Как стать удостоверяющим центром выдачи эцп
Перейти к содержимому

Как стать удостоверяющим центром выдачи эцп

  • автор:

Как стать удостоверяющим центром выдачи эцп

Статья 16. Аккредитация удостоверяющего центра

1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется в два этапа в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок три года, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований:

1) минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем два миллиарда рублей, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте (при аккредитации юридического лица, осуществляющего функции удостоверяющего центра и учрежденного Федеральной нотариальной палатой, указанное в настоящем пункте требование подлежит выполнению совместно Федеральной нотариальной палатой и таким удостоверяющим центром). Размер собственных средств (капитала) может составлять не менее чем один миллиард рублей в случае выполнения одного из следующих условий:

а) наличие не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиалов или представительств удостоверяющего центра;

До 04.02.2027 требование пп. «б» п. 1 ст. 16 считается выполненным для удостоверяющего центра, имеющего действующую аккредитацию, если создание и выдача сертификатов осуществлялись до обращения для получения аккредитации начиная с 03.09.2023 (ФЗ от 04.08.2023 N 457-ФЗ).

б) создание и выдача в соответствии с эксплуатационной документацией на средства удостоверяющего центра квалифицированных сертификатов со сроком действия не менее двенадцати лет, но не более срока, определенного требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) наличие лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем 100 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если количество таких мест превышает десять, но не более 200 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 100 миллионов рублей;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наличие права собственности на аппаратные средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и наличие права использования программных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, на законных основаниях;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наличие в штате удостоверяющего центра не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее образование или среднее профессиональное образование с последующим получением дополнительного профессионального образования по вопросам использования электронной подписи;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) соответствие требованиям к деловой репутации руководителя и учредителей (участников) удостоверяющего центра, имеющих право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал удостоверяющего центра, установленным правительственной комиссией, указанной в части 5.1 настоящей статьи;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5) наличие у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

6) в отношении удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления;

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

7) лицо, имеющее право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени удостоверяющего центра без доверенности, не является лицом, имевшим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать без доверенности от имени удостоверяющего центра, аккредитация которого была досрочно прекращена, в течение трех лет до подачи заявления.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

3.1. Для осуществления хранения ключа электронной подписи в соответствии с частью 2.2 статьи 15 настоящего Федерального закона аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих дополнительных требований:

1) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные в случае компрометации и (или) несанкционированного использования ключей электронной подписи, хранение которых осуществляет аккредитованный удостоверяющий центр по поручению их владельцев, за исключением случаев наличия вины владельца квалифицированного сертификата, в сумме не менее 200 миллионов рублей, а также 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, непосредственно связанного с созданием сертификатов ключей проверки электронной подписи, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если количество таких мест превышает десять, но не более 300 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 200 миллионов рублей;

2) наличие в собственности удостоверяющего центра и применение им средств, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые обеспечивают:

а) хранение ключей квалифицированных электронных подписей и автоматическое создание таких подписей с использованием данных ключей по поручению соответствующих владельцев квалифицированных сертификатов;

б) аутентификацию владельцев квалифицированных сертификатов, по поручению которых аккредитованный удостоверяющий центр создает и проверяет квалифицированную электронную подпись;

в) защиту информации, передаваемой по каналу взаимодействия между владельцем квалифицированного сертификата и аккредитованным удостоверяющим центром, осуществляющим создание и проверку квалифицированной электронной подписи по поручению такого владельца;

г) доказательства невозможности отказа владельца квалифицированного сертификата от поручения на создание квалифицированной электронной подписи.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. В случае аккредитации юридического лица, осуществляющего функции удостоверяющего центра и учрежденного Федеральной нотариальной палатой, указанное лицо несет ответственность за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов. Федеральная нотариальная палата несет солидарную ответственность с юридическим лицом, осуществляющим функции удостоверяющего центра и учрежденным Федеральной нотариальной палатой, за счет собственных средств в размере не более одного миллиарда рублей в совокупности за все указанные в настоящей части убытки.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 339-ФЗ)

4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. К заявлению для аккредитации удостоверяющего центра в целях осуществления хранения ключей электронных подписей в соответствии с частью 2.2 статьи 15 настоящего Федерального закона прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3.1 настоящей статьи. При направлении заявления аккредитация удостоверяющего центра может осуществляться как на соответствие только требованиям, установленным частью 3.1 настоящей статьи (при условии наличия действующей аккредитации на соответствие части 3 настоящей статьи), так и на соответствие требованиям частей 3 и 3.1 настоящей статьи одновременно.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 1 — 4, 5 — 7 части 3 и (или) частью 3.1 настоящей статьи, или об отказе в его аккредитации.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае принятия решения о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 1 — 4, 5 — 7 части 3 и (или) частью 3.1 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, направляет соответствующее заключение в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров (далее — правительственная комиссия). Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации. При утверждении состава правительственной комиссии должно быть предусмотрено, что не менее 30 процентов членов правительственной комиссии должны быть представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением Правительства Российской Федерации возложены функции по мониторингу развития цифровой экономики и цифровых технологий и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий. При утверждении порядка деятельности правительственной комиссии к ее компетенции должно быть отнесено в том числе принятие на основе заключений уполномоченного федерального органа решений об аккредитации удостоверяющих центров, у которых руководители и учредители (участники) имеют право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал данных удостоверяющих центров, и соответствуют высоким требованиям к деловой репутации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5.2. Правительственная комиссия рассматривает представленные документы и в течение двадцати рабочих дней принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра (в случае его соответствия пункту 4.1 части 3 настоящей статьи) или отказе в аккредитации.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5.3. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, направляет уведомление удостоверяющему центру о принятом решении и вносит соответствующую информацию в перечень аккредитованных удостоверяющих центров, после чего удостоверяющий центр считается аккредитованным удостоверяющим центром. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее — присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — инфраструктура). После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет в удостоверяющий центр уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

(часть 5.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

6. Основаниями для отказа в аккредитации удостоверяющего центра являются его несоответствие требованиям, установленным частями 3 и (или) 3.1 настоящей статьи, несоответствие иным требованиям настоящего Федерального закона, а также наличие в представленных им документах недостоверной информации. При этом отказ в аккредитации удостоверяющего центра на соответствие требованиям части 3.1 настоящей статьи не приостанавливает действие аккредитации удостоверяющего центра на соответствие требованиям части 3 настоящей статьи.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров статьями 13 — 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований должностное лицо уполномоченного федерального органа обязано выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра, а в случае, если удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с требованиями частей 3 и 3.1 настоящей статьи, его аккредитации прекращаются одновременно.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1 — 8. Утратили силу с 1 июля 2020 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Что такое удостоверяющий центр?

Чтобы получить неквалифицированный и квалифицированный сертификат электронной подписи, необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров. Какие функции выполняют удостоверяющие центры и сколько времени займет получение сертификата?

Что такое удостоверяющий центр?

Удостоверяющий центр (УЦ) – доверенная организация, которая имеет право выпускать сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам. Работа УЦ лежит на пересечении юриспруденции, информационной безопасности и IT-технологий.

В обязанности УЦ входят следующее:

  • удостоверить личность человека, который обратился за сертификатом электронной подписи,
  • изготовить и выдать сертификат, в который включены данные о владельце сертификата и его открытый ключ проверки,
  • управлять жизненным циклом сертификата (выпуск, приостановление, возобновление, окончание срока действия).

Получите электронную подпись под свою задачу. В Контуре есть подписи для отчетности, торгов, ведения бизнеса и личных дел. Работаем с руководителями и сотрудниками. Быстро настраиваем компьютер, решаем технические сложности и консультируем в торгах.

Какие виды подписей выдает УЦ?

  • простая,
  • усиленная неквалифицированная, .

Получать в УЦ необходимо последние две:

  • за квалифицированной подписью нужно обращаться только в аккредитованный Минкомсвязью РФ удостоверяющий центр.
  • за неквалифицированной — в УЦ, который связан с той информационной системой, где планируется применять подпись. Например, выдавать неквалифицированные сертификаты для торгов могут только УЦ, аккредитованные шестью федеральными электронными торговыми площадками. При этом УЦ может и не быть аккредитован в Минкомсвязи.

Требования к УЦ

От корректной работы УЦ зависит доверие ко всем сферам бизнеса, где применяются электронные подписи: электронные торги, информационные системы, отчетности. Поэтому ко всем УЦ накладываются серьезные технические и юридические требования.

Существует ряд показателей, по которым можно оценить удостоверяющий центр. Надежный УЦ:

  • аккредитован Минкомсвязи РФ,
  • является доверенным центром ФНС, ПФР, Росстата,
  • имеет лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации,
  • лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России,
  • аккредитован на всех электронных торговых площадках госзакупок,
  • долго работает
  • имеет представителей в различных регионах России
  • оказывает круглосуточную техподдержку

Сколько времени занимает получение сертификата подписи?

Сроки выпуска сертификата зависят от обеих сторон:

  • от того, насколько быстро клиент подготовит все необходимые документы и оплатит выпуск сертификата,
  • насколько быстро специалисты УЦ обработают заявку, проверят документы и удостоверят его личность.

В среднем получение сертификата занимает 1 рабочий день. В УЦ СКБ Контур есть услуга по срочному выпуску электронной подписи за 1 час после получения нужных документов.

Получите электронную подпись под свою задачу. В Контуре есть подписи для отчетности, торгов, ведения бизнеса и личных дел. Работаем с руководителями и сотрудниками. Быстро настраиваем компьютер, решаем технические сложности и консультируем в торгах.

Удостоверяющий центр – что это и зачем?

Удостоверяющий центр

Выдачей и сопровождением электронных подписей занимаются специальные организации – удостоверяющие центры (УЦ).

Юридические лица и ИП обращаются в УЦ за подписями для отчетности, электронных торгов, продажи маркированных товаров, регистрации касс, таможенного декларирования.

Физлица получают ЭЦП для работы на государственных порталах (например, Госуслугах), регистрации ИП и юридических лиц, подачи налоговых деклараций, заключения договоров, оформления сделок с недвижимостью.

Какие виды подписей выдает удостоверяющий центр

Закон № 63‑ФЗ от 06.04.2011 делит электронные подписи на простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. Простая ЭП – это связка логин‑пароль на сайте или номер телефона и код, которые нужны для подтверждения личности пользователя.

Удостоверяющие центры выдают усиленные виды подписей:

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – самый защищённый вид ЭЦП, создаётся с помощью средств шифрования, сертифицированных ФСБ. КЭП имеет силу личной подписи с печатью и не требует дополнительных соглашений о применении. Документ, подписанный такой ЭП, имеет юридическую силу и признаётся государством. Требования к УЦ, выпускающим КЭП, строже – их отбирает Минкомсвязь.

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) удостоверяет личность владельца и обеспечивает неизменность документа. НЭП заверяют документы с контрагентами и внутри компании, если заключено бумажное соглашение об использовании подписи.

Как выбрать удостоверяющий центр

Главный критерий выбора УЦ для получения квалифицированной подписи – его аккредитация. КЭП можно получить только в удостоверяющем центре, одобренном Минкомсвязью РФ. На сайте министерства можно посмотреть перечень аккредитованных УЦ.

Изучите тарифы удостоверяющих центров в вашем городе – стоимость на одинаковые виды ЭП в разных УЦ отличается.

Обратите внимание на удобство расположения центров выдачи, возможность оформить ЭП удалённо и заказать доставку подписи домой или в офис.

Дополнительным подтверждением надёжности служат размещённые на сайте лицензии и сертификаты, отзывы клиентов о работе компании.

«Тензор» – аккредитованный удостоверяющий центр, который занимает 45% рынка электронных подписей и выпускает ЭП для любого вида деятельности. Есть возможность дистанционного оформления ЭЦП и доставка. Служба технической поддержки работает круглосуточно и без выходных – помогает настраивать рабочие места для использования подписи и отвечает на вопросы по ее применению.

Что, кроме ЭЦП, предлагают удостоверяющие центры

Удостоверяющие центры продают носители для ЭЦП (токены). Они похожи на обычные флешки. Отличие в том, что устройство не только хранит, но и защищает информацию. Основные виды токенов: Рутокен и JaCarta, у каждого несколько моделей.

Также в УЦ можно приобрести лицензии на средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Это специальные программы для шифрования документов с ЭЦП. Самая распространенная – КриптоПро CSP.

Инженеры УЦ могут приехать к вам в офис или на дом и установить на рабочем месте СКЗИ и другое программное обеспечение для работы с ЭП (корневые сертификаты, плагины для работы в браузерах, драйверы носителей). Это гарантирует корректную работу подписи.

Специалисты УЦ «Тензор» не только выдают ЭЦП для участия в торгах, но и консультируют по работе на торговых площадках, помогают зарегистрироваться в Единой информационной системе, пройти аккредитацию на ЭТП, подготовить и подать заявку.

Как открыть удостоверяющий центр по выдаче эцп

Электронный документооборот на территории РФ распространяется все больше и больше. В настоящее время, пожалуй, нет сфер, где бы не использовался электронный способ передачи информации, ведь переслать адресату информацию электронным способом гораздо проще и быстрее, чем отправить по почте. Как правило, неотъемлемой частью электронного документа является электронная подпись, которая подтверждает пересылаемую информацию, а также служит определенной степенью защиты.

Благодаря электронной подписи сегодня организации работают в системах интернет-банк, сдают отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и прочие инстанции, проводят финансовые операции на фондовом рынке, работают с госзаказом на электронных торговых площадках (ЭТП) и т.д., в самом скором времени и наши паспорта будут содержать электронные подписи. Мы остановимся на некоторых областях применения электронной подписи: ЭЦП для торгов по 94-ФЗ и по 223-ФЗ, ЭЦП для электронной отчетности в налоговую и пенсионный фонд, ЭЦП для подачи декларации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР), электронная подпись для работы на разных порталах, а также для работы с корпоративным документооборотом.

При оформлении электронно-цифровой подписи (ЭЦП) клиент получает сертификат ЭЦП. Он выдается на физическое лицо — одного из сотрудников организации, подавшей заявку на получение цифровой подписи. Этот человек должен быть наделен полномочиями, позволяющими ему получить аккредитацию на электронной торговой площадке от имени клиента. Сотрудники организации, имеющие право участвовать в открытых электронных аукционах от имени участника размещения заказа, также должны получить ЭЦП. Однако если доверенное лицо имеет полномочия на все вышеперечисленные действия, организации достаточно будет и одной цифровой подписи. Обычно она выдается руководителю компании или же сотруднику, получившему доверенность на ведение операций.

Удостоверяющий центр (УЦ) — это юридическое лицо, оказывающее услуги по предоставлению пользователям информационной системы открытых и закрытых ключей электронной подписи. При этом Удостоверяющий центр должен обладать материальными и финансовыми возможностями, которые позволяет ему нести ответственность перед пользователями за возможные убытки по причине недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписи.

Деятельность Удостоверяющих центров в соответствии с законодательством РФ требует наличия лицензий, в том числе лицензии ФСБ, и направлена на выдачу сертификатов ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования.

Кроме того, предстоит еще и серьезная работа, связанная с аттестацией в ФСТЭК — Федеральной службе по техническом и экспертному контролю. Она связана с обеспечением соответствия каждого объекта компании требованиям по предотвращению несанкционированного доступа. Проходить такую аккредитацию приходится каждые три года, а подтверждать ее нужно ежегодно. Не говоря уже о контрольных проверках. Проверять компанию будут и по линии ФСБ, на соблюдение правил лицензионной деятельности.

УЦ может стать любой регистрационный центр, который получил все необходимые навыки в выпуске электронной подписи, а также прошел аккредитацию в Федеральных органах. Аккредитация удостоверяющего центра проводится уполномоченным федеральным органом Минкомсвязи России.

Помимо минимальной суммы чистых активов (не менее 1,5 млн рублей) претендующий на аккредитацию УЦ должен также иметь в штате не менее 2 сотрудников, непосредственно осуществляющих создание и выдачу сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Создание УЦ сопровождают:

  • Большие первоначальные и ежемесячные затраты.
  • Необходимость иметь высококвалифицированный персонал.
  • Жесткие требования к помещению и режиму доступа в помещение.
  • Сильный контроль и проверка документаций УЦ.

Для обеспечения эффективного функционирования сложного и критичного с точки зрения безопасности компонента инфраструктуры открытых ключей, как УЦ, необходима разработка большого числа инструкций, нормативных актов и других организационных документов. Задачу разработки этих документов значительно осложняет неполнота существующего законодательства. Кроме того, призванная сократить электронный документооборот технология на первых же этапах внедрения многократно увеличивает его. Вот далеко не полный перечень инструкций и нормативных актов, которые требуется выработать, согласовать и принять в организации:

  • функции компонент (УЦ, каталогов сертификатов, конечных пользователей);
  • сферы ответственности;
  • режимы функционирования каталога сертификатов;
  • процедуры разрешения конфликтных ситуаций;
  • процедуры и порядок аудита;
  • процедуры собственной защиты;
  • регламент проведения операций с сертификатами;
  • процедуры и регламент защиты ключевого материала и параметров генерируемых ключей;
  • регламент приема и обработки запросов на сертификат;
  • порядок контроля физического доступа к оборудованию;
  • процедуры защиты ключей.

Сколько потратим?

Для реализации бизнес-идеи по открытию аккредитованного УЦ необходимы вложения в размере около 2 330 тыс.руб., которые будет складываться из следующих статей затрат:

  • Аренда помещения под офис (70-100 кв.м.) — около 100 тыс.руб. аванс за 2 месяца вперед.
  • Приобретение оборудования (сервера и ПАК) — около 750 тыс.руб.
  • Установка и настройка оборудования (программное обеспечение) — около 250 тыс.руб.
  • Аттестация АРМ и Серверной (включая получение 3-х лицензий ФСБ: предоставление услуг в области шифрование, распространение шифровальных средств и обслуживание шифровальных средств) — около 180 тыс.руб.
  • Обучение сотрудников — около 130 тыс.руб.
  • Обеспечительные взносы / страхование ответственности — около 1 000 тыс.руб.
  • Реклама м продвижение услуг — около 50 тыс.руб.

Необходимая площадь помещения: около 100 кв.м. Все требования к помещению изложены в Приказе ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N152 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну».

Расчетная производительность: 100 клиентов в месяц (около 1200 клиентов в год).

Стоимость ЭЦП существенно зависит от выбранных электронных торговых площадок и заказанных услуг Сервисного Центра. Цены варьируются от 2000 руб. до 9000 руб.

Удостоверяющий центр

Сколько получим?

При стоимости сертификата ЭЦП 5 тыс.руб., выручка УЦ в месяц составит около 500 тыс.руб. Текущие расходы составят примерно 300 тыс.руб. в месяц. Таким образом, чистый доход УЦ составит около 200 тыс.руб. в месяц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *