1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
К числу целевых государственных фондов денежных средств следует отнести и отраслевые денежных фонды, число которых в настоящее время увеличивается.
Целевые государственные фонды денежных средств образуются в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФ и используются, как правило, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности.*
* Например, образован Федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими. Средства Фонда находятся в оперативном управлении МВД России // СЗРФ. 1999. № 21. Ст. 2634.
В последние годы более широкое развитие государственных отраслевых денежных фондов обусловлено потребностью осуществления расходов, которые не могут быть произведены самостоятельно тем или иным предприятием.
Государственные отраслевые денежные фонды являются в рамках отрасли централизованными фондами, так как формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.
Образование государственных отраслевых денежных фондов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных законов, указов Президента РФ на основе постановлений Правительства РФ. Создаются также межотраслевые фонды.
К числу государственных отраслевых денежных фондов следует, в частности, отнести: централизованные фонды, формирующиеся в соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» от 3 апреля 1996 г.*; резервный фонд Министерства транспорта РФ; отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.
* СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1552.
Правовой режим отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определен Порядком образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г.,* а также положениями о каждом из этих фондов, которые утверждены соответствующими министерствами, ведомствами, корпорациями и т.д. по согласованию с Министерством науки и технологий РФ.
* САПП. 1994. № 16. Ст. 1278; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3934; 1998. № 14. Ст.1603.
Вышеназванные фонды создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Министерство науки и технологий РФ создает у себя аналогичный фонд — Российский фонд технологического развития. Указанные фонды не имеют прав юридического лица и действуют от имени тех органов и организаций, в которых они образованы.
Источником образования такого рода фондов являются добровольные отчисления предприятий и организаций в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Предприятия и организации не производят отчислений в фонды, если продукция (работы, услуги) изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.
Министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют 2,5% средств, поступающих в их отраслевые фонды, в российский фонд технологического развития.
Направлениями расходования отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ являются: а) финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; б) разработка и совершенствование применяемых технологий; в) разработка инструктивных материалов. Кроме того, средства этих фондов могут направляться на высокорисковое финансирование инновационных проектов. Выделение средств из вышеназванных фондов осуществляется на договорной основе.
Резервный фонд Министерства транспорта РФ создан по усмотрению Правительства РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым утвержден Порядок образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.*
*’ СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3659.
Цель создания этого отраслевого денежного фонда — обеспечение безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.
Источниками его образования являются: а) добровольные отчисления организаций морского, речного и автомобильного транспорта в размере до 1% доходов; б) сборы от лицензирования всех видов деятельности на морском, речном и автомобильном транспорте в размере, установленном вышеназванным Положением;
в) отчисления в размере 10% портовых, корабельных и иных сборов на морском и речном транспорте; г) добровольные отчисления страховых компаний, осуществляющих страхование транспорта;
д) другие источники.
Средства фонда направляются на финансирование: мероприятий по обеспечению систем безопасности на транспорте; целевых инвестиционных проектов, предусмотренных соответствующими федеральными и отраслевыми программами.
Ответственность за целевое использование средств возлагается на Министерство транспорта РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» созданы два вида отраслевых фондов: а) централизованные фонды для финансирования работ по конверсии оборонных производств на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах; б) централизованные фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, выполняемых в целях совершенствования технологии и повышения безопасности функционирования особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.
Положения об этих двух фондах утверждены постановлением Правительства РФ «О формировании и использовании централизованных средств в соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» от 28 января 1997 г.*
* Российская газета. 1997,13февр.
Вышеназванные фонды образуются: а) в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся особо опасные объекты; б) у органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположены специализированные комбинаты «Радон».
Источниками образования этих фондов являются: для фонда конверсии — 3% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг); для фонда НИОКР — 1,5% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Плательщиками взносов в эти фонды являются организации и воинские части, включенные в специальные перечни.
1. Что такое целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды?
2. Для чего государство и муниципальные образования создают целевые фонды?
3. Какими нормативными актами определяется правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов? Чем отличаются внебюджетные фонды от целевых бюджетных фондов?
4. Раскройте понятие целевых бюджетных фондов: источники формирования, особенности, цели.
5. Каково значение социальных внебюджетных фондов?
6. Каковы источники образования Пенсионного фонда РФ, а также цели использования его средств?
7. Каковы источники образования и направления использования Фонда социального страхования РФ?
Организация документов в пределах архива
Ораганизация документов в пределах архива предполагает их организацию по комплексам — фондам и коллекциям.
· Дайте определение архивного фонда и архивной коллекции:
· Назовите виды архивных фондов:
· Что такое обьединенный архивный фонд?
· Назовите признаки образования объединенного архивного фонда:
· Назовите признаки образования коллекций:
Технология классификации документов по архивным фондам и коллекциям называется фондированием.
· Фондирование складывается из следующих видов работ (перечислите):
· Назовите признаки определения фондовой принадлежности документов:
· Впишите правила определения хронологических границ архивных фондов и крайних дат документов:
Вид фонда | Хронологические даты |
Архивный фонд учреждений | |
Архивный фонд личного происхождения | |
Объединенный архивный фонд |
Крайние даты документов фондов:
Вид фонда | Крайние даты документов |
Архивный фонд учреждения | |
Архивный фонд личного происхождения |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Чем различаются признаки организации документов Архивного фонда РФ до 1991 года и на современном этапе?.
2. Назовите современные признаки организации и фондирования документов Архивного фонда РФ.
3. Каков состав Государственной части АФ РФ:
4. Что входит в состав негосударственной части Архивного фонда РФ?
5. Что понимают под отраслевыми ведомственными фондами?
6. Назовите основные научные принципы организации документов в пределах архива.
7. Назовите основные виды работ, входящие в процесс фондирования:
8. На основе чего происходит определение границ архивного фонда?
9. На основе чего происходит определение хронологических границ фонда личного происхождения?
10. Назовите признаки определения фондовой принадлежности входящих документов.
11. Назовите признаки определения фондовой принадлежности исходящих документов.
12. Назовите признаки определения фондовой принадлежности внутренних документов.
1. Архивный фонд это:
— запас документов, предназначенных для какой-либо цели;
— годовая смета архива;
— совокупность архивных документов, имеющих исторические и логических связи;
— совокупность письменных памятников, относящихся к деятельности учреждения или лица.
2. Архивный фонд Российской Федерации это:
— совокупность архивных документов страны;
— годовой бюджет государственной архивной службы;
— совокупность принадлежащих государству старых документов и письменных памятников;
— совокупность государственных архивов.
3. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности означает:
— разделение архивных фондов и архивных документов на государственную и негосударственную часть в зависимости от форм собственности;
— связь устройства Архивного фонда РФ с определенным содержанием документов;
— возможность покупки документов за рубежом;
— возможность продажи документов государственных архивов частным лицам.
4. “Временное хранение” документов АФ РФ это:
— хранение документов АФ РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения ГАС;
— сохранение документов АФ РФ до их уничтожения;
— хранение документов в государственном архиве до поступления в Архивный фонд РФ.
5. “Депозитарное хранение” документов это:
— вечное хранение документов в государственном архиве за умеренную плату;
— временное хранение документов негосударственной части архивного фонда РФ в учреждении ГАС, музее, библиотеке на договорных условиях;
— хранение ценных бумаг в банковском сейфе или ломбарде.
6. Под фондированием понимают :
— классификацию документов архива по фондам и коллекциям;
— создание запаса документов предназначенных для какой-либо цели;
— определение состава документов, передаваемых на государственное хранение;
— накопление ценных бумаг, приносящих определенный доход.
7. Судебно-следственные дела относятся к фонду:
— органа следствия, в котором дело было заведено;
— судебного органа, вынесшего постановление по делу;
— вышестоящего судебного органа, которому подчиняется судебный орган, вынесший решение по делу.
§ 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
К числу основных отраслевых фондов относятся: централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел ; фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут образовываться и межотрас-левые (межведомственные) фонды. Создание и использование отраслевых фондов регламентируется положениями, разрабатываемыми в соответствии с действующим законодательством РФ, министерствами и ведомствами, в которых создаются внебюджетные фонды. Вопросы и задания для самоконтроля
Дайте понятие целевых государственных и муниципальных денежных фондов. Для каких целей они формируются?
По каким основаниям можно провести классификацию целевых государственных и муниципальных денежных фондов?
Охарактеризуйте правовой статус целевых бюджетных фондов.
На основе анализа федерального бюджета на текущий финансовый год назовите целевые бюджетные фонды. Какими подзаконными нормативными актами регулируется их деятельность?
В чем особенности правового режима государственных и местных внебюджетных фондов? Дайте характеристику основ — ным государственным социальным внебюджетным фондам.
На основе анализа действующего законодательства приведите примеры и охарактеризуйте государственные экономические внебюджетные фонды (федерального либо регионального уровней).
В чем состоят особенности правового режима целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ?
На основе действующего законодательства приведите примеры действующих целевых фондов Правительства РФ. Охарактеризуйте правовые основы, цели создания, основные задачи Государственного фонда конверсии.
Приведите примеры и дайте характеристику одному из целевых фондов правительства (администрации) какого-либо субъекта^ РФ.
На основе самостоятельного подбора и изучения действующих правовых актов (постановлений Правительства РФ) дайте подробную характеристику по выбору: Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Российскому фонду фундаментальных исследований; Фонду льготного кредитования агропромышленного комплекса; Феде-ральному фонду производственных инноваций.
Могут ли налоговые платежи, поступающие в федеральный бюджет, быть источниками формирования целевых фондов Правительств (администраций) субъекта РФ?
Сопоставьте несколько Положений о региональных пра-
целевых фондах, выявите соответствие (отсутствие соответствия) федеральному законодательству.
Дайте характеристику государственным отраслевым (ведомственным) денежным фондам. Назовите отличительные черты.
Каковы правового режима государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов?
На основе анализа действующего федерального законодательства приведите примеры действующих государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов.
Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды — это фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на ос-нове актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных ми-нистерств (ведомств), а также входящих в их систему предпри-ятий, учреждений и организаций. Особенностями указанных фондов являются: создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предпри-ятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с за-конодательством РФ; использование для их формирования добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и оргайизациями, находящимися в ведении министерств и ведомств; использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника фи-нансирования мероприятий внутриотраслевого характера; по-стоянный (долгосрочный), как правило, характер функциони-
К числу основных отраслевых фондов относятся: централи-зованный фонд социального и материального развития Мини-стерства иностранных дел’; фонды федеральных органов испол-нительной власти для финансирования научных исследований й экспериментальных разработок 2 и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут образовываться и межотрас-левые (межведомственные) фонды. Создание и использование отраслевых фондов регламентируется положениями, разрабаты-ваемыми в соответствии с действующим законодательством РФ, министерствами и ведомствами, в которых создаются внебюд-жетные фонды.
1 См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 1995 г. «Об ут-верждении Положения о централизованном фонде социального и ма-териального развития Министерства иностранных дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2074.
2 См.: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. «Об утверждении Порядка образования и использования внебюджет-ных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммер-ческих организаций для финансирования научных исследований и эк-спериментальных разработок» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5058; 2002-№ 8. Ст. 848.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте понятие целевых государственных и муниципаль-ных денежных фондов. Для каких целей они формируются?
2. По каким основаниям можно провести классификацию целевых государственных и муниципальных денежных фондов?
3. Охарактеризуйте правовой статус целевых бюджетных фондов.
4. На основе анализа федерального бюджета на текущий финансовый год назовите целевые бюджетные фонды. Какими подзаконными нормативными актами регулируется их деятель-ность?
5. В чем особенности правового режима государственных и местных внебюджетных фондов? Дайте характеристику основ-ным государственным социальным внебюджетным фондам.
6. На основе анализа действующего законодательства приве-дите примеры и охарактеризуйте государственные экономиче-ские внебюджетные фонды (федерального либо регионального уровней).
7. В чем состоят особенности правового режима целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ?
8. На основе действующего законодательства приведите при-меры действующих целевых фондов Правительства РФ. Охарак-теризуйте правовые основы, цели создания, основные задачи Государственного фонда конверсии.
9. Приведите примеры и дайте характеристику одному из целевых фондов правительства (администрации) какого-либо субъекта РФ.
10. На основе самостоятельного подбора и изучения действу-ющих правовых актов (постановлений Правительства РФ) дайте подробную характеристику по выбору: Фонду содействия раз-витию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Российскому фонду фундаментальных исследований; Фонду льготного кредитования агропромышленного комплекса; Феде-ральному фонду производственных инноваций.
11. Могут ли налоговые платежи, поступающие в федераль-ный бюджет, быть источниками формирования целевых фондов Правительств (администраций) субъекта РФ?
12. Сопоставьте несколько Положений о региональных пра-вктельственных целевых фондах, выявите соответствие (отсут-ствие соответствия) федеральному законодательству.
Учебник: Краткий курс. Особенная часть
13. Дайте характеристику государственным отраслевым (ве-домственным) денежным фондам. Назовите отличительные черты.
14. Каковы особенности правового режима государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов?
15. На основе анализа действующего федерального законода-тельства приведите примеры действующих государственных от-раслевых (ведомственных) денежных фондов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: