Диаметр трубопровода в составе ОПО для регистрации в реестре ОПО
Начиная с какого диаметра трубопровод пара подлежит регистрации в Госреестре в составе ОПО "Котельная"?
В соответствии с п.2 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов (далее — ОПО) относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Таким образом, соответствующие объекты относятся к категории ОПО при обязательном наличии двух условий:
1) используемое на них оборудование должно работать под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля;
2) такое оборудование должно работать под избыточным давлением либо пара, газа (в газообразном сжиженном состоянии), либо воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, либо иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Дальнейшую конкретизацию соответствующие требования находят в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утв. приказом Ростехнадзора от 26.03.2014 N 116 (далее — ФНП).
При этом сфера действия ФНП устанавливается пунктами 2, 3, 4.
Так, в соответствии с п.2 ФНП, настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Таким образом, под действие указанных ФНП подпадают оборудования, соответствующие одновременно двум условиям:
1) оборудование должно работать под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля;
2) такое оборудование должно работать под избыточным давлением либо пара, газа (в газообразном сжиженном состоянии), либо воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, либо иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Кроме того, в п.3 ФНП определяется перечень оборудования, отвечающих вышеизложенным условиям, на которые действие ФНП распространяется.
Так, в силу требований подп."з", "и" п.3 ФНП указанные правила распространяются на трубопроводы пара и горячей воды; трубопроводы технологических для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред.
И, наконец, в п.4 ФНП определяется перечень оборудования, в отношении которых требования ФНП не применяются. При этом согласно п.4 ФНП указанные Правила не распространятся на объекты, на которых используются:
трубопроводы пара и горячей воды, устанавливаемые на подвижном составе железнодорожного, автомобильного транспорта (подп."с");
трубопроводы пара и горячей воды наружным диаметром менее 76 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 450°C и давление 8 МПа (подп."т");
трубопроводы пара и горячей воды наружным диаметром менее 51 мм, у которых температура рабочей среды не превышает 450°C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450°C без ограничения давления рабочей среды (подп."у");
сливные, продувочные и выхлопные трубопроводы котлов, трубопроводов, сосудов, редукционно-охладительных и других устройств, соединенные с атмосферой (подп."ф");
магистральные трубопроводы, внутрипромысловые и местные распределительные трубопроводы, предназначенные для транспортирования газа, нефти и других продуктов (подп."х");
трубопроводы сетей газораспределения и сетей газопотребления (подп."ц").
В п.215 ФНП определяется перечень оборудования под давлением, не подлежащего учету в органах Ростехнадзора, среди которых:
к) трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450°C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450°C без ограничения давления рабочей среды;
трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 100 мм и менее, у которых температура рабочей среды свыше 250°C до 450°C при давлении рабочей среды свыше 0,07 МПа до 1,6 МПа, а также у которых температура рабочей среды свыше 115°C до 450°C при давлении рабочей среды свыше 1,6 МПа до 8,0 МПа (подп."л");
трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250°C и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящих ФНП (подп."м");
технологические трубопроводы (подп."н").
В силу требований п.217 указанных ФНП регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется:
а) оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора согласно пункту 214 настоящих ФНП;
б) оборудование под давлением, не подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора, при наличии иных признаков отнесения объектов к категории ОПО, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Ростехнадзор информирует организации, эксплуатирующие трубопроводы пара и горячей воды, тепловые сети
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам анализа обращений организаций и граждан по вопросам эксплуатации опасных производственных объектов (далее — ОПО), в составе которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением -трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115°С (в том числе трубопроводы тепловых сетей), информации о происходящих при этом происшествиях (авариях, инцидентах, несчастных случаях и др.) и результатов технического расследования их причин, а также мониторинга сведений, публикуемых в средствах массовой информации, сообщает.
При эксплуатации ОПО, в составе которых используются трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115°С (в том числе трубопроводы тепловых сетей), несмотря на длительный (более 20 лет) период действия Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — ФЗ № 116), до настоящего времени имеются отдельные случаи несоблюдения эксплуатирующими ОПО организациями положений статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ № 116, в числе прочего определяющих необходимость:
- регистрации ОПО в государственном реестре ОПО;
- заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- эксплуатации ОПО и используемых на нем технических устройств, зданий и сооружений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и технического регулирования, а также требованиями промышленной безопасности, установленными в развитие ФЗ № 116 соответствующими федеральными нормами и правилами;
- проведения экспертизы промышленной безопасно в случаях, установленных статьями 7, 9, 13 ФЗ № 116, а также федеральными нормами правилами в области промышленной безопасности;
- участия в техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО, в том числе при эксплуатации вышеуказанных трубопроводов, а также направления информации о них в территориальные органы Ростехнадзора.
Как показывает практика, наличие вышеперечисленных нарушений в первую очередь является следствием незнания или неправильного трактования требований законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности в части отнесения в область их действия (идентификации) того или иного производственного объекта и используемого на нем оборудования.
Например, практикуется подмена требований промышленной безопасности требованиями энергетической безопасности в отношении трубопроводов, транспортирующих под избыточным давлением более0,07 МПа горячую воду с температурой более 115°С (что согласно пункту 2 приложения 1 к ФЗ №116 является признаком отнесения объекта, в составе которого они используются, к категории ОПО), при вводе их в эксплуатацию и дальнейшем использовании.
Данный факт подтверждается не выполнением обязательных в этом случае требований ФЗ № 116 и » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, рег. № 32326), при эксплуатации опасных производственных объектов, вместо которых применяются требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее — ПТЭ ТЭУ), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2003, рег. № 4358), в нарушение положений пункта 1.4 данного нормативного правового акта, устанавливающего необходимость эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, к которому предъявляются требования промышленной безопасности, в соответствии с требованиями промышленной безопасности.
Также, при вводе в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, не обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 ФЗ № 116, а также требований раздела IV «Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования» ФНП ОРПД. Вместо этого в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, проводятся мероприятия с применением процедуры, в развитие ПТЭ ТЭУ определенной » Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок (далее — Порядок), утвержденным приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 (зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 № 11597).
Сравнительный анализ состояния промышленной безопасности при эксплуатации ОПО на протяжении последних лет свидетельствует о наличии тенденции к увеличению количества аварий и инцидентов, происходящих при использовании трубопроводов, транспортирующих под давлением более0,07 МПа пар и горячую воду с температурой более 115°С, в том числе трубопроводов в составе тепловых сетей, предназначенных для обеспечения теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей, приводящих, помимо прекращения подачи тепловой энергий потребителям, к возникновению несчастных случаев, в результате которых травмы и термические ожоги различной степени тяжести получают лица, не связанные с эксплуатацией данного оборудования.
Помимо этого, при повреждении или разрушении используемого в составе ОПО трубопровода горячей воды с температурой более 115°Сэксплуатирующими такие ОПО организациями не обеспечивается выполнение требований статьи 10 ФЗ № 16 и » Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 (далее -Порядок расследования).
Вследствие не соблюдения указанных требований (в том числе по причине отсутствия единообразного понимания у эксплуатирующих организаций критериев идентификации происшествия с оборудованием на ОПО к аварии или инциденту либо к технологическому нарушению(аварии) в области теплоэнергоснабжения) возникают случаи, когда по факту аварии или инцидента при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого в составе ОПО, эксплуатирующая организация идентифицирует явную аварию в качестве инцидента, либо классифицирует аварию или инцидент на ОПО в качестве технологического нарушения при теплоснабжении. В связи с этим, в нарушение требований Порядка расследования не во всех случаях обеспечивается проведение расследования причин аварий и инцидентов при эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (в том числе трубопроводов тепловых сетей), которое зачастую подменяется либо расследованием причин аварии в электроэнергетике, либо расследованием причин аварийной ситуации при теплоснабжении.
Указанные ошибки приводят к несоблюдению требований промышленной безопасности, изложенных в статьях 9 и 12 ФЗ № 116, а также положений Порядка расследования в части обеспечения своевременного информирования в установленном порядке Ростехнадзора и его территориальных органов об аварии на ОПО, проведения технического расследования причин аварии в соответствии с Порядком расследования и, как следствие, препятствует осуществлению страховых выплат пострадавшим, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Фактически проведение расследования аварии или инцидента, произошедших при применении на ОПО технических устройств(трубопроводов горячей воды), в соответствии с » Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 № 1114, является нарушением требований подпункта «б» пункта 1 данных Правил, указывающего на невозможность применения их требований в отношении аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности.
Аналогичное требование определено пунктами 1, 5 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846, согласно которым расследование причин разрушений технических устройств, соответствующих определению аварии, установленному законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности.
Одновременно сообщаем, что технические устройства, применяемые на ОПО (в том числе трубопроводы пара и горячей воды), являются объектами технического регулирования, в отношении которых должно быть обеспечено подтверждение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и выполнение требований статьи 7 Ф3 № 116.
Анализ результатов осуществления территориальными органами Ростехнадзора контрольно-надзорной деятельности показывает наличие случаев:
- применения при ремонте трубопроводов элементов, арматуры и иных устройств, не имеющих документов, подтверждающих их соответствие требованиям технических регламентов;
- не проведения подтверждения соответствия новых или реконструированных трубопроводов требованиям технических регламентов;
- не проведения экспертизы промышленной безопасности до начала применения таких трубопроводов на ОПО в случае, если требования технических регламентов к ним не установлены;
- нарушения требований »Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 № 102 (зарегистрирован Минюстом России16.05.2014, рег. № 32308) при проведении ремонта оборудования с применением сварки;
- нарушения требований »Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21. 11.2016 № 490 (зарегистрирован Минюстом России14.12.2016, рег. № 44707), при контроле качества сварных соединений;
- не проведения экспертизы промышленной безопасности находящихся в эксплуатации трубопроводов после завершения восстановительного ремонта, причиной которого явились авария или инцидент.
В связи с вышеизложенным обращаем Ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при эксплуатации ОПО, в том числе в части установления причин произошедших аварий и несчастных случаев, а также принятия мер по предотвращению возникновения аварийных ситуаций в дальнейшем.
Начальник Управления государственного строительного надзора М.А . Климова.
Смотрите также более ранние разъяснения Ростехнадзора по идентификации тепловых сетей:
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления
18. Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра.
19. Заявление о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением N 1 к Административному регламенту (далее — заявление), от руки или с использованием электронных печатающих устройств и подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя, заверяется печатью заявителя (при наличии) или оформляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя заявителя (далее — усиленная квалифицированная электронная подпись).
20. Для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению следующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра:
1) сведения, характеризующие ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению N 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии);
Сведения, характеризующие ОПО, оформляются заявителем в виде документа для каждого ОПО.
Сведения, характеризующие ОПО, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в одном экземпляре.
2) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании ОПО (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2020, N 50, ст. 8074).
В случае если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений.
На ОПО, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацем первым подпункта 2 пункта 20 Административного регламента, заявитель вправе представить документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого ОПО на его эксплуатацию, при предоставлении документов, подтверждающих непрерывность производственного процесса основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса.
При регистрации ОПО, на которых применяются технические устройства, место работы которых может меняться (передвижные котельные установки, самоходные грузоподъемные механизмы), в сведениях, характеризующих ОПО, в качестве места нахождения ОПО может указываться адрес заявителя (адрес в пределах места нахождения юридического лица (его филиала, обособленного подразделения) либо адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя);
3) копию обоснования безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, ст. 4359; 2016, N 23, ст. 3294; N 27, ст. 4216; 2017, N 9, ст. 1282; N 11, ст. 1540; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ);
4) копию текстовой части подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации в органах исполнительной власти данного заключения экспертизы);
В случае, если проектная документация ОПО, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2009, N 21, ст. 2576; N 52, ст. 657; 2010, N 16, ст. 1920; N 51, ст. 6937; 2011, N 8, ст. 1118; 2012, N 27, ст. 3738; N 32, ст. 4571; 2013, N 17, ст. 2174; N 20, ст. 2478; N 32, ст. 4328; 2014, N 14, ст. 1627; N 50, ст. 7125; 2015, N 31, ст. 4700; N 45, ст. 6245; 2016, N 5, ст. 698; 2017, N 19, ст. 2843; N 48, ст. 6764; N 6, ст. 942; N 21, ст. 3015; N 29, ст. 4368; N 38, ст. 5619; N 51, ст. 7839; 2018, N 13, ст. 1779; N 18, ст. 2630; N 39, ст. 5970) (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 87), не содержит подраздела «Технологические решения», заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для соответствующего раздела проектной документации Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 87.
5) опись документов.
В случае представления заявления и комплекта документов непосредственно в соответствующий территориальный орган по принципу «одного окна» или почтовым отправлением заявитель представляет электронные копии заявления и документов, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 20 Административного регламента, на съемном электронном носителе информации.
Заявление, сведения, характеризующие ОПО, представляются на электронном носителе информации в редактируемом формате и в виде электронных копий.
Содержание текстовых документов и чертежей электронных копий документов должно быть идентично бумажному оригиналу.
В случае, если заявление и сведения, характеризующие ОПО, подписаны уполномоченным представителем заявителя, к заявлению прикладывается оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность или ее копия, заверенная организацией заявителя, или иной документ, подтверждающий право действовать от имени заявителя.
При подаче заявления и сведений, характеризующих ОПО, на бумажном носителе не допускается исправление ошибок в тексте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать заявления и сведений, характеризующих ОПО, а также скрепление листов заявления, приводящее к порче бумажного носителя.
21. Для выдачи дубликата свидетельства о регистрации заявитель представляет непосредственно, направляет почтовым отправлением либо посредством ЕПГУ в территориальный орган Ростехнадзора заявление, оформленное в соответствии с приложением N 3 к Административному регламенту.
22. В случае допущения территориальным органом Ростехнадзора опечаток (ошибок) в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявитель вправе представить в территориальный орган Ростехнадзора непосредственно, направить почтовым отправлением либо посредством ЕПГУ подписанное заявителем или его уполномоченным представителем, заверенное печатью заявителя (при наличии) или оформленное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявление об исправлении допущенных опечаток (ошибок) в выданных в результате предоставления государственной услуги документах (далее — заявление об устранении ошибок) с изложением сути допущенных опечаток (ошибок), а также представленный по описи соответствующий документ, содержащий опечатки (ошибки).
Для переоформления бланка свидетельства о регистрации в связи с исправлением допущенных опечаток (ошибок) заявитель направляет в регистрирующий орган заявление, оформленное в соответствии с приложением N 3 к Административному регламенту.
23. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристиках ОПО, с изменением типового наименования (именного кода объекта), изменения адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и представленные по описи соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению N 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
В случае представления заявления и комплекта документов непосредственно в соответствующий территориальный орган по принципу «одного окна» или почтовым отправлением заявитель представляет электронные копии заявления и документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на съемном электронном носителе информации.
Заявление, сведения, характеризующие ОПО, представляются на электронном носителе информации в редактируемом формате.
Содержание текстовых документов и чертежей электронных копий документов должно быть идентично бумажному оригиналу.
24. Для исключения ОПО из Реестра заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра с приложением копий соответствующих документов, подтверждающих причину исключения ОПО из Реестра, по описи:
1) в случае ликвидации ОПО: сведения о документации на ликвидацию ОПО (включая информацию о наименовании документации, разработчиках), реквизиты регистрационного номера заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию на ликвидацию ОПО в реестре заключений экспертиз промышленной безопасности, копии документов, подтверждающих утилизацию или передачу опасных веществ (при наличии опасных веществ), копии документов, подтверждающих снос (демонтаж) технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, имеющих признаки опасности согласно приложению 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, копию акта ликвидации объекта;
2) в случае вывода ОПО из эксплуатации: сведения о документации на консервацию ОПО на срок более 1 года (включая информацию о наименовании документации, разработчиках), реквизиты регистрационного номера заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию о консервации ОПО в реестре заключений экспертиз промышленной безопасности, копию акта о консервации объекта на срок более 1 года;
3) в случае утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 и 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ: сведения из проектной документации (при наличии) на опасный производственный объект, включая копию раздела «Технологические решения» (при наличии) или документы, подтверждающие утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 и 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ;
4) изменением критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации: пояснительная записка с указанием изменившихся критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО.
В случае представления заявления и комплекта документов непосредственно в соответствующий территориальный орган по принципу «одного окна» или почтовым отправлением заявитель представляет электронные копии заявления и документов, указанных в пункте 24, на съемном электронном носителе информации.
Заявление представляется на электронном носителе информации в редактируемом формате.
Содержание текстовых документов и чертежей электронных копий документов должно быть идентично бумажному оригиналу.
Абзац утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 24.05.2021 N 187.
25. Для получения информации о зарегистрированных в Реестре ОПО заявителями направляются заявление о предоставлении информации о зарегистрированных в Реестре ОПО в соответствии с приложением N 4 к Административному регламенту в территориальные органы Ростехнадзора.
26. Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, перечисленные в пунктах 20, 23, 24, 25 и 28 Административного регламента (далее — комплект документов), представляются в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора непосредственно либо направляются почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ.
27. Заявление и комплект документов заверяются подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителем заявителя и заверяются печатью (при наличии) или в случае направления их в виде электронного документа через ЕПГУ подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
28. В целях прекращения предоставления государственной услуги заявитель представляет заявление о прекращении предоставления государственной услуги и возврате комплекта документов до истечения срока предоставления государственной услуги, в соответствии с приложением N 5 к Административному регламенту.
Ростехнадзор разъясняет: Категорирование и учет оборудования, работающего под избыточным давлением
Ответ: В соответствии с » подпунктом м пункта 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД), подлежат учету в органах Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром более 100 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 0 С и избыточное давление 1,6 МПа. Согласно п. 217 ФНП ОРПД регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — ОПО) подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора. В соответствии с вышесказанным, паропровод с параметрами, указанными в Вашем обращении, подлежит учету в территориальных органах Ростехнадзора, а также регистрации в государственном реестре ОПО.
Вопрос:
Ответ: Согласно » пункту 3 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД), ФНП ОРПД направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа), в том числе, воды при температуре более 115 градусов Цельсия.
В случае если в соответствии с паспортными характеристиками температура в котловом контуре котла 115 градусов Цельсия или ниже, то ФНП ОРПД на такие котлы не распространяются, в связи с чем они не подлежат учету в органах Ростехнадзора.
Вопрос:
Основным видом деятельности нашего предприятия является выработка тепловой энергии и доставка её потребителям. Объекты предприятия поднадзорны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Одним из видов деятельности нашего предприятия является эксплуатация ОПО трубопроводов пара и горячей воды 4 категории, наружных паропроводов, тепловых сетей с температурой горячей воды свыше 115°С. Ранее, при определении категории и групп эксплуатируемых трубопроводов мы в своей работе руководствовались ПБ 10-573-03, в связи с утверждением новых » «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в процессе работы возникли вопросы по эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.
Просим Вас пояснить, какими нормативными документами, помимо » «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», необходимо руководствоваться в работе на этапе определения категории трубопроводов, проведения их регистрации в органах надзора?
» ФНП ОРПД не устанавливают требований к проектированию и изготовлению трубопроводов в отличие от Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), действовавших до вступления в силу » ФНП ОРПД, в связи с тем, что с 01.02.2014 обязательные требования к проектированию и изготовлению указанного оборудования установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41.
В соответствии с приложением № 1 к ТР ТС 032/2013 в зависимости от технических характеристик и свойств рабочей среды оборудование подразделяется на четыре категории опасности (1, 2, 3, 4), причем к 4 категории отнесено оборудование, обладающее более высокой степенью опасности, в отличие от этого в ПБ 10-573-03 трубопроводы по возрастанию степени опасности категорировались в обратном порядке цифрового отсчета (4, 3, 2, 1), соответственно, трубопроводы с наиболее опасными параметрами были отнесены к I категории.
В связи с наличием в ПБ 10-573-03 и ТР ТС 032/2013 различий в нумерации категорий трубопроводов, а также в критериях их отнесения к конкретной категории (давление, температура в ПБ 10-573-03 и давление, диаметр, произведение давления на диаметр и температура ползучести в ТР ТС 032/2013), с целью исключения ошибок при одновременном применении » ФНП ОРПД и ТР ТС 032/2013 в » ФНП ОРПД в тексте пунктов, определяющих область применения требований » ФНП ОРПД и случаи, в которых оборудование не подлежит учету в Ростехнадзоре, в отношении трубопроводов указаны цифровые значения параметров (давление, температура и диаметр), по которым они подразделяются на попадающие и не попадающие в область применения требований » ФНП ОРПД, а также подлежащие и не подлежащие учету.
Например, согласно подпункту г) пункта 3 » ФНП ОРПД их требования не применяются в отношении объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды с наружным диаметром менее 76 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 450°C и давление 8 МПа, что соответствует указанному в подпункте д) пункта 1.1.2 ПБ 10-573-03 для трубопроводов II, III, IV категорий, а согласно подпункту к) пункта 215 » ФНП ОРПД не подлежат учету в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450°C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450°C без ограничения давления рабочей среды, что соответствует трубопроводам I категории согласно таблице 1 пункта 1.1.3 ПБ 10-573-03, регистрация которых при диаметре 70 мм и менее не требовалась и ранее с учетом пункта 5.1.3 ПБ 10-573-03.
В отличие от действовавших до вступления в силу » ФНП ОРПД требований ПБ 10-573-03 по обязательной регистрации в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводов до пуска их в работу, в разделе IV » ФНП ОРПД установлены требования к порядку ввода в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе о необходимости согласно пунктам 214 и 215 » ФНП ОРПД направления эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора после ввода оборудования в эксплуатацию информации для его учета в объеме, установленном пунктом 216 » ФНП ОРПД.
Вопрос:
Согласно » п.п. «м» п. 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», не подлежат учету в органах Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250°С и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах «а» и «б» пункта 2 » настоящих ФНП.
Прошу разъяснить, какие именно ОПО III класса опасности имеются в виду в данном подпункте: ОПО, у которых III класс опасности присвоен именно по критерию, указанному в п.5 Приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» или ОПО, у которых III класс опасности присвоен по любому критерию опасности.
Ответ Ростехнадзора: Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, сообщает.
В тексте » подпункта м), пункта 215 Федеральных норм и правил промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением» имеются в виду все опасные производственные объекты III класса опасности, имеющие признак опасности, который присваивается по результатам идентификации опасного производственного объекта.