Что такое контроль в пфр
Перейти к содержимому

Что такое контроль в пфр

  • автор:

Внешний и внутренний контроль за деятельностью пенсионного фонда российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова Т. В., Кот Е. М.

Организация контроля (аудита) является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль (аудит) является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования, что подчеркивается в Лимской декларации. В функциональном плане современная теория аудита выделяет два его основных вида: финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности) и аудит эффективности. Целью финансового аудита является определение правильности ведения, полноты учета и отчетности доходов и расходов исполненного государственно¬го бюджета, а также законности и целевого использования бюджетных средств. Целью аудита эффективности является определение экономичности, про¬дуктивности и результативности использования государственных средств и ре¬сурсов. Анализ приведенных различий показывает, что в среднесрочной перспек¬тиве эти два вида финансового контроля должны существовать совместно, до¬полняя и развивая систему государственного финансового контроля в целом. Анализ эффективности применительно к государственным расходам и использованию государственной и муниципальной собственности является от¬носительно новой сферой деятельности. Он развернулся в результате информа¬ционного голода, испытываемого законодателями и органами управления в от¬ношении действительных результатов государственных расходов, а также в от¬ношении эффективного и экономичного использования данных ресурсов. В статье автор рассматривает основные этапы создания службы внутреннего аудита.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зырянова Т. В., Кот Е. М.

Текст научной работы на тему «Внешний и внутренний контроль за деятельностью пенсионного фонда российской Федерации»

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. В. ЗЫРЯНОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерскогоучета, анализа и аудита

Е. М. КОТ, старший преподаватель Уральская академия государственной службы

Организация контроля (аудита) является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль (аудит) является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования, что подчеркивается в Лимской декларации.

Аудит — как внешний, так и внутренний — наряду с контролем исполнительной власти со стороны политических сил и гражданского общества, является важным фактором, обеспечивающим экономичное, эффективное, целесообразное и справедливое распределение ресурсов.

В 1990-егг. достаточно активно разрабатывалась нормативная база, регламентирующая технику и методику проведения аудита. Аудиторская деятельность в России на первых ее этапах была в основном привязана к сложившейся системе бухгалтерского учета. Точкой отсчета нового периода развития аудиторской деятельности можно считать 1998 г., в котором была принята государственная программа реформирования бухгалтерского учета. За годы после ее принятия были определены допустимые отклонения от международных стандартов финансовой отчетности и установлено место аудита в экономике переходного периода как специфического вида предпринимательской деятельности.

По мере расширения экономических интересов и потребностей пользователей бухгалтерской отчетности менялись представления об аудите, месте и его

значении в общей системе экономической жизни. Можно выделить принципиальные методы, касающиеся эволюции взглядов на цели и предназначение аудита в российской экономике (табл. 1).

Раньше система бюджетного учета и отчетности была предназначена в основном для удовлетворения информационных потребностей внутренних пользователей — участников бюджетного процесса:

• отдельно формировались баланс исполнения бюджета и баланс исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, при этом формирование сводного баланса не предусматривалось;

• в отчетности отсутствовала информация обо всех государственных и муниципальных активах и обязательствах;

• отчетность давала полное представление лишь о кассовых операциях с бюджетными и внебюджетными средствами.

Все это приводило к тому, что содержание бюджетной отчетности было неясным для внешних пользователей. В то же время контролеры ставили целью проверить механизмы и процедуры расходования средств, а не вопросы, связанные с эффективностью их использования. В практике работы органов государственной власти и местного самоуправления отсутствовали процедуры и методология внешнего и внутреннего контроля (аудита) обоснованности планирования и результатов

Основные этапы становления аудита в России

Этап Основные цели и задачи аудита Рынок аудиторских услуг

1 Основная цель (кроме задачи подтверждения или неподтверждения достоверности бухгалтерской отчетности) выявление и предупреждение намеренных ошибок Появление первых аудиторских образований, отвечающих потребностям новых рыночных структур и начало практики аудиторских проверок предприятий по уровню организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности

2 Установление фактического состояния и определения доходности предприятия Рынок аудиторских услуг существенно расширился, практически сформировались основные институты аудита

3 Выделяется такая функция как аудит эффективности расходов и результатов отдельных видов деятельности Этап формирования современной цивилизованной системы финансового контроля пока находится на концептуальном уровне

использования бюджетных средств. Предпочтение отдавалось внешнему контролю за соответствием фактических показателей плановым и проверкам целевого использования бюджетных средств.

В связи с этим была признана необходимость реформирования системы бюджетного учета, отчетности и аудита с целью повышения качества управления государственными и муниципальными финансами и сближения с международными стандартами.

В процессе реформирования бюджетного учета была выделена одна из основных задач — проведение аудита, ориентированного не только на проверку правильности расходования средств, но и на результат, полученный в ходе реализации деятельности учреждений. Поэтому возникла необходимость изменить подход к проведению аудита и уделить больше внимания результативности работы проверяемых организаций.

В функциональном плане современная теория аудита выделяет два его основных вида: финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности) и аудит эффективности.

Целью финансового аудита является определение правильности ведения, полноты учета и отчетности доходов и расходов исполненного государственного бюджета, а также законности и целевого использования бюджетных средств.

Целью аудита эффективности является определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств и ресурсов. Основные различия данных видов аудита приведены в табл. 2.

Анализ приведенных различий показывает, что в среднесрочной перспективе эти два вида финансового контроля должны существовать совместно, дополняя и развивая систему государственного финансового контроля в целом.

Анализ эффективности применительно к государственным расходам и использованию государственной и муниципальной собственности является относительно новой сферой деятельности. Он развернулся в результате информационного голода, испытываемого законодателями и органами управления в отношении действительных результатов государственных расходов, а также в отношении эффективного и экономичного использования данных ресурсов.

Эффективность в общем виде характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности, выраженными соответственно количественными показателями. Государственные дела должны вестись с максимальным использованием ресурсов, то есть экономично, продуктивно и результативно.

Основные различия финансового аудита и аудита эффективности

Финансовый аудит Аудит эффективности

Основные задачи — соблюдение законности, норм и правил составления финансовой отчетности Основные задачи — оценка результатов деятельности объекта и характеристика использования государственных расходов

Аудит проводится по определенным требованиям и имеет четко определенные цели Аудит имеет достаточно широкий спектр задач, допускает различные трактовки и интерпретацию результатов

Результаты аудита представляются в стандартной форме с обоснованиями (документами) Результаты аудита допускают вариантность трактовок, дискуссионность, используют не только документы, но и различного рода доказательства для оценки эффективности

Аудит ориентируется на формальные параметры исполнения процедур распределения и использования государственных ресурсов Идеальный ориентир — оценка экономичности, результативности и эффективности использования государственных средств

Согласно определению, принятому ИНТО-САИ (Международной организацией высших органов финансового контроля), «аудит эффективности представляет собой оценку или проверку степени, в которой государственное предприятие, программа или организация работают эффективно и результативно, с должным вниманием к экономному расходованию средств».

Аудит эффективности имеет более широкие задачи по сравнению с аудиторскими проверками правильности расходования средств, экономии и результативности расходов. Аудит эффективности может также включать контроль за финансовой отчетностью, правильным и законным использованием ресурсов, экспертно-аналитическими мероприятиями, другими мероприятиями, необходимыми для достижения целей аудита.

За прошедшее время аудит эффективности получил широкое развитие и распространение в большинстве зарубежных стран и в настоящее время становится преобладающим видом контроля за государственными расходами.

Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) — второй по величине после федерального, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности. В связи с этим возникает вопрос о контроле за осуществлением этой деятельности.

Структура контроля за деятельностью ПФР в настоящее время представлена на рис. 1.

В отличие от наблюдательного совета ПФР, общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений создан для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, т. е. в его компетенцию входит более узкий круг вопросов, а именно только те, которые напрямую связаны с формированием и инвестированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные проверки ПФР и его региональных отделений и осуществляет следующие задачи:

• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей ПФР по объемам, структуре и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходов;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета ПФР;

• финансовая экспертиза проекта бюджета ПФР;

• анализ соответствия плановых и фактических показателей, касающихся исполнения бюджета;

Рис. 1. Система контроля задеятельностью ПФР (действующая)

• контроль за законностью и своевременностью движения средств ПФР.

Статус Счетной Палаты РФ отвечает требованиям ИНТОСАИ, но особенности проведения аудиторской деятельности и подготовки отчетности не соответствуют требованиям ИНТОСАИ и принципам Лимской декларации.

Как мы видим, основные задачи Счетной палаты РФ включают в себя не только финансовый аудит, но и аудит эффективности использования средств ПФР. Согласно же Лимской декларации «в задачи высшего контрольного органа в качестве внешнего аудитора входит проверка эффективности внутреннего аудита. Если сделан вывод о том, что функция внутреннего аудита работает эффективно, необходимо приложить усилия для достижения эффективного разделения функций, а также сотрудничества между высшим контрольным органом и службой внутреннего аудита (при этом за высшим контрольным органом всегда сохраняется право на проведение полноценного аудита)».

Стоимость внешнего аудита значительно выше, чем внутреннего, поэтому необходимо соизмерять информацию, которую желательно получить, с возможными затратами на получение такой информации.

В результате вышеизложенного мы считаем, что возникла необходимость создания системы государственного финансового контроля, состоящей из внешнего контроля, осуществляемого

независимыми и подотчетными Правительству РФ органами финансового контроля, и внутреннего контроля, действующего в рамках исполнительной власти. Причем высший орган финансового контроля должен концентрировать свою деятельность главным образом на финансовом аудите годовых отчетов Пенсионного фонда, а структуры внутреннего контроля должны проводить проверку внутри фонда и его отделений. Высшие органы финансового контроля должны играть ведущую роль по отношению к структурам внутреннего контроля, оценивать надежность их контрольно-ревизионной деятельности. Такая структура по отношению к деятельности ПФР представлена нами на рис. 2.

Данная система избавит высшие органы финансового контроля от необходимости проведения детальных проверок счетов и финансовой отчетности непосредственных получателей бюджетных средств. Опираясь на результаты работы органов внутреннего контроля, можно будет осуществлять проверки эффективности использования государственных средств.

Проведение внешнего аудита (контроля) должно обеспечивать механизм, препятствующий фактам злоупотребления и нерачительного управления государственными ресурсами и должен в первую очередь относиться к финансовой отчетности. В ходе такой проверки подготавливается отчет для распространения среди заинтересованных лиц, являющихся внешними по отношению к организации.

ТТслсітошшіг фниі.і РФ м его отдел* чим

Федеральное служба ІIII фц-

ишеоныч рыл ким

Функции по осуществлению государственного контроля її надзора

+ і внутренний контроль

средств бюджета Пенсионного фонди Российский Фсдсряшії!

Отдел контроля за размещенном заказов

Отдел кон [ро;ія за назначением и выплатой І1СНСІШ

Отдел контроля за зффектнвн остью I* целесообразностью не пользования государственных средств

Рис. 2. Система контроля за деятельностью ПФР (предлагаемая автором)

Мы предлагаем контрольные действия по эффективности и целесообразности использования средств ПФР осуществлять службой внутреннего контроля, а за Счетной Палатой РФ оставить функции по проверке соблюдения законности, норм и правил составления финансовой отчетности и контроль за деятельностью службы внутреннего аудита ПФР Внешний аудит должен быть направлен на предоставление независимого подтверждения о том, что отчет о финансовой деятельности ПФР справедливо отражает существующее положение.

Внутренний аудит должен быть направлен на проверку того, насколько эффективно и рационально осуществляется деятельность организации. Под системой мер для организации внутреннего контроля необходимо понимать систему мер, организованных руководством службы внутреннего аудита и осуществляемых с целью наиболее эффективного выполнения задач, поставленных перед ПФР и его региональными отделениями. Внутренний контроль должен определять законность этих операций и их экономическую целесообразность.

Работу аудиторской службы необходимо строить на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности, независимости, конфиденциальности, регламента и информационной обеспеченности, ответственности.

В процессе создания отдел внутреннего аудита, как нам представляется, проходит несколько этапов, представленных в табл. 3.

1-й этап. Как правило, положение о службе включает в себя следующие подразделы:

Обшие положения. Фиксируется:

• подчиненность вышестоящему руководству;

• какими нормативными документами руководствуются работники службы внутреннего аудита;

• кто несет непосредственную ответственность за организацию внутреннего аудита.

Задачи подразделения. Перечисляются главные

и второстепенные задачи, стоящие перед службой по комплексному контролю и оказанию консультационных услуг.

Структура подразделения. Называются все структурные подразделения и взаимосвязи между ними, распределение обязанностей между работниками, квалификационные требования к начальнику отдела, штат работников и формы оплаты их труда.

Функиии подразделения. Отмечаются назначение и роль подразделения, работа, производимая ими.

Компетениия подразделения. Указывается совокупность прав и обязанностей работников.

Ответственность. Перечисляются льготы работников по законодательству и меры ответственности за нарушение обязанностей.

Основные взаимоотношения службы аудита. Отмечают, какую информацию и от кого получают сотрудники, как и кому ее передают.

Служба внутреннего аудита должна подчиняться непосредственно Правлению ПФР и непосредственно контролироваться председателем Правления.

службы внутреннего аудита

Основные этапы создания

Этап Основные задачи на данном этапе

1-й этап — разработка положения о службе Положение о службе внутреннего аудита должно четко устанавливать диапазон и границы обязанностей и полномочий данного звена и утверждается Правительством РФ

2-й этап — подготовка стратегического плана Стратегический план службы внутреннего аудита необходим для определения задач по достижению его главной цели. Главная особенность — проведение внутреннего аудита не является стратегической задачей ПФР. Это услуга, оказываемая руководству внебюджетного фонда и способствующая достижению целей учреждения

3-й этап — разработка первичного плана Процесс планирования включает разработку задач, календарных графиков аудиторских проверок, проектов формирования штата и финансовых смет расходов, отчетов о результатах деятельности

4-й этап — определение штата Необходимо провести оценку опыта и квалификации будущих сотрудников

5-й этап — создание структуры отчетности Для удовлетворения потребностей различных групп пользователей необходимо разработать систему отчетности и структуру передачи информации

6-й этап — принятие профессиональных стандартов Необходимо определить главные направления и правила, которых следует придерживаться в процессе работы

7-й этап — сотрудничество с высшим органом финансового контроля Необходимо предусмотреть степень согласованности и сотрудничества со Счетной Палатой РФ

8-й этап — контроль эффективности и качества аудита Важным вопросом является объективная оценка эффективности труда работников службы внутреннего аудита

Следует отметить, что аудиторы не должны обладать полномочиями и ответственностью за проверяемые ими виды деятельности.

2-й этап. Стратегический план должен разрабатываться с учетом изменений, прогнозируемых в среднесрочной перспективе, а также с их вероятным воздействием на способность организации добиться поставленных целей.

3-йэтап. Для выполнения обязанностей отдела внутреннего аудита составляются планы, согласующиеся с его задачами. Процесс планирования включает разработку:

• календарных графиков аудиторских проверок;

• проектов формирования штатов и финансовых смет расходов;

• отчетов о результатах деятельности.

Задачи аудиторской службы должны быть выполнимы в рамках производственно-финансовых планов и смет, атакже, по возможности, измеримы. Для этого необходимы определенные критерии оценок и плановые сроки выполнения.

В календарных графиках аудиторских проверок рекомендуется указывать:

• отделения ПФР и виды их деятельности, подвергаемые аудиторской проверке;

• начало (дату) проверки;

• срок проверки с учетом объема планируемой работы.

При составлении календарных графиков первостепенное значение следует уделять дате проведения и результатам предыдущей аудиторской проверки; вскрытию финансовых нарушений; возможным потерям и рискам и т. д. Графики работ должны быть гибкими и учитывать возможность незапланированных проверок.

4-й этап. В составе службы внутреннего аудита должны быть не только аудиторы, но и специалисты других областей — в области пенсионного обеспечения, по налогообложению, правовым вопросам и т. д. Специалисты могут быть штатными работниками или привлекаться на договорных условиях для консультирования, выработки методологических и финансовых решений по наиболее сложным вопросам. Особое внимание следует уделить разработке должностных инструкций сотрудников.

Ключевое место в отделе внутренней службы принадлежит начальнику отдела, который напрямую связан с Правлением ПФР. Целесообразно, чтобы начальник отдела для поддержания контактов регулярно участвовал в заседаниях Правления, которые касаются аудиторской деятельности, финансовой отчетности, управления ПФР.

Начальник службы внутреннего аудита обязан периодически давать оценку работе отдела и письменно или устно сообщать о ней Правлению, ежегодно представлять к сведению председателя Правления календарные планы аудиторских работ, проекты формирования штатов и сметы расходов своего отдела.

Руководитель отдела информирует администрацию о всех существенных фактах, вскрытых в ходе аудиторской проверки, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на потребителей услуг ПФР или на само учреждение. Эти факты могут быть связаны с нарушениями, противоправными действиями, ошибками, неэффективностью, растратами, конфликтом интересов и недостаточностью контроля.

Начальник службы внутреннего аудита ответственен за обеспечение надзора за аудитом от планирования до завершения выполнения аудиторского задания, составления заключения и выработки рекомендаций для устранения выявленных нарушений.

5-й этап. Для внутреннего аудита нет разработанной формы отчетности, и нельзя механически использовать те формы отчетности, которые применяются в отечественной практике аудита и за рубежом.

Отчет внутреннего аудита, так же, как и внешнего, может иметь три части: вводную, описательную (аналитическую) и итоговую.

Вводная часть должна включать: номер отчета, название отделения ПФР, наименование населенного пункта, на территории которого проводится проверка, дату написания отчета, срок проведения проверки, указания на вопросы проверки, период деятельности отделения, за который проведена проверка, фамилии, имена и отчества руководства проверяемого отделения, иные сведения.

Описательная часть отчета должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Итоговая часть отчета должна содержать общий вывод о состоянии бухгалтерского учета, внутреннего контроля и отчетности, атакже предложения по устранению выявленных нарушений.

6-й этап. Правила внутреннего аудита должны установить высокие стандарты независимости, объективности, профессионализма, объем работ и методы их исполнения, а также принципы управления службой.

7-й этап. Объединенные аудиторские усилия являются гораздо более эффективными, нежели разрозненные, поэтому сотрудничество со Счетной палатой РФ является неотъемлемой задачей службы внутреннего аудита ПФР Вместе с тем внутренний аудит обеспечивает обратную связь с различными сферами деятельности ПФР.

8-й этап. Сложившаяся на практике оценка деятельности аудиторов по количеству выполненных ими проверок, сумме выявленных незаконных выплати хищений, соблюдению сроков проведения проверок, числу проведенных профилактических мероприятий малоэффективна. Исходным моментом для выявления непосредственных результатов деятельности аудиторской службы должны служить степень или уровень, достижения определенных задач или выполнения этапов (процедур) аудиторского труда.

Аудит — как внешний, так и внутренний — является важной подсистемой управления финансами, которая обеспечивает условия для экономичного, эффективного, результативного и справедливого распределения бюджетных средств. Поэтому в ПФР, как и в любой отрасли государственного сектора экономики, важно найти оптимальное разграничение двух видов контроля, которое будет обеспечивать информационную открытость органов государственной власти и местного самоуправления, возможность для общества оценить результаты и последствия проводимой

ими политики относительно заявленных целей и поставленных задач.

1. Алексеева И. В. и др. Совершенствование учета, отчетности и аудита в секторе государственного управления. М.: ЛЕНАНД, 2005. 536 с.

2. Андреев В. Д. Внутренний аудит. М.: Финансы и статистика, 2003. 464 с.

3. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. М.: Издат. -торг. корпорация «Дашков и К0», 2002. 496 с.

4. Кузнецова Е. В. Аудит системы внутреннего контроля в среде компьютерной обработки данных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 112 с.

5. Макальская А. К. Внутренний аудит: Учеб. -практ. пособие. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. 112 с.

6. Рябухин С., Климантов С. Аудит эффективности государственного сектора экономики: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: ТриадаЛтд, 2006. 304 с.

7. Сиротенко Э. А. Внутрифирменные стандарты аудита: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006. 224 с.

8. Соколов Б. ^.Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методики, практика). М.: «ЯОРЕК», 2006. 250 с.

9. Шохин С. О. Финансовое право для экономических специальностей: Учеб. М.: КНОРУС, 2008. 544 с.

Как проходят проверки ПФР

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Методические рекомендации по проведению проверок, выпускаемые и утверждаемые Правлением ПФР (постоянно обновляются).
  • Федеральный закон № 212 от 24 июля 2009 года «О взносах в Пенсионный Фонд РФ».
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Налоговый Кодекс РФ.

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР
  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.
Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.
Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

  1. Выявлена недостача по взносам (недоимка). Проверяющий составляет справку по форме 3-ПФР, руководитель ее подписывает и заверяет печатью. Ее не выдают подателю отчетности, а хранят в деле. По факту этой справки в течение 3 месяцев работодатель получит требование о погашении недоимки.
  2. Выявлены ошибки в исчислении или разбег данных. В этом случае страхователь получит требование 8-ПФР о предоставлении пояснений или внесении исправлений. Сделать это надо быстро, не позже 5 дней. Далее реализуется один из следующих путей:
    • после пояснений нарушений нет – проверка закрывается, акт составлять не нужно, плательщику дополнительно ничего не сообщается;
    • после пояснений выявляется правонарушение – это вызывает составление акта 16-ПФР, который направляется плательщику. Если у него есть возражения, он вправе их предоставить в течение 15 дней. Затем в течение декады выносится окончательный результат: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в этом привлечении. Ответственность предусматривает не только погашение возникшей недоимки но и пеней, штрафов, которые назначаются в течение 10 дней с момента вступления решения в силу отдельным требованием. Копия вынесенного решения в течение 5 дней выдается плательщику под роспись или направляется заказным письмом.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки
  1. Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
  2. Внеплановые проверки происходят по отдельности.
  3. Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
  4. Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
    • для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
    • для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
    • для перевода полученных сведений на государственный язык.
  5. Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

IV. Порядок контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета

37. Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

38. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации <11>, страхователю вручается уведомление <12> об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

<11> Пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

<12> Часть пятая статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

39. При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

40. За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

41. За несоблюдение страхователем порядка представления индивидуальных сведений в форме электронных документов страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

42. За нарушение установленных Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации должностные лица страхователя несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

43. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности, в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного нарушения <13>.

(в ред. Приказа Минтруда России от 05.10.2021 N 671н)

(см. текст в предыдущей редакции)

<13> Часть вторая статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

44. В случае выявления в представленных налоговыми органами индивидуальных сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся в Пенсионном фонде Российской Федерации, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов. Одновременно в налоговые органы направляется информация об ошибках (протокол ошибок), не позволяющих учесть индивидуальные сведения на индивидуальных лицевых счетах.

Чего работодателю ждать от проверки Пенсионного фонда?

Работодатели тесно взаимодействуют с Пенсионным фондом: уплачивают страховые взносы, сдают по ним отчетность, представляют персонифицированные сведения о работниках. Раньше специалисты ПФР, приходя в организацию с проверкой, основное внимание уделяли изучению сведений о трудовом стаже и заработке сотрудников. Но с 2010 года ситуация изменилась. В связи с отменой ЕСН проверяющие из Пенсионного фонда контролируют также и правильность уплаты страховых взносов. И это стало приоритетным направлением проверок ПФР.

Проверки по новым правилам

До 1 января 2010 года сумма, которую работодатель уплачивал на финансирование базовой части трудовой пенсии работника, была одной из составляющих ЕСН и контролировалась налоговиками. Взносы на страховую и накопительную части пенсии были также предметом администрирования ФНС России, а территориальные органы ПФР взыскивали лишь недоимки по этим взносам, а также пени и штрафы.

Вместе с отменой ЕСН вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ*, в соответствии с которым изменились функции проверяющих из Пенсионного фонда. Сейчас они имеют право проверять страхователей (организации, индивидуальных предпринимателей) не только в части индивидуального (персонифицированного) учета, но и по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, а также отчетности по ним. Под прицел сотрудников ПФР попадают не только пенсионные отчисления, но и взносы в фонды медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Если по результатам проверки выявятся нарушения, проверяющие могут взыскать с работодателя неуплаченные средства, пени и штрафы.

Если говорить о функции по проверке данных, связанных с персонифицированным учетом застрахованных лиц (документов о стаже и заработке сотрудников), то проверяя такие сведения, специалисты Пенсионного фонда пока руководствуются методическими рекомендациями ПФР, выпущенными в 2002 году**. Таким образом, при проверке Пенсионного фонда работодатель должен быть готов к ревизии, охватывающей и уплату взносов, и правильность оформления необходимых документов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут проводить совместные проверки работодателей и должны ежегодно составлять совместные планы их проведения (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Камеральные и выездные проверки

Камеральные проверки посвящены ревизии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, но в ходе такой проверки могут исследоваться и документы персонифицированного учета работодателя. Камеральные проверки проводятся без специального разрешения руководителя территориального органа ПФР и без выезда проверяющих в компанию – только на основании расчетов и документов страхователя, которые имеются у Пенсионного фонда. О такой проверке организация может даже не знать – акт*** о ней составляется, только если в документах компании будут обнаружены ошибки или противоречия, свидетельствующие о нарушении законодательства (ст. 34 Закона № 212-ФЗ). До составления акта проверяющие в письменной форме сообщат работодателю о недочетах, а он должен будет в течение пяти дней исправить ошибки или дать по ним пояснение. Камеральная проверка расчета по страховым взносам может проводиться в течение трех месяцев с момента представления этого расчета (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка проводится на территории организации.

Организация включается в план выездных проверок, если с момента последней такой же проверки прошло не менее трех лет (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Если камеральная проверка в большей степени касается данных бухгалтерского учета, при выездной проверке исследованию подвергаются также многие документы кадровой службы организации (перечислены в таблице на стр. 43). Специалисты территориального органа ПФР рассматривают их в рамках общей ревизии, чтобы оценить достоверность сведений о трудовом стаже и зарплате персонала, которые представляет работодатель (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Примерный перечень документов, которые может потребовать Пенсионный фонд при проверке*

Для выявления работников, имеющих и не имеющих страховые пенсионные свидетельства

Для проверки сведений о стаже работников

Для проверки индивидуальных сведений о выплатах, начисленных работникам

– список внештатных работников;

– список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, прекращении трудового договора)

– Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора;

– табели учета рабочего времени;

– акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– трудовые книжки работников

– Расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– личные карточки налогоплательщика

По продолжительности выездная проверка не должна превышать двух месяцев (если проверяют филиал или представительство компании – одного месяца). Основанием для такой проверки является решение руководителя отделения ПФР по месту нахождения организации, которую будут инспектировать. Рассмотрим правила выездной проверки подробнее.

Как проходит выездная проверка

Закон не обязывает проверяющих Пенсионного фонда сообщать работодателям о планируемой ревизии, поэтому выездная проверка вполне может стать для компании неожиданностью. Чтобы вы могли удостовериться в полномочиях контролеров, сначала они должны предъявить вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения (ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Затем проверяющие, как правило, вручают уполномоченному лицу работодателя – обычно генеральному директору или главному бухгалтеру – письменное требование о представлении документов, где перечислены все бумаги, нужные для проверки. Их надо передать проверяющим в виде копий, которые заверил генеральный директор, его заместитель или другой уполномоченный сотрудник. Если это необходимо, у вас могут попросить и подлинники. На подготовку всех бумаг работодателю отводится 10 дней со дня вручения требования (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Как правило, всегда просят предъявить учредительные документы компании (устав). Другие бумаги, которые могут понадобиться специалистам ПФР, представлены в таблице на стр. 43.

Если по каким-то причинам вы не можете представить документы в 10-дневный срок, следует сообщить об этом проверяющим письменно и с указа¬нием обстоятельств – тогда срок может быть продлен (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

В течение двух месяцев проверяющие будут тщательно исследовать ваши документы и расчеты, сверяя их со своими данными. Заметим, что специалисты фонда имеют право проверять работу организации только за три календарных года, предшествующих году проверки (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При необходимости выездная проверка приостанавливается на срок до шести, а в отдельных случаях до девяти месяцев. Такое решение принимает руководитель отделения ПФР, назначивший ревизию. Например, это может понадобиться, если работодатель не успевает в краткие сроки собрать все нужные документы.

Если при оценке пенсионных прав сотрудников в крупной компании их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверка может проводиться сплошным порядком (п. 7 Методических рекомендаций ПФР).

Что проверяют в отделе кадров

Большой блок выездной проверки ПФР – ревизия данных о стаже и заработке сотрудников – проходит в кадровой службе организации. Если персонал вашей компании составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверяются не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) со всеми видами заработной платы (повременная, в процентах от выручки, долях от прибыли, на основе тарифных ставок и т. д).

Сначала проверяют индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию или достигающих пенсионного возраста в течение ближайших двух лет, причем особое внимание уделяют тем, кто имеет право на льготную пенсию. Затем проверяющие изучают сведения об остальных сотрудниках. После того как по спискам работников будет установлена их фактическая численность на момент проверки, специалисты ПФР приступят к выяснению, у кого из сотрудников есть пенсионные свидетельства, а кто не имеет этого документа. Для этого они изучат штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, трудовые и гражданско-правовые договоры, а в итоге составят списки работников, имеющих и не имеющих страховые свидетельства.

Чтобы проверить сведения о трудовом стаже персонала, сотрудники пенсионного фонда рассмотрят первичные документы по учету кадров – приказы о приеме, переводе и увольнении, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки. Если в организации есть работники, у которых идет специальный стаж (например, педагогический, медицинский, за вредные условия труда), проверяющие обратят внимание на правильный подсчет и оформление именно этого стажа. Результаты проверки сведений о стаже и заработке персонала будут отражены в общем акте проверки ПФР.

Комментарий бухгалтера

Ирина ВОЛЧУГОВА, бухгалтер ООО «Ново-Строй» (г. Иркутск):

– Расчет в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2010 года организации готовят по новой форме – РСВ-1 ПФР*. В этом расчете отражаются взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Поскольку расчет основывается на данных бухгалтерского учета, его готовит бухгалтерия. О том, как заполнять форму расчета, подскажет рекомендуемый порядок, который размещен на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Представлять расчет в ПФР нужно ежеквартально, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Первый раз мы сдавали такой отчет до 1 мая 2010 года (за I квартал 2010 г.). Следующий предстоит подготовить и представить в ПФР до 2 августа (1-е число – выходной). В эти же сроки кадровики должны сдать и отчетность по персонифицированному учету за первое полугодие 2010 года**. По новым правилам в этом году два отчетных периода для представления сведений персонифицированного учета: полугодие и календарный год. Сведения по итогам 2010 года нужно представить в ПФР до 1 февраля 2011 года.

* Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

** Часть 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Последствия проверки

Сразу после того как выездная проверка будет завершена, контролеры напишут справку о проведенной проверке. Затем им дается два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Его должны подписать как проверяющие, так и уполномоченный сотрудник организации, которую инспектировали. Если он откажется подписать акт, на документе сделают соответствующую отметку. В течение пяти дней после подписания акта его должны вручить под роспись уполномоченному сотруднику проверяемой организации.

Решение о привлечении к ответственности по результатам проверки ПФР вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его работодателю (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Работодатель может и не согласиться с выводами проверяющих, которые зафиксированы в акте. Тогда он вправе написать возражения и в течение 15 дней со дня получения акта представить их в отделение Пенсионного фонда, которое проводило проверку. Лучше будет, если к возражениям приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность выводов и претензий плательщика страховых взносов (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Когда истечет срок на обжалование акта, руководитель отделения ПФР в течение 10 дней вынесет решение по результатам проверки и установит, есть ли в действиях работодателя признаки правонарушений. Если они имеются, фонд может привлечь организацию к ответственности. В решении руководителя ПФР указывается размер выявленной недоимки и пеней, а также штраф, который организация должна будет уплатить в Пенсионный фонд (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

* Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

* Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п).

** Формы документов, которые составляются при проверке ПФР, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *