Тема 8. Тарифы на услуги. Риски в ценообразовании и страхование цен.
В России в настоящее время применяются следующие виды тарифов:
Тариф налоговый – это систематизированный перечень налоговых ставок выраженных в твердых суммах или в процентах, по которым облагаются товары или услуги.
Тариф страховой – ставка платежей по страхованию. Устанавливается с единицы страховой суммы за определенный период, реже по другим признакам. Страховой тариф различается по видам страхования, территориальному признаку и многим другим принципам.
Таможенный тариф – систематизированный по группам товаров, перечню пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров. Страховой тариф содержит наименование товаров, единицы обложения пошлиной и ставки пошлин. В Российской Федерации таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через границу России и систематизированным в соответствии с ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРОЙ внешнеэкономической деятельности.
Таможенные ставки устанавливаются:
в процентах к таможенной стоимости товаров – адвалорные ставки.
в установленном размере за единицу облагаемых товаров – специфические ставки.
сочетающие оба вида – комбинированные ставки. Ставки ввозимых таможенных пошлин устанавливаются ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ.
Тариф транспортный – это система ставок платы за услуги транспорта. Применяются транспортные тарифы при перевозках железнодорожным, морским, речным, автомобильным и авиационным транспортом.
Тарифы на услуги – это система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют услуги потребителям. Различают тарифы на услуги предлагаемые населению и тарифы на услуги производственного характера.
Особенность системы тарифов состоит в следующем:
Во-первых, размеры тарифов устанавливаются соответствующим министерством или ведомством и регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ;
Во-вторых обязательными инструментами тарифов являются как величина товарно-материальных ценностей так и оказанных услуг.
8.2 Тарифа на транспортные услуги
Среди всех услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектам, в том числе и населению, значительный удельный вес приходится на долю транспортных услуг. Уровень транспортных расходов различается по регионам страны, областям, краям, федеральным округам. Самый высокий уровень транспортных расходов приходится на долю Дальневосточного федерального округа, он почти в 2,5 раза вышесреднего по стране аналогичного показателя.
Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевозки, которая называется тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.
В отношении большинства транспортных услуг применяются свободные цены.
В настоящее время государством регулируются тарифы по следующим видам транспортных услуг:
1. Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
2. Перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте;
3. Погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы за ход по внутренним водным путям иностранных судов;
4. Услуги ледокольного флота;
5. Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
6. Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, кроме железнодорожного транспорта.
7. Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речном транспорте в местном сообщении и на переправах.
8. Перевозки пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах крайнего севера и приравненных к нему местностям.
9. Услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.
Транспортные тарифы включают в себя:
ТАРИФЫ железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт – является основой транспортной системы страны.
Нормативно-правовым актом для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки» №10-01, который был введен в действие в 1990 году.
В настоящее время к нему(Прейскуранту) применяются соответствующие тарифные коэффициенты.
Тарифы на железнодорожном транспорте рассчитаны за вагон, тонну, вагон-километр, тонно-километр.
Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправления, скорости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, особых условий перевозки и других факторов.
Плата за перевозку грузов определяется по разработанным на основании тарифных схем расчетных таблиц, которые содержат размер платы за перевозку на любое расстояние.
На железнодорожном транспорте применяются тарифы нескольких видов:
Общие, местные, исключительные.
Общие тарифы – основная форма тарифов, по ним оплачивается подавляющая масса грузов.
Местные тарифы – устанавливаются при перевозке грузов местного назначения.
Исключительные тарифы – применяются при перевозке военных грузов в определенных направлениях и на заранее обусловленные расстояния.
По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на : повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мелких отправок.
Железнодорожные тарифы установлены с учетом классности перевозимых грузов.
В первый класс включаются грузы, затраты на транспортировку которых превышают 15% всех расходов (массовые грузы).
Второй класс включает грузы при наличии затрат на транспорт 5-10%.
Третий класс включает дорогостоящие грузы, в которых удельный вес затрат на транспорт составляет не более 5%.
В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые предоставляются железнодорожному клиенту за дополнительную плату, установленную в договоре между железной дорогой и клиентом.
Регулирование тарифов государством включает в себя: решение процессуальных вопросов; определение методов формирования тарифных систем и тарифных ставок; обоснование размеров индексации тарифов; контроль за использованием тарифа.
Пассажирские железнодорожные тарифы представляют собой установленную плату и сборы за перевозку пассажиров и багажа.
Тарифы включают в себя общий тариф, применяемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообщения и пригородный тариф при проезде в пригородных поездах.
В настоящее время перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте убыточны. Государство возмещает данные убытки в виде бюджетных дотаций государственной и муниципальной формы собственности.
Регулирование тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании осуществляется Минэконом и Минфином РФ по представлению Министерства путей сообщения.
Во-вторых, транспортные тарифы включают тарифы на перевозки водным транспортом.
Водный транспорт в отличии от железнодорожного не образует транспортную систему, что обуславливается существенными различиями в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.
Преимущества речного транспорта заключается в его большой пропускной способности на глубоководных реках , относительно низкой себестоимости и небольших капитальных вложениях. Тем не менее небольшая скорость водного судна, большие расстояния перевозок, сезонность работы и другие особенности ограничивают возможности его круглосуточного использования.
Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов.
Система грузовых тарифов речного транспорта определена прейскурантом № 14-01, введенным в действие в 1990 году. Данные тарифы подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родов грузов. В отдельную группу включены тарифы на перевозку песка, гравия и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок – судовых, контейнерных, сборных и мелких.
В отношении тарифов речного транспорта в отличии от железнодорожного не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера.
Прейскурант 14-01 используется грузоперевозчиками для построения системы ставок, а сами ставки индексируются перевозчиками в зависимости от рыночных условий.
Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом подразделяются по видам плавания : НА ТАРИФЫ КАБОТАЖНОГО плавания между морскими портами внутри страны и на тарифы перевозки между отечественными и иностранными портами.
Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: ставка по движенческой операции за одну тонно-милю и ставка по стояночной операции в портах.
Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с различными затратами времени на погрузку и выгрузку судна.
Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам , видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду и др.
В учебнике Салимжанова 2001 года данные классификационные признаки подробно изложены.
При установлении пассажирских тарифов на морском транспорте учитываются: комфортабельность судна и категория места, которое занимает пассажир, а также дополнительные удобства, имеющиеся в каюте.
В-третьих, транспортные тарифы включают тарифы автомобильного транспорта .
Автомобильный транспорт наиболее эффективен в быстрейшей доставке грузов.
Грузовые тарифы на автомобильном транспорте формируются исходя из общих для всех видов транспорта принципов установления тарифов, они должны возмещать себестоимость перевозок и обеспечивать транспорту оптимальную рентабельность. Себестоимость на автотранспорте самая высокая, что обусловлено относительно небольшой грузоподъемностью и различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов и т.п.
Особенно на себестоимость автомобильных перевозок оказывают влияние региональные различия в уровнях заработной платы и цен на топливо (бензин) и дизельной топливо (дизтопливо).
Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно.
Грузовые тарифы подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении.
Сдельные тарифы являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку большинства грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля СДЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ подразделяются на 5 классов.
Первый класс равняется единице.
Второй класс – составляет 0,8 грузоподъемности.
Третий класс – 0,7.
Четвёртый класс – 0,6.
Пятый класс – менее 0,5 грузоподъемности.
Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или можно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки.
Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.
Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт
Ежегодное повышение цен на электроэнергию вызывает у жителей МКД немало вопросов. Чтобы ответить на них, управляющая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, должна знать о группах тарифов и их составляющих, влияющих на рост цен. Поговорим об этом сегодня.
Кто устанавливает тарифы для населения
Количество потреблённой электроэнергии измеряется в киловатт-часах или кВт*ч. Один кВт*ч – это количество энергии, которую потребляет устройство мощностью один киловатт (1000 Вт) за один час. Например, бойлер мощностью в 3500 Вт (3,5 кВт) за час работы расходует 3,5 кВт*ч, а за два часа – 7 кВт*ч.
Стоимость 1 киловатт-часа называется тарифом. Он формируется согласно «Методическим указаниями по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Цена 1 кВт*ч для отдельного потребителя ресурса зависит от тарифной группы, к которой он относится. Согласно п. 1.1 приказа ФСТ РФ от 24.06.2011 № 303-э, собственники жилых помещений в МКД и исполнители коммунальных услуг включены в группу «население и приравненные к нему категории» (тариф для населения).
Потребители этой группы расходуют электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, а не для получения прибыли. По цене киловатт-часа для населения рассчитывается и плата за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества собственников МКД.
Некоторые нежилые помещения тоже относятся к группе «население» – это помещения бытового характера, например, частные гаражи, бани, сараи и погреба. При этом не имеет значения, кто собственник нежилого помещения – физическое или юридическое лицо.
Нежилые помещения, которые используются в коммерческих целях (аптеки, офисы, магазины, салоны и др.), входят в тарифную группу «прочие потребители» (ст. 27 разд. VI Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2). Цены для «прочих потребителей» заметно отличаются от стоимости киловатт-часа для населения.
Тарифы для населения, согласно ст. 2 разд. I Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2, устанавливает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Например, комитет по ценам и тарифам или региональная энергетическая комиссия. При определении стоимости киловатт-часа на будущий календарный год тарифная комиссия не может выйти за пределы диапазона, установленного для каждого региона Федеральной антимонопольной службой РФ.
Какие виды тарифов на электроэнергию существуют
- Сельское и проживающее в домах со стационарными электроплитами.
- Остальное население – городское и проживающее в домах с газовыми плитами.
Согласно п. 2 ПП РФ № 1444, при определении цены за 1 кВт*ч для первой группы потребителей к тарифу второй группы, установленному органом исполнительной власти, применяется понижающий коэффициент 0,7 (- 30%). Например, при цене для городского населения 3,26 руб./кВт*ч стоимость киловатт-часа для сельского населения и проживающих в домах с электроплитами составляет 2,28 руб.
- Единым (одноставочным).
- Дифференцированным по двум зонам суток (двухзонный, день/ночь).
- Дифференцированным по трём зонам суток (пик, полупик, ночь).
Учитывается раздельно потребление в ночные часы (с 23:00 до 07:00), а также в пиковое время (с 07:00 до 09:00, с 17:00 до 20:00) и в «полупик» (с 09:00 до 17:00, с 20:00 до 23:00 часов).
Два последних вида тарификации применяются только при наличии у потребителя многотарифного прибора учёта, установленного в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказом Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 и др.
Из каких частей складывается тариф для населения
Независимо от вида тариф для населения состоит из четырёх частей (ст. 10 разд. III Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2). Структуру диктует процесс поставки ресурса: электроэнергию а) производят, б) покупают и продают, в) доставляют конечному потребителю, г) весь процесс регулируется инфраструктурными организациями.
Поговорим о каждом слагаемом тарифа подробнее:
1. Стоимость производства ресурса.
В тариф включается стоимость киловатт-часа электроэнергии у производителя (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и др.), который её продаёт на оптовом рынке по свободным ценам.
2. Цена услуг по передаче электроэнергии.
От компаний-производителей до конечного потребителя электроэнергию доставляют сетевые организации. Они на праве собственности или на иных законных основаниях владеют объектами электросетевого хозяйства: линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями, распределительными пунктами и прочим (ст. 3 гл. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
3. Сбытовая надбавка (около 5% от общей стоимости 1 кВт*ч).
У производителей электроэнергию покупают сбытовые компании, а затем продают её конечным потребителям по договорам энергоснабжения. Поэтому в тариф включена сбытовая надбавка – средства, которые необходимы сбытовой компании (РСО) для работы: выплаты заработной платы, создания материально-технической базы, содержания офисов обслуживания и т.д..
Размер сбытовой надбавки определяется органом исполнительной власти на основании расчёта экономически обоснованных расходов, предоставленного сбытовыми компаниями (разд. IV Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2).
4. Инфраструктурные платежи (около 1% от общей стоимости 1 кВт*ч).
Это стоимость услуг организаций, ответственных за управление Единой энергетической системой России и регулирующих рынок электроэнергии: АО «Центр финансовых расчётов», АО «Администратор торговой системы» и АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и др..
Составляющие стоимости 1 кВт*ч при цене 2,26 руб./кВт*ч:
Почему тариф на электроэнергию ежегодно растёт
- В тариф включена цена за ресурс у производителей. Удорожание его производства влечёт рост стоимости киловатт-часа для потребителей.
- Изношенность электросетевого хозяйства приводит к росту потерь электроэнергии в сетях и требует значительных вложений для их ремонта со стороны сетевых компаний. Увеличиваются затраты на работы на электросетях – растёт стоимость транспортировки электроэнергии, которая входит в тариф. А если сети не ремонтировать, будут происходить аварийные отключения электроэнергии.
Зная основные тезисы законодательства в сфере тарифообразования и структуру тарифа, исполнитель коммунальных услуг по энергоснабжению может объяснить жителям МКД причины роста цены на электроэнергию и особенности применения того или иного вида тарифа при расчётах.
ТАРИФЫ
Тариф – это цена потребляемого коммунального ресурса, которая выражается в отношении стоимости в рублях к единице потребления, например, стоимость 1 кубометра (1 м3) воды или 1 Гкал (тепловой энергии).
Платеж за жилищно-коммунальную услугу (коммунальный ресурс)– это тариф, умноженный на объем потребления ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, либо по установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ нормативам.
Как формируется тариф на коммунальные услуги?
Существует несколько уровней формирования тарифной политики в стране:
В первом случае за решение вопросов отвечают:
Федеральная антимонопольная служба.
Министерство экономического развития России.
На общегосударственном уровне производятся следующие действия:
Осуществляется максимальный контроль тарифов ЖКХ.
Устанавливаются предельные индексы ЖКХ.
Решаются спорные ситуации в регионах, касающиеся органов местного самоуправления и поставщиков услуг.
На региональном уровне и уровне субъектов РФ, тарифы рассчитываются и формируются государственным регулятором по ценам и тарифам.
В г. Москва — Департамент экономической политики и развития города Москвы
В Московской области — Комитет по ценам и тарифам Московской области
Ресурсоснабжающие организации ежегодно обращаются в указанные регуляторы для обновления (корректировки) тарифов на свои коммунальные ресурсы.
АО «Мосэнергосбыт» получает и корректирует тариф на электроэнергию, ПАО «МОЭК» на тепловую энергию и т. д. Когда управляющая организация обращается к ресурсоснабжающей организации за заключением договора поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, ресурсоснабжаюащая организация указывает в договоре цену на свои ресурс, которая установлена приказом соответствующего государственного регулятора по тарифам и ценам.
Договор управления предусматривает поставку коммунальных услуг без какой-либо наценки сверх установленного тарифа.
Какие тарифы бывают? И какие из них входят в ЕПД?
Каждый гражданин, живущий в квартире потребляет коммунальные ресурсы и оплачивает их потребление. Но что определяет стоимость или цену потребленного ресурса? Раздел 3 единых платежных документов (Далее – ЕПД) содержит информацию о стоимости услуг и работ. Такая колонка в разделе 3 ЕПД называется Тариф/размер платы.
В раздел «тариф/размер платы» входит:
1) Тарифы на коммунальные услуги;
2) Тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.
3) Размер платы за работы и услуги, установленные Договором управления.
Рассмотрим подробнее вышеуказанные подразделы.
1. Тарифы на коммунальные услуги.
Тариф на коммунальные услуги установлен для определения стоимости потребленных коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и др.).
Таким образом, зная тариф можно определить стоимость услуги самостоятельно.
Давайте подсчитаем это на примере потребления холодной воды. Вот такую строчку вы сможете увидеть в ЕПД:
За август 2018г. в квартире было потреблено 6.100 куб.м. (столбец № 3) холодной воды при тарифе 38.06 руб. за 1 куб.м. (столбец 5 ЕПД).
Таким образом, зная тариф мы можем посчитать, как определяется цена за потребленный ресурс: 6.100 куб.м. * 38.06 руб. = 232 руб. 17 коп.
2. Тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.
Тариф на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества установлен для определения стоимости коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и др.), потребленных в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Например:
В декабре 2018г. на долю квартиры № 1 пришлось потребление в объеме 0,674731 куб.м. (столбец 4 ЕПД) холодной воды в целях содержания общего имущества МКД. Тариф на холодную воду установлен в размере 38,06 руб. за 1 куб.м. (столбец 5 ЕПД).
Соответственно:
0,674731 куб.м * 38,06 руб. = 25,68 руб . (размер платы за холодную воду потребленную в целях содержания общего имущества приходящейся на долю квартиры № 1
3 . Размер платы за работы и услуги, установленные Договором управления.
В целях содержания общего имущества собственников помещений, Договором управления установлен перечень работ и услуг. Стоимость на данные работы и услуги может быть сложена одним из двух основных способов:
-Стоимость устанавливается общим собранием собственников помещений;
-Стоимость устанавливается в результате проведения открытого конкурса на право управления многоквартирным домом. В данном случае тариф должен быть ограничен размером, принятым органом местного самоуправления или правительством города.
В п. Внуковское размер платы за «содержание жилого помещения» установлен решением общего собрания собственников. Для многоквартирных домов в которых собственниками не проведено общее собрания по вопросу определения размера платы – размер платы определен по итогам конкурсных процедур и составляет 38,50руб. с кв. м. в мес.
В п. Московский размер платы за «содержание жилого помещения» установлен решением общего собрания собственников. Для многоквартирных домов в которых собственниками не проведено общее собрания по вопросу определения размера платы – размер платы определен по итогам конкурсных процедур и составляет 38,48 руб. с кв. м. в мес.
В Московской области, Одинцовском р-не, р.п. Заречье, ЖК «Резиденция Сколково» т арифы устанавливались решением общего собрания собственников помещений.
Рассчитать содержание и ремонт не составляет труда.
Необходимо площадь помещения 55,8 кв.м. (столбец 3) умножить на тариф 38,48 руб. (столбец 5).
55,8*38,48 = 2070,22 руб.
Каким образом определяется объем потребления коммунального ресурса?
Потребление определяется одним из способов предусмотренных действующим законодательством, а именно:
Потребление услуг по показаниям прибора учета индивидуального или общедомового.
Потребление услуг по нормативу потребления.
По среднему объему потребления за предыдущие периоды.
Потребление жилищных услуг (содержание и ремонт) рассчитывается исходя из площади помещения.
Почему увеличиваются тарифы за коммунальные ресурсы?
В России используются несколько методов регулирования ЖКХ тарифов:
Индексация установленных тарифов.
Установка фиксированных тарифов.
Установка предельных тарифов.
В среднем, тарифы на коммунальные услуги, такие, как: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергия и др.. изменяются на 4,2%.Корректировка тарифов происходит с 1 января и 1 июля года.
Основные причины повышения тарифов на коммунальные услуги это:
экономически обоснованные расходы ресурсоснабжающих организаций;
повышение инфляции в стране.
Каким образом складывается тариф за жилищные услуги (содержание и ремонт)?
Тарифы на жилищные услуги могут быть установлены следующим образом:
— По результатам открытого конкурса проводимого органом местного самоуправления;
— Путем утверждения тарифы на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В любом случае, тариф за жилищные услуги (содержание и ремонт) не может быть больше чем максимальный размер тарифа, утвержденного на территории, в пределах которой расположен многоквартирный дом. Состав работ и услуг, которые входят в тариф за содержание и ремонт помещения раскрывается в Договоре управления.
Как формируются тарифы ЖКХ
По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация
*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru
В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.
Из чего состоит квартплата
В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:
Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.
Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.
Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.
Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.
Структура тарифа на жилищные услуги
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).
К таким услугам относятся:
облагораживание придомовых участков;
уборка во дворах;
содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;
осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.
Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).
Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.
Компоненты тарифа на коммунальные услуги
Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.
Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.
Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.
Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.
Счетчиков нет
При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.
Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).
Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).
Счетчики есть
При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.
V – индивидуальное потребление;
V1 – общедомовое потребление;
S – общая площадь квартиры;
S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;
При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).
Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.
Общедомовые нужды
Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.
С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.
Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.
Как можно снизить тарифы ЖКХ
Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.
Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.