Критерии контролируемых сделок — таблица на 2023 год
Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2023 году
Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.
Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.
Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:
- налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
- российские фирмы;
- иностранные фирмы.
Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).
Проверьте, правильно ли вы определили критерии контролируемых сделок с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Контролируемые сделки — 2023: критерии в табличной форме
Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2023 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.
Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?
Критерии отнесения сделки к контролируемой
Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым
Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ
Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка
подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое
подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН
подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ;
- хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС
подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль (данное условие не действует с 01.01.2022 по 31.12.2024, если доходы/расходы признаются в соотвестии с гл. 25 НК РФ)
подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 67-ФЗ)
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке
подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами
Сделки при участии посредников
Сделки признаются контролируемыми, если:
- посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
- годовой оброт по таким слелкам превышает 120 млн. руб.*
П. 1 ст. 105.14 НК РФ;
подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ
п. 3 ст. 105.14 (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ)
Сделки с товарами мировой биржевой торговли
Сделки признаются контролируемыми, если:
- ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
- нефть и нефтепродукты;
- сталь и иные черные металлы;
- алюминий и иные цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- золото и иные драгметаллы;
- алмазы и другие драгоценные камни;
П. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 5 ст. 105.14 НК РФ;
п. 7 ст. 105.14 НК РФ;
письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070
Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н
Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 120 млн. руб. в год*
п. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 7 ст. 105.14 НК РФ
Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ
Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ
Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 120 млн. руб. в год*
П. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070
Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@
*Годовой лимит доходов в 120 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ) распространяется на сделки, совершенные в 2022 и последующих календарных годах. При подаче в 2022 году уведомления по контролируемым сделкам за 2021 год нужно было ориентироваться на действовавший ранее лимит в 60 млн руб. Это следует из письма ФНС от 11.05.2022 № ЗГ-3-13/4750@.
Как определить рыночную цену контролируемой сделки, описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.
Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:
- между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;
Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.
- между лицами, которые одновременно:
- зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
- не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
- не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
- по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
- по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.
Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2023 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.
Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)
В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2023 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».
А заполнить уведомление вам помогут разъяснения и образец от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Данный формуляр включает:
- титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
- разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
- разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).
Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.
Итоги
Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.
Контролируемые сделки 2021
НК РФ содержит понятие контролируемых сделок и критерии, по которым сделки относят к таковым. Так, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами при соблюдении определенных условий (ст. 105.1,105.2, 105.14 НК РФ). Критерии для определения взаимозависимости приведены в ст. 105.1 НК РФ. Подробно мы писали о них в статье.
Для удобства тестирования сделок компании на признаки «контролируемости» в 2021 году, необходимую информацию представим в виде таблицы:
Сумма доходов за год по сделкам с 1 контрагентом
превышает 1 млрд руб.
Предмет договора — добытое полезное ископаемое.
Сторона договора — добывающая компания, исчисляющая НДПИ по ставке, установленной в процентах.
Хотя бы одно из участвующих лиц применяет ЕСХН.
При этом другое участвующее лицо/ одно из других участвующих лиц не применяет ЕСХН.
Одновременно выполняются 2 условия:
- Одно из участвующих лиц — компания, добывающая или разведывающая недра на новых морских месторождениях (п.1 ст.275.2 НК РФ).
- Один из контрагентов:
- не добывает или не разведывает недра на новых морских месторождениях,
- является добывающей или разведывающей компанией, но не рассчитывает налог на прибыль по ст.275.2 НК РФ.
Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» либо участником проекта по закону от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.
Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль, предусмотренным ст. 286.1 НК РФ.
Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентом за год
превышает 60 млн руб.
Взаимозависимых продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:
- Роль посредника заключается в формальной перепродаже. Никаких дополнительных полезных функций у него нет.
- Имеются признаки фиктивности посреднической операции: посредник не задействует никаких ресурсов для проведения операции и не несет предпринимательских рисков.
Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентам за год
превышает 60 млн руб.
Предмет договора — товар мировой биржевой торговли с кодом товарной номенклатуры ВЭД из перечня, утверждаемого Минпромторгом России.
В действующий Перечень, утв. приказом Митпромторга от 28.04.2018 № 1714 входит 42 позиции из товарных групп нефть и товары, вырабатываемые из нефти, цветные металлы, драгоценные металлы.
Внимание! В п.4 ст. 105.14 НК РФ приведен перечень сделок, которые даже при соблюдении вышеприведенных условий НЕ относятся к контролируемым. С исключениями из правил о контролируемых сделках можно ознакомиться в этом материале.
Кстати, по заявлению ФНС в судебном порядке иные сделки, не поименованные в таблице, могут быть признаны контролируемыми, если будут достаточные основания считать, что они является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания искусственных условий чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ, письма Минфина от 22.05.2015 года № 03-01-18/29892, ФНС от 30.08.2012 года № ОА-4-13/14433@).
Нюансы определения дохода по сделкам
Важным критерием признания сделки контролируемой является размер дохода по сделкам за календарный год или период, в котором имелся признак взаимозависимости сторон сделки.
При расчете доходов следует помнить важную деталь — «критичный порог» контролируемости в 60 млн или 1 млрд руб. определяется по каждому контрагенту, а не по всем скопом.
Доходы от сделок определяются с учетом положений гл. 25 НК РФ (п.9 ст.105.14 НК РФ, письмо Минфина от 03.06.2019 года № 03-12-11/1/40113).
Новое! С 17.03.2021 в НК РФ официально уточнено, что налогоплательщики, которые не исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, для целей выявления контролируемых сделок определяют доход по сделкам расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).
Аналогично рассчитываются «контролируемые» доходы по посредническим сделкам — между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).
Если доход в целях данной главы не учитывается, его не включают в доходы для определения суммового порога сделок. Так, не учитывается доход в виде средств или иного имущества, полученные по договорам займа. А вот проценты, полученные по таким договорам надо включить в сумму дохода по контролируемым сделкам (письма Минфина от 23.05.2012 года № 03-01-18/4-67, от 23.04.2012 № 03-01-18/3-56, от 14.03.2012 № 03-01-18/2-29).
Если доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, получены не в результате совершения сделок, то они тоже не учитываются в доходе от контролируемых сделок. Например, для определения суммового критерия в целях ст.105.14 НК РФ не учитывается доход в виде выплаты действительной стоимости доли участника в уставном капитале общества при его выходе из юрлица, т.к. данная выплата не является сделкой.
Уведомление о контролируемых сделках
Наличие контролируемых сделок влечет обязанность для компании уведомить налоговый орган по месту нахождения организации о таком факте. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения — подает уведомление только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации (п. 1.2 раздела 1 Приложения № 3 к приказу ФНС от 07.05.2018 года № ММВ-7-13/249@).
Уведомления о совершенных контролируемых сделках предоставляются в налоговый орган по выбору компании на бумажном носителе или в электронной форме. Форма (формат) уведомления, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (с учетом изменений от 26.07.2019 года).
Уведомления по сделкам за 2021 год, как и ранее, должно содержать следующую информацию:
- календарный год, за который они представляются;
- предметы сделок;
- сведения об их участниках: полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ); ФИО ИП и его ИНН; ФИО и гражданство физического лица, не являющегося ИП;
- сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Согласно букве закона, уведомление следует подать не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Следовательно, уведомление по контролируемым сделкам за 2021 год надо успеть представить не позднее 20 мая 2022 года.
Если компания опоздает с уведомлением, есть все шансы для штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Данный штраф не зависит от количества контролируемых сделок, т.е. если компания не уведомит об 1 контролируемой сделке или о 10-ти — общая сумма штрафа составит 5 000 руб. (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017 года).
Также за недостоверные данные в уведомлении, которые не позволяют корректно идентифицировать операцию, грозит штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Но в этом случае можно избежать такого наказания, представив уточненное уведомления до выявления налоговым органом наличия недостоверных данных (абз.5 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если опередить налоговый орган не получилось, то уточнение не поможет «снять» штраф (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06. 2020 года по делу № А29-519/2019).
Кстати, Уведомление о контролируемых сделках, полученное от компании инспекция в течение 10 рабочих дней, с даты его получения направляет в электронном виде ФНС.
К сведению! Если организация забудет представить уведомление о контролируемых сделках, налоговая инспекция самостоятельно сообщит «куда следует» о них, если выявит. С 17.03.2021 года инспекция должна сообщать ФНС о выявленных контролируемых сделках во всех случаях, когда получит информацию о них, а не только когда такие сделки выявлены в результате налоговой проверки или при проведении налогового мониторинга. Например, сведения о контролируемых сделках могут быть получены инспекцией в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).
Контроль за уровнем цен по сделкам
Часто именно цена договора является одним из способов «налоговой оптимизации» взаимозависимыми компаниями для снижения налогового бремени, поэтому не удивительно, что цена сделок между взаимозависимыми лицами давно под особым контролем ФНС.
Контролируемые сделки, как и ранее, тестируются на соответствие рыночным ценам с использованием 5 известных методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ:
- Сопоставимых рыночных цен
- Цены последующей реализации
- Затратный
- Сопоставимой рентабельности
- Распределения прибыли
Методы применяются последовательно, т.е. следующий метод выбирается, если невозможно применить предыдущий. Подробности можно узнать в нашей предыдущей статье.
Именно ФНС вправе проверять уровень цен по контролируемым сделкам, а не инспекция, где состоит на учете компания. В рамках выездных и камеральных проверок контроль цен, примененных в контролируемых сделках, в силу прямого запрета НК РФ осуществляться инспекцией не может (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Территориальные инспекции вправе лишь в рамках проверок выявлять факты получения компаниями необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, не являющихся контролируемыми.
Кстати, проведение «ценовой проверки» ФНС нисколько не мешает и не запрещает одновременное проведение в отношении компании выездных, камеральных проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.
В рамках «ценовой проверки» компания должна быть готова представить документы (информацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), которая заинтересует ФНС и будет указана в требовании о представлении документов. Истребуемые документы следует представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п.6 ст. ст. 105.17 НК РФ).
Новое! С 17.03.2021 года ФНС может истребовать документы (информацию) по контролируемым сделкам не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ. Установлено, что такие лица обязаны представить документацию (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 7 ст. 105.17 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ). Если документы не могут быть представлены в указанный срок, необходимо направить соответствующее уведомление (в порядке, предусмотренном п.3 ст. 93 НК РФ) в ФНС, с указанием причины и возможного срока представления документов. В этом случае ФНС вправе, но не обязано продлить срок представления документов (информации).
В случае выявления фактов отклонения цен по сделкам от рыночных цен, повлекшие занижение суммы налога (завышению суммы убытка) составляется акт проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.
Рассмотрение акта, материалов проверки, возражений по акту и принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов обычной налоговой проверки, предусмотренному ст. 101 НК РФ (п. 14 ст. 105.17 НК РФ).
Следует отметить, что компания вправе самостоятельно корректировать налоговые обязательства исходя из рыночных цен. Так, если несоответствие цен сделки рыночным привело к занижению налогов или завышению суммы убытка, можно «уточниться», доплатив НДС и налог на прибыль, исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). При таком добровольном «уточнении», ФНС направляет уведомление о возможности симметричных корректировок другому участнику контролируемой сделки в течение 1 месяца (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).
Соглашение о ценообразовании: новое с 17 марта 2021 года
Крупнейшие налогоплательщики могут направить в ФНС заявление о заключении соглашения о ценообразовании (СОЦ) для целей налогообложения (ст.105.19 НК РФ).
К сведению!
Соглашение о ценообразовании заключается по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.
Заключение СОЦ позволяет свести к минимуму споры с ФНС по определению «рыночности» цен по контролируемым сделкам, поскольку в данном документе закрепляется порядок определения цен и применения методов ценообразования в сделках.
Причем цена по контролируемым сделкам, согласованная с ФНС в СОЦ считается рыночной.
Для заключения «ценового» соглашения в ФНС представляются следующие документы:
- заявление о заключении соглашения;
- проект соглашения;
- документы о деятельности компании, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
- копии учредительных документов;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период;
- документ, подтверждающий уплату заявителем госпошлины за рассмотрение заявления о заключении СОЦ;
- иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении СОЦ.
Новое! С 17.03.2021 года можно не представлять с заявлением о заключении СОЦ документы, которые уже есть у налогового органа, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации налогоплательщика, о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ (пп.4,5 п.1 ст. 105.22 НК РФ утратили силу).
Как и ранее, при получении от компании заявления о заключении СОЦ налоговый орган вправе запрашивать дополнительные документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании. Теперь есть срок, в течение которого их надо представить — 10 рабочих дней со дня получения запроса ФНС. Если не получается уложиться в этот срок — необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием срока в течение которого документы могут быть представлены.
Также появилась новая обязанность — вместе с заявлением о заключении СОЦ направить в ФНС сведения о передаче контрагентом компании в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения соглашения. Без такого заявления от иностранного контрагента не обойтись, поскольку предусмотрена обязанность для российской компании в течение 6 месяцев со дня подачи заявления в ФНС представить сведения о подаче контрагентом нужного заявления (новый п.3.1 ст. 105.22 НК РФ)
Есть изменения в сроках рассмотрения заявлений — максимальный срок рассмотрения заявления о заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства увеличен с 9 до 27 месяцев.
И в заключении приятные новеллы:
- исключена возможность переноса срока заключения соглашения о ценообразовании на более поздний период каждый раз в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов, в том числе по запросу ФНС (п.4 ст. 105.22 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ);
- при заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства помимо методов из НК РФ можно применять методы ценообразования, которые используют в конкретном иностранном государстве (п.2.1 ст.105.7 НК РФ).
В данной статье мы рассмотрели основные положения для контролируемых сделок 2021 года. Если остались вопросы, налоговые специалисты компании «Правовест Аудит» готовы предоставить больше информации, необходимой именно Вашей компании, поделиться многолетним опытом работы с контролируемыми сделками и ТЦО. Будем рады помочь.
Какие сделки являются контролируемыми в 2021 году
Ст. 105.14 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 302-ФЗ) применяется в отношении контролируемых сделок, доходы (расходы) по которым учитываются в целях налога на прибыль организаций согласно гл. 25 НК РФ с 01.01.2019, независимо от даты заключения такого договора.
НК РФ Статья 105.14. Контролируемые сделки
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 105.14 НК РФ
1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:
1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
Пп. 2 п. 1 ст. 105.14 (в ред. ФЗ от 17.02.2021 N 6-ФЗ) применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 01.01.2022, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
2) сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.
2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
7) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;
(пп. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 475-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса. Положения настоящего подпункта не применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора;
(пп. 9 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
(пп. 10 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
3. Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 миллионов рублей.
(в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 N 6-ФЗ, от 26.03.2022 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сделки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:
(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 — 7 пункта 2 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
(пп. 3 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
(пп. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;
(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ)
6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
(пп. 7 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
Пп. 8 п. 4 ст. 105.14 распространяется на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ с 01.01.2018, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(пп. 8 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 125-ФЗ)
5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
1) нефть и товары, выработанные из нефти;
2) черные металлы;
3) цветные металлы;
4) минеральные удобрения;
5) драгоценные металлы и драгоценные камни.
6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В целях настоящего Кодекса понятие «внешняя торговля товарами» используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.
9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса. В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.
(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей настоящей статьи доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, учитываются в соответствии с порядком, установленным главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.
(абзац введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.
11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.
Совершенствование налогового контроля – 2021
17 февраля 2021 года был опубликован Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вносит ряд существенных поправок в ч. I НК РФ. И если отдельные изменения затрагивают интересы узкого круга налогоплательщиков, то ряд новшеств интересен всем без исключения организациям и индивидуальным предпринимателям.
Личный кабинет налогоплательщика: расширение функционала
Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.
Теперь в случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.
Обратите внимание: Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 17 марта 2021 года. При этом отдельные положения данного закона имеют особый порядок начала действия.
Хранение документов: сроки увеличены
Одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Аналогичная норма установлена для налоговых агентов: они обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Теперь срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен до пяти лет.
КИК и контролирующие лица: уточнена доля
В соответствии со ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в установленных случаях должны уведомлять налоговый орган как о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), так и о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.
Теперь для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой. При этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.
Введена новая обязанность для банков
Пунктом 2 ст. 86 НК РФ установлено, чтобанки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Статья 86 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:
копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);
копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.
Сделать это банки должны будут в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в установленных случаях.
Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:
в отношении организации (индивидуального предпринимателя) – в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;
в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) – на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Теперь практически никаких тайн от налоговых органов у налогоплательщиков не останется: банки расскажут все, что знают о своих клиентах.
Налоговикам дано право истребовать документы у держателя реестра ценных бумаг
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Теперь данный перечень лиц, у которых можно истребовать интересующую налоговиков информацию, расширен: в него вошли и лица, которые осуществляют (осуществляли) ведение реестра владельцев ценных бумаг.
Кроме того, налоговыми органами могут быть запрошены документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).
Взаимозависимые лица и соглашение о ценообразовании: расширение полномочий налоговиков
Методы определения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
Методы, приведенные в ст. 105.7 НК РФ и используемые для определения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, распространены на случаи проведения налогового контроля при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (п. 1 ст. 105.7 НК РФ).
Кроме того, установлено, что при рассмотрении ФНС заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (СОЦ) в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства применение данных методов может осуществляться с учетом следующего. Особенности, установленные законодательством такого иностранного государства для аналогов указанных методов, могут учитываться при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке данных методов с результатами, полученными при применении указанных методов с учетом таких особенностей. При этом соответствующие результаты признаются сопоставимыми, если различия между названными результатами отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, обозначенных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.
Контролируемые сделки
Согласно действующей редакции п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, к которым в том числе приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.
В новой редакции данной нормы будут указаны сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ. В данном случае речь идет о следующих товарных группах:
1) нефть и товары, выработанные из нефти;
2) черные металлы;
3) цветные металлы;
4) минеральные удобрения;
5) драгоценные металлы и драгоценные камни.
Обратите внимание: новые положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Кроме того, уточнен п. 3 ст. 105.14 НК РФ: теперь сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) (ранее – по сделкам между указанными лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.
Еще одно важное уточнение касается налогоплательщиков, которые не исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. В этом случае для целей налогообложения используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).
В этом же порядке учитываются доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).
Уведомление о контролируемых сделках
По общему правилу налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Теперь при выполнении данной обязанности нужно учитывать, что в случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, указанный налоговый орган самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет ей сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ). Ранее налоговый орган мог выявить факт непредставления уведомления о контролируемой сделке только в рамках налоговой проверки или налогового мониторинга.
Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится налоговым органом по месту его нахождения (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Теперь такая проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, необязательно проводящего выездную или камеральную налоговую проверку или налоговый мониторинг.
При этом решение о проведении проверки не может быть принято в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки, по которой такой налогоплательщик обратился в ФНС с заявлением о заключении СОЦ за тот же календарный год, в случае, если налоговым органом не принято ни одно из решений, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 5 ст. 105.22 НК РФ.
Также установлено, что налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении СОЦ, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых учитывались доходы (расходы) по соответствующей сделке.
Если речь идет о внешнеторговой сделке, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, то документы нужно хранить в течение десяти лет.
Кроме того, установлен срок представления истребуемых документов согласно п. 7 ст. 105.17 НК РФ – в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.
Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
Российская организация – налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе обратиться в ФНС с заявлением о заключении СОЦ.
В порядок заключения СОЦ внесен ряд изменений (ст. 105.20, 105.21, 105.22 НК РФ):
уточнен порядок заключения СОЦ в отношении внешнеторговой сделки;
действие СОЦ в случае повторного обращения о его заключении может быть распространено на предыдущий период;
уменьшен перечень документов, которые нужно прилагать к заявлению о заключении СОЦ;
установлен порядок представления дополнительных документов;
введено требование о представлении вместе с заявлением о заключении СОЦ сведений о подаче контрагентом налогоплательщика в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения такого соглашения;
установлены новые сроки рассмотрения заявления и других документов;
расширены основания для отказа в заключении СОЦ;
установлен порядок представления повторного заявления о заключении СОЦ.
Установлен срок для представления страновых отчетов
Страновой отчет представляется участником международной группы компаний, который является налогоплательщиком в соответствии с НК РФ, по требованию ФНС. Теперь дополнено, что срок для представления данного отчета, установленный налоговым органом, не может составлять менее трех месяцев со дня получения налогоплательщиком указанного требования (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).
Кроме того, уточнено, что обеспечение конфиденциальности информации из страновых сведений, представляемых в соответствии с требованиями гл. 14.4-1 НК РФ и (или) полученных от компетентных органов иностранных государств в рамках международного автоматического обмена страновыми отчетами, неразглашение сведений и иная защита указанной информации также осуществляются в соответствии с требованиями, предусмотренными международными договорами РФ по вопросам налогообложения, в порядке, аналогичном порядку защиты сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотренному ст. 102 НК РФ (п. 4 ст. 142.5 НК РФ).
Скорректирован порядок рассмотрения жалоб
В порядок досудебного обжалования актов налоговых органов, действий налоговиков внес ряд уточнений и новых норм.
Так, лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Уточнено, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям и в том же порядке (п. 7 ст. 138 НК РФ).
Расширен перечень оснований, когда вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части (п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Налоговики откажут, если:
до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание;
до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.
Также уточнено, что налоговики откажут в рассмотрении жалобы, если ранее подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ.
Обратите внимание: обновленные положения ст. 138, 139.3 и 140 НК РФ применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после дня вступления в силу рассматриваемых изменений, то есть после 17 марта 2021 года.
Что касается порядка рассмотрения жалобы, теперь лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия по ней решения вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев (ст. 140 НК РФ).
В течение пяти дней со дня получения указанного ходатайства вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает одно из следующих решений: о приостановлении рассмотрения жалобы полностью или в части или об отказе в приостановлении рассмотрения жалобы. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия будет сообщено лицу, подавшему жалобу.
Установлен новый формат рассмотрения жалобы: с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС.
Вводятся основания для приостановления рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) по решению вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу:
до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;
в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве;
до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу.
Кроме того, признан утратившим силу п. 4 ст. 140 НК РФ, согласно которому документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 или 101.4 НК РФ, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматривались вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. Теперь такой возможности у налогоплательщиков не будет.
Уточнены и сроки рассмотрения жалобы в случае представления лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов – установленные п. 6 ст. 140 НК РФ сроки исчисляются с момента получения указанных документов вышестоящим налоговым органом, рассматривающим жалобу, а не со дня получения жалобы.
Внесены существенные поправки в налоговое администрирование, которые в основном направлены на устранение ряда вопросов, возникающих при определении цен для целей налогообложения и осуществлении налогового контроля за ценами, в том числе в процессе заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. В частности:
уточнены условия признания контролируемыми внешнеторговых сделок, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта РФ (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы);
устранена правовая неопределенность в отношении порядка исчисления суммы доходов по сделкам в ситуациях, когда лицо, получающее доход по таким сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ, а также в ситуациях, когда сделка совершена с участием комиссионера (агента);
налоговым органам предоставлена возможность направлять в ФНС извещение о контролируемых сделках, являющееся основанием для назначения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, вне рамок проведения налоговых проверок.
При этом выделим значимые изменения, касающиеся всех налогоплательщиков:
срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, увеличен до пяти лет;
введена обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, документов, документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета, копии карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.;
расширен перечень оснований, при которых вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения.