Пистоли, экю, ливры, луидоры как соотносились между собой эти монеты?
Экю écu через старофр. escu от лат. scutum — экю, щит, название золотых, позже серебряных монет Франции, первые экю чеканили практически из чистого золота, вес монеты 4 грамма. Позже колебался от 5 с небольшим до 3.5 г. с 17 века эти монеты стали серебряными, весили примерно 27 грамм.
Луидор louis d’or — золотой Луи, золотая монета Франции впервые отчеканена в 1640 вес от 8 с небольшим грамм, до почти 10 грамм после французской революции прекратил существование, но так называли золотые 20 франков. названия луидор и пистоль были синонимами, пистолями называли Испанские дублоны, которые стали прообразами луидора.
Ливр (фр. livre, от лат. libra — римский фунт)
Старые европейские системы монет достаточно сложные, и иногда без бутылки сложно понять.
Экю четырёх Людовиков
Пост от одного из участников нашей группы «Старый талер».
Франция эпохи Людовика XIV и его потомков являлась блистательным образцом абсолютистской монархии, примером для подражания все прочих европейских дворов. В эту эпоху главным дворцом Европы, законодателем стиля и моды, был Версаль, языком дипломатии — французский, а геополитические амбиции Бурбонов регулярно приводили к перекраиванию карты Европы и остального мира. Несмотря на наметившийся упадок и неудовлетворительный результат войны за Испанское наследство (1701-1714 гг.), а также Семилетней войны (1756-1763 гг.), Франция оставалась главной скрипкой мировой политики и великой державой до самой революции 1789 года.


От этой эпохи нам достались и три исторических высказывания, наиболее точно характеризующие ее дух: «Государство — это я!» — Людовика XIV, «После нас хоть потоп» — Людовика XV и «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» — Марии Антуанетты. И в наши дни некоторые политические режимы процветают, руководствуясь этими заветами.
Включившись в колониальную гонку позже своих основных соперников, Франция долгое время оставалась в стороне от богатых торговых маршрутов и притока серебра из нового света. В связи с чем, выпуск крупной серебряной монеты в этой стране начался относительно поздно, по сравнению с Испанией, Германскими государствами и Нидерландами.
Попытки наладить выпуск серебряной монеты талерного типа предпринимались в правление Франциска I (1515-1547 гг.) и Генриха III (1574-1589 гг.), когда ограниченным тиражом чеканились серебряные монеты, по стоимости приравненные к золотому экю. Название монеты «экю» происходит от французского наименования щита треугольной формы, изображение которого с королевским гербом Франции помещалось на монетах с XIII века.
К 1640-м гг. денежная система Франции выглядела следующим образом:
Ливр = 20 су = 240 денье.
Луидор/пистоль (золотая монета весом 6,75 грамма 917-й пробы) = 10 ливрам = 200 су = 2400 денье.
Экю = 3 ливрам = 60 су = 720 денье.
Таким образом обменный курс луидора к экю составлял 1:3,34, а отношение цены золота к серебру в монете 1:13,5, что несколько ниже, чем в других европейских странах, где золото обменивалось на серебро по курсу 1:14.

Несмотря на первые опыты, прочно в денежное обращение Франции экю вошёл только в середине XVII века. В 1641 году Людовик XIII предпринимает выпуск серебряных монет весом 27,19 грамма из серебра 917-й пробы. Затем, в 1642 году налаживается выпуск кратных фракций в 1/2, 1/4 и 1/12 экю, позже появляются 1/24 экю и другие дробные номиналы. В течение следующих полутора веков, вплоть до 1793 года, чеканка серебряных экю производилась ежегодно. Конец их выпуску положила Великая Французская революция, и введение во Франции десятичной денежной системы, основанной на франке. Хотя ранее выпущенные монеты оставались в ходу до 1834 года, когда были окончательно демонетизированы.
Уже при Людовике XIII установились общие правила дизайна для всех последующих экю: портрет короля с указанием его имени и титула на аверсе и коронованный гербовый щит с девизом на реверсе. Хотя в некоторых типах встречаются варианты с королевской монограммой или коронами на реверсе. Гурт монеты содержит выпуклые надписи.

Вес экю со временем неоднократно менялся, в то время как проба серебра оставалась стабильно 917-й:
1641 год — 27,19 грамма;
1709 год — 30,6 грамма;
1718 год — 24,47 грамма;
1724 год — 23,59 грамма;
1726 год — 29,49 грамма;
1792 год — 30,00 грамм;
Включение серебряного экю в систему денежного обращения королевства являлось частью финансовой реформы, в результате которой основной денежной единицей стала золотая монета — луидор, первоначально равная 10 счетным ливрам, в то время как экю был равен 3 ливрам, а с 1726 года — 6 ливрам.
Хотя экю самого Людовика XIII весьма редки и относятся только к одному типу, при его приемниках их чеканка приобрела широкое распространение и привела к появлению большого количества разновидностей. Только в правление Людовика XIV было выпущено по меньшей мере 11 основных типов монет, не считая их разновидностей. Производство было обставлено с размахом, чеканку экю осуществляли монетные дворы во всех уголках Франции, а тиражи нередко составляли сотни тысяч штук.
Нормальной практикой для экю Людовика XIV являлась перечеканка более ранних типов монет в более поздние. Практически на каждой монете периода 1680-х-1700-х гг. можно найти следы этого мероприятия, которые скорее портят внешний вид монет. В последующие годы, перечеканка монет также осуществляется, но уже не в столь массовом порядке. Другим характерным признаком экю являются следы юстировки — механической обработки монетной заготовки или полосы металла до нормативных веса и толщины, в результате которой на монетах оставались глубокие борозды, царапины, а сами монеты выпускались часто с непрочеканом значительной части легенды и изображения. Все это в совокупности приводило к снижению качества производства монеты, а также затрудняет поиск хороших экземпляров для коллекции, без означенных дефектов.

Если с юстировкой дело обстоит более менее понятно, то причины регулярной перечеканки монет оставляют вопросы. Есть мнение, что она была вызвана порчей монеты, когда старым, изношенным монетам, потерявшим в весе при длительном обращении придавали новую нарицательную стоимость в 1 экю, хотя металла в них было уже меньше установленного норматива. Однако, перечеканке подвергали и вполне пригодные для дальнейшего обращения монеты, а вес новых — соответствовал нормативу и допустимым девиациям по весу. Другая точка зрения гласит, что поводом для регулярной перечеканки являлось почтение перед персоной короля, которое не допускало присутствие в денежном обращении потертых монет или с повреждённым ликом монарха. Но и данная версия не находит подтверждения при исследовании нумизматического материала. Третья версия утверждает, что таким образом — регулярной сменой дизайна, предотвращались усилия фальшивомонетчиков по наполнению рынка поддельными, низкопробными и легковесными монетами. Но и эта проблема не была столь серьезной, чтобы ради неё устраивать масштабные кампании по переделке монеты.
Вероятно играли роль все озвученные факторы в совокупности, остаётся лишь констатировать, что перечеканка практиковалась весьма широко и подобные кампании имели место в мировой истории нечасто. По масштабу она может сравниться с массовой перечеканкой медной монеты в России в XVIII веке, или серебряной после свержения Иоанна Антоновича в 1741-43 гг.
Выпуск экю совпал по времени с двумя самыми продолжительными царствованиями в истории Франции — Людовика XIV (1643-1715 гг.) и Людовика XV (1715-1774 гг.), приходившегося королю-солнцу правнуком. Оба монарха вступили на трон в детстве, а окончили свою жизнь глубокими стариками, что в свою очередь позволяет по портретам на монетах, наблюдать их взросление, зрелость и старение во всех нюансах. Причём для монет Людовика XIV это наиболее справедливо.

В истории Франции и мировой истории монета экю имела не только экономическое значение. Во время попытки бегства королевского семейства в июне 1791 года, известного в исторической науке как «бегство в Варенн», Людовик XVI был опознан по портрету на монете почтмейстером Жан-Батистом Друэ. Королевская чета была арестована и под конвоем возвращена в Париж. Это событие невероятно подорвало авторитет королевской власти и открыло дорогу к провозглашению республики и последующей казни короля и королевы. По одним данным этой монетой был экю, хотя стоит признать, что подтянутый профиль Людовика XVI, изображённый на монете, вряд ли мог служить для идентификации личности, так как еще к началу 1780-х годов король существенно раздался вширь. Более достоверные изображения короля «в теле» появляются на золотых луидорах в 1785 году, а на серебряных экю и бронзовых су только в 1792 году, так что последние, в реальности, вряд ли могли служить для опознания беглого монарха.
Исследование теории вероятностей также не обошлось без серебряного экю. Французский математик и естествоиспытатель XVIII века Жорж-Луи Леклерк де Бюффон использовал экю в своём статистическим эксперименте с подбрасыванием монеты, в результате которого удалось доказать, что вероятность выпадения «орла» и «решки» при многократном подбрасывании приближается к 1/2. В тоже время, вероятность повторения конкретной комбинации выпадения «орлов» и «решек» снижается с каждым броском, подчиняясь закону геометрической прогрессии «1/2 в степени n, где n — число бросков». Доподлинно неизвестно, использовался в самом эксперименте именно экю, но свои вычисления выигрышей и «справедливой ставки» де Бюффон производил именно в экю.

Будучи довольно крупной серебряной монетой, экю обладал высокой покупательной способностью и стоимостью. Сведения об этом мы можем почерпнуть в литературном источнике, романах Александра Дюма старшего о приключениях «Трёх мушкетеров». За 3 экю д’Артаньян продал своего коня, после прибытия в Париж, 10000 экю стоил костюм Великого Могола, который был на герцоге Бэкингеме на балу, во стремя встречи с королевой, 2000 экю заплатил отец Атоса за перстень с сапфиром, а в 1000 экю оценён другой перстень — графа Де Ла Фер, который заложили д’Артаньян с Атосом. При этом 500 экю составляла цена «потертого седла», которое ещё и скрипело при езде.
Но здесь стоит оговориться, что речь идёт о тратах высшей аристократии, о предметах роскоши. Простые вещи и товары повседневного спроса стоили гораздо дешевле, на 1 экю можно было приобрести по своему выбору: 10 кг говядины, 60 кг хлеба в урожайные годы, 1 пару мужской обуви или 4 пары детской. При этом квалифицированный рабочий мануфактуры зарабатывал от 100 до 200 экю в год, а разнорабочий около 30-40 экю в год.
Сколько же стоит экю сегодня? Простые варианты монет в слабой сохранности оцениваются в 50-60 евро, хорошие коллекционные экземпляры от 150 до 500 евро, но встречаются и раритеты стоимостью свыше 10 тысяч евро.
После перехода Франции на десятичную денежную систему и введения Франка в 1795 году, название «экю» перешло на 5-франковую серебряную монету весом 25 граммов из серебра 900-й пробы, выпуск которой продолжался до 1870-х гг.
Уже в современной истории название «экю» (от англ. European Currency Unit)
относилось к валюте-предшественнику евро в 1979-1998 гг., которая имела безналичное обращение, хотя некоторые страны выпускали и монеты, номинированные в экю. С тех пор, в качестве наименования валюты и номинала название «экю» не используется, сохранившись только в нумизматике.
Объявления по запросу «монета луидор»
Золотая монета Луидор, Франция, 1785г. А. Из частной коллекции, Оригинал, не копия, не новодел, в отличном коллекционном состоянии. Золото 917°пробы, вес 7.67гр.
Ставропольский край, Невинномысск
Луидор
1 999 ₽
Луидор 1791 года. Людовик 16. Торгпишите пожалуйста в ватс апп.
Калининградская область, Багратионовский г.о., пос. Долгоруково
Золотая монета Луидор 1727г
209 000 ₽
Золотая монета Луидор 1727г. Людовик XV. Франция. Вес 8,13г.
Ростовская область, Ростов-на-Дону
Монета Франция 20 франков (francs) 1876 Золото
45 000 ₽
Подлинная монета! Вы получите именно ту монету, которая показана на фотографиях! — Сертификат подлинности: № 25080. — Сохранность: AU. — Тип: Для обращения. — Год: 1876 г. — Номинал: 20 франков (francs). — Диаметр (мм): 21. — Тираж (шт): Монетный двор: Париж, Франция; Знак: A; Unc=8825000. — Материал: Золото. — Ориентация: Монетная ↑↓. — Форма: Круг. — Гурт: Надпись; '* Dieu * Protege * LA * France. '. — Период правления: Третья Республика (1870 — 1941). — Художник: аверс: Augustin Dupré; реверс: Henri Auguste Jules Patey. — Проба металла: 900. — Вес монеты (г): 6,45. — Страна: Франция. В 1794 г. Среди приговоренных к смерти на гильотине оказался и Огюст Дюпре, автор изображения на революционном луидоре. Согласно легенде, поднимаясь на эшафот Дюпре сжимал рукой в кармане свою золотую монету с ангелом и молился. Внезапно, в шпиль ближайшей колокольни ударила молния, началась паника и казнь отложили. Потом о Дюпре забыли, а через 5 месяцев и вовсе выпустили из тюрьмы. Согласно другой легенде, Дюпре подкупил своей золотой монетой с ангелом охранника и сбежал. Впоследствии Дюпре всем рассказывал, что его спас «золотой ангел». Существует также легенда о том, что Наполеон Бонапарт тоже всегда носил с собой золотую монету с ангелом, но в 1815 г., перед битвой под Ватерлоо, потерял ее. В результате битва была проиграна. Слухи о монете, приносящей удачу, быстро распространились по всей Франции, а к середине Xix в. И далеко за ее пределами. Поэтому изображение ангела было воспроизведено и на золотых монетах номиналом 20 франков в период 1848-1849 гг., 1871-1898 гг. И 1899-1906 гг. Эти 20 франков были изготовлены из золота 900 пробы. В Европе эти монеты «20 франков» стали называть «Счастливыми золотыми ангелами», а в Америке «Французскими ангелами». Выражение «Золотые ангелы» звучит красиво и выглядит тоже красиво. Монеты с этим именем прочно вошли в историю и даже обзавелись не менее красивой легендой. Между тем на них изображены вовсе не ангелы. Вовсе не ангел. Появились «золотые ангелы» во времена Великой французской революции (1789-1799гг.). На подъеме революционной волны Национальное собрание решило чеканить новые луидоры, которые отвечали бы духу свободы, равенства и братства, и одновременно увековечить на них принятие Конституции. Автором рисунка на «революционной» монете стал главный гравер Франции — Огюст Дюпре (Augustin Dupré). Что же изобразил Дюпре на своей монете? Не ангела, а обнаженного крылатого гения — духа-хранителя. На реверсе революционного луидора монетный гений пишет на скрижали слово «конституция». Компанию ему составляет петух — символ бдительности и символ французской нации вообще (по латыни слово «gallus» одновременно означает «галл» и «петух»). За пишущим гением виднеются ликторские пучки (фасции), символизировавшие государственное и национальное единство. В Древнем Риме ликторские пучки носили исполнители распоряжений магистратов. Сверху по окружности монеты можно прочитать надпись «Regne DE LA Loi», что значит — «Господство Закона». Фасции увенчаны фригийской шапочкой (колпаком) — общепринятом символом Французской революции.
Луидор монета сколько в рублях
Офис Москва: г. Москва, ул. Тверская, 12 Станция метро: Чеховская, Тверская, Пушкинская
Телефоны: 8-800-333-14-77 (Россия бесплатно), +7 (903) 006-00-44
Время работы: Пн-Пт: 9-00 до 19-30, Сб-Вс: 10-00 до 18-00
Офис Санкт-Петербург: г. Санкт-Петербург, Невский проспект 44, 5 этаж, офис 11
Телефоны: +7-812-424-33-54
Время работы: Пн-Пт: 10-00 до 19-00
Суббота: с 11:00 до 16:00, Вс: выходной
Офис Краснодар: г. Краснодар, ул. Красная 113, 2 этаж, офис 206.
Телефоны: +7-861-217-66-87
Время работы:Пн-Пт: с 10:00 до 19:00, Сб — Вс: выходной
2001-2023 © Клуб Нумизмат
0.64228796958923
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Клуб Нумизмат обязательна. administrator@numizmatik.ru
Предложение, по всем представленным товарным позициям, не является публичной офертой.