Что проверяет налоговая при ликвидации ооо
Перейти к содержимому

Что проверяет налоговая при ликвидации ооо

  • автор:

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица (октябрь 2023)

В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).

Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее — Закон N 129-ФЗ).

Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).

В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее — Закон N 129-ФЗ).

При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).

А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании (ст. 63 ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры — внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. решение ФНС от 14.07.2015 N 55-p).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, — до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Проверка после ликвидации

В прошлом году были приняты поправки в нормативные документы, которые позволяют налоговиками проводить проверки и делать доначисления по закрытым или ликвидированным компаниям. Кроме того, внесены дополнения в субсидиарную ответственность, а значит директору и учредителям могут «прилететь» доначисления по налогам.

Из письма в редакцию

В апреле 2015 году генеральным директором была продана компания. В 2018 году, эта компания была ликвидирована уже новым руководителем. Сейчас выясняется, что по компании контрагентам приходят требования о представлении документов за 2015 год и повестки от ИФНС. Подскажите может ли идти проверка в отношении директора, который продал компанию в 2015 году? Или эта проверка связана с ликвидацией?

Мнение эксперта

В прошлом году были приняты поправки в нормативные документы, которые позволяют налоговиками проводить проверки и делать доначисления по закрытым или ликвидированным компаниям. Кроме того, внесены дополнения в субсидиарную ответственность, а значит директору и учредителям могут «прилететь» доначисления по налогам.

Если по компании, которая была продана в 2015 году есть недоплаты по налогам, то проверка может идти в отношении директора, продавшему компанию и одновременно в отношении директора, который её ликвидировал. Если вы работали с подозрительными фирмами, которые попали под проверку, прежнего директора тоже могут привлечь к ответственности. Более того, если есть неуплаченные налоги и их сумма подпадает под статью 199 УК РФ и квалифицируется, как не уплата налогов в особо крупном размере, на прежнего директора могут завести дело. Причем, прежний директор и ликвидировавший компанию директор могут быть объединены в группу лиц, действовавших по сговору.

Итак, все зависит от того, что у вас было по той компании.

Вариант 1. Если была не уплата налогов в особо крупном размере, то ОЧЕНЬ велика вероятность возбуждения уголовного дела на прежнего директора по сговору с последним директором. Проверьте несколько цифр. Первое, была ли не уплата налогов. Второе, подпадает ли сумма неуплаченных налогов под крупный и особо крупный размер.

Крупным размером считается сумма, составляющая за три года более 5 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов более 25 процентов подлежащих уплате. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 000 000 рублей.

Особо крупный размер – это сумма, составляющая за три года более 15 000 000 рублей и превышает 50 процентов подлежащих уплате налогов, либо более 45 000 000 рублей.

Если да, то срок давности привлечения составляет 6 лет. У налоговиков и у СК есть еще масса времени, чтобы отработать уголовное дело. Это самый опасный для вас вариант. Обоих директоров могут привлечь по 199 УК РФ, как группу лиц. Если вы думаете, что сговор нужно доказать в суде, избавьтесь от иллюзий. Сам факт продажи и будет считаться сговором.

При этом неуплата налогов до продажи компании будет вменяться в ответственность первого директора. Не уплата налогов после 2015 – ответственность последнего директора. Но в группе лиц – это может оказаться неважным. Так как, есть солидарная ответственность. Здесь нужно будет полагаться на адвоката.

Вариант 2. Если была незначительная неуплата налогов, которая не подпадает под статью 199 УК РФ, могут быть только доначисления и гражданский иск к директору от ИФНС. Но, скорее всего, ничего не будет. Мала вероятность того, что ИФНС уложится в допустимые сроки для проверок и привлечения.

Вариант 3. Если у вас все «чисто» по налогам, по крайней мере нет крупных сумм, беспокоится нечего.

Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

  • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.

Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ. Во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

Ознакомиться с судебной практикой по ликвидации ООО вы можете в тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями п. 3, п. 3.1 (данный пункт при этом действует только в отношении юрлиц в виде НКО как товариществ собственников недвижимости или потребкооперативов) и п. 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:

  1. ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
  2. Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
  3. Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
  4. Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Применительно к НКО, налоговики в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации юрлица:

  • производят общие действия, что предусмотрены п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ;
  • направляют юрлицу уведомление о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и о возможности направления в ФНС заявления при продолжении ведения соответствующим юрлицом уставной деятельности.

Указанное уведомление должно содержать данные о порядке и сроках направления заявления на продолжение деятельности с указанием адреса, на который его следует направить.

Ликвидация ООО по решению суда

Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:

  1. Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
  2. Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
  3. Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
  4. После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  5. Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
  6. Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Ликвидация ООО возможна в том числе при наличии налоговой задолженности. Подробнее — здесь.

Итоги

Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.

Проверка налоговой при ликвидации компании

Хочу закрыть ООО. Но знакомые говорят, что как только подам документы в налоговую, придет проверка. А там доплата налогов, штрафы, пени, вот это всё. И ликвидация затянется на годы. Это правда?

Отвечаем: проверка бывает не всегда

Ваши знакомые отчасти правы, но не во всём.

По закону ликвидация юридического лица занимает четыре месяца. Если кратко, процедура такая:

  • участники компании принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
  • составляют протокол собрания с решением о ликвидации и уведомление о ликвидации по форме Р15 001;
  • в течение трех дней после решения сообщают в регистрирующую налоговую о ликвидации, отдают протокол и уведомление;
  • через пять дней налоговая выдает лист о том, что сделала запись в реестр юридических лиц, и компания начинает процесс ликвидации;
  • компания публикует запись о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
  • сообщает о ликвидации партнерам, перед которыми есть долги;
  • за два месяца до ликвидации предупреждает сотрудников об увольнении и заявляет в службу занятости;
  • готовит и сдает в налоговую промежуточный ликвидационный баланс;
  • оплачивает задолженность перед сотрудниками, налоговой, партнерами;
  • сдает декларации, отчитывается в фонды по уволенным сотрудникам, сдает окончательный ликвидационный баланс;
  • участники делят между собой имущество;
  • подают в налоговую заявление о ликвидации.

Процедура долгая, но несложная: выполняй по шагам и всё. А если не хочется самому заполнять бумаги и ходить по инстанциям, можно нанять юриста.

Есть один нюанс. Когда компания подает заявление на ликвидацию, налоговая может решить, что нужна выездная проверка. Это право налоговой, но не обязательное условие. Нет гарантии, что налоговая обязательно придет с проверкой при ликвидации вашей компании.

Если налоговая решает провести проверку юридического лица, она приостанавливает ликвидацию. Налоговая хочет убедиться, что компания не пытается закрыться, чтобы скрыть долги по налогам.

Критерии для проверки

Налоговая проверяет не все компании, а выбирает их по критериям. Налоговая опубликовала документ с двенадцатью критериями, по которым компании могут себя проверить. Но на деле критериев больше. Расскажу о тех, с которыми чаще всего сталкиваемся в своей практике:

Простые и сложные разрывы в сделках по НДС в «Деле»

  • разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
  • возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;

Для Санкт-Петербурга налоговая запустила калькулятор для расчета налоговой нагрузки на своем сайте.

  • сделки с подозрительными партнерами. Налоговая называет это «деятельностью с высоким налоговым риском». Ее настораживает, когда компания работает с партнерами, у которых нет сотрудников в штате, офиса и складов, где могут лежать товары;
  • займы от взаимозависимых компаний;
  • сделки с иностранными компаниями. Особенно если это займы, купля-продажа ценных бумаг, выплата дивидендов, роялти.

Когда налоговая подозревает взаимозависимость в «Деле»

По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.

В реальности критериев у налоговой больше, но мы лишь можем о них догадываться. По этим критериям налоговая отбирает компании, а потом на проверке детально изучает, как компания работала, какие сделки заключала и где могла не доплатить налоги.

По нашим наблюдениям, налоговая в Москве чаще всего интересуется компаниями на общей системе налогообложения. Такие компании могут делать неоправданные вычеты по НДС и занижать налоги.

Это не значит, что налоговая не может обратить внимание на компанию на упрощенке. Риск небольшой, если компания вовремя платила налоги. Под подозрение попадают компании, которые несколько раз подходят к лимитам упрощенки или были замечены в дроблении бизнеса.

При ликвидации налоговая может устроить проверку, даже если уже проверяла компанию в последние три года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *