчитываться самостоятельно. На предприятиях это прямая обязанность бухгалтера. Без определённых исходных данных они никак не определят остаточную стоимость автомобиля, так как формула расчёта предусматривает учёт некоторых параметров. Во многом определяющий фактор – это амортизация автомобиля или иного актива.
Если вас интересует, как правильно определить для автомобиля его остаточную стоимость, то здесь потребуется отыскать разницу между начальной стоимостью и показателями амортизации. Сначала вы узнаёте сумму амортизационных исчислений. Их берут по состоянию на дату определения остаточной стоимости. Потом узнавайте, какая была изначальная цена на актив в виде автомобиля. То есть, за сколько вы его купили.
Проще всего разобраться в этом вопросе на конкретном примере. Предположим, что в мае 2015 года был приобретён автомобиль по цене 1500000 рублей. И транспортное средство находилось в эксплуатации 6 лет, то есть 72 месяцев.
Для начала определим, какая здесь амортизация. Тут требуется стоимость автотранспорта разделить на количество месяцев, в течение которых машина эксплуатировалась. Отсюда получаем 20,8 тысяч рублей в качестве ежемесячной амортизации.
Поскольку ОС рассчитывается на первое число каждого месяца, тогда нужно определить размер амортизации на определённую дату. Допустим, на 01.10.2018 года. От даты покупки к дате расчёта прошло 40 месяцев. Полученную ежемесячную амортизацию умножаем на количество месяцев, то есть 40. Получается приблизительно 832 тысячи рублей.
В результате остаточная стоимость выглядит в виде разницы между суммой покупки автомобиля и её амортизацией. Это позволяет получить результат в 668 тысяч рублей. Примерно по такой стоимости автомобиль можно продать.
Разумеется, цены можно завышать и занижать. Но когда разница составит более 20% в сравнении со средней рыночной на аналогичные модели автотранспортных средств, со стороны налоговой могут возникнуть вопросы. Особенно это касается ситуаций, когда стоимость реально занижается. Это сразу вызывает определённые подозрения в плане возможных финансовых махинаций.
Определение остаточной стоимости после переоценки
Согласно действующим правилам, на предприятиях допускается проведение переоценки своих активов в форме основных средств один раз в год. Это позволяет сбалансировать стоимостные показатели между текущими рыночными ценами и бухгалтерским учётом.
Отсюда возникает закономерный вопрос относительно определения остаточной стоимость после первой и всех последующих возможных переоценок.
Отличительной особенностью такой процедуры является тот факт, что за основу расчёта берут уже не первоначальную стоимость, а так называемую восстановленную. Восстановительной стоимостью называют стоимость объекта, ценность которого была пересчитана по состоянию на конец периода.
В результате для определения ОС нужно от восстановленной стоимости отнять амортизацию. Это и позволит понять, какова будет ОС после проведённой переоценки.
Особенности продажи по цене ниже ОС
Поскольку вы уже знаете, что ОС является начальной стоимостью объекта с вычетом суммы амортизации, можно внимательнее изучить вопрос продажи.
В бухгалтерии эти объекты отображены по балансовой стоимости, в результате чего ОС основного средства является понятием, тождественным балансовой стоимости.
Согласно действующему законодательству, продажа авто или иного основного средства ниже его остаточной стоимости не запрещена. Это способствует сниженному налогу, если машину продадите по заниженной цене. Желая снизить налоговые отчисления, некоторые осознанно идут на подобный шаг. Тут важно учитывать возможные последствия.
Отсюда получается, что вопрос не в том, можно ли продавать автомобиль ниже, чем по остаточной стоимости. Скорее здесь вопрос в том, насколько выгодно продать подобным образом транспортное средство по ценам, отличающимся от средних рыночных при реализации аналогичных авто. Тут важно понимать, что организация реализует объект с ущербом для себя. В результате продавец признаёт урон от осуществлённой продажи, поскольку ОС со всеми сопутствующими тратами оказалась выше, чем вырученная прибыль при реализации.
Реализация ОС является обычным процессом продажи, а потому здесь будет начисляться стандартный НДС в размере 18%. Полученную выручку признают в тот день, когда покупатель получил права собственности. Калькуляция налога на прибыль предусматривает учёт всех дополнительных трат, которые сопутствовали продаже объекта. Это хранение, доставка и прочие затраты.
Об ОС для обычных автомобилистов
Налоговые и бухгалтерские вопросы интересуют далеко не всех. Простые автовладельцы также сталкиваются с явлением остаточной стоимости, хотя не всегда это понимают и осознают.
Тут следует понимать, что основная статья расходов на машину заключается в потере стоимости по мере её старения. Если раньше машины создавались из расчёта на очень длительный срок эксплуатации и считались чуть ли не вечными, то сейчас ситуация совершенно иная. Огромное внимание уделяется вопросу остаточной стоимости.
Согласно выводам специалистов, в первые 3 года потеря стоимости авто от её начальной цены может составить 15-40%. Грубо говоря, если вы купили машину за 600 тысяч рублей, то каждый год она будет терять по 30-80 тысяч рублей. Это примерно столько же, сколько автовладелец должен тратить на топливо при среднем пробеге 10-30 тысяч километров.
Большое влияние на стоимость подержанного авто имеют сами производители и используемая ими ценовая политика. Если компания выводит на рынок объективно переоценённую машину, это обязательно повлечёт за собой скорое падение её стоимости. Если же автокомпания хочет занять большую долю рынка, то она выпускает аномально доступную модель. Если приобрести такую машину, при прочих равных именно владелец этого авто будет нести наименьшие потери.
Также важное значение имеет массовость автомобиля. Традиционно малый спрос на вторичном рынке наблюдается на те ТС, которые мало знакомы потребителям. Человек банально не хочет рисковать и опасается покупки подобного ТС. Объясняет он это тем, что при поломке будет сложно найти запчасти, специалистов по ремонту мало, комплектующие нестандартные и пр.
Одна из ключевых составляющих в вопросе формирования остаточной стоимости на вторичном рынке – это репутация. Формируется репутация на основе субъективных оценок надёжности. Для примера можно взять автомобили компании Toyota. Японский автогигант сумел завоевать огромную популярность и сформировать репутацию очень надёжного автопроизводителя. Это позволяет на вторичном рынке продавать машины этой марки по достаточно высокой цене.
Покупая редкие и очень дорогие автомобили, получить с их помощью большую выгоду при последующей продаже не получится. Такие машины быстро теряют в цене, из-за чего их остаточная стоимость существенно отличается от начальной.
Потому намного выгоднее брать те машины, которые пользуются повышенным спросом, имеют устойчивую положительную репутацию на рынке. Ведь чем выше спрос, тем выше стоимость.
Человек должен задумываться о вопросе получения максимально возможной прибыли при покупке транспортного средства, а не только о выгодном приобретении. Мало кто сейчас покупает автомобили раз и на всю жизнь. Ресурс нынешних машин не позволяет это сделать. Учитывая все рассмотренные выше нюансы, очень важно понимать суть остаточной стоимости и знать, как она формируется и насколько быстро снижается, в зависимости от тех или иных факторов.
Хотя в большей степени понятие остаточной стоимости интересует предпринимателей и используется в бухгалтерском учёте, косвенно с ним связан каждый автовладелец, вне зависимости от его статуса. Все хотят выгодно продать ранее купленную машину. И тут ключевым фактором выступает амортизация, то есть затраты, и конечная остаточная стоимость с вычетом всех потерь.
Выгоден ли автокредит с остаточным платежом
Кредиты с остаточным платежом или с обратным выкупом автомобиля не новинка, но финансовые организации, особенно аффилированные с автопроизводителями, начали активно продвигать его относительно недавно. Девиз таких программ всегда звучит очень бойко: «плати меньше — получай больше». Что это на самом деле — удобный инструмент для потребителя или средство достижения маркетинговых целей и получения дополнительной прибыли?
Согласно данным Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», доля машин, купленных с привлечением заемных средств, вернула утраченные в начале кризиса позиции и в первом квартале 2017 года составила 45%. Этому в немалой мере поспособствовала государственная поддержка, позволившая обеспечить низкие процентные ставки по кредитам. Однако и автопроизводители готовы идти на финансовые уступки и делать спецпредложения, чтобы гарантировать себе достойный уровень продаж.
В условиях, когда почти каждая вторая машина покупается в долг, важно обеспечить клиенту привлекательность кредитных продуктов. Или хотя бы ее видимость, поскольку вникать в детали покупатель старается далеко не всегда — исследование Standard & Poor’s говорит, что финансовая грамотность граждан РФ серьезно уступает среднеевропейской. Вот и пестрят сайты автомобильных марок однотипными выкриками, обещающими новую машину всего за несколько тысяч рублей в месяц. Цифры могут быть разными, но они всегда существенно ниже тех, что дают калькуляторы стандартных кредитных программ. Как такое возможно?
Речь о кредитах с остаточным платежом или с обратным выкупом автомобиля. Финансовые организации делают упор на том, что такой тип займов позволит регулярно менять машину, выбирать модель более высокого класса и возвращать банку в месяц ощутимо меньшую сумму, чем при стандартной схеме.
Классический автокредит можно условно разделить на две части — первоначальный взнос, который заемщик делает из собственных средств, и собственно сам долг, который гасится равными ежемесячными платежами. Например, мы хотим приобрести автомобиль стоимостью 2 110 000 руб. по кредитной программе, предусматривающей 11,9% годовых. Мы сразу же оплатим первоначальный взнос в размере 20%, или 422 000 руб., а затем в течение трех лет будем возвращать 1 688 000 руб. долга и начисленные проценты. Калькулятор говорит, что через три года мы вернем банку 2 016 000 руб., то есть процентов набежит на 328 000 руб. Ежемесячный же платеж составит 56 000 руб.
Структура кредита с остаточным платежом или с обратным выкупом сложнее. Покупатель в течение двух-трех лет гасит только часть займа. В конце же срока кредитования ему надо вернуть единым траншем отложенную долю заемных средств, которая оговаривается на момент заключения кредитного договора и может составлять от 20% до 55% от стоимости автомобиля. За счет этого и получаются заметно меньшие ежемесячные платежи, хотя ставка может быть выше. Например, мы делаем за автомобиль такой же первоначальный взнос 422 000 руб., но решаем оставить «на потом» выплату 40% от стоимости автомобиля. В месяц такой вариант нам будет стоить уже только 37 500 руб., что существенно снизит финансовую нагрузку в ближайшей перспективе, однако в день последнего транша мы должны единовременно вернуть 844 000 руб. Сумма немаленькая, подъемная только для людей со строгой дисциплиной, поэтому банки обычно предлагают три варианта ее погашения.
Самый простой — выплатить остаток из собственных средств. После этого автомобиль переходит в полное владение покупателя и с него снимаются все обременения. Такая схема выгодна, если отложенные на последний транш деньги работали и генерировали доход в течение срока кредитования в большем размере, чем разница в уплаченных процентах между двумя типами займа, классическим и с остаточным платежом.
Если полной суммы на погашение остаточного платежа не набирается, заемщику могут предложить продолжить выплачивать его частями еще в течение двух лет. Однако это менее выгодно, особенно при большой отложенной выплате, чем если бы заемщик изначально соглашался на пятилетний кредит по стандартной схеме. Ведь проценты начислялись на всю сумму кредита, а его тело уменьшалось медленно. В нашем случае мы уже отдали процентов на 505 000 руб. и потеряем на них еще больше за два дополнительных года. Также мы будем вынуждены тратиться на страховку, поскольку предмет залога должен быть защищен от рисков. Кроме того, ставка по кредиту на дополнительный период может быть изменена, естественно, в большую сторону, а пролонгация является правом, а не обязанностью банка — он может ее и не одобрить.
Третий вариант — самый неопределенный. По окончании срока кредитования банк предлагает сдать машину в трейд-ин, а разницу между ценой выкупа и размером остаточного платежа пустить на первоначальный взнос за новый автомобиль, подсаживая на новый заем и откладывая окончательный расчет на все более далекую перспективу. Однако тут много переменных. Во-первых, не всегда банк обязуется принять автомобиль обратно, некоторые программы предлагают самостоятельно договариваться с центрами трейд-ин. За гарантированный же выкуп, как правило, приходится расплачиваться повышенной ставкой на период кредитования — например, плюс 1% к программе с остаточным платежом и плюс 2% — к классической. Во-вторых, трудно определить, какая действительно будет предложена цена через три года. На момент подписания договора фиксируется только максимальная, минимальная или точная сумма выкупа, но она в любом случае будет корректироваться, поскольку зависит от состояния автомобиля и его пробега. И точно не достигнет уровня рыночной — в трейд-ин машины оценивают всегда ниже, чем торгуют частники. Например, рекомендованная остаточная стоимость трехлетнего автомобиля класса D со среднегодовым пробегом 20 000 км составляет 58% от цены нового, хотя если заниматься продажей лично, можно выручить минимум процентов на десять больше. В большинстве случаев, однако, сделать это мы не можем — машина ведь находится в залоге до полного погашения обязательств перед банком.
Может быть и так, что сумма выкупа совпадет с размером остаточного платежа. Тогда выходит что-то вроде лизинговой схемы — в течение трех лет мы будто просто оплачивали аренду машины. Период кредитования закончился, и никто никому ничего не должен. Но деньги на первоначальный взнос нам не вернулись, а автомобиль мы сдали и остались при своих.
Есть и крайние случаи. Отдельные кредитные продукты оговаривают условие, что выкупная стоимость может быть даже ниже остаточного платежа, а это накладывает на покупателя обязательство компенсировать разницу. Стоило ли платить в месяц меньше, чтобы остаться должным?
Получается, что схема выгодна аккуратным заемщикам, которые выбирают популярные и мало теряющие в стоимости автомобили. Или же тем покупателем, которые используют машину для заработка. Остальным на первоначальный взнос за новую и более дорогую модель, как обещает реклама, средств может и не хватить.
Что такое первоначальная, восстановительная и остаточная стоимости
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
В недавнем посте об амортизации я упомянул, первоначальную стоимость — это сумма затрат на приобретение основного средства или нематериального актива. Дальше для экономии места я буду говорить только об основных средствах, но всё сказанное относится и к нематериальным активам.
Если основные средства были куплены, первоначальная стоимость — это стоимость покупки. Если подарены, — рыночная стоимость подарка. Если произведены самостоятельно — себестоимость производства. Если внесены учредителями в уставный капитал — согласованная между учредителями стоимость. Кроме этого в первоначальную стоимость входят все затраты, которые были понесены до момента ввода в эксплуатацию, включая доставку, страхование в пути, растаможку, разгрузку, пуско-наладочные работы. Не входят НДС и акцизы. Почему — читайте здесь.
При принятии к учёту основные средства оцениваются по первоначальной стоимости. Ещё её называют исторической стоимостью. Она дает понимание того, сколько было когда-то уплачено за конкретный объект. Это важно, но не помогает оценить сколько этот объект стоит сейчас. У меня есть планшет, который 9 лет назад стоил 1000$. Сейчас он стоит примерно нисколько. Вот и в бухгалтерии важно не утрачивать связь с реальностью — бухгалтерская отчётность должна полно и достоверно раскрывать информацию об активах компании. Для этого используются другие оценки.
Восстановительная стоимость — стоимость такого же, но нового основного средства на текущий момент. Это не рыночная стоимость, учитывающая состояние объекта, а именно стоимость нового аналога. Восстановительная стоимость показывает сколько придётся потратить, чтобы заменить имеющийся объект основных средств. В современном российском бухучёте восстановительная стоимость возникает в двух случаях.
Действующее ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» разрешает не чаще одного раза в год переоценивать основные средства. Делается это так: первоначальная стоимость заменяется на восстановительную и, исходя из последней, пересчитывается амортизация за весь фактический срок эксплуатации основного средства. Переоценка — право компании, а не обязанность. С её помощью бухгалтерская отчётность более достоверно отражает имущественное положение компании.
В 2022 году нас ждет новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и новые правила переоценки. Как в МСФО, при выборе модели по учёту с переоценкой можно будет пользоваться пропорциональным способом или способом обнуления амортизации. Это уже совсем бухгалтерские тонкости, кому интересно — можете изучить их в моей статье в журнале «Учет. Анализ. Аудит».
Модернизация наряду с реконструкцией и техническим перевооружением — это способы восстановления основных средств, которые улучшают исходные эксплуатационные качества. Поэтому, в отличие от ремонтов, это капиталоемкие способы восстановления — затраты на них увеличивают первоначальную стоимость, а не списываются в расходы. Бухгалтеры называют это капитализацией затрат. Если вы заменили сгнившие окна в цехе — это ремонт. Если надстроили второй этаж — модернизация. Во втором случае восстановительная стоимость увеличится.
Остаточная стоимость — это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленной амортизацией. Остаточная стоимость показывает какая часть первоначальной или восстановительной стоимости ещё не самортизирована. Именно по ней основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Остаточная стоимость
Остаточная стоимость основных средств – это первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом начисленного износа основных средств.
Остаточная стоимость основных средств — это оставшаяся к списанию на затраты стоимость актива на определенную дату.
Остаточная стоимость основных средств дает возможность определить степень изношенности основных средств и планировать обновление и ремонт основных фондов.
Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.
Остаточная стоимость основных средств необходима в следующих случаях:
для осуществления сделок по обмену имущества;
для осуществления сделок купли-продажи имущества;
при выдаче кредита под залог имущества;
при определении стоимости вклада в виде основных средств в уставной капитал;
при определении величины страховой суммы;
при осуществлении реструктуризации задолженности организации;
при разрешении имущественных споров;
при проведении процедур банкротства предприятия.
Остаточная стоимость служит для определения среднегодовой стоимости основных средств за предыдущий и отчетный годы, необходимой для правильного формирования налогооблагаемой базы по налогу на имущество, а также оценки эффективности использования основных средств.
Накопленная амортизация и годовая амортизация основных средств, которая используется при определении остаточной стоимости основных средств, позволяет более детально анализировать состояние основных средств.
Также накопленная амортизация по выбывающим основным средствам позволяет оценить степень износа выбывающих активов.
Таким образом, остаточная стоимость основных средств значительно влияет на анализ состояния и эффективности использования основных средств.