Какой может быть максимальная сумма аванса в бюджетном учреждении
Перейти к содержимому

Какой может быть максимальная сумма аванса в бюджетном учреждении

  • автор:

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

вопросы

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность включения оплаты контракта с условием авансирования. То есть заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) поставку товара, выполнение работ или оказание услуги. В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.

Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством

Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом с учётом действующего законодательства.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить аванс поставщику, подрядчику, исполнителю (далее — поставщик).

В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ оплата по договору осуществляется в полном размере или частями. В соответствии с бюджетным законодательством РФ размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от цены контракта. При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплату по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять обязательства по контракту. Если предоплата частичная, поставщик получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Случаи, когда федеральные заказчики вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Региональные и муниципальные заказчики при установлении аванса руководствуются, соответственно, правовыми актами субъекта РФ и органа местного самоуправления.

Авансирование по 44-ФЗ

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджетного законодательства. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен указать информацию об авансировании в извещении о закупке (п.10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

На что следует обратить внимание при авансировании по 44-ФЗ

Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму или процент аванса.

Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

В случае если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Минфин России (письмо Минфина России от 15.07.2022 № 24-06-07/68449) указал на отсутствие возможности установления различного размера аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта, заключённого по результатам закупок по Закону №44-ФЗ

Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме.

Пример формулировки по полной предоплате

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ фото №1

Пример формулировки по частичной предоплате

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ фото №2

Предоплата при авансировании по 44-ФЗ

Предоплата – неоспоримый плюс для поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Для некоторых из них наличие аванса может стать определяющим фактором при поиске закупок, поскольку предоплата нередко становится стартовым капиталом, который используется поставщиком в целях исполнения контракта. Кроме того, аванс позволяет исполнителю без траты личных средств подготовиться к работам, найти субподрядчика, организовать поставку необходимых материалов и тому подобное.

Однако для заказчика установление аванса сопряжено с высоким риском неисполнения контракта. Так, получив предоплату в полном размере, недобросовестный контрагент может не выполнить контрактные обязательства. Для нарушителей законодательством предусмотрены различные меры: пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков и др.

Ограничения при определении размера предоплаты

Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 приостановлено действие отдельных положений актов Правительства РФ, касающихся установления размеров авансовых платежей в 2022 году. Изменения начали действовать с 30 марта 2022 года.

В 2022 году федеральные заказчики предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта)

Если контракт не подлежит казначейскому сопровождению, авансирование допускается в размере до 50 процентов суммы контракта. При этом и в первом, и во втором случае аванс не может быть больше лимитов бюджетных обязательств, доведённых до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год

Органам власти субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано нормативными правовыми актами установить аналогичные размеры авансов для региональных и муниципальных заказчиков.

Оформление изменений по предоплате

В 2022 году заказчики вправе в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключённые до дня вступления в силу постановления № 505 договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определённых в этом постановлении, с соблюдением размера ОИК, устанавливаемого в соответствии с частью 6 статьи 96 44-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.04.2022 в контрактах, заключённых до 30 марта 2022 года, могут устанавливаться авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были. При этом в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части увеличения размера аванса в отсутствие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения такого контракта (или в отсутствие документов, подтверждающих такие обстоятельства), не допускается.

Когда предоплата невозможна

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона №44-ФЗ, если при осуществлении конкурса или аукциона был демпинг (предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц), аванс (если он был предусмотрен) по контракту, заключённому с применением антидемпинговых мер, не выплачивается.

Авансирование по 223-ФЗ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использовать положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ решение об участии поставщики нередко принимают исходя из размера предоплаты. Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на обеспечение исполнения договора. Заказчики по 223-ФЗ также предусматривают условие, что обеспечение исполнения договора не может быть меньше аванса.

Ограничения по размеру предоплаты для заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, не предусмотрены, за исключением закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) в соответствии с подпунктом Б пункта 4 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, и заключении договора с СМСП — участниками программы партнёрства.

В соответствии с п.17 Положения в этих случаях заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30 процентов суммы договора.

Банковская гарантия на возврат предоплаты по 223-ФЗ

Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий договора может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение договорных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от поставщика (исполнителя, подрядчика) банковские гарантии возврата аванса. В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке.

Если участниками закупки могут быть только СМСП, то заказчик устанавливает требование о предоставлении независимой гарантии. Независимая гарантия выдаётся в том числе банками, включёнными в Перечень, предусмотренный статьёй 45 Закона №44-ФЗ.

Если закупка без ограничения «только для СМСП», участник закупки может предоставить банковскую гарантию любого банка. Устанавливать требование о предоставлении гарантии конкретного банка неправомерно. По мнению ФАС России, получение гарантии в банках из перечня заказчика создаёт дополнительные трудности для участников закупки. Такое требование может ограничить конкуренцию (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу № А56-58153/2014).

В случае нарушения договорных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.

Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:

  • наименования сторон соглашения и поручителя;
  • условие предварительной выплаты;
  • продолжительность действия;
  • сумма аванса;
  • обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
  • дата оформления;
  • условия, при которых аванс может быть возвращён.

Напомним, что для документов потребуется квалифицированная электронная подпись. КЭП необходима практически на всех этапах торгов: от регистрации и размещения заявок до оформления закупочной документации и заключения контракта.

Максимальный размер аванса по 223-ФЗ

Поскольку для проведения закупок по 223-ФЗ не предусмотрено чётких правил, заказчик определяет условия и порядок проведения тендера, в том числе условия авансирования договора.

В закупочной документации заказчик может зафиксировать условие, в соответствии с которым оплата по договору будет произведена единовременно в полном объёме после исполнения обязательств или с учётом авансирования.

Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, заказчик самостоятельно устанавливает размер предварительной оплаты и прописывает его в своём Положении о закупке и закупочной документации.

Таким образом, максимальный предел суммы аванса в большинстве случаев никак не ограничен — если заказчик указал, что допускается авансирование в размере 100% от оплаты, он вправе установить такой размер для закупки. Однако есть исключения.

Ограничения на авансирование по 223-ФЗ

Нормативная база по ограничениям авансирования контрактов по 223-ФЗ для казённых, бюджетных и автономных учреждений предусматривает следующие положения:

  • ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ;
  • ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ;
  • пункт 18, 19 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496.

В рамках антикризисных мер рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств (см. письмо Минфина России от 19 апреля 2022 г. № 28-05-07/34796), также в отдельных случаях на бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, распространяются положения Постановления № 505 об авансировании.

Подведём итоги

Условия авансирования контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ применяются на усмотрение с учётом норм Гражданского Кодекса РФ и бюджетного законодательства.

При этом выплачивать аванс можно как полностью, так и частично. Для предоплаты по некоторым видам товаров, работ или услуг есть ограничения.

Для нарушителей условий контракта, которые получили аванс, законодательством предусмотрены меры ответственности, но заказчик для снижения рисков может потребовать от исполнителя банковские гарантии.

Правила, действовавшие для авансирования контрактов по 44-ФЗ, изменились в 2022 году, поэтому заказчикам и исполнителям необходимо учитывать это при заключении договоров.

Предоплата по госконтрактам в 2021 году

Правительство РФ Постановлением № 39[1] скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2021 году?

Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения – получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 –7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496).

На региональном и местном уровне предельные объемы авансирования устанавливаются соответствующими нормативными актами (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

Согласно п. 1 Постановления № 39 утратил силу абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения № 1496, предусматривающий установление аванса в размере свыше 30 %, но не более 80 % суммы госконтракта на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.

А на основании п. 2 указанного постановления до 31.12.2021 включительно было приостановлено действие абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права устанавливать аванс в размере не более 30 % суммы госконтракта.

При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2021 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39).

Авансирование по госконтракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенного учреждения на определенные цели.

Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).

При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90 % суммы контракта (п. 1, 4 Постановления № 39).

Кроме того, до конца 2021 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р (п. 2 Постановления № 39).

С учетом указанных изменений казенные учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими в 2021 году госконтрактах авансовые платежи в следующих размерах:

Размер аванса

Виды госконтактов

Госконтракты (договоры), предметом которых являются:

оказание услуг связи;

подписка на печатные издания и их приобретение;

обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;

участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий;

приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;

оказание гостиничных услуг по месту командирования;

осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;

приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;

проведение мероприятий по тушению пожаров;

аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);

ОСАГО владельцев транспортных средств;

страхование ответственности владельца опасного объекта;

лечение граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)

Госконтракты (договоры) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащие условия об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей

По остальным госконтрактам (договорам) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)

[1] Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 № 39 «О внесении изменений в пункты 18, 26 (4) и 26 (8) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Какой может быть максимальная сумма аванса в бюджетном учреждении

Правительство увеличило размер аванса для федеральных контрактов, ввело повышенное авансирование в закупках некоторых товаров и установило особые условия платежей по сделкам в новых субъектах РФ. Региональные власти не отстают и тоже планируют увеличить лимит авансовых платежей.

В этой статье:
  • Общий порядок авансирования
  • Правила авансирования для федеральных заказчиков
  • Особые условия по выплате аванса для федералов в 2023 году
  • Правила выплаты аванса для регионалов и муниципалов

Общий порядок авансирования

Заказчики прописывают условие о выплате аванса в проекте контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Документ прикладывают к извещению о закупке, чтобы потенциальные поставщики могли заранее ознакомиться с условиями сделки.

Размер платежа устанавливают как процент от цены поставки. При поэтапном выполнении работ размер платежа рассчитывают отдельно для каждого этапа. Устанавливать разную величину аванса для этапов запрещено. Выплаты проводят также поэтапно. Сначала заказчик переводит аванс по первому этапу работ, затем по второму и так далее (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, Письма Минфина России № 24-06-07/68449 от 15.07.2022, № 24-03-07/3717 от 23.01.2020).

Напоминаем: если к поставщику применяли антидемпинговые меры, выполнять условия сделки придется без аванса (ч. 13 ст. 37 44-ФЗ).

Размер допустимого аванса зависит от вида заказчика и закупаемого товара. Федеральные заказчики работают по правилам из Постановления Правительства № 1496 от 09.12.2017, а региональные и муниципальные — по нормативам своего региона. Некоторые правила работают для всех заказчиков. Также введены особые положения для новых регионов.

Правила авансирования для федеральных заказчиков

Основных правил по установлению аванса для федеральных учреждений два:

Размер платежа не должен превышать финансирование (п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Авансирование последнего этапа исполнения контракта не допускается. Исключение: контракты с авансированием до 100% (п. 19 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Выплата аванса в пределах 30% допускается при поставке товара, оказании услуг или выполнении работ, в том числе при строительных работах (абз. 2 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Аванс с возможностью увеличения платежа до 70% разрешен при оплате строительных работ, реконструкции и капремонта госсобственности с ценой более 600 млн руб. Работает это так: если подрядчик получил аванс, например, 50% и полностью отработал эту сумму, то может попросить увеличить авансовый платеж до 70% (пп. «б» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Аванс до 100% разрешен при оплате (пп. «в» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017):

  • услуг связи;
  • подписке на печатные издания;
  • услуг по повышению квалификации;
  • госэкспертизы проектно-сметной документации;
  • инженерных изысканий;
  • проезда, грузоперевозок и гостиниц;
  • лечения за рубежом (для Минздрава);
  • страхования;
  • аренды банковской ячейки;
  • тушения пожаров.

Федеральным заказчикам запрещено выплачивать аванс при закупке (Распоряжение Правительства № 21-р от 16.01.2018, п. 20 ПП № 1496 от 09.12.2017):

  • постельного белья,
  • ковров,
  • некоторой одежды,
  • печатной бумаги,
  • компьютеров,
  • радиоприемников,
  • автомобилей,
  • карандашей,
  • техобслуживания автомобилей,
  • ремонта компьютеров и мебели,
  • иных товаров и услуг.

Исключения из правила: товары из реестра российской радиоэлектроники.

Особые условия по выплате аванса для заказчиков по 44-ФЗ в 2023-2024 годах

До конца 2024 года федеральные госзаказчики по 44-ФЗ выплачивают повышенный аванс при закупке станков и инструмента — не менее 80% от суммы сделки (п. п. 1, 2 Постановления Правительства № 2411 от 24.12.2022). Обязательное условие: закупка проведена с запретом допуска импортной продукции.

В ближайшее время власти планируют расширить перечень продукции с повышенным авансированием и включить в него:

  • краны и лебедки,
  • лифты,
  • вагоноопрокидыватели,
  • промышленные печи,
  • иную продукцию.

Если один контракт подразумевает поставку товаров из Распоряжения Правительства № 21-р от 16.01.2018 и других товаров, авансирование также не устанавливают.

Особые условия по выплате аванса для федералов в 2023 году

В 2023 году в контрактах с казначейским сопровождением устанавливают аванс от 30% до 50%. Если контракт без казначейского сопровождения, а финансирования недостаточно для полной выплаты аванса в текущем году, оставшуюся часть можно перечислить поставщику до 1 февраля следующего года.

Увеличить размер аванса в контрактах, заключенных до 07.03.2023, поможет заключение допсоглашения по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ.

До 31.12.2023 приостановлено действие положения о выплате аванса в размере 90% и 30% на основании абзаца 4 подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 ПП № 1496 (Постановление Правительства № 348 от 06.03.2023).

Правила выплаты аванса для регионалов и муниципалов

Региональные и муниципальные заказчики руководствуются в работе общим порядком авансирования и правилами региона. Например, нюансы авансирования в Санкт-Петербурге в 2022 году утверждены Постановлением Правительства № 387 от 04.05.2022. Проект постановления об авансировании на 2023 год примут в ближайшее время. Власти планируют поднять размер аванса с 10-30% до 30-50% с возможностью изменения заключенных ранее контрактов.

Повышенный аванс в новых регионах

До конца 2023 года власти установили повышенное авансирование по строительным контрактам в новых регионах (ПП № 348 от 06.03.2023). Максимальный размер аванса по таким контрактам — 90%. Особые условия действуют в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Обязательное условие: заказчик — получатель средств федерального бюджета.

Новые правила авансирования закупок в 2023 году

Размер платежа, порядок и условия выплат заказчик прописывает в проекте контракта, а поставщик соглашается с ними, подписывая контракт. Величину предоплаты указывают в виде процента от общей суммы сделки. Если работы выполняют в несколько этапов, размер предоплаты указывают для каждого этапа.

По общему правилу аванс по всем этапам устанавливают в одном и том же процентном соотношении. Но есть и исключения: с 9 мая 2023 года власти разрешили выплачивать разные авансы по этапам в строительных контрактах под ключ (154‑ФЗ от 28.04.2023).

Размер допустимого аванса зависит от вида заказчика. Региональные и муниципальные заказчики придерживаются общих правил авансирования с учетом региональных правил работы. Федеральным госучреждениям разрешено устанавливать аванс по 44‑ФЗ:

  • не более 30% от суммы сделки — по общему правилу для большинства закупок;
  • до 100% — на ограниченный перечень услуг;
  • до 70% — для некоторых строительных контрактов
  • не менее 80% — при закупке некоторых промышленных товаров;
  • от 30 до 50% или от 30 до 90% — в контрактах с казначейским сопровождением.

Подробнее о правилах авансирования федеральных контрактов можно посмотреть в Постановлении Правительства от 09.12.2017 № 1496.

Заказчикам запрещено вносить предоплату за заказ:

  • Если к участнику применены антидемпинговые меры (ч. 13 ст. 37 44‑ФЗ). Это правило действует на всех стадиях работы с контрактом — менять условия во время его исполнения нельзя (письмо Минфина от 28.04.2023 № 24‑06‑06/39556).
  • Заказчик‑федерал закупает товары, работы или услуги (ТРУ) из перечня, который утвержден Распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21‑р. Перечень исключений указан в том же распоряжении.
  • Заказчик с финансированием из федерального бюджета включил в одну закупку ТРУ из Распоряжения Правительства № 21‑р и те позиции, которые в него не входят.

Поиск тендеров по государственным и коммерческим площадкам

Полная предоплата в госзакупках

Аванс по 44‑ФЗ в размере 100% допускается в контрактах с федеральными заказчиками при закупке (подп. «в» п. 18 Положения, утвержденного ПП № 1496):

  • услуг связи;
  • подписки на газеты и журналы;
  • курсов по профессиональной переподготовке;
  • курсов повышения квалификации;
  • услуг для обеспечения участия в конференции;
  • услуг по госэкспертизе проектной документации;
  • билетов на транспорт;
  • гостиничных услуг;
  • услуг по оформлению полиса ОСАГО;
  • услуг по аренде банковской ячейки;
  • лечения за рубежом, если закупку проводит Минздрав;
  • услуг по тушению пожаров.

Авансирование строительных контрактов

Федеральным заказчикам разрешено выплачивать повышенный аванс — до 70% (подп. «б» п. 18 Положения, утвержденного ПП № 1496) — в контрактах:

  • на стройку и реконструкцию;
  • капремонт госимущества с ценой от 600 млн руб.

Обязательное условие: ранее выплаченный аванс уже отработан. Это значит, что подрядчик может обратиться к заказчику за увеличением аванса до 70%, только если выполнил работы, за которые получил предыдущий аванс.

Повышенное авансирование при поставке промтоваров

Власти обязали госзаказчиков выплачивать повышенный аванс — не менее 80% (Постановление Правительства № 2411 от 24.12.2022) — в закупках:

  • рабочего инструмента;
  • станков;
  • запчастей для станков;
  • креплений для инструмента;
  • электротехнического оборудования.

Обязательное условие: закупкупроводят с применением запретов на допуск импорта по правилам нацрежима, а источник финансирования заказа — федеральный бюджет.

С 11 июля 2023 года перечень промтоваров с повышенным авансированием — не меньше 80 % — стал шире (Постановление Правительства от 30.06.2023 № 1083). Власти добавили в список:

  • лифты;
  • печи и камеры промышленные;
  • камеры лабораторные электрические;
  • тали электрические канатные;
  • краны и другое грузоподъёмное оборудование.

Повышенное авансирование контрактов с казначейским сопровождением

В 2023 году в контрактах с казначейским сопровождением предусмотрены особые условия оплаты для поставщиков (Постановление Правительства от 06.03.2023 № 348):

  • аванс от 30 до 50%;
  • предоплата от 30 до 90% — при заключении контрактов для капвложений в новые регионы РФ.

Новые правила делают более привлекательными сделки на выполнение работ по капитальному строительству на новых территориях РФ.

Найти подходящую закупку в один клик

Авансирование закупок под ключ

В закупках под ключ по ч. 56 ст. 112 44‑ФЗ, где строительство подразумевает несколько этапов — от проектирования сооружений до поставки оборудования, — разрешено выплачивать аванс на особых условиях (154‑ФЗ от 28.04.2023):

  • Авансовые платежи на разных этапах работ могут быть не равны: у заказчика есть возможность выплачивать разный процент от общей стоимости заказа.
  • Предоплата за проектные работы может быть равна нулю — при том что на других этапах заказчик выплачивает аванс в другом объеме.
  • Предоплата за проектные работы может быть меньше, чем авансы на других этапах.

Если заказчики начнут уменьшать авансовые платежи по первым этапам работ подрядчикам придется в большей степени рассчитывать на свои ресурсы.

Правила авансирования по 223‑ФЗ

В федеральном законе о закупках отдельными видами юрлиц отсутствуют правила выплаты аванса по 223‑ФЗ. Госкомпании самостоятельно их разрабатывают и отражают в положении о закупке. Обязательное условие: правила, которые утвердила компания, должны сходиться с нормами Гражданского кодекса. Например, если заказчик перевел деньги поставщику, а тот не отгрузил товар, заказчик может потребовать возврат аванса (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Также на полученную поставщиком предоплату могут быть начислены проценты (п. 4 ст. 487 ГК РФ).

Точный размер предварительной оплаты Гражданским кодексом не установлен — заказчик может внести предоплату до 100% от стоимости продукции. В каком именно объеме будет выплачен аванс, заказчик и поставщик решают самостоятельно, опираясь на положение о закупке, утвержденное заказчиком.

Возможные изменения в закупках для МСП

По данным Интерфакса, власти планируют обязать госкомпании, которые работают по 223‑ФЗ, вносить предоплату по контрактам с представителями малого и среднего бизнеса (МСП) в объеме 30% от общей стоимости продукции. Предложения по реализации мер поддержки бизнеса должны подготовить Минфин, ФАС и «Корпорация МСП». Срок — до 10 июля 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *