Как купить учтенный земельный участок
Перейти к содержимому

Как купить учтенный земельный участок

  • автор:

Ранее учтенные земельные участки

Ранее учтенный земельный участок — это надел, поставленный на учет до 01.03.2008 года. Подобный статус недвижимости появился одновременно с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Начиная с этого момента, сведения обо всех объектах недвижимости должны быть включены в единый Госреестр. До этого сведения были разрознены, значились в базах разных ведомств, что становилось причиной множества проблем. В разных источниках одна и та же территория могла иметь разные статусы, предназначение, владельцев.

Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»?

Абсолютно всем земельным наделам в стране присвоен какой-либо статус вне зависимости от разрешенной категории использования. Он может значиться, как:

  • учтенный;
  • ранее учтенный;
  • архивный;
  • временный.

Статус участка «ранее учтенный» означает, что он существовал к 2008 году. Его присвоили всем наделам при создании Кадастра. По мере уточнения и систематизации данных объекты недвижимости переводят в статус «учтенный». Этот процесс длительный и сложный, так как по многим владениям информация отсутствует полностью или частично.

Многие не знают, нужно ли межевать ранее учтенный земельный участок и переводить его в другой статус. Часть собственников полагает, что раз за прошедшие годы потребность в этом не возникла, то и далее это делать не придется. Но не стоит исключать возможность продажи, дарения, передачи по наследству. Провести любую сделку без уточнения данных не получится.

Чем отличается «ранее учтенный участок» от «учтенного»

Единый Госреестр включает сведения абсолютно обо всех объектах недвижимости в стране. Применительно к земельным участкам в Реестре должна содержаться следующая информация:

  1. Адрес размещения.
  2. ФИО собственника.
  3. Документ — основание для получения права собственности.
  4. Дата постановки на учет.
  5. Категория земель, разрешенный вид использования.
  6. Кадастровая стоимость: всего надела и квадратного метра.

Если какого-либо из перечисленных пунктов в выписке из ЕГРН нет, можно понять, что участок значится в статусе «ранее учтенный». У гражданина на руках есть документы, подтверждающие право владения, но в базах данных государства они не значатся.

Необходимо отметить, что в разряд ранее учтенных земельных участков по 218 ФЗ могут попасть наделы:

  • приобретенные у других граждан;
  • взятые в долгосрочную аренду, в том числе с правом выкупа;
  • переданные в пожизненное владение или пользование с правом наследования и т. д.

Основные проблемы у владельцев или арендаторов возникают из-за отсутствия сведений о границах и межевании. В предшествующие годы эту процедуру проводили с большими погрешностями. Отсутствовали поворотные точки и GPS-маячки. Теперь же собственникам для решения проблемы необходимо заново проводить межевание и передавать информацию в Росреестр.

Как узнать статус земельного участка

Для получения нужных данных необязательно занимать очередь в МФЦ или непосредственно Кадастровую палату. Проверить информацию можно на Публичной кадастровой карте. Достаточно указать кадастровый номер объекта недвижимости или его адрес, чтобы получить информацию из перечня ранее учтенных земельных участков. Здесь же можно:

  • запросить выписку из ЕГРН;
  • проверить данные о владельце;
  • заказать отчет о характеристиках участка и т. д.

Необходимые данные будут высланы на указанный в заявке электронный адрес в течение 2-3 дней. Документ, заверенный электронной подписью, принимают к рассмотрению все государственные структуры.

Как изменить статус с «ранее учтенного» на «учтенный»

Чтобы узаконить ранее учтенный земельный участок, необходимо обратиться в регистрационную палату с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие право собственности:

  • свидетельство;
  • договоры купли-продажи, дарения;
  • постановление о приватизации;
  • акты о передаче надела в безвозмездное пользование и т. д.

На что нужно обратить внимание

Ситуация с корректировкой статуса может существенно осложниться, если в отношении участка границы не установлены вообще, либо носят очень приблизительный характер. Если это так, владельцу необходимо обратиться в организацию, оказывающую услуги по межеванию. Обязательное условие — наличие допуска СРО. Без него готовый межевой план не примут к рассмотрению.

Процедура уточнения границ ранее учтенного земельного участка предполагает обязательный выезд кадастровых инженеров на объект. Они проверяют и выносят в натуру границы надела с учетом примыкающих территорий. По окончании полевых работ кадастровые инженеры проводят камеральную обработку полученных данных.

Результат их работы — межевой план и акт совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками. Только после этого информацию можно вносить в Росреестр.

Но и после этого владельцу надела могут отказать в изменении статуса на «учтенный». Наиболее частные причины:

  1. Границы соседних участков пересекаются.
  2. В реестре не значатся данные не только об этом конкретном наделе, но и о соседних. Отсутствует возможность точно установить границы.
  3. Замеры показали, что часть участка по документам принадлежит государству.

Любая из перечисленных ситуаций может быть следствием неверно проведенных замеров или иных неточностей в базах данных разных ведомств. Для исправления кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка владельцу придется обращаться в комитет по управлению имуществом муниципалитета или иную структуру с аналогичными функциями. Если и после этого границы не будут установлены, нужно подавать заявление в суд.

Можно ли продать надел с подобным статусом? Формально да. Но для регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок в Росреестр необходимо предоставить:

  1. Паспорта продавца и покупателя.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Согласие супруга/супруги, подписанное в присутствии нотариуса.
  4. Выписку из ЕГРН, межевой и технические планы участка.

С получением последних документов и возникнут проблемы. Соответственно, проводить межевание и устанавливать границы все равно придется. Не обойтись без него и при снятии с учета ранее учтенного земельного участка, например, при разделении на несколько или объединении с другим.

Заключение

Если участок приобретен, образован, передан в пользование до 2008 года, ему при организации Росреестра автоматически присвоен статус «ранее учтенный». Для его изменения на «учтенный» необходимо предоставить в Кадастровую палату документы, подтверждающие право собственности. Если границы надела не установлены, нужно проводить межевание. Без этого продажа или раздел ранее учтенного земельного участка невозможны.

Учет земельного участка в бухгалтерском учете

Особенности бухгалтерского учета земельных участков

Порядок оформления операций с землей регламентируется положениями гл. 17 ГК РФ, нормами ЗК РФ и НК РФ, а также с 2022 года ФСБУ 6/2020 (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н) и действовавшему до конца в 2021 года ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н).

С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменили в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Купить землю можно только на основании договора купли-продажи, составленного в письменной форме (ст. 550 ГК РФ). Нотариально заверять договор не нужно. В договоре обязательно должна быть вся информация об ограничениях или обременениях земли, а также о местонахождении и цене участка (ст. 554, 555 ГК РФ). Объектом сделки может быть только земля, прошедшая государственный кадастровый учет (ст. 37 ЗК РФ).

Право собственности на землю переходит с момента госрегистрации в Росреестре (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Размер пошлины при госрегистрации операций с землей для юрлиц — 22 000 руб. (подп. 22 п.1 ст. 333.33 НК РФ).

Землю по правилам бухучета следует относить к основным средствам (ОС) (с 2022 года п.5 ФСБУ 6/2020 или до конца 2021 года п. 5 ПБУ 6/01,). Участок принимают к учету при соблюдении следующих условий:

  • фирма будет использовать его в основной деятельности либо предоставлять в аренду;
  • использование будет продолжаться дольше 12 месяцев;
  • перепродажа участка не планируется — в противном случае землю нужно учесть на счете 41 (письмо Минфина РФ от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36);
  • от приобретенной земли ожидается получение дохода.
  • с 2022 года при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 — в общей сумме связанных с земельным участком капитальных вложений. К ним относятся: покупная цена участка, госпошлина за регистрацию прав на него и иные затраты, непосредственно связанные с его приобретением (пп. «а» п. 5, пп. «а», «з» п. 10 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», пп. «а», «б» п. 1 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-28, п. п. 4, 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
  • до конца 2021 года при применении ПБУ 6/01 — в сумме фактических затрат на приобретение участка. К ним относятся покупная цена участка, госпошлина за регистрацию прав на него и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (п. п. 4, 5, 7, 8 ПБУ 6/01 «Основные средства»).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Продажа земли не является объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Покупка земельных участков — дорогостоящая операция, поэтому нередко компании берут для этого заем. Проценты по займу включаются в стоимость земли до тех пор, пока участок не переведут из внеоборотного актива в состав ОС (п. 7 ПБУ 15/2008, утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н).

Также компания может получить землю:

  • Безвозмездно — тогда ее принимают к учету по рыночной цене, подтвержденной независимым оценщиком (письмо Минфина РФ от 28.01.2015 № 03-04-05/3074). При этом если землю подарил учредитель компании, владеющий больше чем половиной доли уставного капитала (УК) компании-получателя, то доход у получателя не возникает. В противном случае безвозмездное получение — внереализационный доход для целей обложения налогом на прибыль (подп. 11 п.1 ст. 251 НК РФ).
  • По договору мены — организация примет участок в соответствии со стоимостью ценностей, переданных другой фирме взамен (ст. 568 ГК РФ).
  • В счет вклада в УК — по оценке, согласованной учредителями.

Землю переводят в состав ОС при ее полной готовности к эксплуатации и сформированной первоначальной стоимости. Компания может принять участок земли к учету на счете 01, не дожидаясь регистрации права собственности, — тогда он отражается на отдельном субсчете счета 01.

Как отразить в бухучете приобретение земельного участка, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Земельные участки не амортизируются ни в БУ, ни в НУ (с 2022 года п. 28 ФСБУ 6/2020, до конца 2021 года п. 2 ст. 256 НК РФ). Иной способ включения трат на покупку земли в расходы компании отсутствует (постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 14231/05).

Учесть расходы на покупку земельного участка можно только при его дальнейшей продаже. Тогда на дату передачи участка покупателю продавец земли отражает в учете доход от сделки, уменьшенный на стоимость приобретения участка и траты на его продажу (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 268 НК РФ).

Как учесть покупку земельного участка при исчислении налога на прибыль, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

В особом порядке для прибыли признаются расходы на приобретение земли из гос- или муниципальной собственности, на которой находятся здания, строения или сооружения, или которая приобретается для строительства ОС, по договорам на приобретение участков, заключенным с 01.01.2007 по 31.12.2011. Такие затраты можно (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ):

  • Равномерно признавать в течение выбранного предприятием срока (не меньше 5 лет).
  • Принимать в уменьшение прибыли в отчетном (налоговом) периоде максимум 30% от налоговой базы по прибыли предшествующего налогового периода до полного признания всей суммы. При этом в бухучете возникает постоянная налоговая разница, которую мы рассмотрим ниже.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Использовать землю можно только в соответствии с видом разрешенного использования, приведенным в Государственном кадастре недвижимости (п. 1 ст. 263 ГК РФ).

Земельный участок является объектом обложения земельным налогом. Подробнее о порядке его уплаты читайте в этой статье.

Документальное оформление операций с земельными участками

Операции с землей можно проводить только при условии составления договора в письменном виде. Стороны составляют 3 экземпляра договора: по 1 для каждого участника сделки и 1 для Росреестра.

Постановка участка на счет 08 осуществляется на дату фактической передачи земли по акту приема-передачи либо дату подписания договора (если договор приравнивается сторонами к акту приема-передачи).

Вести учет земельных участков можно с использованием унифицированных форм ОС-1 и ОС-6 либо по самостоятельно разработанным формам, составленным с использованием обязательных реквизитов (ст. 9 закона «О бухучете» от 22.11.2011 № 402-ФЗ).

Скачать бланк ОС-1 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

При приеме земельного участка от учредителя необходимо провести независимую оценку земли, а также внести изменения в учредительные документы компании.

Если же организация получила землю безвозмездно, то рыночная оценка участка подтверждается независимым оценщиком или данными кадастрового учета (ст. 66 ЗК РФ).

Компания может сдавать земельный участок в аренду. Тогда должен быть заключен договор аренды и оформлен акт приема-передачи имущества контрагенту. Если договор аренды заключается на срок более года, то его необходимо зарегистрировать в территориальном отделении Росреестра (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Более подробно об оформлении в учете арендных операций с землей читайте в статье «Бухгалтерский учет при аренде основных средств (нюансы)».

Бухгалтерский учет операций с земельными участками: проводки

Фактические траты на покупку земли собираются на счете 08 в корреспонденции со счетами 60, 76. Оплата госпошлины и ее включение в стоимость земельного участка осуществляются записями:

  • Дт 68 Кт 51 — оплачена пошлина за регистрацию права собственности на землю;
  • Дт 08 Кт 68 — пошлина включена в первоначальную стоимость земли.

Дальнейший учет земли зависит от целей ее использования. Если на территории компания будет строить здания, но за счет инвесторов, то такой объект нельзя признать ОС — он будет оставаться на счете 08. По окончании строительства бухгалтер сделает запись:

  • Дт 76 Кт 08 — передана земля инвестору в связи с завершением строительных работ.

Если же собственник использует землю в собственных целях и за свои деньги, то включить участок в состав ОС следует проводкой:

  • Дт 01 Кт 08 — земельный участок принят в состав ОС.

При покупке земли у государства под строительство ОС (по договорам 2007-2011 годов) возникает налоговая разница: в НУ траты на землю признаются расходом, а в БУ — нет. Бухгалтеру следует ежемесячно отражать в БУ постоянный налоговый актив до полного списания расходов в налоговом учете:

  • Дт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 99 субсчет «ПНА» на сумму Z / n / 12 мес. × 20%,

Z — первоначальная стоимость участка;

n — число лет списания расхода на покупку земли.

Продажа земли оформляется записями:

  • Дт 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кт 01 — списана стоимость земли;
  • Дт 62 Кт 91 — отражена выручка от продажи;
  • Дт 91 Кт 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» — отражена в составе прочих расходов первоначальная стоимость проданного участка.

Напоминаем, что реализация земли НДС не облагается.

При поступлении земли в уставный капитал компании бухгалтер сделает проводки:

  • Дт 75 Кт 80 — отражена задолженность учредителя по вкладу в УК;
  • Дт 08 Кт 75 — получен земельный участок в счет вклада учредителя в УК;
  • Дт 01 Кт 08 — земля принята к учету как объект ОС.

Передача земли в качестве вклада в УК другого юрлица отражается записями:

  • Дт 58 Кт 76 субсчет «Расчеты по вкладам в УК» — отражена задолженность по вкладам в УК;
  • Дт 76 субсчет «Расчеты по вкладам в УК» Кт 01 — внесен участок в качестве вклада в УК.

Если первоначальная стоимость переданной земли отличается от оценки, согласованной учредителями, разницу следует отнести на соответствующий субсчет счета 91 в корреспонденции со счетом 76 (субсчет «Расчеты по вкладам в УК»).

Получение земельного участка безвозмездно бухгалтер отражает записями:

  • Дт 08 Кт 83 — получена земля от учредителя, доля которого в УК более 50%, при этом доход у компании отсутствует;
  • Дт 08 Кт 98 — получен участок безвозмездно от иных лиц;
  • Дт 08 Кт 01 — земельный участок введен в эксплуатацию;
  • Дт 98 Кт 91 — признан доход от безвозмездного получения земельного участка.

Если же ваша компания передает земельный участок безвозмездно, то бухгалтерская проводка такая:

  • Дт 91 Кт 01 — отражена стоимость земли, переданной в дар другой компании.

Доходов и расходов в налоговом учете при безвозмездной передаче земли не возникает (ст. 249, 250, п. 16 ст. 270 НК РФ). Но тогда в бухучете образуется постоянное налоговое обязательство, которое учитывают одновременно со списанием стоимости земли и расходов на ее передачу (п. 7 ПБУ 18/02):

  • Дт 99 субсчет «ПНО» Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — отражено ПНО из-за разницы в учете при передаче имущества безвозмездно.

При заключении договора мены проводки у компании, передающей землю и принимающей в ответ иное имущество, следующие:

  • Дт 08, 10, 41 Кт 60 — поступили ценности по договору мены;
  • Дт 62 Кт 91— отражен доход от передачи земли по договору мены;
  • Дт 91 Кт 01 — списана стоимость переданного земельного участка;
  • Дт 60 Кт 62 — полностью погашены обязательства сторон при выполнении условий договора мены.

Финрезультат от операций мены в учете участников сделки равен нулю.

В исключительных случаях земельных участок может быть изъят (ст. 49 ЗК РФ). Госорганы обязаны уведомить об этом собственника земельного участка. Собственник или пользователь земли вправе претендовать на возмещение в размере рыночной стоимости земельного участка, недвижимости, которая на нем находится, а также убытков и упущенной выгоды от изъятия (ст. 56.8, 56.9 ЗК РФ). На дату прекращения права собственности за землю делаются проводки:

  • Дт 91 Кт 01 — выбытие земельного участка;
  • Дт 76 Кт 91 — в состав прочих доходов включена сумма возмещения за изъятие.

Итоги

Особенности бухучета земельных участков таковы:

  • земля является объектом ОС;
  • договор купли-продажи составляется только в письменном виде с учетом требований ГК РФ;
  • право собственности на землю подлежит обязательной регистрации;
  • реализация земли не облагается НДС;
  • землю нельзя амортизировать;
  • траты на покупку земли можно списать только при ее продаже;
  • в особом порядке учитываются участки, приобретенные в 2007-2011 годах у государства под строительство ОС.

Подробнее о том, какую отчетность следует сдавать собственнику земли, читайте в статье «Отчетность по земельному налогу».

Как купить учтенный земельный участок

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 69

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

5.1. После 1 марта 2026 года внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. В указанном случае с учетом положений части 11 статьи 22, пунктов 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

5.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уточнения границ земельного участка.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)

5.3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи, и межевого плана, в котором указывается в том числе номер учетной записи о лесном участке в государственном лесном реестре.

(часть 5.3 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе в случае, если ранее по такому запросу было направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или по такому заявлению отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости;

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)

7) для внесения сведений о ранее учтенном лесном участке не представлен межевой план, либо форма и (или) содержание представленного межевого плана не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо границы ранее учтенного лесного участка пересекают границы земельного участка или другого лесного участка (за исключением случаев пересечения границ лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей), лесничества, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

(п. 7 введен Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)

9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных округов, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость

Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость

Источник: Unsplash

Росреестр продолжает устранять пробелы в сведениях о ранее учтенных объектах недвижимости. В сборе данных ведомству помогают местные администрации, однако окончательно узаконить земельный участок или дом может только владелец недвижимости. Эксперты спроси.дом.рф разъясняют, как хозяевам ранее учтенной недвижимости зарегистрировать свое право собственности на объект и кто может бесплатно воспользоваться данной услугой.

Необходимость ведения учета недвижимости и прав на нее появилась с приходом в страну частной собственности, а следом — приватизации земель и объектов, ранее принадлежащих государству, колхозам и кооперативам. Для этого в России в 1998 году было принято решение о создании Единого государственного реестра прав ? Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на имущество и сделок с ним.

Проблема ранее учтенных объектов

Принятый закон предписывал осуществлять сбор и учет сведений о недвижимости двум ведомствам — Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако, когда граждане пытались зарегистрировать право собственности на свои объекты, могла возникнуть ситуация с несовпадением данных этих двух ведомств, а идентификация и привязка недвижимости к местности не соответствовали друг другу.

Тогда в 2008 году начался процесс объединения сведений из двух учетных систем в один общий кадастр, что привело к созданию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ? Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» . С того времени все сделки с недвижимостью, а также любые действия, которые приводят к изменениям ее основных характеристик, регистрируются Росреестром и вносятся в единую базу данных.

Так появилось понятие ранее учтенной недвижимости. К ней относятся объекты, поставленные на государственный кадастровый или технический учет до 1 марта 2008 года, но в дальнейшем не зарегистрированные в Росреестре по новому регламенту. Также объекты получали статус ранее учтенных, если они не были поставлены на учет, но при этом в реестре имелись сведения о зарегистрированном праве с условным номером ? ч.4, ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .

Ранее учтенный объект недвижимости

Сегодня наличие ранее учтенных объектов в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) приводит к тому, что с такой недвижимостью нельзя производить никаких действий. В подобной ситуации Росреестре не знают, кому принадлежит право собственности на тот или иной дом либо земельный участок, а их фактические владельцы не могут полноправно распоряжаться своим имуществом, например, продать или подарить другим людям.

Выявление ранее учтенных объектов недвижимости

С целью решения проблемы ранее учтенных объектов в 2021 году был принят закон ? Федеральный закон от 30.12.2020 №518-ФЗ , который расширил полномочия органов местного самоуправления и теперь муниципалитеты могут выявлять владельцев такой недвижимости.

Для этого муниципалитеты регулярно публикуют списки ранее учтенных объектов на своих сайтах. Как правило, в таких списках указываются кадастровый номер недвижимости и ее адрес, чтобы владелец мог распознать свое имущество и начать процедуру регистрации права собственности.

Также поиск информации о собственниках ранее учтенных объектов ведется сотрудниками администраций в архивных документах. Имеющиеся данные муниципалитеты направляют в Росреестр, который в свою очередь вносит сведения о выявленном правообладателе в ЕГРН.

Важно понимать, что внесение таких сведений не означает регистрацию права собственности на объект. Росреестр всего лишь будет иметь сведения о том, кому принадлежит недвижимость. Зарегистрировать право собственности на имущество может только сам владелец участка или дома.

Как зарегистрировать ранее учтенный объект

Порядок процедуры регистрации права собственности на ранее учтенную недвижимость будет зависеть от того, имеются ли у Росреестра какие-либо сведения об объекте. Узнать это можно в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости либо в выписке об основных ее характеристиках и зарегистрированных правах.

Заказать выписку можно одним из следующих способов:

В бумажном виде при личном визите в один из офисов Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ);

В электронном виде на портале «Госуслуги» или через сайт Росреестра (при наличии электронной подписи).

Если в выписке из ЕГРН есть сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, например, они были предоставлены в Росреестр местной администрацией, но нет сведений о зарегистрированном праве собственности — владельцу недвижимости нужно только зарегистрировать объект. Для этого через МФЦ необходимо подать заявление о государственной регистрации прав на недвижимость. При подаче заявления регистратору нужно будет предъявить паспорт и документ, подтверждающий право собственности на недвижимость (например, старое свидетельство о праве собственности).

В случае же, если в выписке из ЕГРН нет ни данных о праве собственности, ни сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, то в МФЦ нужно подать два заявления ? ч.3, ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» . Первое заявление — о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости, и второе — о государственной регистрации прав на недвижимость.

При этом за регистрацию объектов, право собственности на которые возникло до 31 января 1998 года, не взимается госпошлина., и внесение данных в ЕГРН для владельца дома или участка происходит бесплатно.

По завершению всех процедур регистрации Росреестр направит собственнику новую выписку из ЕГРН, в которой будут отражены обновленные данные. Так владелец недвижимости становится ее полноправным собственником и может распоряжаться по своему усмотрению: продавать, дарить, передавать по наследству и совершать другие сделки со своим имуществом.

Ранее руководство Росреестра сообщало, что до конца 2022 года у россиян появится возможность зарегистрировать право собственности на недвижимость дистанционно, через портал «Госуслуги».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *