На кого направлен коммерческий подкуп
УК РФ Статья 204. Коммерческий подкуп
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 204 УК РФ
1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие);
г) совершены в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Коррупционные правонарушения: вопросы квалификации коммерческого подкупа
Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.
Коммерческий подкуп является социально опасным в силу целого ряда причин;
· он дискредитирует государство, которое не способно обеспечить естественный ход товарно-денежных отношений;
· он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе;
· приносит убытки коммерческим организациям (за счет получения дающими подкуп особых преимуществ, которые они не получили бы при обычных рыночных отношениях, что в итоге и приводит к убыткам);
· подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях;
· приводит к удорожанию товаров и услуг (поскольку убытки хозяйствующими субъектами компенсируются затем за счет стоимости товаров и услуг).
По сути, коммерческий подкуп – это та же взятка, только в частной организации. Ну а поскольку государственная власть при этом напрямую не дискредитируется, ответственность при коммерческом подкупе (хотя и является суровой) но все же мягче, чем ответственность за взяточничество.
В отличие от взяточничества основные составы преступлений коммерческого подкупа сосредоточены в одной статье 204 Уголовного кодекса РФ, а не предусматриваются несколькими статьями УК (в 2016 году в уголовный кодекс введены еще две статьи: о посредничестве при коммерческом подкупе и о мелком коммерческом подкупе – статьи 204.1 и 204.2 УК РФ). И это также свидетельствует о более либеральном отношении законодателя к ответственности за коммерческий подкуп. На личный взгляд автора публикации есть и еще одно существенное отличие – он встречается реже в судебной практике. И не потому, что в коммерческих организациях служивых людей подкупают реже, отнюдь нет. Просто там выше латентность коррупционных правонарушений. Руководство коммерческих организаций, установив коррупциогенность со стороны своих сотрудников, например, из сведений собственных служб безопасности, зачастую предпочитает «не выносить сор из избы», а просто избавиться от нерадивых. В результате подобной безнаказанности привыкшие к подношениям устраиваются в другие частные предприятия или в государственные органы и организации, где порочный круг коррупции замыкает новые витки.
Разные составы преступлений в одной статье
Анализ уголовно-правовой нормы коммерческого подкупа свидетельствует, что ст. 204 УК РФ объединяет два состава преступления:
1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
В качестве квалифицирующих признаков данного преступления частями 2 — 4 ст. 204 УК РФ предусмотрено совершение подкупа в значительном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; за заведомо незаконные действия (бездействие); в крупном размере; в особо крупном размере.
2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
В качестве квалифицирующих признаков в частях 6 – 8 ст. 204 УК РФ предусмотрены: совершение деяний в значительном размере; совершение данных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; либо если деяния сопряжены с вымогательством предмета подкупа; либо за незаконные действия (бездействие); совершены в крупном размере; совершены в особо крупном размере.
Так, по ст. 204 УК РФ за так называемый «откат» были привлечены к уголовной ответственности как должностное лицо одного из коммерческих банков, так и коммерсант. Являясь руководителем дополнительного офиса банка, сотрудница банка договорилась с предпринимателем о предоставлении ему крупного кредита за определенный процент в ее пользу. «Плату» за услугу она получила после того, как коммерсант обналичил часть полученного кредита. При передаче предмета коммерческого подкупа в личном автомобиле банковской служащей оба были задержаны оперативными сотрудниками правоохранительных органов, к которым в свою очередь обратились служащие управления собственной безопасности банка, давно подозревавшие, что убытки этого дополнительного офиса по выдаче некачественных кредитов имеют коррупционную подоплеку.
Заметим, что в данном случае предмет коммерческого подкупа (деньги) передавался из средств, полученных предпринимателем в виде банковского кредита. Но даже если бы он передавал банковской служащей свои собственные средства (например, до получения кредита), для квалификации это не имело бы никакого значения, поскольку подкуп есть подкуп, неважно, из какого конкретного источника он осуществляется.
Отличие коммерческого подкупа от других преступлений
Объектом коммерческого подкупа выступают общественные отношения, определяющие и регулирующие интересы службы в коммерческой или иной организации.
По этому критерию (нарушение «интересов службы» в коммерческих организациях) коммерческий подкуп принято отличать от коррупционных преступлений на государственной службе, в органах государственной власти и иных государственных органах и организациях. При этом необходимо отметить, что законодатель меняет свои подходы по отнесению тех или иных действий или бездействий ко взяточничеству или коммерческому подкупу. Так, с 2015 года ко взяточничеству (а не к коммерческому подкупу) стали относить и получение «мзды» в государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Замечу, что в этих организациях, где контрольный пакет акций является государственным или муниципальным, служащие не относятся к числу государственных или муниципальных служащих, их статус является более неопределенным, не так строго регламентирован федеральными законами, однако все они в случаях проявления коррупционности несут ответственность, скажем, за получение взяток, а не за коммерческий подкуп.
Так, в практике автора публикации была защита одного из должностных лиц из акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом. Это лицо вполне искренне и неоднократно возмущалось тем, что его привлекали за систематические взятки, а не за поборы. — «Нам не была запрещена «подработка», иные виды деятельности, мы – не госслужащие, а работники акционерного общества». К несчастью для этого должностного лица законодатель в 2015 — 2016 годах приравнял его «поборы», совершенные вопреки интересам службы и с использованием служебного положения в таком акционерном обществе, к мелким взяткам и взяткам в значительном размере, что для виновника означало усиление его уголовно-правовой ответственности.
Действующее уголовное законодательство не дает определения понятию «интересы службы», однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» содержится перечень действий, которые нарушают интересы службы: деяния, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату управления, так и тем целям и задачам, для достижения которых лицо было наделено соответствующими полномочиями (подробнее см. В.В. Агильдин. Коммерческий подкуп: законодательная регламентация и квалификация. «Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (17 мая 2018 года, г. Хабаровск)», под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова, «Юрист», 2018).
Вторым критерием отличия коммерческого подкупа от взяточничества всевозможных видов является критерий субъекта преступления. При коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и иных органах и организациях, перечисленных в этом примечании.
Коммерческий подкуп необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).
Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.
Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 либо по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, когда (до 15 июля 2016 года или после этой даты) и за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков коммерческого подкупа и взяточничества.
Разницу между коммерческим подкупом и взяточничеством (статьи 290 и 291 УК РФ) мы уже подчеркнули.
При сравнении состава преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, с коммерческим подкупом, обнаруживается различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.
В заключение необходимо отметить, что тяжесть предусмотренных законодательством санкций в области коррупционных правонарушений (в том числе и по коммерческому подкупу) такова, что, несмотря на все соблазны прибегнуть к неправовому методу решения проблем при осуществлении хозяйственной деятельности, гораздо надежнее использовать сугубо правовые рычаги. Кроме того судебная практика последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению ответственности, усилению наказаний как за взяточничество, так и за коммерческий подкуп. В силу этого гораздо легче вовсе не совершать таких преступлений (даже в мелком размере), чем потом защищаться от обвинений в их осуществлении.
От редакции. Ранее автором публикации были освещены иные темы квалификации коррупционных правонарушений: административная ответственность за коррупцию со стороны юридических лиц; вопросы квалификации взяткодателей, взяткополучателей, посредников во взяточничестве (см. «Верное решение» за 2020 г. № 2, 3, 6, 12, за 2021 г. № 1).
Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
Защита адвоката по коррупционным делам: взятки и коммерческий подкуп
Самые распространенные коррупционные действия по статьям 290 – 291.2 и 204-204.2 УК — это взятка и коммерческий подкуп (откат). По форме они схожи, различаются по сфере правоотношений.
Взятка
Взятка — передача денег сотруднику госаппарата или органов местного самоуправления. Тот, кто передает деньги, наверняка хочет, чтобы сотрудник что-то за них сделал. Или не сделал. В этом суть взятки. Что может сделать взяточник за деньги:
- использовать свое положение в интересах других людей — действовать активно или бездействовать. Например, знать о нарушении закона, но закрыть на это глаза.
- использовать свой статус — чиновник обладает определенным авторитетом. Например, может брать ресурсы своих сотрудников.
- проявлять особое отношение. Например, поощрять, заступаться, продвигать по службе.
- не реагировать на нарушения. Например, взяточник ведет себя незаконно, а чиновник никак не реагирует.
Коммерческий подкуп или откат
Коммерческий подкуп – та же взятка, но не в государственной, а в предпринимательской сфере. Деньги получит руководитель компании. Откат считается преступлением, потому что нарушает главные принципы предпринимательской конкуренции.
- передача денег или ценных бумаг,
- передача имущества,
- поставка услуг по заниженной стоимости,
- списание кредита,
- отзыв иска, поданного в судебное учреждение,
- продажа товаров по сниженным ценам,
- завышение гонораров
Чем отличается взятка от подкупа
Рассмотрим существенные различия в форме таблицы:
Кто получает деньги
Представитель коммерческой организации
На что направлены деньги
Изменение нормальной работы органов для снижения доверия к ним
Изменение нормальной работы предпринимательской деятельности и конкуренции в этой сфере
Против интересов коммерческой организации
До и после выгоды
Наказание за коррупцию
Наказание зависит от количества переданных денег. В таблице ниже можно посмотреть, какой объем взятки в какую категорию попадает:
Размер взятки (руб.)
25 001 — 150 000
150 001 — 1 000 000
Размер штрафа и срок лишения свободы зависят именно от размера взятки.
- По статьям 290-291 УК за взятку в особо крупном размере виновный получит 15 лет тюрьмы и штраф в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности.
- По статье 204 УК за подкуп виновный может получить до 12-ти лет тюрьмы.
Защита адвоката по коррупционным делам
Действия адвоката могут прекратить уголовное преследование или переквалифицировать состав на более мягкий. Что конкретно может сделать опытный адвокат:
-
Доказать отсутствие факта взятки или подкупа.
Задача обвиняемого — отрицать факт передачи или получения денег. Если факт был зафиксирован, адвокат может помочь найти этому факту другое объяснение — долговые обязательства, оплата услуг, не связанных со служебными обязанностями и т.д.
Заключение
Если вы попали в неприятную ситуацию — очень важно иметь хорошего опытного адвоката, дать ему подробную и правдивую информацию и помочь разобраться.
Сохраните мой номер. Пусть он не пригодится. Но когда понадобится — будет в телефоне.
+7 926 800 77 76 Самаркин Пантелей, адвокат по делам о мошенничестве, Москва
Коммерческий подкуп
В предпринимательской среде можно услышать о таком виде коррупции, как коммерческий подкуп. Главное отличие от обычной взятки в том, что осуществляется преступное деяние по отношению к лицу, выполняющему функции управленца в компании. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа регламентируется статьей 204 Уголовного кодекса РФ. В 2020 году уголовные дела по коммерческому подкупу выросли до максимальных показателей (за 4 года), что говорит об актуальности вида взятки в коммерческой среде. Тем не менее этой проблемы можно избежать, установив специальную систему мониторинга.
Особенности правонарушения
Статья 204 УК РФ характеризует коммерческий подкуп как противоправную передачу материальных благ, имущественных прав или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или другой негосударственной организации, в обмен на действия или бездействие в интересах передающего или лиц, которых он представляет.
Предметом коммерческого подкупа выступает не только передача денег, но и следующие действия:
- продажа товара по сравнительно заниженным ценам;
- погашение займа, кредита;
- передача в собственность помещения, автомобиля и других предметов;
- дарение акций и других ценных бумаг;
- организация «отката»;
- отзыв претензий, иска;
- передача других объектов или прав владения, имеющих материальную ценность.
На первый взгляд кажется, что у коммерческого подкупа есть много сходств с обычной взяткой, но при детальном изучении можно найти следующие отличия:
взятка передаются государственному служащему, а подкуп – представителю управленческой структуры коммерческого субъекта;
взяточник имеет полномочия для предоставления выгод заинтересованному лицу, в то время как при коммерческом подкупе взаимная выгода лежит в плоскости предпринимательской деятельности;
взятка является должностным преступлением, а подкуп – коммерческим правонарушением.
Уголовная ответственность
Уголовному преследованию подвергаются лица не только совершившие коммерческий подкуп, но и люди, провоцирующие должностные лица к подобным действиям. Наказания деяний предусматриваются статьями 204 УК РФ и 304 УК РФ соответственно.
По мере увеличения выгоды от подкупа возрастает и ответственность, наступающая при совершении деяния. Так же отягчающими обстоятельствами являются действия, повлекшие за собой другие противоправные деяния, а также организация преступления несколькими лицами.
Однако взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления; либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа; либо сам он добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Ответственность может распространяться и на организацию (ст. 19.28 КоАП РФ): штраф за нарушение достигает сто сумм подкупа.
Как доказать коммерческий подкуп
Как и любое противоправное действие, подкуп коммерческого лица нуждается в доказательствах. Для физических лиц таковыми могут стать аудио и видеофайлы, демонстрирующие провокационные действия или прямые договоренности, переписка в мессенджерах или по почте и проч., однако для компаний самым эффективным решением является DLP-система, которая вычислит сотрудника, замешанного в незаконной схеме. Подобные системы следят за коммуникациями работника и сообщают о любых подозрительных активностях, предотвращая саму возможность противоправных деяний.
Сущность правонарушения
Таким образом, коммерческий подкуп – это правонарушение, которое в зависимости от разных обстоятельств, может значительно навредить как физическому лицу, так и целой компании. Организация может пострадать не только из-за репутационных издержек, но и из-за штрафа или других санкционных мер. Чтобы минимизировать риски возникновения подобной ситуации, необходимо любо самостоятельно контролировать управленческие кадры, либо доверить это автоматической системе.