Что относится к предварительному налоговому контролю
Перейти к содержимому

Что относится к предварительному налоговому контролю

  • автор:

Что относится к предварительному налоговому контролю

7.1. Институт предварительного налогового контроля

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Государственный предварительный налоговый контроль: сущность и функции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спирина Лариса Владимировна

Показано место, занимаемое предварительным налоговым контролем в системе государственного налогового контроля. Обоснованы его сущность и функции. Дано авторское определение предварительного налогового контроля .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спирина Лариса Владимировна

The State Preliminary Tax Control: the Essence and Features

The significance of the preliminary tax control in the system of the state tax control is revealed. Its essence and functions are based. The authors definition of the tax control is given.

Текст научной работы на тему «Государственный предварительный налоговый контроль: сущность и функции»

Осуществление налогового контроля в какой-либо форме предполагает использование сочетания различных методов. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут сочетаться различные методы контроля.

Закрепление форм и методов налоговой контрольной деятельности на законодательном уровне имеет важное значение для защиты прав налогоплательщиков и сохранения баланса интересов государства и налогоплательщиков при осуществлении мероприятий налогового контроля. Корректировка главы 14 НК РФ с учетом предлагаемых изменений позволила бы устранить неясности в налоговом законодательстве, усложняющие отношения налогоплательщиков и налоговых органов, порождающие споры, проблемы, создающие почву для нарушений закона.

1. Ильин А.Ю. Формы и методы налогового контроля: дис. . канд. юрид. наук. М., 2007.

2. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. № 3. 2008.

3. Дафт Ричард Л. Менеджмент. СПб., 2002.

4. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Сущность государственного предварительного налогового контроля // Налоговые известия Саратовской губернии. 2009. № 5.

5. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях. М., 1976.

6. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996.

7. Грачёва Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.

8. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов. М., 2007.

9. БурцевВ.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000.

L.V. Spirina The State Preliminary Tax Control: the Essence and Features

The significance of the preliminary tax control in the system of the state tax control is revealed. Its essence and functions are based. The author's definition of the tax control is given.

Key words and word-combinations: public financial control, tax control, preliminary tax control.

Показано мєєто, занимаемое предварительным налоговым контролем в єиєтємє гоeyдapeтвeнного налогового контроля. Oбоeновaны его єуш-ноєть и функции. Дано aвтоpeкоe определение предварительного налогового контроля.

Ключеввые слова и словосочетания: гоeyдapeтвeнный фина^овый контроль, налоговый контроль, предварительный налоговый контроль.

УДК 336.225.673 ББК 65.261

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Сбя зательным условием бесперебойного функционирования как экономики России в целом, так и ее финансовой системы в частности является контроль. На современном этапе развития все возрастающее значение приобретает государственный предварительный налоговый контроль, в связи с чем представляется необходимым исследовать теоретически значимые аспекты

его позиционирования в системе финансового контроля в Российской Федерации.

В зависимости от времени осуществления процедуры выделяются три вида государственного налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Работы отечественных экономистов в основном исследуют проблемы текущего и последующего контроля, предварительному же налоговому контролю уделяется неоправданно мало внимания.

Одни авторы сводят предварительный налоговый контроль лишь к проведению информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками [1; 2]; другие — правомерно, на наш взгляд, — расширяют сферу предварительного налогового контроля, включая в него планирование проведения налоговых проверок, разъяснительную работу налоговых органов, а также профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства [3; 4].

Проанализировав работы ученых, правовые акты, имеющих отношение к вопросам предварительного налогового контроля, полагаем возможным предложить авторское определение понятия «предварительный государственный налоговый контроль»: это совокупность относительно самостоятельных форм налогового контроля, осуществляемых субъектами контроля до совершения налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и направленных на предупреждение (профилактику) налоговых правонарушений и преступлений, а также на планирование контрольных мероприятий применительно к налогоплательщикам.

Сущность предварительного государственного налогового контроля заключается в осуществлении правовым образом регламентированных действий и мероприятий, направленных на предотвращение налоговых правонарушений и преступлений. При взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками возникают особого рода организационно-экономические взаимоотношения.

Структурно для предварительного налогового контроля характерны те же элементы что и для иных видов государственного налогового контроля — объект, субъект и предмет контроля, методы его осуществления.

Субъектами контроля являются государственные органы. По очевидной причине ведущая роль принадлежит налоговым органам с предоставлением им наибольших полномочий при осуществлении всех видов налогового контроля. Они выступают основными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Другие государственные органы обладают рядом специфических полномочий в рассматриваемой сфере: в частности финансовые и таможенные органы, органы внутренних дел обязаны предоставлять в налоговые органы сведения, связанные с учетом и регистрацией налогоплательщиков.

Традиционно налоговые и иные государственные органы ведут работу по повышению экономической грамотности, информированности налогоплательщиков, улучшению их обслуживания. С каждым годом расширяется набор предоставляемых налогоплательщикам услуг. Одновременно упрощается испол-

нение налоговых обязанностей: сокращается количество показателей форм налоговых деклараций и расчетов, упрощаются их формы, обеспечивается прием налоговой отчетности в электронном виде. Такая работа, непосредственно относящаяся к предварительному налоговому контролю, постоянно совершенствуется: меняются типовые структуры инспекций, управлений ФНС России по субъектам РФ, налоговые органы всех уровней в соответствии с функциональным принципом.

Полномочия налоговых органов зафиксированы в ряде правовых актов [5-8], чей анализ позволяет выделить основные функции налоговых органов по осуществлению предварительного налогового контроля.

Немаловажным является то обстоятельство, что в нормативном массиве данный вид налогового контроля отражен лишь косвенно через функциональные обязанности субъектов налоговых отношений.

Важной функцией предварительного налогового контроля является государственная регистрация налогоплательщиков.

В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба.

Повышение эффективности механизма государственной регистрации налогоплательщиков — важная задача, для решения которой необходимо создать, в первую очередь — в крупных городах, центры регистрации, работающие по принципу «единого окна». Пока такие центры функционируют лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Казани, Воронеже, Красноярске, Туле, Брянске, Оренбурге. Распространение их положительного опыта во всех центрах субъектов РФ позволит улучшить предпринимательский климат в стране, сократить административные барьеры для бизнеса.

Ведение учета налогоплательщиков является неотъемлемой фун кцией налоговых органов всех стран, необходимой для повышения эффективности налогового контроля, в том числе и посредством определения налоговых обязательств каждого юридического и физического лица.

Практически все налогоплательщики, помимо учета в налоговых органах, подлежат учету в государственных внебюджетных фондах (Пенсионный фонд России, фонды медицинского страхования), каждый из которых имеет свою систему учета. Такое положение несет определенные неудобства как для самого налогоплательщика (наличие значительного объема документов), так и для государственных органов (невозможность осуществить идентификацию одного и того же лица, имеющего разные учетные данные). В связи с этим было бы целесообразно принять на уровне Российской Федерации закон об учете налогоплательщика только в налоговой службе. Другим ведомствам может быть предоставлено право пользования учетными данными налогоплательщиков и возможности внесения дополнительной информации, имеющей значение для осуществления налогового контроля налоговыми органами. Разумеется, использование информации, находящейся в базе данных, должно быть ограничено

компетенциями соответствующих органов и обеспечено сохранением тайны налогоплательщика.

Еще одна функция налоговых органов по осуществлению предварительного налогового контроля — учет налоговых поступлений по каждому налогу от каждого налогоплательщика, что позволяет контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность поступлений в бюджеты налогов и сборов.

В рамках рассматриваемого вопроса, можно выделить меры предупредительного и профилактического характера, которые предпринимаются налоговыми органами и направлены на недопущение нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации. В них реализуется так называемая предупредительная (превентивная) функция налоговых органов.

Так, ФНС России разработаны и обнародованы критерии налоговых рисков. Налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам сопоставить налоговые риски с применяемым методом ведения бизнеса и подать уточненную декларацию за период высокого налогового риска. Факты подачи уточненной декларации и уплаты дополнительных сумм налоговых платежей учитываются в процессе отбора налоговыми органами налогоплательщиков для проведения выездной проверки [9]. Такой отбор осуществляется налоговыми органами и на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности налогопла-тильщиков с использованием как сведений налоговых органов, полученных в результате налогового контроля (например, камеральных проверок), так и информации внешних источников. Уже в 2008-2009 гг. план выездных налоговых проверок по стране на 90% состоял из организаций, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых отклонялись от утвержденных общедоступных критериев налоговых рисков [10].

Налоговые органы реализуют и иные функции по предварительному контролю: в частности, осуществляют регистрацию контрольно-кассовой техники; выдают специальные марки для маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации; ведут единый государственный реестр лотерей.

Ряд функций налоговых органов связан с информационно-разъяснитель-нойработой и обслуживанием налогоплательщиков. П режде всего налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов. К примеру, налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов с бюджетом и осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Кроме того, они также обязаны бесплатно представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

На практике эти функции налоговых органов исполнить наиболее сложно. Некоторые категории налогоплательщиков не имеют элементарных знаний по налоговой и бухгалтерской отчетности: например, бухгалтеры садоводческих, гаражных кооперативов, зачастую люди случайные, малосведую-щие в вопросах бухгалтерского учета и налогообложения. Вот почему эта категория налогоплательщиков нуждается в постоянной помощи со стороны налоговых органов — в виде проведения для них обучающих семинаров с обменом опытом работы, детального разъяснения требований налогового законодательства и бухгалтерского учета, содействия в заполнении форм налоговой отчетности.

На наш взгляд, в настоящее время налоговые органы Российской Федерации не обладают в полной мере полномочиями, адекватными с полномочиями зарубежных налоговых органов. Так, во Франции, Нидерландах, Швеции для предотвращения негативных налоговых последствий у налогоплательщиков широко используется возможность получения заключений налоговых органов о вероятных результатах финансово-хозяйственных операций. К сожалению, российские налоговики считают нецелесообразным рассматривать гипотетические ситуации, мотивируя это тем, что они обязаны разъяснять лишь налоговое законодательство.

Такая позиция не только отрицательно влияет на репутацию налоговых органов, но несет и более глубокие последствия как для экономики, так и для деятельности налогоплательщика, а именно: сдерживает приток инвестиций в экономику страны, не может гарантировать стабильного и легко прогнозируемого поступления налоговых платежей. Над налогоплательщиком же постоянно висит «дамоклов меч» в виде возможных штрафных санкций и доначисленных сумм в результате контрольной работы налоговых органов.

В связи с этим полагаем целесообразным создать в крупных городах подразделения, объединяющие высококвалифицированных специалистов, где за определенную плату могли бы рассматриваться последствия финансово-хозяйственных сделок.

В ряде стран налогоплательщик заранее извещается о проведении в отношении его налоговой проверки. Следует отметить, что в настоящее время заинтересованные лица информируются о предстоящих проверках.

Так, с 1 июля 2009 г. установлено, что ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения [11]. Однако эти

требования не распространяются на финансовый, налоговый и валютный виды контроля.

К сожалению, до сих пор налоговые органы России не обязаны заблаговременно информировать налогоплательщиков о проведении у них выездной налоговой проверки. Планы выездных проверок и сроки их проведения являются конфиденциальной информацией налоговых органов.

На наш взгляд, было бы целесообразно ввести в Налоговый кодекс положение об информировании налогоплательщиков о предстоящей выездной налоговой проверке как минимум за месяц до ее начала. Такая информированность даст возможность налогоплательщику грамотно подготовиться к предстоящей проверке, проанализировать произведенные финансово-хозяйственные операции. Этот самостоятельный предпроверочный анализ позволит налогоплательщику выявить налоговые риски, уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, избежав тем самым налоговых санкций со стороны проверяющих органов.

Резюмируя, отметим, что набор функций налоговых органов по осуществлению предварительного государственного налогового контроля нуждается в уточнении и, возможно, расширении, что должно способствовать повышению качества работы указанных органов и положительным институциональным изменениям в сфере налогообложения.

1. Гостева М. Налоговое администрирование и налоговый контроль // Финансовая газета. 2007. № 23.

2. Налоговый процесс: учеб. пособие / под. ред. А.Н. Козырина. М., 2007.

3. ОвчинниковГ.В. Система государственного контроля за соблюдением налоговой дисциплины: дис. . канд. экон. наук. М., 2004.

4. Гармаева М.А., Горева А.В., Конюхова Т.В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N° 4-6.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

6. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1991. № 15. Ст. 492.

7. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30 сент. 2004 г. № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

8. Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: приказ Минфина России от 9 авг. 2005 г. № 101н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 38.

9. О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: приказ ФНС от 14 окт. 2008 г. № ММ-3-2/467 // Официальные документы: приложение к газете «Учет. Налоги. Право». 2008. 21 окт.

10. Шевцова Т.В. Федеральная налоговая служба утвердила 12-й критерий самостоятельной оценки рисков. // Российский налоговый курьер. 2008. № 22.

11. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6249.

Предварительный налоговый контроль

НК достаточно подробно регламентирует вопрос об осуществлении такой формы предварительного налогового контроля как налоговый учёт.

НК предусматривает несколько оснований для налогового учёта:

1) налоговому учёту подлежит сам субъект (налогоплательщик или налоговый агент)

По общему правилу, налоговому учёту подлежит налогоплательщик, налоговый агент – речь идёт об определённых органах государственной власти или органах местного самоуправления.

В зависимости от вида субъекта, подлежащего постановке на налоговый учёт, законодатель подразделяет случаи, когда:

1) постановка на налоговый учёт требует активных действий со стороны лица

2) постановка на налоговый учёт не требует активных действий со стороны лица

физическое лицо, если оно не осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, не обязано само осуществлять активные действия; в этом случае налоговый орган сам (на основе имеющейся у него информации из органов регистрации актов гражданского состояния) поставить налогоплательщика на учёт. Теоретически – с момента рождения. Организации обязаны предпринимать для постановки на налоговый учёт активные действия, т.е. подавать заявление.

2) создание организацией территориально обособленного подразделения

Организация подлежит постановке на налоговый учёт по месту нахождения каждого территориально обособленного подразделения.

3) владение недвижимым имуществом

4) владение транспортными средствами

в этих случаях место постановки налогоплательщика на учёт определяется местом регистрации имущества

В практике возникают случаи, когда у организации имеется одновременно несколько оснований для постановки её на налоговый учёт (например: в одном районе организация имеет территориально обособленное подразделение, владеет транспортным средством и недвижимым имуществом) – достаточно постановки организации на налоговый учёт по одному из перечисленных оснований. Не требуется повторная подача заявления.

От этого следует отличать случаи, когда лицо ставится на налоговый учёт по принципиально различным основаниям. Например: согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании». Физическое лицо как индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учёт в том числе и в органах пенсионного страхования. Одновременно это лицо может содержать домашнюю прислугу (т.е. выступать в качестве иного субъекта) => подлежит постановке на учёт и как индивидуальный предприниматель и как физическое лицо–работодатель.

Однако подобные случаи не содержатся в НК.

Проблемы текущего и последующего налогового контроля

Основная форма контроля – налоговая проверка.

Налоговые проверки подразделяются:

1) в зависимости от вида налога

2) на обычные и встречные

НК предусматривает лишь деление налоговых проверок на выездные и камеральные.

Основание такого деления – объём проверяемых документов и место проведения проверки.

Камеральная проверка

При камеральной налоговой проверке проверяются документы, уже находящиеся в распоряжении налогового органа, в месте нахождения налогового органа.

В этом случае не предполагается непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность налогоплательщика.

С процедурной точки зрения камеральная проверка НК мало урегулирована.

НК содержит одно существенное условие – проводимая на основании поданной налоговой декларации проверка должна быть осуществлена в течение 3-х месяцев с момента подачи декларации. Это срок не является пресекательным. Налоговый орган может завершить проверку и по истечении 4-х месяцев – это нарушение не повлечёт признание результатов проверки недействительными, но будет учтено при исчислении сроков для осуществления взыскания с налогоплательщика. По общему правилу, налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщика в течение 6-и месяцев с момента составления акта о налоговом правонарушении (в последнем случае у налогового органа останется только 5 месяцев).

См. Обзор практики ВАС РФ от 17 марта 2003 г.

Выездная налоговая проверка

Проведение выездной налоговой проверки связано с нововведениями в НК

с 1 января 1999 года:

1) выездной налоговой проверке подлежат лишь 3 года, предшествующие году проведения налоговой проверки

Например: если проверка проводится в 2004 году проверить можно деятельность организации за 2003, 2002 и 2001 годы.

Этот срок является пресекательным. Если проверке подвергается деятельность в другие годы, то результаты налоговой проверки будут признаны ничтожными и не могут быть использованы в качестве основания для принятия решения.

2) налоговой проверке может быть подвергнут только налоговый период в целом

Если проверка проводится в 2004 году:

нельзя подвергнуть проверке период 2004 года, если речь идёт о налоге, где период составляет 1 год (например, налог на доходы физических лиц)

если налоговый период составляет 1 месяц или квартал (например, НДС) – проведение проверки возможно.

3) налог исчисляется нарастающим итогом

Т.е. при исчислении налога предыдущие операции постоянно учитываются

4) запрет на проведение повторных выездных проверок в отношении одних и тех же налогов за один и тот же период. Исключение составляют дополнительные контрольные мероприятия (ст.101 НК) – перепроверка, осуществляемая вышестоящими налоговыми органами в качестве ревизии деятельности нижестоящих налоговых органов.

5) ограничивается срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу срок составляет 2 месяца. Срок может быть увеличен на один или несколько месяцев в зависимости от количества филиалов организации (на проверку каждого филиала налоговому органу даётся по одному дополнительному месяцу).

Налоговый орган имеет право проверять территориально обособленные подразделения организации отдельно от выездной налоговой проверки. Налоговый орган обладает правом проверять деятельность филиалов отдельно от проверки всей деятельности налогоплательщика в целом.

В рамках выездной налоговой проверки может быть осуществлён ряд вспомогательных контрольных мероприятий.

Вспомогательные контрольные мероприятия следует отличать от дополнительных контрольных мероприятий (последние имеют место, когда дело возвращается на дополнительное расследование).

Вспомогательные контрольные мероприятия:

1) истребование документов

2) получение объяснений от налогоплательщика

3) допрос свидетеля

5) выемка документов

6) проведение экспертизы.

Некоторые из этих мероприятий могут вполне свободно осуществляться и вне рамок выездной налоговой проверки (например: истребование документов, получение объяснений от налогоплательщика).

Особое контрольное мероприятие – выемка документов

НК предусматривает 2 самостоятельных основания для выемки документов:

1) если налогоплательщик проигнорировал запрос налогового органа о добровольном предоставлении определённых документов (в этом случае выемка документов может быть произведена вне рамок выездной налоговой проверки)

2) когда в ходе осуществления выездной налоговой проверки налоговый орган полагает, что обнаруженные им документы могут быть уничтожены, заменены, сокрыты налогоплательщиком.

НК предусматривает: 1) выемку документов и 2) выемку предметов.

Возникает вопрос: что понимается под предметами?

Задача выемки документов – закрепление доказательств по делу.

Изыматься могут штампы, печати сторонних организаций (если их наличие у данного налогоплательщика связано с нарушением кассовой дисциплины, повлекшим в свою очередь нарушение учёта объектов налогообложения).

НК не предусматривает возможности проведения обыска.

при выемке налоговый орган знает, что ему нужно (конкретный документ) и где примерно этот документ находится

в рамках обыска объект поиска может быть и неконкретизирован

На практике дело обстоит иначе. На то, что у налогоплательщика производился обыск (а не выемка документов), может указывать запись в Протоколе, что объектом являлись бухгалтерские документы.

Проведение фактически обыска (а не просто выемки документов) – это нарушение, которое должно учитываться при оценке законности контрольных мероприятий. Однако это не является безусловным основанием для оспаривания решений и действий налогового органа.

Предусмотрена важная процессуальная гарантия: перед выемкой налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно выдать требуемый документ или предмет.

Особое контрольное мероприятие – осмотр

Гл.14 НК закрепляет два принципиально различных мероприятия:

1) осмотр помещений (осуществляется в рамках выезда либо с согласия налогоплательщика)

2) осмотр ранее полученных от налогоплательщика документов (осуществляется без ограничений).

Как решается вопрос доступа для проверки?

на территорию физического лица,

в его место жительства

НК допускает проникновение:

1) с согласия самого лица либо

2) в случаях, предусмотренных ФЗ

(таких в настоящее время нет)

Налоговый орган обладает правом доступа, однако он не вправе выламывать двери, производить штурм помещения.

Если чинятся препятствия проникновению налогового органа для проведения проверки в производственные помещения:

1) налоговый орган может применить санкции, предусмотренные гл.16 НК либо

2) исчислить причитающуюся сумму налоговых платежей по аналогии с предыдущей деятельностью налогоплательщика (произвести исчисление налога расчетным путём).

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

    ;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *