Могут ли учителя выбрать себе директора
«Закон «Об образовании в РФ» предписывает, что руководитель образовательной организации либо избирается общим собранием, конференцией работников с последующим утверждением учредителем. Либо напрямую назначается учредителем образовательной организации, — рассказали в пресс-службе министерства просвещения. — И именно в этих законодательных рамках и проходит определение руководителей, в том числе руководителей школ.
Как заявила руководитель Национального союза педагогов (НСП) Наталья Шадрина, процедура выбора директоров школ в масштабах страны может привести вновь к бумажной волоките.
«Данная процедура может добавить стресса в непростую школьную жизнь и вместо развития учебного процесса мы можем получить море скандалов и интриг на пустом месте, — считает она. — Директор школы несет административные функции и материальную ответственность, распоряжаясь бюджетным финансированием, управляет кадрами, отвечает за качество образования сотен детей. Уровень профессиональных компетенций директора, в том числе финансовых, должен быть на высоком уровне. Вопрос, скорее, не в недоверии системе отбора школьных управленцев, а в желании общественности влиять на школьную жизнь и принимаемые решения. Признанным и эффективным механизмом в мировой практике является работа управляющих советов, куда входят родители, представители местной общественности, учителя, директор школы. Например, управляющий совет может иметь право согласовывать кандидатуру директора школы, предложенную муниципалитетом или отказаться от нее. Но это не главное. Управляющие советы, обладающие реальными полномочиями — это инструмент влияния общественности на жизнь школы в стабильном формате, а не только раз в год во время выборов директора, как предлагается».
А как назначают директоров школ в других странах? Как рассказали «Российской газете» в Национальном союзе педагогов, общим среди развитых стран является то, что органы управления образованием влияют на отбор и назначение управляющих кадров школ напрямую, централизованно, либо через высокий ценз компетенций кандидатов.
К примеру, в Финляндии, мировом лидере качества общего образования, директора школ отбираются среди учителей и назначаются учредителем — муниципалитетом. Кандидаты имеют не только опыт преподавания, но и соответствующее образование — кроме магистерской педагогической программы они должны пройти вузовскую программу управления образованием на соответствующих факультетах.
В Великобритании директора утверждает управляющий совет школы и согласовывает кандидатуру с муниципалитетом. При этом на должность директора могут претендовать кандидаты, которые прошли многомесячную и многоэтапную профессиональную подготовку, разработанную министерством образования, и имеют подтвержденную квалификацию (NPQH).
В Сингапуре директора школ отбираются и назначаются министерством образования. Среди учителей и заместителей директора отбираются потенциальные лидеры, которые проходят как минимум полугодовое обучение и сдают квалификационные экзамены. Директора школ меняются каждые 5-7 лет, таким образом, директор за время своей карьеры успевает поработать в нескольких школах.
В США конкурсный отбор проводят органы управления образованием каждого штата. Требования к директорам школ отличаются между штатами, но в целом кандидаты должны обладать степенью магистра в области управления образованием (2 года подготовки). Чему учат директоров: образовательной политике, административным навыкам, бухгалтерскому учету, законодательному праву, разработке учебных программ, связям с общественностью, медиакомпетенциям и т.д.
Какие профессиональные требования РФ к назначению на должность директором школы?
Какие профессиональные требования РФ к назначению на должность директором школы?
Ответ отключен модератором
Высшее профессиональное образование и педагогический стаж 5 лет.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761 н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»:
Руководитель (директор, заведующий, начальник)
образовательного учреждения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Как назначают директора школы
Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Требование о прохождении обязательной аттестации не распространяется до 01.09.2024 на руководителей и кандидатов на должности руководителей организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ).
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.
5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)
8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.
10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.
11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.
13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.
(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.
Как и зачем проводится аттестация директоров общеобразовательных учреждений
Чтобы стать директором школы, кандидат на эту должность должен доказать, что соответствует этой должности, вне зависимости от своей квалификации и стажа работы в качестве учителя. Аттестация директоров не имеет ничего общего с обязательной аттестацией педагогов и проводится отдельно.
Зачем нужна аттестация на должность директора школы
Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций установлен Приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 . Им определены в том числе цели аттестации для директоров школ:
Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;
Оценка соответствия занимаемой должности;
Стимулирование профессионального роста директоров;
Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.
Возглавить школу может только педагог с определенными качествами и навыками, присущими руководителю. Он должен уметь общаться и с родителями, и с педагогическим коллективом, правильно организуя его работу, и с надзорными органами, и с представителями органов власти.
Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:
Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);
Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);
Квалификационная проверка каждые 5 лет.
Освобожденные от аттестации
Есть некоторые категории руководителей, которые могут быть освобождены от обязательной аттестации:
Беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (здесь аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
Назначенные на должность личным приказом Президента или приказом правительства;
Проработавшие на должности меньше года.
Кому могут отказать в аттестации
Законодательством предусмотрено три ситуации, когда кандидата на должность директора могут не допустить до аттестации:
Если он был уволен по ст. 278 или ст. 81 Трудового кодекса РФ в течение последних 3 лет;
Если он не соответствует профстандарту или не имеет достаточного педагогического стажа (минимум 5 лет);
Если он не имеет права заниматься педагогической или трудовой деятельностью по медицинским или нормативным показаниям (например, при наличии непогашенной судимости).
Как проходит аттестация на должность директора школы
Существует определенный порядок проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Начинается всё с формирования аттестационной комиссии и прописывания процедуры. Далее должен быть обязательно издан документ, где будут обозначены все этапы и правила её прохождения.
Надо отметить, что по закону аттестацией занимается учредитель школы, например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти и т.д. Поэтому регламенты, которые они составляют, могут отличаться друг от друга.
Минобразования составляет свои методические рекомендации, как надо правильно проверять знания и кого допускать до аттестации. Однако, конкретные правила всё-таки устанавливают учредители.
Далее комиссия отбирает кандидатов, просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы. Эта процедура также должна определяться регламентом: в документе прописываются сроки, условия допуска до аттестации, требования и т.д.
В качестве кандидатов, как правило, выступают педагоги той же самой школы, либо действующие руководители, например, завуч или заместитель директора. Разумеется, и действующий директор также может имеет право пройти повторную аттестацию.
На третьем этапе комиссия получает полную информацию о том, как будет проходить процедура, и уведомляет кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.
Далее комиссия издает соответствующий приказ и извещает об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена. Ну а действующий директор, который проходит аттестацию повторно, должен это сделать и вовсе за месяц до самого мероприятия.
Сам аттестационный экзамен проходит в два этапа:
Как проходит тестирование
Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно дается 1 час. В тесте, как правило, 50 вопросов, разделенных на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т.д.
Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.
Некоторые кандидаты могут быть освобождены от тестовой части, но только в одном случае: если они являются победителями федеральных конкурсов среди педагогов и руководителей, таких как «Учитель года».
Что спрашивают на собеседовании
Если кандидат успешно преодолел первый этап, его допускают до устной части — собеседования. Её проводят непосредственно члены аттестационной комиссии, например, чиновники местного Департамента образования.
Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий директор в типовых школьных ситуациях. Спрашивать могут, о чем угодно: как руководитель намерен работать с трудными учениками, как директор собирается устанавливать хорошие взаимоотношения с персоналом и родителями, разрешать возможные конфликты и так далее.
Кандидату нужно отвечать уверенно и четко, желательно при этом подкреплять свои доводы ссылками на нужные нормативные источники и педагогические практики.
Какие документы нужно собрать для аттестации директору школы
Разумеется, кандидат в руководители школы может быть допущен до аттестации только в том случае, если имеет на руках необходимые документальные свидетельства пригодности на эту должность.
Конкретный пакет документов может быть разным, поскольку порядок прохождения аттестации может отличаться. Но в общих чертах он выглядит так:
Заявление на прохождение аттестации;
Согласие на обработку персональных данных;
Отчет о годовой работе и выписка из решения о его рассмотрении;
Отзыв куратора, который осуществляет надзор за школой с характеристикой на директора, результатах работы школы, ошибках в работе и причинах их возникновения. В большинстве случаев в роли такового выступает замначальника муниципального департамента образования и науки.
Соискатель на должность директора (трудоустраивается впервые) предоставляет также:
Документ об образовании (диплом);
Трудовую книжку для подтверждения стажа и опыта работы в школе;
Документы о повышении квалификации и предыдущей аттестации (если есть);
Копию паспорта гражданина РФ и иные документы на усмотрение учредителя.
Что делать, если директор школы не прошёл аттестацию?
Бывает, что директор не был допущен до аттестации или попросту «завалил» экзамен. Как быть в таком случае? Во-первых, общеобразовательное учреждение не останется без руководителя: временно его обязанности будет выполнять зам или завуч школы. Во-вторых, сам работник по закону не соответствует занимаемой должности и может быть уволен руководством согласно Пункту 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Специальной процедуры увольнения директоров школ не предусмотрено, так что оно проводится на общих основаниях.
Однако сначала учредитель должен предложить директору место в той же образовательной организации на нижестоящей должности, если таковая есть. Например, педагогом или методическим работником. На такое предложение работник должен ответить отказом или согласием в письменной форме. Ну а далее работодатель оформляет соответствующий приказ. В дальнейшем аттестационный экзамен можно пересдать.