Рабочий план счетов бюджетного учета на 2023 год
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
- на автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
- для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
- бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
- казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
Также в отдельный тип государственной организации выделен государственный внебюджетный фонд (закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ).
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2023
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из пяти разделов:
- Нефинансовые активы.
- Финансовые активы.
- Обязательства.
- Финансовый результат.
- Санкционирование расходов.
В нефинансовые активы входят:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материалы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- наценка;
- вложения в нефинансовые активы;
- нефинансовые активы в пути;
- нефинансовые активы имущества казны;
- расходы;
- права пользования активами, обесценение активов.
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Узнайте больше об особенностях бюджетного учета основных средств из тематической публикации.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают:
- денежные средства в различных местах хранения;
- финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
- дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
- ассигнований из бюджета;
- лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
- плановых доходов и расходов.
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрены забалансовые счета. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Бухгалтеру бюджетной организации следует учитывать большое количество законодательных нововведений, актуальных в 2023 году. Ознакомьтесь с их перечнями и особенностями практического применения новшеств в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также в таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Единый план счетов: что это и как организовать?
Единый план счетов – это систематическая классификация счетов, которая применяется в бухгалтерии для учёта финансовых операций различных организаций. Он определяет порядок открытия, использования и закрытия счетов, а также определяет их назначение и содержание.
Единый план счетов включает в себя множество групп и подгрупп, рассортированных по предметам хозяйственной деятельности. Он разработан для обеспечения единообразного учета финансовых операций и представления финансовой отчетности в соответствии со стандартами и требованиями бухгалтерского учета.
Как использовать единый план счетов? Все, что вам нужно сделать, это открыть учетные счета в соответствии с единым планом и правильно распределить финансовые операции по соответствующим счетам. Это гарантирует точность и надежность бухгалтерского учета, а также позволяет получить полную и достоверную информацию о финансовом положении и движении средств в организации.
Единый план счетов позволяет более эффективно управлять финансами компании, а также упрощает проведение аудита и составление финансовой отчетности. Он является неотъемлемой частью бухгалтерских систем и признан стандартом в России.
Единый план счетов позволяет представить бухгалтерскую информацию в четком и систематизированном виде. Он является основой для автоматизации бухгалтерского учета и позволяет существенно сократить время и затраты на обработку и анализ финансовой информации. Все это делает единый план счетов необходимым инструментом для успешного ведения бизнеса и принятия важных финансовых решений.
Что такое Единый план счетов?
Единый план счетов является основным инструментом учета и отчетности в компаниях, организациях и индивидуальных предпринимателях. Он позволяет стандартизировать и систематизировать учетную информацию, а также обеспечивает ее сопоставимость и доступность.
Единый план счетов состоит из трех уровней счетов: основных, аналитических и помощников. Основные счета содержат обобщенную информацию об операциях организации, аналитические счета позволяют получить более детальную информацию о каждой операции, а помощники используются для уточнения данных на аналитических счетах.
Единый план счетов разработан и утвержден Министерством финансов Российской Федерации и включен в Положение о бухгалтерском учете «Учетная политика организации». Он является обязательным для применения при ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Уровень счета | Описание |
---|---|
Основные счета | Обобщенная информация об операциях |
Аналитические счета | Детализированная информация о каждой операции |
Помощники | Уточнение данных на аналитических счетах |
Назначение и принципы Единого плана счетов
Назначение Единого плана счетов состоит в следующем:
- Универсальность: ЕПС может применяться в любой организации независимо от ее формы собственности и вида деятельности. Он позволяет систематизировать и классифицировать все финансовые операции, происходящие в организации.
- Единообразие: использование ЕПС позволяет установить общие правила учета для всех организаций, что облегчает сравнение финансовых показателей различных предприятий и оценку их финансового состояния.
- Прозрачность: ЕПС устанавливает четкие правила и порядок учета, что облегчает понимание и анализ финансовых данных организации как внутри, так и вне.
- Обоснованность: ЕПС позволяет на основе принципов систематизации и классификации счетов составить обоснованный бухгалтерский баланс и отчетность.
Единство и системность Единого плана счетов достигается за счет следующих принципов:
- Иерархическая структура: счета в ЕПС имеют определенную иерархию и организованы в виде активов, пассивов, капитала, доходов и расходов.
- Уникальность номеров счетов: каждый счет имеет уникальный номер, что облегчает его идентификацию и классификацию.
- Логическая последовательность: счета расположены в ЕПС по логическим принципам, что облегчает их использование и анализирование.
- Возможность расширения и модификации: ЕПС предусматривает возможность добавления новых счетов или изменения структуры счетов в соответствии с изменениями в законодательстве или потребностями организации.
Основные разделы Единого плана счетов
Единый план счетов (ЕПС) представляет собой специальный документ, который устанавливает единые счета для бухгалтерского учета различных хозяйственных операций.
Основные разделы Единого плана счетов включают:
1. Активы (счета 1-60): в этом разделе отражаются все активы предприятия, включая денежные средства, здания, оборудование, сырье и материалы.
2. Пассивы (счета 60-99): в этом разделе отражаются все пассивы предприятия, включая капитал, заемные средства, долгосрочные обязательства и текущие обязательства.
3. Доходы (счета 90-99): в этом разделе отражаются все доходы предприятия от продажи товаров, услуг и других видов деятельности.
4. Расходы (счета 20-90): в этом разделе отражаются все расходы предприятия, включая затраты на сырье, заработную плату, аренду и другие операционные расходы.
5. Корреспонденция (счета 01-19): в этом разделе отражается связь между счетами и счетами-корреспондентами, что позволяет отслеживать движение средств между счетами.
Основные разделы Единого плана счетов являются ключевыми инструментами для систематизации и классификации финансовых операций предприятия. Их правильное использование позволяет более эффективно вести учет и анализировать финансовое состояние организации.
Преимущества использования Единого плана счетов
1. Удобство и стандартизация:
Единый план счетов обеспечивает единое стандартное обозначение счетов и счетовой структуры для бухгалтерии. Это позволяет сократить количество возможных ошибок и неоднозначностей при обработке финансовой информации.
2. Четкость и наглядность:
Единый план счетов предоставляет структурированную систему счетов, что делает бухгалтерские записи более понятными и легкими для анализа. Он позволяет лучше организовать финансовую информацию и представить ее в удобной форме для принятия решений.
3. Соответствие нормативным требованиям:
Единый план счетов разработан с учетом требований законодательства и нормативных актов. Использование его позволяет быть в соответствии с правилами ведения бухгалтерии и не нарушать законодательство.
4. Упрощение учёта и отчётности:
Единый план счетов облегчает ведение учета и составление отчетности за счет стандартизации и упрощения процессов. Благодаря ему можно быстро и эффективно выполнять задачи по учету и составлению отчетов, сократив затраты на время и ресурсы.
5. Системная интеграция:
Единый план счетов универсален и может быть использован в различных системах учета и программных продуктах. Это позволяет легко интегрировать его в существующие бухгалтерские системы и обеспечивает совместимость с другими организациями.
Как использовать Единый план счетов в бухгалтерии?
Использование ЕПС в бухгалтерии позволяет стандартизировать процесс учета и отчетности, обеспечивая единый подход к классификации данных. Система ЕПС предусматривает иерархическую структуру счетов, разделенных на различные группы и подгруппы. Каждый счет в ЕПС имеет уникальный номер и наименование.
При использовании ЕПС необходимо следовать его структуре и правилам учета. В первую очередь, требуется ознакомиться с самой классификацией в ЕПС и определить, какие счета необходимо использовать для учета операций вашей организации. Затем следует правильно применять счета в учетных документах и отчетах.
Систематический и правильный учет по ЕПС позволяет обеспечить:
- Стандартизацию бухгалтерских записей в организации;
- Удобство и прозрачность предоставления отчетности;
- Легкое сопоставление данных в различных отчетах;
- Удобство анализа и контроля финансового состояния организации.
Использование Единого плана счетов является обязательным для всех организаций, ведущих бухгалтерский учет. Знание и правильное применение ЕПС позволяет упростить процесс учета и отчетности, а также обеспечивает соответствие требованиям законодательства и прозрачность финансовой информации.
Единый план счетов что это
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
Большинство поправок связано с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Часть изменений необходимо применять уже в 2020 г. и учитывать при составлении отчетности за 2020 г. Другие изменения следует использовать при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета с 2021 г.
Изменения в плане счетов, применяемые с 2020 года
Единый план счетов дополнен счетами:
Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда
Расчеты по прочим долговым требованиям
Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам
С детализацией по счетам:
- 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н
Забалансовый счет 33
Ценные бумаги по договорам репо
Порядок учета на этом счете закреплен в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.
Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо
Забалансовый счет 38
Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии
Порядок учета на этом счете закреплен в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н
Забалансовый счет 39
Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии
Порядок учета на этом счете закреплен в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н
Забалансовый счет 45
Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда
Порядок учета на этом счете закреплен в пп. 395, 396 Инструкции № 157н
Переименованы следующие счета:
Амортизация имущества в концессии
Амортизация имущества учреждения в концессии
Медикаменты и перевязочные средства
Лекарственные препараты и медицинские материалы
На счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях (п. 118 Инструкции № 157н)
Детализирован счет 401 40 «Доходы будущих периодов»:
- 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
- 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
Счета 401 41, 401 49 применяются в соответствии с учетной политикой и требованиями по раскрытию взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчетности (п. 301 Инструкции № 157н).
Изменения в Инструкции № 157н, применяемые с 2020 года
Пункты 1, 332 Инструкции № 157н в новой редакции определяют условия для введения дополнительных забалансовых счетов и (или) аналитики к счетам Единого плана счетов. Они должны быть установлены в учетной политике (единой учетной политике при централизации учета) и соответствовать требованиям органа власти, которому сдается отчетность (субъекта консолидированной отчетности).
В соответствии с п. 5 Инструкции № 157н передачу по договору (соглашению) полномочий по ведению бухгалтерского учета (в т. ч. по составлению отчетности) другому учреждению (централизованной бухгалтерии) следует согласовать с субъектом консолидированной отчетности (с ГРБС, в ведении которого находится учреждение).
Перечень журналов операций дополнен двумя журналами (п. 11 Инструкции № 157н):
- журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет;
- журнал операций межотчетного периода.
Это изменение соответствует правкам, внесенным с 27.09.2020 в приложения к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Порядок заполнения журнала операций по исправлению ошибок прошлых лет и журнала операций межотчетного периода определен в разд. 3 приложения 5 к приказу № 52н.
Как и прежде, при завершении текущего финансового года обороты по счетам, которые отражают увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Иными словами, обороты по кодам КОСГУ на следующий год не переносятся, при формировании остатков по счетам в разрядах 24 – 26 ставятся нули. Однако из этого правила теперь сделано исключение для счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, в них не нужно обнулять коды по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 КОСГУ при переходе на следующий год. Очевидно, теперь показатели по дебиторской и кредиторской задолженности в сведениях (ф. 0503169, 0503769) будут формироваться развернуто в разрезе кодов КОСГУ.
Изменения, внесенные в Инструкцию № 157н, уточняют порядок формирования разрядов 5 – 14 номеров счетов бюджетных и автономных учреждений (п. 21.2 Инструкции № 157н). Как и прежде, в разрядах 5 – 14 ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.
Разряды 5 – 14 номера счета должны быть заполнены (т. е. не должны принимать нулевое значение) при отражении объектов, возникающих в деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации:
- национальных проектов (программ);
- комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов).
Как и в федеральном стандарте «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, в Инструкции № 157н термин «организации госсектора» заменен на «организации бюджетной сферы», а «материально ответственное лицо» – на «лицо, ответственное за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению».
В соответствии с п. 6 федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (применяется при ведении учета с 2021 г.), неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности учитываются на балансе в составе нематериальных активов. В связи с этим в Инструкции № 157н признаны утратившими силу положения об учете неисключительных прав на забалансовом счете 01 (отдельные нормы пп. 66, 332, 333 Инструкции № 157н).
В приказе Минфина России от 14.09.2020 № 198н указаны различные сроки вступления в силу измененных пп. 66, 332, 333 Инструкции № 157н. Отдельные нормы вводятся с 2020 г., другие – с 2021 г. Во всех пунктах среди прочего говорится о неисключительных правах пользования результатами интеллектуальной деятельности. На наш взгляд, неисключительные права на объекты интеллектуальной собственности необходимо учитывать на забалансовом счете 01 до конца 2020 г., а с 2021 г. организовать учет на балансовом счете 102 00.
В состав непроизведенных активов включены земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н).
В состав материальных запасов включена биологическая продукция (п. 99 Инструкции № 157н).
В пункте 385 Инструкции № 157н появилась норма, прямо указывающая на возможность учета на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» объектов основных средств. Введение этой нормы упрощает принятие решения о способе учета, например, мобильных телефонов или ноутбуков, выданных сотрудникам при исполнении служебных обязанностей.
Как и прежде, объекты в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета, если иное не предусмотрено учетной политикой. Однако измененный п. 143 Инструкции № 157н прямо указывает на необходимость сверки учетных данных по имуществу казны с реестром государственной (муниципальной) казны.
Дополнен перечень объектов, отражаемых в составе денежных документов на счете 201 35. В него включены перевозочные документы (билеты) для проезда железнодорожным, авиационным транспортом, оформленные на бумажном носителе (п. 169 Инструкции № 157н).
В пункте 118 Инструкции № 157н уточнено, что на переименованном счете 105 01 «Лекарственные препараты и медицинские материалы» учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях. Скорректированная формулировка соответствует п. 11.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).
Также к положениям Порядка № 209н приближены формулировки, используемые в п. 118 Инструкции № 157н при отнесении имущества к горюче-смазочным материалам. К ГСМ относятся все виды топлива, горючего и смазочных материалов, в т. ч. дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол, иные материалы, используемые для функционирования топливных систем.
Изменения коснулись и описания строительных материалов (счет 105 04). По счету 105 04 отражаются строительные материалы, включая строительные материалы для капитальных вложений. Например, приобретенные профлисты для строительства беседки будут учитываться на счете Х 105 Х4 347.
Изменения в Инструкции № 157н закрепляют порядок учета бланков строгой отчетности и имущества для вручения, дарения. Ранее такой порядок необходимо было закреплять в учетной политике, а разрабатывался он на основании рекомендательных писем Минфина России (письма Минфина России от 26.04.2019 № 02-07-07/31230, от 14.03.2019 № 02-06-10/16864, п. 5 раздела 2 методических рекомендаций по применению федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).
На забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» учитываются бланки, выданные ответственным лицам с мест хранения (со склада) для их оформления (использования в деятельности учреждения) или находящихся у ответственных лиц с момента их приобретения (п. 337 Инструкции № 157н).
Материальные ценности, приобретенные и предназначенные для награждения (дарения), учитываются на счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» с момента выдачи их со склада (с момента приобретения в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад) и до момента вручения (п. 345 Инструкции № 157н). При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение подарков, документов, подтверждающих их приобретение и вручение, информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 не отражается. Признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров).
Добавлена информация о формировании первоначальной стоимости финансовых вложений, долговых требований, долговых обязательств, приобретенных (полученных) в результате необменной операции, на счетах 204 00, 207 00, 301 00 (пп. 193, 209, 249 Инструкции № 157н):
Справедливая стоимость на дату приобретения либо стоимость в документах, подтверждающих переход прав на финансовые вложения (передаточных документах)
Стоимость, по которой активы учитывались у предыдущего правообладателя
Если финансовые вложения невозможно оценить по справедливой стоимости и документы, подтверждающие переход прав на них (передаточные документы), не содержат информации об их стоимости
Если информация о справедливой стоимости акций недоступна, первоначальной стоимостью признается их номинальная стоимость
Условная оценка «один объект – один рубль»
Если данные о балансовой стоимости финансовых вложений, кроме акций, предыдущего правообладателя (балансодержателя) недоступны
После получения данных о стоимости на аналогичные либо схожие финансовые вложения, отраженные на дату признания в условной оценке, комиссия по поступлению и выбытию активов пересматривает балансовую (справедливую) стоимость таких активов
Оценка, определенная передающей стороной (собственником (учредителем) – стоимость в документах, подтверждающих переход прав на финансовые вложения (передаточных документах)
Если финансовые вложения получены от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы
Стоимость в документах, подтверждающих переход прав на долговые требования/долговые обязательства
Оценка, определенная передающей стороной (стоимость, отраженная в документах, подтверждающих переход прав на долговые требования/долговые обязательства)
Если долговые требования/долговые обязательства получены от уполномоченного органа власти (иной организации бюджетной сферы)
Финансовые вложения для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы (в т. ч. перешедшие в эту категорию после признания в учете по стоимости фактических вложений, стоимости предыдущего правообладателя, условной оценке) отражаются по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Результат переоценки таких активов отражается в учете и раскрывается в отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 193 Инструкции № 157н).
Принятие к учету и выбытие из учета акций отражается на основании двух документов:
- распоряжения уполномоченного органа, осуществляющего полномочия акционера (иного уполномоченного органа);
- документа, подтверждающего внесение (исключение) уполномоченного органа в реестр (из реестра) акционеров эмитента.
Расчеты по долговым требованиям в иностранной валюте переоцениваются на дату совершения операций и (или) на отчетную дату с учетом стандарта «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н. Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте. Также корректируется финансовый результат текущего года от переоценки активов.
Уточнены требования к аналитическому учету для счетов 101 00, 106 00, 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 501 04.
Аналитический учет расчетов по поступлениям на счете 205 00 «Расчеты по доходам» ведется по видам доходов (поступлений) в разрезе (п. 200 Инструкции № 157н):
- контрагентов (плательщиков доходов, групп плательщиков доходов);
- идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) при наличии);
- правовых оснований возникновения расчетов и видов валют.
Допускается организация аналитического учета по группе плательщиков доходов при условии ведения персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов в управленческом учете. При такой организации учета необходимо формировать персонифицированные регистры учета расчетов с плательщиками, проводить на постоянной основе (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета с данными в бухгалтерском (бюджетном) учете по соответствующим группам плательщиков.
Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам на счете 206 00 ведется в разрезе (п. 205 Инструкции № 157н):
- получателей авансовых выплат (сотрудников, контрагентов);
- идентификационных номеров расчетов по выплатам (учетных номеров денежных обязательств).
При учете расчетов по целевым выплатам (по счетам 206 40, 206 80) указывается дополнительный аналитический признак, идентифицирующий целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей), правовых оснований предоставления авансовых выплат (по необходимости).
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами на счете 208 00 ведется в разрезе (п. 218 Инструкции № 157н):
- подотчетных лиц (сотрудников, контрагентов);
- видов расчетов (расчеты по денежным средствам, расчеты по денежным документам);
- видов валют;
- идентификационных номеров расчетов по выплатам (учетных номеров денежных обязательств).
Аналитический учет расчетов по принятым обязательствам на счете 302 00 ведется в разрезе (п. 257 Инструкции № 157н):
- кредиторов (поставщиков, продавцов), подрядчиков, исполнителей, иного участника договора, в отношении которого принимаются обязательства;
- правовых оснований;
- учетных номеров денежных обязательств.
Аналитический учет расчетов по оплате труда и стипендиям ведется в разрезе:
- контрагентов (сотрудников, получателей выплат);
- групп контрагентов;
- учетных номеров денежных обязательств.
Аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе:
- контрагентов (получателей выплат);
- групп контрагентов;
- учетных номеров денежных обязательств.
Аналитический учет может быть организован по группам контрагентов (группам получателей выплат). При этом должен вестись персонифицированный учет расчетов с получателями выплат (в разрезе контрагентов) в управленческом учете. Также должны формироваться персонифицированные регистры учета расчетов с получателями выплат и проводиться на постоянной основе (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных в бухгалтерском (бюджетном) учете по соответствующим группам контрагентов.
По счетам 302 40, 302 80 применяется дополнительная аналитика в разрезе кодов целей.
Изменения в плане счетов, применяемые с 2021 года
Единый план счетов дополнен счетами:
Нематериальные активы – имущество в концессии
На счете 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:
- программы для ЭВМ;
- базы данных;
- информационные системы (в т. ч. ГИС);
- сайты в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят программы для ЭВМ и (или) базы данных;
- совокупность этих объектов;
- операции, изменяющие эти объекты
Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии
Амортизация прав пользования нематериальными активами
Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны
С детализацией по видам имущества (счета 106 51 – 106 56). Аналогичные поправки внесены в Инструкцию № 157н
Вложения в права пользования нематериальными активами
Нематериальные активы концедента, составляющие казну
Права пользования нематериальными активами
С детализацией по видам нематериальных активов (счета 111 6N, 111 6R, 111 6I, 111 6D). Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н
Обесценение прав пользования нематериальными активами
До внесения изменений на счете 114 60 учитывалось обесценение непроизведенных активов
Обесценение непроизведенных активов
С детализацией по видам непроизведенных активов (счета 114 71 – 114 73). До внесения изменений для учета обесценения непроизведенных активов применялся счет 114 60 (114 61 – 114 63)
Резерв под снижение стоимости материальных запасов
С детализацией по счетам:
- 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
- 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров».
Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н
Вложения в финансовые активы по сделкам валютный своп
Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н
Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
Порядок применения счетов 304 66, 304 76 закреплен в п. 281 Инструкции № 157н
Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
Порядок применения счетов 401 16, 401 17 закреплен в п. 298.1 Инструкции № 157н
Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
Порядок применения счетов 401 26, 401 27 закреплен в п. 298.1 Инструкции № 157н
Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
Финансовые активы от управления остатками средств на ЕКС
В частности, счет 224 21 «Ценные бумаги от управления остатками средств на ЕКС».
Порядок учета на счете 224 00 закреплен в пп. 247.1, 247.2 Инструкции № 157н
Расчеты по доходам от управления остатками средств на ЕКС
- 225 24 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам от управления остатками средств на ЕКС»;
- 225 26 «Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам от управления остатками средств на ЕКС»;
- 225 45 «Расчеты по доходам от штрафных санкций от управления остатками средств на ЕКС»;
- 225 75 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами от управления остатками средств на ЕКС».
Порядок учета на счете 225 00 закреплен в пп. 247.3, 247.4Инструкции № 157н
Расчеты с кредиторами по прочим операциям со средствами ЕКС
- 324 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение, от управления остатками средств на ЕКС»;
- 324 04 «Внутренние расчеты по ЕКС»;
- 324 06 «Расчеты с прочими кредиторами по управлению остатками средств на ЕКС»;
- 324 07 «Расчеты по операциям со средствами ЕКС до выяснения принадлежности».
Порядок учета на данных счетах закреплен в пп. 292.1 – 292.5 Инструкции № 157н
Финансовый результат по управлению остатками средств на ЕКС
- 421 11 «Доходы от управления остатками средств на ЕКС текущего финансового года, подлежащие распределению между бюджетами»;
- 421 12 «Доходы от управления остатками средств на ЕКС текущего финансового года, распределенные между бюджетами»;
- 421 13 «Прочие доходы от операций с активами от управления остатками средств на ЕКС текущего финансового года»;
- 421 30 «Финансовый результат по управлению остатками средств на ЕКС прошлых отчетных периодов».
Порядок учета на этих счетах закреплен в пп. 307.1 – 307.3 Инструкции № 157н
Забалансовый счет 53
Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС
Порядок учета на этом счете закреплен в п. 397 Инструкции № 157н
Счета для учета нематериальных активов детализированы по типу нематериального актива:
Бухгалтерские счета
Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Структура
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
- синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
- субсчета – используются для получения детализированных данных.
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
- активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
- пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
- активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.
Забалансовые счета
Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.
Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.
Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:
- 001 — арендованные основные средства (ОС);
- 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
- 003 — материалы, принятые в переработку;
- 004 — товары, принятые на комиссию;
- 005 — оборудование, принятое для монтажа;
- 006 — бланки строгой отчетности;
- 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
- 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
- 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
- 010 — износ ОС;
- 011 — ОС, сданные в аренду;
- 012 — земельные угодья.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:
- получить базовые сведения о методологических принципах бухучета;
- ознакомиться с краткой характеристикой синтетических и субсчетов;
- разобраться в порядке учета типовых операций.
Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Таблица счетов бухучета
Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.